Тема урока: « 125- лет со дня рождения Сергея Сергеевича Прокофьева»
Дата проведения: 18.04.2016 – 22.04.2016г. ( начальная школа 1 – 4 классы)
Педагог МАОУ « СОШ №120» г. Перми – Николюк Т.М.
Цели и задачи:
Познакомить учащихся с жизнью и творчеством С.С. Прокофьева.
Развивать навыки слушания и эстетического восприятия музыки.
Воспитывать патриотические чувства, гордость за отечественную музыкальную культуру, чувства красоты музыкальных произведений.
Методическое обучение:
Беседа, показ иллюстраций, прослушивание аудиозаписей, просмотр презентации.
Ход урока:
Учащиеся входят в класс под марш ( С.С. Прокофьева)
Учитель: Здравствуйте! Как называется произведение, под которое вы вошли в класс?
Дети: Марш.
Учитель: Кто автор марша?
Дети: С.С.Прокофьев.
Учитель: Посмотрите на портрет композитора. На нас смотрит жизнерадостный, увлеченный, талантливый человек, который не только писал музыку, но был прекрасным пианистом и дирижером. Слайд №1.
Родился Сергей Сергеевич 23.04.1891 года в Сонцовке, Екатеринославской губернии.
В этом году музыкальная общественность нашей страны отмечает 125-летие со дня рождения ведущего композитора и музыканта С.С. Прокофьева.
Отец его – Сергей Алексеевич был ученым агрономом, управляющим в имении помещика. От него передалась сыну любовь к природе. Среди детских рукописей Сережи Прокофьева сохранилась тетрадка, в которой мальчик отмечал, когда какие цветы расцветают в Сонцовке, как всходит солнце и многое другое…Талант Сережи проявился очень рано, музыку начал сочинять с детства. Слайд №2.
Сейчас мы послушаем произведение « Утро» Слайд №3
Учитель:
Музыку Сергей слышал с самого рождения. Мать – Мария Григорьевна играла по шесть часов в день еще до рождения сына. Играла сонаты Бетховена, мазурки и ноктюрны Шопена, пьесы Чайковского. Воспитание сына взяла на себя мать, которая была хорошей пианисткой и являлась первым учителем музыки. Мальчик занимался серьезно музыкой с пяти лет и уже тогда проявлял интерес к сочинительству. Мать записывала сочиненные сыном пьесы: рондо, вальсы, песенки… Слайд №4.
Слушаем песню « Болтунья»
Учитель:
В пять лет Сережа сочинил фортепианную пьеску под названием « Индийский галоп», а в девять лет написал две оперы – « Великан» и « На пустынных островах».
Увидев успехи сына, Мария Григорьевна решила показать Сергея Сергею Ивановичу Танееву – выдающемуся композитору, профессору Московской консерватории.
Отметив дарование мальчика, Танеев посоветовал начать серьезные занятия гармонией и систематическое ознакомление с музыкальной культурой.
В возрасте 13 лет Сергей учится в Петербургской консерватории. Мальчик поразил экзаменационную комиссию: он вошел, сгибаясь под тяжестью двух огромных папок, в которых лежали его сочинения – 4 оперы, симфония,2 сонаты и довольно много фортепианных пьес. «Это мне нравится!» - весело воскликнул председатель комиссии, композитор – Н.А.Римский – Корсаков. В приемной комиссии сидели серьезные и известные композиторы – А.К.Глазунов, А.К.Лядов.
Юный Сергей был принят в консерваторию, которую он отлично закончил по двум отделениям как пианист и как композитор.
Сергею Сергеевичу присудили золотую медаль и премию им.А. Рубинштейна.
А сейчас мы послушаем фрагмент из симфонической сказки « Петя и волк», которая была написана на собственный сюжет. Каждый персонаж в сказке охарактеризован
определенным инструментом или группой инструментов. Слайд №5.
Учитель:
С.С. Прокофьев много пишет произведений для детей, это песни, сборники фортепианных пьес.
Слушание произведения « Прогулка»
Балет « Золушка» написан во время войны (1945г.) Образ Золушки рисуется, прежде всего, мелодией « Вальса», который будет звучать в балете неоднократно.
Обратите внимание на то, как будет меняться музыка. Сначала звучит главная мелодия вальса, потом она становится все более торжественной, громкой, рисуя счастье Золушки на балу. Но в самом громком месте внезапно возникает тема часов
( « Полночь»)
«Вальс», « Полночь» - слушание Слайд №6.
Учитель:
К музыке С. Прокофьева публика привыкла не сразу. Сочинения Прокофьева поражали слушателя свежестью, динамичностью. В них была новая красота дерзкого шествия молодости, сочетавшая с тонким лиризмом.
Прокофьев пишет музыку для театра и кино. Вместе с кинорежиссером С. Эйзенштейном Прокофьев воспевает благородный патриотический подвиг дружины Александра Невского(1938г.) Слайд №7.
Сейчас мы послушаем набатный хор « Вставайте, люди русские !» из кантаты
« Александр Невский»
Учитель:
С.С.Прокофьев имеет множество наград, премий и званий-
Шесть Сталинских премий, Ленинская премия, звание – Народный артист РСФСР, орден Трудового Красного Знамени, медаль Члена Королевской шведской музыкальной академии…
Д.Б.Кабалевский так сказал об этом композиторе: « Дети особенно должны быть благодарны Сергею Прокофьеву, ибо никто из композиторов не посвятил детям столько прекрасных произведений.» Слайд №8.
Сам композитор говорил: « Кординальным достоинством…моей жизни всегда были поиски оригинального, своего музыкального языка. Я ненавижу подражание, я ненавижу избитые приемы…» Прокофьему удалось найти такие яркие и смелые выразительные краски, которые вскоре сделали его музыку бессмертной, одной из самых популярных в современном мире. Слайд №9.
С.С.Прокофьев похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. В память о композиторе на доме в Камергерском переулке установлена мемориальная доска. Слайд №10.
Учитель:
Ребята,с какими произведениями мы сегодня познакомились?
Назовите самые крупные из них.
Какие произведения С.С. Прокофьева вы еще знаете?
Домашнее задание:
Нарисуйте рисунки к прослушанным сегодня произведениям С.С.Прокофьева (по желанию).
Урок закончен. До свидания. Выход под марш ( С.С.Прокофьева)