ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МУЗЫКИ В 1 КЛАССЕ «Сказочные картины» БУЛДАКОВОЙ О.Ю.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МУЗЫКИ В 1 КЛАССЕ «Сказочные картины» БУЛДАКОВОЙ О.Ю.
Цель данного урока формировать у детей первоначальные представления о единой, художественно-образной природе искусства, на примере взаимосвязи музыки и изобразительного искусства углубить и расширить знания учащихся по теме, а также формировать у учащихся представления о связи музыкального искусства и живописи, воплощения образа любви в музыке.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МУЗЫКИ В 1 КЛАССЕ «Сказочные картины» БУЛДАКОВОЙ О.Ю.»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МУЗЫКИ В 1 КЛАССЕ
БУЛДАКОВОЙ О.Ю.
МБОУ «ГИМНАЗИЯ №14» г. Глазова Удмуртской Республики
Данные об учителе: Булдакова Ольга Юрьевна
Предмет:музыка Класс: 1
Учебник: Музыка:1–й кл.:/ Т. И. Бакланова. – М.: АСТ : Астрель, 2011. – 126, [2] с.
Тема урока: «Сказочные картины»
Тип урока: «открытие» новых знаний.
Цель урока: формировать у детей первоначальные представления о единой, художественно-образной природе искусства, на примере взаимосвязи музыки и изобразительного искусства . углубить и расширить знания учащихся по теме; формировать у учащихся представления о связи музыкального искусства и живописи, воплощения образа любви в музыке.
Оформление: на телевизоре презентация с названием темы урока, стенд со словами для определения характера музыки
Музыкальный материал:
1. В. Шаинский, сл. Ю. Энтина « В мире много сказок».
2. Д. Кабалевский «Плакса», «Резвушка».
3. Т. Мурина «Первоклашки».
4. Р.н.п. «Ах вы, сени».
5. К. Дебюсси «Облака».
Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которого проектируется урок: количественный состав класса 29 человек (12 мальчиков и 17 девочек), дети проявляют интерес к уроку музыки. Основная масса учащихся активно участвуют во всех видах музыкальной деятельности, эмоционально отзываются на музыку и выказывают готовность к получению новых знаний.
Учащиеся владеют:
регулятивными УУД
- организовывают свое рабочее место(3 уровень)
-адекватно воспринимают содержательную оценку своей работы(1 уровень)
познавательными УУД:
- осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий(2 уровень)
- «читают» условные знаки, данные в учебнике (3 уровень)
коммуникативными УУД:
- рассказывают о содержании прослушанных музыкальных произведений, о своих музыкальных впечатлениях и эмоциональной реакции на музыку (3 уровень)
- сотрудничают с товарищами при выполнении заданий в паре и группе (2 уровень)
личностные УУД:
- проявляют мотивацию и познавательный интерес к новому учебному материалу (3 уровень).
-проявляют положительное отношение к урокам музыки.
Форма организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, в парах, индивидуальная.
Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей
Вид планируемых учебных действий
Учебные действия
Планируемый уровень достижения результатов обучения
Предметные
Познакомить учащихся с произведениями Д. Кабалевского «Плакса», « Резвушка» и вызвать у них желание рассказывать о содержании прослушанных музыкальных произведений, о своих музыкальных впечатлениях и эмоциональной реакции на музыку.
Рассмотреть с учащимися репродукции картин В. Васнецова «Ковер-самолет», «Несмеяна – царевна», «Спящая красавица», «Царевна-лягушка» и выражать свои впечатления от изобразительного искусства.
Выполнить упражнение арт-терапии.
Формировать первоначальные навыки игры на шумовых музыкальных инструментах соло, в ансамбле (распевание «Дон-дон»), певческие навыки (исполнение песни «Ах вы, сени», «Первоклашки»).
Употребление в речи терминов, характеризующих настроение музыки (3 уровень)
Выражение эмоций и впечатлений от изобразительных сказочных образов по критериям красоты, доброты, справедливости (2 уровень).
Самостоятельное исполнение упражнений (3 уровень).
Импровизационная игра на элементарных инструментах (3 уровень).
Выразительно исполнять песню (3 уровень).
Регулятивные
Понимать цель и учебные задачи урока.
Учить оценивать изобразительные и музыкальные образы людей и сказочных персонажей по критериям красоты, доброты, справедливости.
Уметь регулировать свои действия на уроке.
Умение выполнять полученные задания и формулировать задачи (2 уровень).
Проверять результаты учебной деятельности (3 уровень).
Умение адекватно воспринимать указания на ошибки и исправлять их (3 уровень).
Познавательные
Находить ответы на вопросы, опираясь на собственный музыкальный и жизненный опыт;
Отличать новое от известного.
Озвучивать ответы на вопросы, поставленные учителем (2 уровень).
Коммуникативные
Сотрудничать со сверстниками и учителем при решении творческих музыкальных задач;
Применять речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач;
Участвовать в коллективной, совместной деятельности с учителем и сверстниками.
Умение совместного (группового) поиска ответов на задачи учителя (2 уровень)
Умение осознанно выстраивать речевое высказывание по теме урока (1 уровень).
Умение исполнять песню, слушая общее звучание (3 уровень).
Личностные
Проявлять познавательный интерес к новому учебному материалу,осуществлять рефлексию отношения к содержанию темы;
Проявлять личностные качества при восприятии классической музыки, эмоциональную отзывчивость на музыку М. И. Глинки и А. Ермолова; воспитывать у себя музыкальный вкус, культуру слушания музыки.
Умение использовать в деятельности раннее полученные знания (3 уровень).
Развивать эмоциональное отношение к музыкальным произведениям (2 уровень).
Развивать духовно-нравственные качества, уважительное отношение к себе и другим людям (2 уровень).
Умение реализовываться в процессе музицирования (3 уровень).
Этап урока, время этапа
Задачи этапа
Методы, приемы обучения
Формы учебного взаимодействия
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД и предметные действия
Мотивационно-целевой этап
Создание комфортной атмосферы;
условий для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность.
Вход под песню « В мире много сказок».
Беседа.
Фронтальная.
Дает яркий эмоциональный
настрой на урок.
Проводит музыкальное приветствие.
Воспринимают информацию на слух и визуально. Контролируют свою готовность к уроку.
Регулятивные: способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке,
понимать цель и учебные задачи урока.
Ориентировоч-ный этап
Актуализация знаний детей;
активизация жизненного и музыкального опыта.
Создание проблемно-поисковой ситуации. Формулирование темы урока с вопросом, на который необходимо найти ответ в конце урока.
Беседа.
Метод проблемно-поисковой ситуации.
Метод «забегания» вперед и «возвращения»
к пройденному материалу.
Фронтальная,
индивидуальная
Задает задания на актуализацию имеющихся знаний и опыта по пройденным темам.
Опрашивает детей.
Отвечают на вопросы учителя.
Регулятивные:
умение выделять главное в своем ответе.
Коммуникативные:
умение грамотно строить свое высказывание.
Познавательные:
умение находить ответы на вопросы, опираясь на собственный музыкальный и жизненный опыт.
Поисково-исследователь-ский этап
Создание проблемно-поисковой ситуации.
Беседа.
Метод проблемно-поисковой ситуации.
Метод музыкальной драматургии.
Фронтальная, индивидуальная,в группах.
Формулирует задания на определение настроения в картинах, в музыке,
на определение образа и средств изобразительной и музыкальной выразительности.
Определяют образы героинь картин и музыкальных произведений. Дают определения средств музыкальной выразительности (темп, громкость).
.
Регулятивные:
умение регулировать свои действия,
взаимодействовать в группе.
Познавательные:
умение находить ответы на вопросы, опираясь на собственный музыкальный и жизненный опыт.
Предметные: способность анализировать информацию по теме.
Личностные:
способность эмоционально отзываться на музыку, развивать нравственные качества.
Практический этап
Исполнение попевки «Дон-дон».
Исполнение песни «Ах вы, сени», «Первоклашки».
Личный показ.
Метод музыкального обобщения.
Метод музыкальной драматургии.
Фронтальная,
в группах.
Выразительный показ.
Разработка исполнительского плана попевки и песни.
Повторяют и исполняют попевку и песню с использованием музыкальных и шумовых инструментов.
Коммуникативные: желание сотрудничать со сверстниками и учителем;
применять знаково-символические и речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач.
Личностные:
Способность проявлять эмоциональную отзывчивость при восприятии и исполнении музыкальных произведений.
Рефлексивно-оценочный этап
Обобщение полученной информации на уроке.
Отслеживание уровня своих знаний.
Беседа.
Наглядный метод – плакат настроения.
Фронтальная,
индивидуальная
Координирование ответов детей и формулирование вывода.
Отвечают на вопросы учителя и оценивают свою работу флажками настроения.
Регулятивные:
умение соотносить результат своей деятельности с целью урока и оценивать ее;
выделять главное из полученной информации.
Личностные: контроль и оценка своих действий.
Дата: Подпись учителя:
Ход урока:
1. Вход под музыку. ( «В мире много сказок»)
2. Музыкальное приветствие.
3. Активизация жизненного опыта.
У: О чем рассказал вам фрагмент песни?
Д: О добре и зле, о сказках.
У: Я думаю, вы, догадались, о чем сегодня пойдет речь на нашем уроке.
Д: О сказках.
У: Посмотрите на слайд, на нем есть первое ключевое слово «сказочные», а второе потерялось, нам надо будет его на уроке найти.
У: А вы любите сказки? А за что?
Д: За интересный, приключенческий сюжет. Они учат нас понимать добро и не делать зла.
У: На чем обычно путешествуют герои в сказках?
Д: На печи, на корабле, на метле, на ковре – самолете.
У: Я предлагаю нам отправиться на ковре-самолете, как на картине В. Васнецова «Ковер-самолет» (рассматриваем репродукцию). А сопровождать нас будет в пути красивая мелодия (К. Дебюсси «Облака»). Вам надо закрыть глаза и представить как мы поднимаемся вверх и, начинаем парит как птицы высоко-высоко (арт-терапевтическое упражнение).
Во время упражнения дети делятся своими видимыми воображаемыми картинами. Во время упражнения учитель играет на пианино звуки вверх и вниз. Дети показывают движения самолета (проверка слуховых представлений детей).
4. Анализ картин и музыкальных произведений.
У: Наш самолет приземлился в необычной сказочной стране, где встретились сразу 3 героини, они представлены на картинах В. Васнецова.
Дети рассматривают героинь картин, вспоминают их литературные характеристики, вглядываются в их изображение, находят схожие черты и отличия.
У: В какой из трех картин «спрятан» быстрый темп?
Д: В картине «Царевна-лягушка». На этой картине все действующие лица до одного написаны в движении.
У: К какой картине подходит пасмурная (минорная) мелодия, а к какой – светлая (мажорная)?
У: А давайте развеселим Несмеяну – царевну веселой, быстрой песней с пляской «Ах, вы сени».
Исполнение русской народной песни «Ах, вы сени».
У: Послушаем две пьесы Д. Кабалевского. Вам нужно будет решить кому из наших героинь они подходят.
Слушание пьес.
Д: Пьеса в быстром темпе, веселая – Лягушке, а медленная и грустная – Несмеяне.
У: Д. Кабалевский назвал их: «Плакса», «Резвушка». Сравним музыкальные «краски», которыми изображены две девочки.
Обсуждение пьес.
У: Мы сегодня на уроке знакомимся со сказочными героями из сказок: их изображали на картинах художники, им можно подобрать музыку, по их характеру.
Может ли музыка «превращаться» в картину, а картина – в музыку?
Д: Да, как в нашем сказочном путешествии.
У: Теперь нам надо добавить второе ключевое слово в нашу тему урока, которое мы нашли. Какое слово?
Д: Картины.
У: Пора и нам показать в сказочной стране, чему мы научились в первом классе.
5. Вокально-хоровая работа.
Исполнение попевки «Дон – дон» сначала, обращая внимание на осанку детей, работу дыхания и четкую дикцию. А затем усложняя, добавляя инструменты и движения.
6. Подведение итога, рефлексия.
У: Подведём итог:
с картинами какого художника мы познакомились ?
с какими произведениями?
кто их сочинил?
о ком и о чём они рассказывают?
какое настроение у вас осталось после урока (мажорное или минорное) ?
Ответы детей
У: (обобщение и формулировка вывода).
Оцените свою работу на уроке флажками настроения и прикрепите их на доске.
Учащиеся оценивают свою работу.
Учитель задает домашнее задание: нарисовать героинь музыки Д. Кабалевского.