Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по музыке 4 класс "Прелюдия.Исповедь души"»
Приложение №1
Технологическая карта урока музыки в 4классе
Данные об учителе: Бекасова Валентина Фёдоровна, МКОУ Доволенская СОШ№2 имени С.И. Лазарева
Предмет: музыка класс:4 Учебник (УМК): 4класс: Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева,Т.С.Шмагина.
Тема: « Прелюдия. Исповедь души»
Тип урока: получение новых знаний
Форма урока: урок-игра
Методы обучения: словесные, наглядные, поисковые
Образовательная цель: значение музыки в жизни человека
Оборудование: компьютер, презентация, портреты: композитор С.В. Рахманинов, Ф.Шопен.
Музыкальный материал: «Прелюдия до-диез минор» С.В. Рахманинов, «Прелюдия№7»
Ф.Шопен
Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений, учащихся класса: Учащиеся владеют:
-познавательными УУД:
Умение анализировать, сравнивать музыку;
Умение воспринимать музыку на слух, соотносить с наглядным образом.
-регулятивными УУД:
Умение определять цели учебной деятельности
Умение планировать
Собирать и выделять информацию, музыки,
Высказывать свою точку зрения по инициативе учителя .
Умение слушать и понимать других.
Участвовать в коллективном обсуждении.
Умение работать в группе.
- личностные УУД:
Умение чувствовать красоту выражая, свои чувства.
Умение оценивать свои возможности.
Дидактическая структура урока
вре
мя
Содержание.
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Формирование УУД
Организационный момент
2
Музыкальный материал
Приветствие ребят.
Сегодня у нас необычный урок,урок-игра к нам пришли гости, это учителя нашей школы. Поэтому вы на уроке постарайтесь показать свои знания и умения , настраивайтесь на сотрудничество и успех в предстоящей работе. Команды у нас сформированы их 4, .работаем в группах слаженно, четко, быстро, дружно, все задания выполняете вместе , ответы на поставленные вопросы разрешаете самостоятельно в группе, назначаете капитана . Каждая команда внимательно слушает ответы ребят из других групп, если ребята из других команд отвечают на поставленный вопрос неправильно, можете ответить, за это получить дополнительный балл.
Входят в класс.
Демонстрируют готовность к учебной деятельности.
Делятся на группы-команды.
Коммуникативные: умение включаться в работу на уроке.
Личностные: учиться принятию и освоению социальной роли.
1. Повторение
10
Работа с учебником
Откройте учебник на странице110-111 она раскрывает новый раздел: «Чтоб музыкантом быть, так надобно умение…»
Что изобразил художник на иллюстрации к этой теме?
Я бы сказала «обрывки мелодий» из разбросанных нот, т.е. творческий процесс, когда рождается музыка, когда она звучит. Эти атрибуты принадлежат профессиональным музыкантам-композиторам, исполнителям. Только некоторые из вас смогут стать ими, а вот полюбить музыку и черпать в ней жизненные силы, вдохновение может каждый. Изучая этот раздел, вы узнаете о творчестве уже известных вам композиторов, оцените значение музыки в жизни человека.
Открывают учебники, рассматривают иллюстрацию.
Команды отвечают (Скрипка, ноты, нотные листы, пупитер.)
Работа с карточками
Задания командам, прочитав которые, вы должны будете решить, о каком композиторе идет речь.
Прошу капитановг прочитать текст и обсудить решение с командой. Затем прочитать текст всему классу и объявить вашу версию.
Правильный ответ 1 балл.
Работа в группах, ответы капитанов.
Портреты композиторов С.В. Рохманинова,
Ф.Шопена
Слайд№2,3
Запись на доске «Исповедь души».
Слайд№4
В заданиях вы прочитали о жизни и творчестве русского композитора С.В. Рохманинова и польского композитора Фридерика Шопена
Встреча с двумя этими замечательными композиторами на одном уроке не случайна.
Какое сходство вы заметили в жизни этих людей?
Выслушивает ответы детей.
Обобщает: каждый композитор любил Родину.
Он не мог забыть красоту своей природы, её леса ,поля ,реки, её народные традиции, культуру.
Поэтому душа каждого композитора страдала, тосковала, рвалась на Родину. И только в музыке композитор мог раскрыть сою душу.
Поэтому тема нашего урока ?….
Откройте тетрадь, запишите число и тему урока. «Исповедь души» с
Отсюда и цель урока:…… (значение музыки в жизни человека)
Задачи урока:
Работа в группах, ответ ученика по решению капитана.
Дети:
=оба композитора были известными пианистами-исполнителями;
=их творчество пронизано народными и близкими народным мелодиям;
=их жизнь омрачена вынужденной разлукой с Родиной, что находит отражение в их творчестве
Каждая команда работает над названием темы урока.
Называют тему………
- Научиться понимать музыку, рассуждать о ней;
-Научиться чувствовать стиль композитора.
Личностное:уважитель -ное отношение к истории культуры России и народов мира
Изучение нового материала
15
Работа с учебником
Слайд№5
Работа с учебником
Музыкальный материал «Прелюдия до-диез минор» С.В. Рахманинов
Слайд№6
Раздаточный материал
Сегодня мы будем слушать прелюдии С.В. Рахманинова и Фридерика Шопена.
Что такое прелюдия?
Когда звучит прелюдия ?
Об этом мы узнаем из учебника на стр 113.
В чем видел предназначение в своей прелюдии С.В. Рахманинов? Найдите в учебнике на стр.113 это предназначение. Читаем от слова «Слушатель был взволнован…»
Как вы это понимаете? Объясните о виде назначения прелюдии С.В. Рахманинова?
Сейчас вы услышите прелюдию С.В. Рахманинова «Прелюдия до-диез минор».
При прослушивании, постарайтесь ответить на вопросы: 1) О чем тебе говорит этот музыкальный мотив?
Для ответа используйте раздаточный материал.
О чем тебе говорит этот музыкальный мотив?
2)Ему противостоит другой мотив. Что слышится в ней?
Предположение детей…..
Это музыкальный жанр
Работают с учебником на стр.113
Прелюдия предназначена для исполнения перед более значительной музыкальной пьесой или введения в какое-либо действие.
Читают.
Дети слушают музыку
Ответы детей: об отчаяние, угрозе, боли, гневе.
Ответы детей: радость, надежда, порыв.
Коммуникативные: развитие умений находить в учебнике необходимую информацию.
Предметные: образное мышление, фантазия и творческое воображение, эмоционально-ценностное отношение к явлениям жизни на основе восприятия и анализа музыкальных образов.
2.мотивационная направленность на продуктивную деятельность (слушание музыки)
Музыкальный материал «Прелюдия№7»
Ф.Шопен Слайд№7
Продолжаем знакомиться с жанром прелюдии.
Послушаем прелюдию Фридерика Шопена. «Прелюдия№7»
Какие чувства вызывает эта музыка?
Ответы детей: светло, скорбно, легко, нежно
Предметные: музыкальный вкус, интерес к музыке своего народа и других народов мира,
классическому музыкальному наследию.
Музыкальный материал «Прелюдия№7»
Ф.Шопен
+прочитать строчки из письма Ф.Шопена
Слайд№8-12
«Милая моя, далекая, единственная! Почему наша жизнь так устроена, что я должен находится вдали от тебя, быть в разлуке с тобой?...»
Как вы думаете , к кому могут быть обращены слова композитора?.
Прочитайте письмо до конца стр.115
Ответы детей: к Родине.
Читают на стр.115
Работа с учебником стр. 114
Совпадают ли ваши высказывания о чувствах, вызванных этой музыкой с теми чувствами, о которых вы узнали из письма Шопена?
Что представляет собой музыкальное произведение Ф.Шопена?
Каждое произведение Ф.Шопена-это исповедь души, откровение, страница музыкального дневника.
Откройте учебник на стр.114 и прикоснитесь бережно к этим музыкальным записям. Две короткие пьесы, две прелюдии…
Ответы детей:
Ответы детей: -это исповедь души, откровение, страница музыкального дневника.
Подведение итогов урока
15
Вопросы учителя ,направлены на фиксацию нового содержания
Слайд№13,14
Выбери один верный ответ:
1.Какой страны композитор С.В. Рахманинов:
а) Американской;
б) Русской;
в) Польской.
2.Прелюдия-это…
а) форма музыки;
б) музыкальный жанр;
3. «Прелюдия№7» написал композитор:
а) Ф.Шопен;
б) С.В. Рахманинов;
в) Л.Бетховен.
4. Кому из композиторов принадлежат строки из письма?
«Милая моя, далекая, единственная! Почему наша жизнь так устроена, что я должен находится вдали от тебя, быть в разлуке с тобой?...»
а) Ф.Шопена;
б) С.В. Рахманинова;
в) Л.Бетховена.
5. «Прелюдия до-ди-ез минор» написал композитор:
а) Ф.Шопен;
б) С.В. Рахманинов;
в) Л.Бетховен.
Самооценка, взаимопроверка.
Домашнее задание
2
Слайд№15
на стр.114 учебника выполнить задание под знаком музицырование.
Нарисовать рисунок к музыке «Прелюдия№7» Ф.Шопена или «Прелюдия до-диез минор» С.В. Рахманинова.
Составить викторину по теме «Исповедь души .Прелюдия» (7-8 вопросов)
Низкий уровень.
Средний уровень
Высокий уровень
Рефлексия
1
Вопросы учителя,направленные на рефлексию учебной деятельности. Соотнесение поставленных задач с конечным результатом.Оценивание работы на уроке. Слайд№18
Личностные: повышение мотивации к учебно-творческому процессу умение оценить себя на основе критерия успешности.
Регулятивные: осваивает начальные формы познавательной и личностной рефлексии.
Задание для 1 команды: определить из текста о каком композиторе идет речь.
Его творчество почти целиком является пианистическим. Хотя редкий композиторский дар мог бы сделать его замечательным симфонистом, его деликатная, замкнутая натура довольствовалась рамками камерного жанра — если не считать, конечно, двух его замечательных фортепианных концертов.
В полонезах, балладах композитор рассказывает о своей стране, о красотах её пейзажей. Вместе с тем он исключительно самобытен. Судьба распорядилась так, что долгие годы композитор провёл на чужбине.
Задание для 2 команды: определить из текста о каком композиторе идет речь.
Уже в детские годы мальчик проявил необыкновенные музыкальные способности. Он был окружён особым вниманием и заботой. Подобно Моцарту, он поражал окружающих музыкальной «одержимостью», неиссякаемой фантазией в импровизациях, прирождённым пианизмом. Его восприимчивость и музыкальная впечатлительность проявлялись бурно и необычно. Он мог плакать, слушая музыку, вскакивать ночью, чтобы подобрать на фортепиано запомнившуюся мелодию или аккорд. «Душа фортепиано» -так называли гения. Исполняющий самые трудные фортепианные пьесы и сочиняющий танцы и вариации, которые вызывают восторг у знатоков и ценителей.
Задание для 3 команды: определить из текста о каком композиторе идет речь.
Вскоре после революции 1917 года композитор воспользовался неожиданно пришедшим из Швеции предложением выступить в концерте в Стокгольме и в конце 1917 года вместе с женой Натальей Александровной и дочерьми в расцвете творческих сил он навсегда покинул Россию. В середине января 1918 года он отправился через Мальмё в Копенгаген. В 1918 году вместе с семьёй отплыл из Норвегии в Нью-Йорк. Вплоть до 1926 года не писал значительных произведений; творческий кризис, таким образом, продолжался около 10 лет. Лишь в 1926—1927 гг. появляются новые произведения: Четвёртый концерт и Три русские песни. В течение жизни за рубежом (1918—1943 гг.) создал всего 6 произведений, которые принадлежат к вершинам русской и мировой музыки. Композитор, пианист, дирижёр, он любил свою землю и всегда тосковал в разлуке с ней.
Задание для 4 команды: определить из текста о каком композиторе идет речь.
Местом постоянного жительства избрал США, много гастролировал в Америке и в Европе и вскоре был признан одним из величайших пианистов своей эпохи и крупнейшим дирижёром. Где бы он не выступал, ему всегда дарили букет белой сирени. В 1941 году закончил своё последнее произведение, многими признанное как величайшее его создание, — Симфонические танцы. В годы Великой Отечественной войны дал в США несколько концертов, весь денежный сбор от которых направил в фонд Красной армии. Денежный сбор от одного из своих концертов передал в Фонд обороны СССР со словами: «От одного из русских посильная помощь русскому народу в его борьбе с врагом. Хочу верить, верю в полную победу».
4кл4чет 3ур.Текст песни: «Ласточка моя».
Слова И. Шаферана Музыка Е. Крылатова
1.Не прошла зима, Снег еще лежит, Но уже домой Ласточка спешит
Припев:
На ее пути — Горы и моря. Ты лети, лети, Ласточка моя! 2.Нет порою сил, Труден перелет, Только как весна Без нее придет? Припев: 3.Будь ее гнездо Трижды золотым – Тот далекий край Не назвать родным. Припев: 4.Не прошла зима, И земля бела, Но уже вдали машут два крыла. Припев: