kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта занятия в музыкальном объединении по теме «Авторская песня», организованного в режиме технологии обучения в сотрудничестве

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта занятия в музыкальном объединении художественной направленности «Живая струна» по теме «Авторская песня», организованного в режиме технологии обучения в сотрудничестве

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта занятия в музыкальном объединении по теме «Авторская песня», организованного в режиме технологии обучения в сотрудничестве»



Технологическая карта

занятия в музыкальном объединении художественной направленности «Живая струна» по теме «Авторская песня», организованного в режиме технологии обучения в сотрудничестве

Объединение: «Живая струна»

Группа: второго года обучения

Количество обучающихся: 15

Педагог: Верещагина М.Е.

Тема: Авторская песня

Раздел: «Музыкальные жанры»

Тип занятия: комбинированное.

Используемая технология: «Технология обучения в сотрудничестве».

Цель: создать условия для знакомства обучающихся с жанром авторской песни и её особенностями.

Задачи:

Образовательные:

  • ввести новые понятия, определения «авторская песня», «бард», «самодеятельная песня», способствовать уяснению их обучающимися и определению их взаимосвязи;

  • познакомить с жанром «авторская песня», творчеством известных российских бардов-исполнителей;

  • побудить к размышлению о музыке подобного жанра и составлению личного мнения о ней;

  • закрепить и систематизировать полученные знания.

Развивающие:

  • развивать внимание, слуховую память, воображение;

  • способствовать расширению кругозора;

  • развивать навыки самостоятельного поиска информации по изучаемой теме;

  • развивать познавательную активность и умение работать в команде;

  • формировать навыки публичного выступления и предъявления результатов своей деятельности.

Воспитывающие:

  • воспитывать слушательскую и исполнительскую культуру обучающихся;

  • формировать музыкальный вкус;

  • пробуждать интерес к музыке и изучаемому предмету;

  • воспитывать чувство уважения к отечественной музыкальной культуре.

Формируемые УУД:

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; осуществление операций анализа, синтеза, сравнения, классификации для решения учебных задач; умение устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Регулятивные: волевая саморегуляция; принятие учебной задачи; планирование; прогнозирование; контроль и взаимоконтроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; оценка и взаимооценка.

Коммуникативные: потребность в общении с учителем и сверстниками; умение слушать и вступать в диалог; умение договариваться и находить общее решение; эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества, общению в коллективе.

Личностные: формирование социальной роли ученика; формирование положительного отношения к процессу обучения; формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с жанрами и направлениями отечественной музыкальной культуры.

Оборудование урока и методическое обеспечение:

ТСО: компьютер и ноутбуки для обучающихся с доступом в Интернет и высокоскоростной связью; мультимедийный проектор; экран: колонки.

Дидактический материал: раздаточный информационный материал для практической самостоятельной работы (творческая деятельность и биография Ю.Визбора, Б.Окуджавы, О. Митяева).

Иллюстрационный материал: портреты известных российских бардов; плакаты (фотографии) Грушинского фестиваля.

Электронно-образовательные ресурсы: презентация к уроку; аудиозапись песен О. Митяева «Как здорово!», Ю.Визбора «Милая моя», Б.Окуджавы «Пожелание друзьям» и др. музыкальные композиции

Инструменты и вспомогательные средства: ватман, ножницы, клей, маркеры, шариковые ручки, информационный пакет, разноцветные «смайлы» для рефлексии, комплект оценочных средств, исходя из пятибалльной системы (цифровой ряд от 1 до 5), листы для оценивания – 5 шт.



Этап урока

Виды работы, формы, методы, приемы.

Содержание педагогического взаимодействия

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.Организационно-мотивационный – 2 мин.

Ф: фронтальная, коллективная

М: словесный

Аудиозапись песни О. Митяева «Как здорово!»

Игровое приветствие.

Приветствует учащихся. Создаёт благоприятный настрой на совместную деятельность.

- Здравствуйте, ребята! Давайте поприветствуем друг друга. Скажите своему соседу слева «Здравствуй!» и улыбнитесь ему. А теперь тоже самое скажите соседу справа. Спасибо! Молодцы!

Входят в класс под аудиозапись песни О. Митяева «Как здорово!» Приветствуют учителя и друг друга. Настраиваются на предстоящую работу в классе.




Регулятивные: понимать и сохранять учебную задачу. 

Коммуникативные: эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества.

Личностные: формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития учебных мотивов.


2.Постановка целей и задач урока – 2 мин.

Аудиозапись песни О. Митяева «Как здорово!»

Ф: фронтальная, индивидуальная

М: словесный - эвристическая беседа, опрос

Проводит предварительную эвристическую беседу с целью подведения обучающихся к формулировке темы занятия. - Скажите, пожалуйста, что за песня звучит сейчас и кто её автор? - Как вы считаете, к какому музыкальному жанру можно отнести эту песню? Почему? - Как вы думаете, чему будет посвящено наше сегодняшнее занятие? - Верно! Сегодня мы обратимся к авторским песням. Песням, которые помогают нам в любых жизненных ситуациях. Песням, в которых многие люди находят поддержку, открытость, радость общения. Но прежде вспомнить, чем мы отправимся в наше путешествие, предлагаю вспомнить основные понятия и определения, связанные с изучаемым нами разделом «Музыкальные жанры».

Отвечают на вопросы учителя, выдвигая свои версии.

- Песня «Как здорово»! Автор – Олег Митяев. - Авторская песня. Потому, что автором стихов, музыки, и исполнителем является один человек. - Авторской песне как одному из музыкальных жанров.


Регулятивные: целеполагание, планирование и прогнозирование.

Познавательные: выделение и формулирование познавательной цели.

Коммуникативные: развитие монологической и диалогической форм речи; способность строить понятные для партнёра высказывания.

3.Актуализация знаний - 3 мин.

Дидактическая игра «Найди пару». (Подобрать правильное определение к ключевым словам, написанным на доске. Варианты ответов – на доске).

Ф: индивидуальная, коллективная.

М:частично-поисковый, наглядный, практический

Предлагает выполнить задание на соответствие основных понятий. Инструктирует. Корректирует.

- Для этой цели предлагаю вам найти правильную пару из предложенных вариантов. Ключевые слова (понятия): музыкальный жанр, музыкальный стиль, песня, романс, джаз.

















- Молодцы! Справились с заданием. Но сегодня главным музыкальным жанром для нас станет песня авторская, бардовская.

Выполняют задания в соответствии с инструкциями учителя. Находят пары соответствия. Отвечают, дополняя и корректируя друг друга.

- Музыкальный жанр - это определенный тип музыкального произведения, в рамках которого может быть написано неограниченное число сочинений - Музыкальный стиль - сумма всех элементов и приемов, использованных в музыке, её «итоговый» вид. - Песня - это наиболее простая, но распространённая форма вокальной музыки, объединяющая поэтический текст с мелодией. – Романс - небольшое музыкальное сочинение для голоса в сопровождении инструмента, написанное на стихи лирического содержания. - Джаз - это направление музыки возникшее в начале двадцатого века в результате слияния африканской и европейской культур, основанное на импровизации.


Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; анализ, синтез; выбор оснований для классификации объектов; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений.

Регулятивные: выделение и осознание того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения.

Коммуникативные: развитие монологической и диалогической форм речи; способность строить понятные для партнёра высказывания; умение слушать собеседника.

Личностные: развитие познавательных интересов, учебных мотивов.

4.Изучение новой темы (усвоение новых знаний и способов действий)- 9 мин.



























































































Физкультминутка – 2 мин.

Слово учителя-объяснение новой темы (информация об авторской песни как музыкальном жанре).

Ф: коллективная, групповая (при полученном заранее дмашнем задании), индивидуальная.

М: словесный - рассказ, эвристическая беседа,

наглядный

Примечание: Возможность применения технологии обучения в сотрудничестве на данном этапе – обучающиеся выступают в роли докладчиков (от группы, готовившей материал) с сообщениями по заранее полученным темам: «История зарождения бардовской песни», «Грушинский фестиваль», «Самарские барды» и т.д.

-Ей и будет посвящён наш урок. Мы будем говорить о творчестве ярких представителей авторской песни – узнаем, откуда берет корни это движение. Говоря об авторской песне, критики часто имеют в виду движение, объединившее композиторов, исполнителей и почитателей этого жанра. Здесь налицо присутствует стремление объединить в одно целое авторскую и самодеятельную песню. Это неверно: движение самодеятельной песни – явление более широкое; а понятие «авторская песня» имеет конкретный и узкий смысл: поэты, поющие свои стихи. Поэтов, исполняющих свои стихи, называют «бардами». - Кто же такие барды?

В литературе возник круг таких поэтов, как Высоцкий, Ю. Ким, Ю. Визбор, Б. Окуджава и др. Все они были не похожи друг на друга, имели свой собственный почерк. Авторская песня всегда противостояла развлекательной эстрадной. Авторская песня родилась из серьезных раздумий о жизни человека, может быть, трагических, из острых сюжетов, из клокотания души. Из этого родилась, этим стала известна. Определяя сущность авторской песни, основоположник бардовского движения Булат Окуджава говорил, что это – «поэзия под гитару», А Владимир Высоцкий говорил, что это поэты, которые исполняют свои стихи под музыку. Исполнение таких песен отличается доверительностью, простотой (обычно исполняется под гитару). Авторскую песню запрещали, обвиняли в непрофессионализме, называли «самодельщиной». Но песни, сочинённые в стройотрядах, в кругу друзей-единомышленников, очень быстро распространялись по стране и становились народными

- Почему песни бардов, несмотря на свой «непрофессионализм» так популярны, как вы думаете?

Они поются и сегодня в дружеских компаниях, у костра, в походах, геологических экспедициях, в неформальной обстановке. Эта «неформальность» авторской песни и составляет ее главную притягательную силу. Авторская песня обращена к каждому, и она про каждого, поэтому ее интимность не противоречит массовости. Массовость проявилась в сформировавшемся стихийно целом движении авторской песни: проводились слеты и фестивали, возникали клубы авторской, или самодеятельной, песни. Широко известен стал Грушенский фестиваль, традиционно проходящий на Самарской земле и собирающий тысячи человек со всей страны. – А что вам ещё известно о Грушинском фестивале? Доводилось ли кому-то побывать на нём? Расскажите о своих впечатлениях

Предлагает выйти из-за парт и провести физминутку.

- Наши ушки на макушке, Как у зайки на опушке. Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем.

Раз — подняться, улыбнуться. Два — руки вверх и потянуться. Три — согнуться, разогнуться. Четыре — снова все начать, Пять — поглубже всем вздохнуть. Шесть — на пояс руки ставим. Семь — повороты туловища начинаем. Восемь — столько раз приседаем, Девять — потягиваемся и отдыхаем. Десять — и урок наш продолжаем.

Принимают информацию, дают ответы на вопросы, корректируя и дополняя друг друга.

(При полученном заранее домашнем задании, от группы, готовившей материал, выступают докладчики с сообщениями по предварительно согласованным темам)











- («Бард» (от англ. и ирланд. Bard – певец) -народный певец у древних кельтских племён. В средние века бардами называли профессиональных поэтов-певцов, служивших при княжеском дворе в Ирландии, Уэльсе и Шотландии. В наши дни бардами иногда называют создателей авторской песни)



























-В своих стихах-песнях автор пишет о том, что его волнует, о своём видении мира. Размышляет о добре и зле, о смысле жизни, о человеческих чувствах. Поэтому бардовская песня - искренний разговор по душам со слушателем. Как бы наедине со всеми. Авторы-исполнители хотят, чтобы мы увидели мир их глазами, поняли его несовершенство, его суетность и непостоянство Барды 60-х пели о любви и романтике, о дружбе и взаимовыручке, о кострах и походах, о победах и поражениях, о силе и слабости человеческого духа – то есть о жизни во всех её проявлениях.









Ответы учащихся (либо выступления докладчика от группы с сообщением «Грушинский фестиваль»).



Выполняют упражнения, следуя инструкциям учителя.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; анализ, синтез; выбор оснований для классификации объектов; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений.

Регулятивные: целеполагание, планирование, прогнозирование, коррекция своих действий.

Коммуникативные: способность строить понятные для партнёра высказывания; умение слушать собеседника; развитие монологической и диалогической форм речи.

Личностные: развитие познавательных интересов, учебных мотивов учащихся.

5.Самостоятельная практическая работа учащихся в командах – малых группах над подзаданиями общей темы – 17 мин.

Работа экспертной группы.

Публичное представление результата.


Ф: командно-групповая.

М: наглядные, словесные, практические.

Задание: используя бумажные информационные источники (книги, журналы) и Интернет-ресурсы (при доступе в Интернет), составьте связное выступление и расскажите об одном из представленных бардов (Ю.Визбор, Б. Окуджава, О. Митяев (биография, музыкально-творческая деятельность и наиболее известные песни и т.д.), разбившись на рабочие группы. Представьте своё выступление в виде презентации (на листах ватмана).

Организует работу групп сотрудничества и экспертной группы. Даёт задание. Проводит инструктаж по выполнению заданий. Отвечает на вопросы. Консультирует.

- Ребята, сегодня вы получили информацию об истоках зарождения и особенностях авторской песни. Но картина была бы не полной без подробного рассказа о тех, для кого этот музыкальный жанр стал смыслом жизни. Известнейшие Российские барды – Юрий Визбор, Булат Окуджава, Олег Митяев! Информацию об этих корифеях авторской песни я предлагаю вам сейчас найти, используя все имеющиеся источники. В течение 15-20 мин. Вам предстоит систематизировать, оформить сообщение и выступить с презентацией результата. Скооперируйтесь в рабочие группы по 4 человек и выберите одного из представленных бардов. Каждая команда получает ватман, ножницы, клей, маркер, информационный пакет рабочих материалов. Экспертной группе предлагается разработать критерии для оценивания предъявленного результата и оформить их для каждой из трёх групп.

Делятся на группы сотрудничества (в кол-ве 5 чел. Выбирают экспертную группу. Самостоятельно выполняют задания, следуя инструкциям педагога. Публично представляют результаты своей деятельности, используя наиболее приемлемую форму (сообщение, доклад, презентация на ватмане). Экспертная группа разрабатывает критерии оценивания (информационная насыщенность, оформление, оригинальность исполнения, подача материала и т.д.)

Познавательные: постановка и формулирование проблемы; самостоятельное создание алгоритмов деятельности; поиск и выделение необходимой информации; анализ, синтез; выбор оснований для классификации объектов; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений.

Регулятивные: волевая саморегуляция; целеполагание, планирование, прогнозирование, коррекция своих действий.

Коммуникативные: умение договариваться, находить общее решение; ориентация на позицию других людей; понимание возможности различных позиций и точек зрения; способность обосновать собственное мнение; взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

Личностные: формирование мотива, реализующего потребность в социально-оцениваемой деятельности; формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с творчеством российских бардов и авторской песней как музыкального жанра.

6.Этап контроля самоконтроля, взаимопроверки – 7 мин.


Ф: групповая

М: словесный, наглядный

Командно-групповая оценка результатов собственной деятельности, деятельности коллег из других групп. Экспертная оценка результатов деятельности групп сотрудничества.

Предлагает провести внутреннюю самооценку своего выступления каждой группе; взаимооценку презентаций других групп, исходя из пятибалльной системы. Группе экспертов предлагает оценить работу и выступление каждой команды, суммировать общее количество баллов, которое получила каждая группа, исходя из внешней и внутренней оценки, и объявить результат.

Каждая из рабочих групп проводит самооценку своего выступления и оценивает выступления своих коллег, исходя из пятибалльной системы. Экспертная группа, выставляя свои оценки выступающим, суммирует общее количество баллов, набранное каждой командой, объявляет результат.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено.

Коммуникативные: понимание возможности различных позиций и точек зрения; способность обосновать собственное мнение; взаимоконтроль.

Личностные: формирование мотива, реализующего потребность в социально-оцениваемой деятельности.


7.Рефлексия учебной деятельности – 2 мин.

Ф: групповая, коллективная

М: словесный – эвристическая беседа.

Приём «Смайл» для оценки настроения и эффективности работы в каждой из групп по итогам занятия (зелёный-отлично, жёлтый – хорошо, красный – плохо).

Задает вопросы учащимся

-Что понравилось?

-Что не понравилось?

-Что не получилось? Почему?


Подводит итоги работы обучающихся в рамках групповой и индивидуальной работы. Предлагает оценить преобладающее настроение в каждой группе, исходя из пятибалльной системы (используя карточки) либо используя смайлы разного цвета. Благодарит за работу на занятии.

Отвечают на вопросы, делятся впечатлениями о проделанной работе. Подводят итоги своей деятельности на занятии, оценивая себя и труд своих коллег в командно-групповой работе.

Познавательные: структурирование полученных знаний.

Регулятивные: оценка, самооценка.

Коммуникативные: учёт разных мнений и умение обосновать собственное; ориентация на партнёров по общению.

Личностные: рефлексия своих действий; формирование адекватной самооценки.

8.Информация о домашнем задании – 1мин.

Ф: групповая, коллективная.

М: словесный –инструктаж

Примечание: технология обучения в сотрудничестве может быть использована как вариант групповой работы обучающихся над одной из выбранных песен с последующим исполнением по партиям в составе трио.

Предлагает записать домашнее задание в рабочих тетрадях, озвучивая его и проводя инструктаж по его выполнению.

– Сгруппируйтесь по три человека. Используя Интернет-ресурсы, выберите любую бардовскую песню (одну на троих) в аккордовой системе обозначения. Произведите первичный разбор и укажите на возникшие трудности (если таковые возникли). Следующее занятие мы проведём по результатам вашей предварительной работы в малых группах и попробуем исполнить каждую из ваших песен по партиям (аккомпанемент, бас, соло)


Принимают информацию, записывая домашнее задание в рабочих тетрадях.

Познавательные: знаково-символическое моделирование;

Регулятивные: волевая саморегуляция, планирование, прогнозирование.

Коммуникативные: ориентация на партнёров по общению, эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества.






3




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Верещагина Марина Евгеньевна

Дата: 13.12.2017

Номер свидетельства: 444247


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства