|       1.Повторение изученного ранее материала.                                                                                                                                                  2.Работа по теме урока (художественно- эмоциональное восприятие музыки и разбор увертюры)                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          3.Итог урока (обобщение знаний)       |     
      Учитель:   – Здравствуйте! На прошлом уроке мы с вами познакомились с программной увертюрой. Как называется это произведение? Кто его автор?   
      
      
      
      Учитель:     – Да, правильно. Сегодня мы познакомимся еще с одним программным произведением, но для начала, давайте вспомним, что же такое программное произведение? И что такое увертюра?  
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      Учитель:   – Познакомимся мы сегодня с увертюрой - фантазией «Ромео и Джульетта», а автор этого произведения, русский композитор, чье имя нам уже знакомо - Петр Ильич Чайковский.     Скажите, а какое литературное произведение положено в основу увертюры? Кто его автор?   
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      Учитель:   - Скажите, о чем это произведение?   
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
         Учитель:   – Давайте прочитаем отрывок из пролога трагедии.     
      Эти строки могли бы стать кратким содержанием трагедии.   
     Две равноуважаемых семьи  В Вероне, где встречают нас событья,  Ведут междоусобные бои  И не хотят унять кровопролитья.  Друг друга любят дети главарей,  Но им судьба подстраивает козни,  И гибель их у гробовых дверей  Кладет конец непримиримой розни.  
      Учитель:     – Увертюра написана Чайковским в сонатной форме и имеет несколько разделов, давайте вспомним какие разделы составляют сонатную форму?          
      
      
      
      Учитель:     – Итак, вступительное слово П.И. Чайковский предоставляет патеру Лоренцо, мы все помним с вами этого героя трагедии. В увертюре именно он начинает свой рассказ. Давайте послушаем с вами вступление и в процессе слушания, представим себе портрет человека, который рисует эта музыка. Каков его характер? Настроение? Сколько раз прозвучит его тема, будет ли меняться его речь (звучит вступление в записи)?   Учитель:     – Итак, давайте попытаемся ответить на поставленные вопросы.        
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
           Учитель:     – Очень хорошо, молодцы! Вступление заканчивается небольшой паузой, после которой следует экспозиция. И мы с вами знаем из предыдущих уроков, что в этом разделе, само слово за себя говорит экспозиция (выставка) произойдет показ, демонстрация двух основных тем. Первая тема - это тема вражды, борьбы, ненависти двух семейств. Давайте послушаем ее, а затем охарактеризуем (звучит первая тема экспозиции).             Учитель:     – Пожалуйста, кто хочет рассказать о своем впечатлении.     
      
      
      
      
      
      
      Учитель:     – Очень хорошо. И за первой темой следует вторая, которая представит нам образ любви двух героев. Послушайте, как прозвучит эта тема (звучит вторая тема экспозиции).   Учитель:     – Как мы услышали с вами, эта тема совершенно контрастна, противоположна первой. Очень вдохновенная, широкая и томительно прекрасная. Какие образы нам нарисовала эта тема?   
      
      
      
      
      
           Учитель:     – Итак, мы подошли пожалуй к самому напряженному разделу- разработке. В этом разделе темы, показанные в экспозиции, могут высветиться с совершенно неожиданных сторон. Давайте послушаем, а затем поговорим, что же произойдет с этими двумя темами (звучит разработка).   Учитель:     – Поговорим о ваших музыкальных впечатлениях.   
      
      
      Учитель:     – Ребята, а доминировала какая тема?   
      
      
      
      
           Учитель:     – Молодцы ребята, вы очень хорошо чувствуете эту музыку. Давайте послушаем репризу, а затем поговорим, что же мы там услышим (звучит реприза).             Учитель:     – Да, действительно. В репризе тема вражды звучит еще более неистово, она уничтожает тему любви, дробит ее, оставляя от нее лишь фрагменты. Этот натиск зловещей силы разбивает жизнь и счастье героев. И разработка заканчивается ударом китайского гонга. Как вы думаете, какой момент здесь показал нам Чайковский?                  Учитель:     – Да, это смерть главных героев. За репризой следует заключительная часть - кода. Слушаем (звучит кода).   Учитель:     – О чем рассказала нам заключительная часть?                                                      Учитель:     – Да правильно ребята. В коде мы почувствовали выражение глубокой скорби о Ромео и Джульетте. Но одновременно это и утверждение нерушимости возвышенных идеалов человека. Тема любви звучала как гимн человеческому чувству. Настоящая любовь продолжает озарять людей светом даже после смерти. Смерть главных героев послужила примирением для двух семейств.        ( Повторное слушание увертюры на следующем уроке)           Учитель:     – Подведем итог, давайте нарисуем схему построения увертюры.                                      (заполняют самостоятельно)   ВСТУПЛЕНИЕ          ЭКСПОЗИЦИЯ          РАЗРАБОТКА         РЕПРИЗА         КОДА              |          Ученики:    – Увертюра «Эгмонт», а автор – Людвиг Ван Бетховен.                       Ученики:    – Программное произведение - это произведение, в основе которого лежит определенная программа, основанная на тех или иных жизненных событиях, взятых из истории или современной жизни, связанная с произведениями разных искусств или рожденная фантазией композитора.   Увертюра – это не только вступительная музыка к опере, балету, драматическому спектаклю, но и музыка вполне самостоятельная, чаще всего с программным названием.   
      Ученики:     - В основу этого музыкального произведения положена одноименная трагедия английского писателя и драматурга У. Шекспира, которую мы прочитали дома.     
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      Ученики:     – Это легенда о любви двух юных героев, которые происходят из двух враждующих семейств Монтекки и Капулетти. Из-за родовой вражды, 1которая длится уже не одно поколение, герои не могут быть вместе. Все заканчивается их трагической смертью.                                                                                                                 Ученики:     – Вступление. Экспозиция. Разработка. Реприза. Кода.                                                          Ученики:     – Тема патера Лоренцо очень сдержанная, сосредоточенная, аккордового склада, она рассказывает о человеке, который посвятил свою жизнь богу. Тема проводится несколько раз и характер ее меняется. В конце она становится более напряженной. Эта тема хорального характера вводит нас в мир средневековья.                                                                              Ученики:     – Тема вторгается неожиданно. В ней энергичный быстрый темп. Синкопированный, судорожный ритм создает картину яростной схватки.                                                          Ученики:     – Эта лиричная тема передала нам возвышенное чувство любви Ромео и Джульетты.                                           Ученики:     – В этой части произошло столкновение, сражение, схватка двух тем.       Ученики:     – Тема вражды, с каждым ее новым проведением возрастало напряжение.        Ученики:     – Тема вражды звучала еще более уверенно и настойчиво.                                           Ученики:     – Смерть главных героев.                                 Ученики:     – Мы услышали траурные аккорды, завершающий рассказ патера Лоренцо, а также появилась тема любви.        |                                                       СЛАЙД 1                                                                                                                                    СЛАЙД 2                СЛАЙД 3.     П. И. Чайковский     У. Шекспир                       СЛАЙД 4.                                      СЛАЙД 5.         СЛАЙД 6.                                                                                              СЛАЙД 7.                                                                             СЛАЙД 8                                                                                                                     СЛАЙД 9                                                                                                 СЛАЙД 10            СЛАЙД 11                      СЛАЙД 12       |