kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока "Увертюра-фантазия П.И.Чайковского «Ромео и Джульетта»"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель:

 Продолжение знакомства с жанром программной увертюры на примере увертюры – фантазии П.И. Чайковского «Ромео и Джульетта»

Задачи:

      - закрепить и углубить понятия – программное произведение, увертюра, сонатная форма.

- сформировать эмоциональное отношение к музыкальному образу.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока "Увертюра-фантазия П.И.Чайковского «Ромео и Джульетта»"»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА-ПЛАН УРОКА МУЗЫКИ (ИСКУССТВА)

Класс: 6

Тема урока: Увертюра-фантазия П. И. Чайковского «Ромео и Джульетта»

Цель:

Продолжение знакомства с жанром программной увертюры на примере увертюры – фантазии П.И. Чайковского «Ромео и Джульетта»

Задачи:

- закрепить и углубить понятия – программное произведение, увертюра, сонатная форма.

- сформировать эмоциональное отношение к музыкальному образу.

Материально-техническое оснащение (оборудование): компьютер, проектор.

Ход урока:


Этап урока, содержательный и

музыкальный материал

Организация художественно-педагогического процесса

(формы и методы работы, задания и виды деятельности)

Планируемые результаты

Образовательные ресурсы


1.Повторение изученного ранее материала.





































2.Работа по теме урока (художественно- эмоциональное восприятие музыки и разбор увертюры)















































































































































































































3.Итог урока (обобщение знаний)




Учитель:

– Здравствуйте! На прошлом уроке мы с вами познакомились с программной увертюрой. Как называется это произведение? Кто его автор?









Учитель:

– Да, правильно. Сегодня мы познакомимся еще с одним программным произведением, но для начала, давайте вспомним, что же такое программное произведение? И что такое увертюра?





















































Учитель:

– Познакомимся мы сегодня с увертюрой - фантазией «Ромео и Джульетта», а автор этого произведения, русский композитор, чье имя нам уже знакомо - Петр Ильич Чайковский.

Скажите, а какое литературное произведение положено в основу увертюры? Кто его автор?





























Учитель:

- Скажите, о чем это произведение?
































Учитель:

– Давайте прочитаем отрывок из пролога трагедии.



Эти строки могли бы стать кратким содержанием трагедии.



Две равноуважаемых семьи

В Вероне, где встречают нас событья,

Ведут междоусобные бои

И не хотят унять кровопролитья.

Друг друга любят дети главарей,

Но им судьба подстраивает козни,

И гибель их у гробовых дверей

Кладет конец непримиримой розни.



Учитель:

– Увертюра написана Чайковским в сонатной форме и имеет несколько разделов, давайте вспомним какие разделы составляют сонатную форму?










Учитель:

– Итак, вступительное слово П.И. Чайковский предоставляет патеру Лоренцо, мы все помним с вами этого героя трагедии. В увертюре именно он начинает свой рассказ. Давайте послушаем с вами вступление и в процессе слушания, представим себе портрет человека, который рисует эта музыка. Каков его характер? Настроение? Сколько раз прозвучит его тема, будет ли меняться его речь (звучит вступление в записи)?

Учитель:

– Итак, давайте попытаемся ответить на поставленные вопросы.

































Учитель:

– Очень хорошо, молодцы! Вступление заканчивается небольшой паузой, после которой следует экспозиция. И мы с вами знаем из предыдущих уроков, что в этом разделе, само слово за себя говорит экспозиция (выставка) произойдет показ, демонстрация двух основных тем. Первая тема - это тема вражды, борьбы, ненависти двух семейств. Давайте послушаем ее, а затем охарактеризуем (звучит первая тема экспозиции).



Учитель:

– Пожалуйста, кто хочет рассказать о своем впечатлении.















Учитель:

– Очень хорошо. И за первой темой следует вторая, которая представит нам образ любви двух героев. Послушайте, как прозвучит эта тема (звучит вторая тема экспозиции).

Учитель:

– Как мы услышали с вами, эта тема совершенно контрастна, противоположна первой. Очень вдохновенная, широкая и томительно прекрасная. Какие образы нам нарисовала эта тема?














Учитель:

– Итак, мы подошли пожалуй к самому напряженному разделу- разработке. В этом разделе темы, показанные в экспозиции, могут высветиться с совершенно неожиданных сторон. Давайте послушаем, а затем поговорим, что же произойдет с этими двумя темами (звучит разработка).

Учитель:

– Поговорим о ваших музыкальных впечатлениях.







Учитель:

– Ребята, а доминировала какая тема?












Учитель:

– Молодцы ребята, вы очень хорошо чувствуете эту музыку. Давайте послушаем репризу, а затем поговорим, что же мы там услышим (звучит реприза).



Учитель:

– Да, действительно. В репризе тема вражды звучит еще более неистово, она уничтожает тему любви, дробит ее, оставляя от нее лишь фрагменты. Этот натиск зловещей силы разбивает жизнь и счастье героев. И разработка заканчивается ударом китайского гонга. Как вы думаете, какой момент здесь показал нам Чайковский?




Учитель:

– Да, это смерть главных героев. За репризой следует заключительная часть - кода. Слушаем (звучит кода).

Учитель:

– О чем рассказала нам заключительная часть?












Учитель:

– Да правильно ребята. В коде мы почувствовали выражение глубокой скорби о Ромео и Джульетте. Но одновременно это и утверждение нерушимости возвышенных идеалов человека. Тема любви звучала как гимн человеческому чувству. Настоящая любовь продолжает озарять людей светом даже после смерти. Смерть главных героев послужила примирением для двух семейств.


( Повторное слушание увертюры на следующем уроке)



Учитель:

– Подведем итог, давайте нарисуем схему построения увертюры.










(заполняют самостоятельно)

ВСТУПЛЕНИЕ

Тема (образ)


ЭКСПОЗИЦИЯ

Гл. тема


Поб. тема

РАЗРАБОТКА


РЕПРИЗА


КОДА





Ученики:

– Увертюра «Эгмонт», а автор – Людвиг Ван Бетховен.





Ученики:

– Программное произведение - это произведение, в основе которого лежит определенная программа, основанная на тех или иных жизненных событиях, взятых из истории или современной жизни, связанная с произведениями разных искусств или рожденная фантазией композитора.

Увертюра – это не только вступительная музыка к опере, балету, драматическому спектаклю, но и музыка вполне самостоятельная, чаще всего с программным названием.



Ученики:

- В основу этого музыкального произведения положена одноименная трагедия английского писателя и драматурга У. Шекспира, которую мы прочитали дома.























Ученики:

– Это легенда о любви двух юных героев, которые происходят из двух враждующих семейств Монтекки и Капулетти. Из-за родовой вражды, 1которая длится уже не одно поколение, герои не могут быть вместе. Все заканчивается их трагической смертью.























Ученики:

– Вступление. Экспозиция. Разработка. Реприза. Кода.












Ученики:

– Тема патера Лоренцо очень сдержанная, сосредоточенная, аккордового склада, она рассказывает о человеке, который посвятил свою жизнь богу. Тема проводится несколько раз и характер ее меняется. В конце она становится более напряженной. Эта тема хорального характера вводит нас в мир средневековья.
















Ученики:

– Тема вторгается неожиданно. В ней энергичный быстрый темп. Синкопированный, судорожный ритм создает картину яростной схватки.












Ученики:

– Эта лиричная тема передала нам возвышенное чувство любви Ромео и Джульетты.









Ученики:

– В этой части произошло столкновение, сражение, схватка двух тем.

Ученики:

– Тема вражды, с каждым ее новым проведением возрастало напряжение.


Ученики:

– Тема вражды звучала еще более уверенно и настойчиво.









Ученики:

– Смерть главных героев.







Ученики:

– Мы услышали траурные аккорды, завершающий рассказ патера Лоренцо, а также появилась тема любви.












СЛАЙД 1


























СЛАЙД 2



СЛАЙД 3.

П. И. Чайковский

У. Шекспир






СЛАЙД 4.









СЛАЙД 5.

СЛАЙД 6.























СЛАЙД 7.















СЛАЙД 8























СЛАЙД 9



















СЛАЙД 10


СЛАЙД 11




СЛАЙД 12



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Технологическая карта урока "Увертюра-фантазия П.И.Чайковского «Ромео и Джульетта»"

Автор: Руцкая Ольга Викторовна

Дата: 07.11.2016

Номер свидетельства: 356360


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства