2 | Обобщить полученные знания, проверить усвоение предыдущей темы | - Какие замечательные рисунки у вас получились! За эту работу сегодня вы все получаете отметку «5» - А я для вас приготовила вот такие иллюстрации(Слайд 1) На доске два рисунка: «Золушка на балу» и «Золушка убегает с бала». - Ребята, посмотрите, кто изображен на этих рисунках? Куда нас привела эта героиня? - Кто написал эту сказку? - Значит, вы уже читали эту сказку и будете мне помогать ее рассказывать. - И так, мы начинаем (таинственно): «Жил-был почетный и знатный человек. Первая жена его умерла, и он женился второй раз, да на такой сварливой и высокомерной женщине, какой никто никогда не видел(слайд 3). У нее были две дочери, очень похожие на нее и лицом, и умом, и характером. У мужа тоже была дочка, добрая, приветливая и милая – вся в покойную мать. Но как только новая хозяйка вошла в дом, тут же показала свой характер. Все ей было не по нраву, а особенно невзлюбила она свою падчерицу, ведь она была так хороша, что ее дочки рядом с нею казались еще хуже, чем раньше. Бедную падчерицу заставляли делать всю самую грязную работу в доме(слайд 4), спала она на чердаке под самой крышей, на колючей соломенной подстилке. А вечером, закончив работу, она забиралась в уголок возле камина и сидела там, на ящике с золой, поэтому сестры и прозвали ее Золушкой. (слайд 5) Как-то раз сын короля той страны устроил большой бал. Сестры Золушки тоже получили приглашения. Они очень обрадовались и сейчас же принялись подбирать себе наряды. И вот, наконец, настал долгожданный день. Мачеха и сестры уехали. Золушка долго смотрела им вслед, а когда их карета исчезла за поворотом, она закрыла лицо руками и горько заплакала. Такую ее и увидела крестная, которая пришла навестить Золушку. (слайд 6) Крестная была феей. Она узнала, что Золушка очень хочет попасть на бал. Добрая фея помогла ей. (слайд 7) Она превратила тыкву в прекрасную карету,(слайд 8) мышей – в серых коней, крысу – в кучера с пышными усами, а ящериц – в лакеев. Золушке фея подарила чудесный наряд из серебряной и золотой парчи, весь усыпанный драгоценными камнями, и хорошенькие хрустальные туфельки. (слайд 9) Фея строго-настрого наказала Золушке вернуться домой до полуночи, иначе ее карета снова сделается тыквой, лошади – мышами, лакеи – ящерицами, а пышный наряд – снова превратиться в старенькое, грязное платьице. Золушка поблагодарила крестную и отправилась во дворец. Она очень волновалась, сердце ее бешено колотилось. И вот ее карета подъехала ко дворцу. (слайд 10) Отовсюду слышалась музыка, смех и шутки. Золушка поднялась по широкой лестнице к огромным дверям дворца, двери распахнулись, и Золушка вошла во дворец. Она проходила из зала в зал, каждый из которых был красивее другого. И вот она вошла в главный зал, на нее обрушилась целая лавина света, блеска и музыки. И она закружилась в прекрасном танце». (слайд 11) Звучит «Вальс» (фрагмент) из балета С. Прокофьева «Золушка». | в сказку «Золушка» французский писатель Ш. Перро | Беседа, метод побуждения и развития интереса к музыке Метод эмоциональной драматургии | Принимать учебную задачу, понимать план действий, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; адекватно воспринимать оценку учителя; |
3 | Проверить усвоение знаний учащихся | - Ребята, сейчас прозвучала музыка из балета, который называется «Золушка», а написал его Сергей Сергеевич Прокофьев (слайд 12) В каких цветах вы представляете эту музыку? Какие инструменты показывают нам эту нежность, легкость, сияние? Какие чувства у вас вызвала эта музыка? Что вы представляли, когда слушали эту музыку? - Каким был зал, гости, оркестр, Золушка? Как вы думаете, что чувствовала Золушка? «Золушка растерялась – вокруг столько незнакомых людей, все так празднично и красиво. И вдруг она заметила, что за ней наблюдают чьи-то добрые, ласковые глаза. Это был принц. Увидев Золушку, он остановился, как вкопанный.(слайд 13) А Золушка покраснела и опустила глаза. Чувства принца были настолько велики, что он решился пригласить Золушку на вальс. Золушка, конечно же, соглашается, ведь вальс – это самый красивый танец, который танцуют влюбленные и смотрят друг другу в глаза». Звучит следующий фрагмент «Вальса». (слайд 14) - Ребята, как вы думаете, что произошло между Золушкой и принцем? - В их сердцах возникло прекрасное чувство, которое люди называют любовью. - Давайте послушаем, что же случилось дальше. - Пока будете слушать, подумайте что случилось с музыкой? Она изменилась? Было ли в этой музыке что-то иное, чем в «Вальсе»? Звучит фрагмент из балета С. С. Прокофьева «Золушка» - «Полночь». (слайд 15) - Как бы вы назвали этот фрагмент? - Вы были совсем близко к правильному, точному ответу, этот фрагмент С.Прокофьев назвал «Полночь» - Для вальса вы брали светлые, яркие краски, а какие краски вы возьмете для этого фрагмента? - Все события сказки передаются в музыке с помощью музыкальных инструментов симфонического оркестра. В вальсе вы слышали скрипки, духовые инструменты со светлыми звучаниями, а какие инструменты в этом фрагменте вышли на первый план? - А почему? Что произошло дальше в сказке? (слайд 16) - А как вы догадались, ведь слов не было и сказку мы дальше не читали? - Почему вы все время говорите о часах? - Как вам кажется, какими были эти часы - добрыми или злыми? В сказке Шарля Перро часы не наделены каким-то характером, они просто отсчитывают время. А в музыке? - Действительно, в музыке русского композитора С. С. Прокофьева часы показаны злыми. Мы слышим, как они разрушают счастье Золушки, безжалостно разбивают его металлическими звуками. Эту музыку С. С. Прокофьев писал специально для балета. Писал он ее по сказке Шарля Перро. А кто из вас знает, что такое балет?(Слайд 17) - В балете образ часов показан в виде круга, который постоянно движется. И с каждым ударом часов из круга выпрыгивают страшные тролли. Давайте посмотрим! Звучит фрагмент из балета «Полночь» (слайд18) | нежные, розовые, голубые скрипка, деревянные духовые волнение, тревогу, счастье, радость они полюбили друг друга она стала тревожнее, жестче Делают предположения темные, мрачные, коричневые, черные Ударные дети вспоминают сцену, когда Золушка убегает с бала нам рассказала об этом музыка в музыке изображен бой часов с помощью ударных инструментов в музыке часы злые, безжалостные к счастью Золушки Балет – это музыкальный спектакль, где герои выражают свои чувства, эмоции через танец, пластику | Беседа, слушание произведение, анализ музыкального произведения. Поисковая ситуация | • воспринимать музыку различных жанров, размышлять омузыкальных произведениях как способе выражения чувств имыслей человека, эмоционально, эстетически откликаться на искусство; •узнавать музыку (из произведений программы) и называть имена выдающихся композиторов и исполнителейразных стран мира; использовать музыкальные образы при исполнении инструментальной музыки |
4 | Обобщить знания учащихся | - Обязательным участником балета является симфонический оркестр.(слайд 19) Я предлагаю вам стать частью оркестра. Мы будем изображать бой часов. Какие же инструменты мы возьмем для этого? Предлагаются инструменты: ложки, треугольник. Учитель показывает их звучание, дети выбирают подходящие. - Мы совсем забыли про самый нужный инструмент, это ваши ладошки, ведь с помощью них можно изображать уходящее время. - Приподнимите локти от стола, округлите кисть, и пальчиками, легонько отбиваем ритм по мягкой части ладони - Как ходят часы? - Покажите мне несколько ударов. (Учитель считает, дети играют под счет) - Во время игры передайте настроение часов. Звучит фрагмент «Полночь» -Отлично! Вы полностью передали настроение и характер этих злых часов! - Сегодня вы можете сказать родителям, что исполняли настоящую классическую музыку – фрагмент из балета С. С. Прокофьева по сказке Ш. Перро «Золушка». Этот фрагмент называется «Полночь».(Слайд 20) В этой сказке все закончилось хорошо, добро победило зло, и все опять собрались на праздник. - По этой же сказке был поставлен фильм, который лишь недавно стал цветным, и я уверенна, что вы все его смотрели. В этом фильме Золушка пела песню про доброго жука, чем и очаровала всех гостей праздника. Помните? Послушайте, как звучит эта песня.(Слайд 21) - Кто знает ее, может подпевать.Слушание песни «Добрый жук» (видео).(слайд 22) | тик-так, раз-два | Практические методы (исполнение в шумовом оркестре) Активизация творческой деятельности | • воспринимать музыку различных жанров, размышлять омузыкальных произведениях как способе выражения чувств имыслей человека, эмоционально, эстетически откликаться на искусство; •узнавать музыку (из произведений программы) и называть имена выдающихся композиторов и исполнителей разных стран мира; формулировать собственное мнение и позицию; Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками •Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории |