kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тематический урок: "125- лет со дня рождения Сергея Сергеевича Прокофьева"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока:  « 125- лет  со дня рождения Сергея Сергеевича  Прокофьева»

Дата проведения:  18.04.2016 – 22.04.2016г. ( начальная школа 1 – 4 классы)

 Педагог  МАОУ « СОШ №120» г. Перми – Николюк Т.М. 

Цели и задачи:

Познакомить учащихся с жизнью и творчеством С.С. Прокофьева.

Развивать навыки слушания и эстетического восприятия музыки.

Воспитывать патриотические чувства, гордость за  отечественную музыкальную культуру, чувства красоты музыкальных произведений.

Методическое обучение:

Беседа, показ иллюстраций, прослушивание аудиозаписей, просмотр презентации.

Ход урока:

Учащиеся входят  в класс  под марш ( С.С. Прокофьева)

Учитель: Здравствуйте!  Как называется  произведение, под которое вы вошли в класс?

Дети: Марш.

Учитель: Кто автор  марша?

Дети: С.С.Прокофьев.

Учитель: Посмотрите на портрет композитора. На нас смотрит  жизнерадостный, увлеченный, талантливый человек, который  не только писал музыку, но  был прекрасным пианистом и дирижером. Слайд №1.

Родился  Сергей Сергеевич 23.04.1891 года в Сонцовке, Екатеринославской  губернии.

В этом году  музыкальная  общественность нашей страны отмечает 125-летие со дня рождения ведущего композитора и музыканта С.С. Прокофьева.

Отец его – Сергей Алексеевич был ученым агрономом, управляющим в имении помещика. От него передалась сыну любовь к природе. Среди детских рукописей Сережи Прокофьева сохранилась  тетрадка, в которой мальчик отмечал, когда какие цветы расцветают в Сонцовке,  как всходит солнце и многое другое…Талант Сережи проявился очень рано, музыку начал сочинять с детства. Слайд №2.

Сейчас мы послушаем произведение « Утро» Слайд №3

Учитель:

Музыку Сергей слышал с самого рождения. Мать – Мария Григорьевна играла по шесть  часов в день еще до рождения сына. Играла сонаты Бетховена, мазурки и ноктюрны Шопена, пьесы Чайковского. Воспитание сына взяла на себя мать, которая была хорошей пианисткой и являлась первым учителем музыки. Мальчик занимался серьезно музыкой с пяти лет и уже тогда проявлял интерес к сочинительству. Мать записывала сочиненные сыном пьесы: рондо, вальсы, песенки…  Слайд №4.

Слушаем песню « Болтунья»

Учитель:

В пять лет Сережа сочинил фортепианную пьеску под названием « Индийский галоп», а в девять лет  написал две оперы – « Великан» и « На пустынных островах».

Увидев  успехи сына, Мария Григорьевна решила показать Сергея Сергею Ивановичу Танееву – выдающемуся композитору, профессору Московской консерватории.

Отметив дарование мальчика, Танеев посоветовал начать серьезные занятия гармонией  и систематическое ознакомление с музыкальной культурой.

В возрасте  13 лет Сергей учится в Петербургской консерватории. Мальчик  поразил экзаменационную комиссию: он вошел, сгибаясь под тяжестью двух огромных папок, в которых лежали его сочинения – 4 оперы, симфония,2 сонаты и довольно много фортепианных пьес. «Это мне нравится!» - весело воскликнул председатель комиссии, композитор –  Н.А.Римский – Корсаков. В приемной комиссии сидели серьезные  и известные композиторы – А.К.Глазунов, А.К.Лядов.

Юный Сергей был принят в консерваторию, которую он отлично закончил по двум отделениям как пианист и как композитор.

Сергею Сергеевичу присудили золотую медаль и премию им.А. Рубинштейна.

А сейчас мы послушаем фрагмент из симфонической сказки « Петя и волк», которая была написана на собственный сюжет. Каждый персонаж в сказке охарактеризован

определенным инструментом или группой инструментов. Слайд №5.

Учитель:

С.С. Прокофьев много пишет  произведений для детей, это песни, сборники фортепианных пьес.

Слушание произведения « Прогулка»

Балет « Золушка»  написан во время войны (1945г.) Образ Золушки рисуется, прежде всего, мелодией  « Вальса», который будет звучать в балете неоднократно.

Обратите внимание на то,  как будет меняться музыка. Сначала звучит главная мелодия вальса, потом она становится все более торжественной, громкой, рисуя счастье Золушки на балу. Но в самом громком месте внезапно возникает тема часов

( « Полночь»)

«Вальс», « Полночь» - слушание Слайд №6.

Учитель:

К музыке С. Прокофьева публика привыкла не сразу. Сочинения  Прокофьева поражали слушателя свежестью, динамичностью. В них была новая красота дерзкого шествия молодости, сочетавшая с тонким лиризмом.

 Прокофьев пишет музыку для театра и кино. Вместе с кинорежиссером С. Эйзенштейном Прокофьев воспевает благородный патриотический подвиг дружины Александра Невского(1938г.) Слайд №7.

Сейчас мы послушаем  набатный хор « Вставайте, люди русские !» из кантаты

 « Александр Невский»

Учитель:

С.С.Прокофьев имеет множество наград, премий и званий-

Шесть Сталинских премий, Ленинская премия, звание – Народный артист РСФСР, орден Трудового Красного Знамени, медаль Члена Королевской шведской музыкальной академии…

Д.Б.Кабалевский  так сказал об этом композиторе: « Дети  особенно должны быть благодарны Сергею Прокофьеву, ибо никто из композиторов не посвятил детям столько прекрасных произведений.» Слайд №8.

Сам композитор говорил: « Кординальным достоинством…моей жизни всегда были поиски оригинального, своего музыкального языка. Я ненавижу подражание, я ненавижу избитые приемы…» Прокофьему удалось найти такие яркие и смелые выразительные краски, которые вскоре сделали его музыку бессмертной, одной из самых  популярных в современном мире. Слайд №9.

С.С.Прокофьев  похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. В память о композиторе на доме в Камергерском переулке  установлена   мемориальная доска. Слайд №10.

Учитель:

Ребята,с какими произведениями мы сегодня познакомились?

Назовите самые крупные из них.

Какие произведения С.С. Прокофьева вы еще знаете?

Домашнее задание:

Нарисуйте рисунки к прослушанным сегодня произведениям С.С.Прокофьева (по желанию).

Урок закончен. До свидания. Выход под марш ( С.С.Прокофьева)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«тематический урок: "125- лет со дня рождения Сергея Сергеевича Прокофьева"»

Тема урока: « 125- лет со дня рождения Сергея Сергеевича Прокофьева»

Дата проведения: 18.04.2016 – 22.04.2016г. ( начальная школа 1 – 4 классы)

Педагог МАОУ « СОШ №120» г. Перми – Николюк Т.М.



Цели и задачи:

Познакомить учащихся с жизнью и творчеством С.С. Прокофьева.

Развивать навыки слушания и эстетического восприятия музыки.

Воспитывать патриотические чувства, гордость за отечественную музыкальную культуру, чувства красоты музыкальных произведений.

Методическое обучение:

Беседа, показ иллюстраций, прослушивание аудиозаписей, просмотр презентации.

Ход урока:

Учащиеся входят в класс под марш ( С.С. Прокофьева)

Учитель: Здравствуйте! Как называется произведение, под которое вы вошли в класс?

Дети: Марш.

Учитель: Кто автор марша?

Дети: С.С.Прокофьев.

Учитель: Посмотрите на портрет композитора. На нас смотрит жизнерадостный, увлеченный, талантливый человек, который не только писал музыку, но был прекрасным пианистом и дирижером. Слайд №1.

Родился Сергей Сергеевич 23.04.1891 года в Сонцовке, Екатеринославской губернии.

В этом году музыкальная общественность нашей страны отмечает 125-летие со дня рождения ведущего композитора и музыканта С.С. Прокофьева.

Отец его – Сергей Алексеевич был ученым агрономом, управляющим в имении помещика. От него передалась сыну любовь к природе. Среди детских рукописей Сережи Прокофьева сохранилась тетрадка, в которой мальчик отмечал, когда какие цветы расцветают в Сонцовке, как всходит солнце и многое другое…Талант Сережи проявился очень рано, музыку начал сочинять с детства. Слайд №2.

Сейчас мы послушаем произведение « Утро» Слайд №3

Учитель:

Музыку Сергей слышал с самого рождения. Мать – Мария Григорьевна играла по шесть часов в день еще до рождения сына. Играла сонаты Бетховена, мазурки и ноктюрны Шопена, пьесы Чайковского. Воспитание сына взяла на себя мать, которая была хорошей пианисткой и являлась первым учителем музыки. Мальчик занимался серьезно музыкой с пяти лет и уже тогда проявлял интерес к сочинительству. Мать записывала сочиненные сыном пьесы: рондо, вальсы, песенки… Слайд №4.

Слушаем песню « Болтунья»

Учитель:

В пять лет Сережа сочинил фортепианную пьеску под названием « Индийский галоп», а в девять лет написал две оперы – « Великан» и « На пустынных островах».

Увидев успехи сына, Мария Григорьевна решила показать Сергея Сергею Ивановичу Танееву – выдающемуся композитору, профессору Московской консерватории.

Отметив дарование мальчика, Танеев посоветовал начать серьезные занятия гармонией и систематическое ознакомление с музыкальной культурой.

В возрасте 13 лет Сергей учится в Петербургской консерватории. Мальчик поразил экзаменационную комиссию: он вошел, сгибаясь под тяжестью двух огромных папок, в которых лежали его сочинения – 4 оперы, симфония,2 сонаты и довольно много фортепианных пьес. «Это мне нравится!» - весело воскликнул председатель комиссии, композитор – Н.А.Римский – Корсаков. В приемной комиссии сидели серьезные и известные композиторы – А.К.Глазунов, А.К.Лядов.

Юный Сергей был принят в консерваторию, которую он отлично закончил по двум отделениям как пианист и как композитор.

Сергею Сергеевичу присудили золотую медаль и премию им.А. Рубинштейна.

А сейчас мы послушаем фрагмент из симфонической сказки « Петя и волк», которая была написана на собственный сюжет. Каждый персонаж в сказке охарактеризован

определенным инструментом или группой инструментов. Слайд №5.

Учитель:

С.С. Прокофьев много пишет произведений для детей, это песни, сборники фортепианных пьес.

Слушание произведения « Прогулка»

Балет « Золушка» написан во время войны (1945г.) Образ Золушки рисуется, прежде всего, мелодией « Вальса», который будет звучать в балете неоднократно.

Обратите внимание на то, как будет меняться музыка. Сначала звучит главная мелодия вальса, потом она становится все более торжественной, громкой, рисуя счастье Золушки на балу. Но в самом громком месте внезапно возникает тема часов

( « Полночь»)

«Вальс» , « Полночь» - слушание Слайд №6.

Учитель:

К музыке С. Прокофьева публика привыкла не сразу. Сочинения Прокофьева поражали слушателя свежестью, динамичностью. В них была новая красота дерзкого шествия молодости, сочетавшая с тонким лиризмом.

Прокофьев пишет музыку для театра и кино. Вместе с кинорежиссером С. Эйзенштейном Прокофьев воспевает благородный патриотический подвиг дружины Александра Невского(1938г.) Слайд №7.

Сейчас мы послушаем набатный хор « Вставайте, люди русские !» из кантаты

« Александр Невский»

Учитель:

С.С.Прокофьев имеет множество наград, премий и званий-

Шесть Сталинских премий, Ленинская премия, звание – Народный артист РСФСР, орден Трудового Красного Знамени, медаль Члена Королевской шведской музыкальной академии…

Д.Б.Кабалевский так сказал об этом композиторе: « Дети особенно должны быть благодарны Сергею Прокофьеву, ибо никто из композиторов не посвятил детям столько прекрасных произведений.» Слайд №8.

Сам композитор говорил: « Кординальным достоинством…моей жизни всегда были поиски оригинального, своего музыкального языка. Я ненавижу подражание, я ненавижу избитые приемы…» Прокофьему удалось найти такие яркие и смелые выразительные краски, которые вскоре сделали его музыку бессмертной, одной из самых популярных в современном мире. Слайд №9.

С.С.Прокофьев похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. В память о композиторе на доме в Камергерском переулке установлена мемориальная доска. Слайд №10.

Учитель:

Ребята ,с какими произведениями мы сегодня познакомились?

Назовите самые крупные из них.

Какие произведения С.С. Прокофьева вы еще знаете?

Домашнее задание:

Нарисуйте рисунки к прослушанным сегодня произведениям С.С.Прокофьева (по желанию).



Урок закончен. До свидания. Выход под марш ( С.С.Прокофьева)








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
тематический урок: "125- лет со дня рождения Сергея Сергеевича Прокофьева"

Автор: Николюк Татьяна Михайловна

Дата: 14.05.2016

Номер свидетельства: 326584


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства