kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока музыки. Тема "Родной обычай старины. Светлый праздник"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока музыки в 4 классе на тему: "Родной обычай старины. Светлый праздник"

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока музыки. Тема "Родной обычай старины. Светлый праздник"»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МУЗЫКИ


Класс: 4 «А»

Тема урока: «Родной обычай старины. Светлый праздник»

Тип урока: открытие нового знания

Цель: расширять и углублять знания о культуре и обычаях народа через лучшие образцы музыкального фольклора и композиторского творчества.

Учебные задачи:

направленные на достижение личностных результатов:

  1. Формировать интерес к музыке и музыкальной деятельности;

  2. Формировать умение выражать свое отношение к исполняемому произведению.


направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

  1. П. – познание музыкальной культуры, обычаев и традиций своей страны;

  2. Р. – развивать формирование эмоционально осознанного отношения к музыкальному искусству;

  3. К. – формирование умения планировать сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкальной деятельности.


направленные на достижение предметных результатов обучения:

  1. Знать имена известных исполнителей;

  2. Сформировать первоначальные представления о роли музыки в жизни человека.


Оснащение урока:

Музыкальный ряд: звон колоколов, Ермолов «Апрель», С. Рахманинов «Светлый праздник», тропарь «Христос воскрес»,

Литературный ряд: легенда о колоколе

Зрительный ряд: презентация, видео- фрагмент


Материалы для учащихся: раздаточный материал, пенал

Материалы для учителя (оборудование): технологическая карта, презентация, аудиофайлы, видеофайлы

Ход урока


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

(формируемые

на данном этапе урока)

Методы обучения

1. Мотивация к учебной деятельности


Здравствуйте, дети. Меня зовут Екатерина Ивановна, сегодня я у вас проведу урок музыки.



(Вход под звон колоколов)


Приветствуют учителя




ЛУУД:

самоопределение

Поощрения

2. Актуализация опорных знаний

- Скажите ребята, под какую музыку вы входили?

- Слышали вы их раньше? Где?

- Хорошо, верно.




- под звон колоколов


- да. В церкви.



КУУД:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли




Повторение

3.Организация познавательной деятельности




- Чтобы определить тему нашего урока, я предлагаю вам посмотреть видео.

- Какая же тема нашего урока? (слайд)

- А что вы знаете о Пасхе?

- Хорошо, я с вами согласна.

- Я хочу познакомить вас с историей этого праздника, но, чтобы вы лучше прониклись им, я предлагаю вам послушать Тропарь «Христос Воскрес», (слайд) Тропарь – это краткое молитвенное песнопение, в котором раскрывается сущность праздника.

- Что вы представили, слушая тропарь?

- Вам захотелось узнать об этом празднике больше?

- Хорошо, тогда садитесь поудобнее и внимательно слушайте меня.


Назвать этот день праздником, даже самым большим праздником – слишком мало. Он важнее любого праздника и значимее любого события в мировой истории. В этот день все человечество, а значит – каждый из нас, получили надежду на спасение, потому что Христос воскрес. Этот день называется Пасхой, что значит – «переход», и отмечается в Православной Церкви как самый главный день в году.


У русских крестьян был обычай в течение 40 дней Пасхи, ходить друг к другу в гости, поздравлять своих соседей, дарить крашеные яйца и куличи, играть в пасхальные игры. Особой популярностью у российской ребятни в старину пользовалась игра «Катание яиц» (слайд) Приветствовать друг друга возгласом «Христос Воскресе» - И что слышать в ответ? Устраивать пасхальный пир. Главным угощением пасхального стола является…?

Они обходили дома один за другим, пели песни, играли и ждали подарков. Таких людей называли волочебниками.

- А вы знаете, что означает это слово?

- Слово это означает «поющие под окнами», а обряд носит название «хождение волочебников». 

- Вы знаете, как называется первое воскресенье после Пасхи?

В народе этот день называется Красной горкой. Это особая пора для молодежи. Это время свадеб, первого весеннего гуляния на вольном воздухе. Дети в этот день пели, водили хороводы, играли в игры, качались на качелях.

- Хорошо. А вы знаете, как проходит первая неделя после Пасхи?

Первая неделя после пасхи называется Светлой. Все 7 дней в храмах открыты колокольни, и каждый может подняться туда и звонить в колокола. Когда бьют во множество колоколов, звон получается особенный – его называют трезвоном.

- А вы знаете, как называют человека, который звонит в колокола?

- Церковный служитель, в обязанности которого входит звонить в колокола – это звонарь.

- Вот как это происходит (видеоролик)

- В народе с любовью и нежностью относились к колоколам.

Колокол в древней Руси имел большое значение. Удары колокола отсчитывали время, люди знали, когда вставать, когда за работу приниматься, в какой день праздник, а в какой беда на Русь нагрянула, оповещал людей о каких-либо важных событиях.

Сейчас вы узнали о обычаях народного праздника, а теперь давайте поговорим о композиторах, которые были неравнодушны к этому празднику.

- Ребята, обратите внимание на слайд, кто это? (слайд)

- Правильно! Одним из таких композиторов был Рахманинов. Он очень почитал этот праздник.

В его произведениях очень важны христианские мотивы.

Особую роль в жизни Сергея сыграла бабушка - Софья Александровна Бутакова, которая иногда увозила любимого внука к себе в Новгород. Живя у бабушки, Сережа часто бывал с ней на службах. Он посещал и новгородские монастыри, где слушал монашеское пение - старинные знаменные распевы. И первое впечатление мощного и стройного колокольного звучания стало и самым сильным, отложившим отпечаток на всю последующую жизнь великого композитора. Пение церковных колоколов стало символом его творчества.

- я предлагаю вам послушать фрагмент из произведения С. Рахманинова «Светлый праздник». А вы слушайте внимательно и обратите внимание на звучание фортепиано.

- Какой же темп у этого произведения?

- Итак, что же напомнило вам звучание фортепиано?

- Верно. Звон колоколов.

- Ребята, какой у нас сейчас месяц?

Верно. А Пасха в этом году очень ранняя, и наступает она в апреле.

- И сейчас я предлагаю вам разучить такую песню. Называется она «Апрель». У вас на столах есть текст. Сначала послушайте её, а потом мы с вами попробуем её спеть.

Сядьте ровно, расправьте плечи, выпрямите спинки, поднимите головы.

- А теперь давайте встанем из-за парт, и споём её стоя.

- Присаживайтесь.


И так, ребята, давайте подведём итог решив кроссворд.


В настоящее время Пасха по-прежнему остается одним из самых почитаемых праздников для каждого. Не мудрено, ведь его смысл – возрождение и непременная победа жизненной силы


(смотрят видеоролик)


(хором читают)


(Внимательно слушают учителя)







«Воистину Воскресе».


- Пасха и яйца






- нет


(Внимательно слушают учителя)


- нет



(Внимательно слушают учителя)















(Ответы детей)

- нет


(Внимательно слушают учителя)






- нет



(Внимательно слушают учителя)


(Смотрят видео)






(Внимательно слушают учителя)

























- С. Рахманинов


(Внимательно слушают учителя)




















- быстрый

- звон колоколов



- апрель


РУУД:

Целеполагание




ПУУД:

Умение структурировать знания









КУУД:

осознанное и произвольное построение речевого высказывания













ПУУД:

Выделение необходимой информации




















РУУД: прогнозирование, саморегуляция






























КУУД:

осознанное и произвольное построение речевого высказывания




ПУУД:

Умение структурировать знания












КУУД:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли


ЛУУД:

Самоопределение




РУУД:

целеполагание − постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно


Подводящий диалог




Рассказ














Побуждающий диалог






Рассказ









Стимулирования




Рассказ









Наглядно- слуховой метод




Рассказ



























Подводящий диалог




Рассказ























Побуждающий диалог



Содержательного анализа произведений












Побуждающий диалог






Повторение




4. Рефлексия учебной деятельности

Цыпленок, как и пасхальное яйцо, является символом возрождения и непрерывности жизни.

Я предлагаю вам раскрасить его. Жёлтым или оранжевым цветом – у вас хорошее настроение, а если серый – плохое.

- Спасибо за урок, до свидания!


(выполняют задание)





- до свидания!

ЛУУД:

самоопределение

Самооценка





государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Ростовской области

«Зерноградский педагогический колледж»







ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

урока музыки,

проведенного в 4. 04. 2017г. в 4 «А» классе

МБОУ СОШ УИОП г. Зернограда

студенткой ГБПОУ РО «ЗернПК»

Кожановой Екатериной Ивановной



Учитель: Е. Н. Остапчук

Методист: Е. И. Шевченко

_______________________



Зерноград

2017


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Технологическая карта урока музыки. Тема "Родной обычай старины. Светлый праздник"

Автор: Кожанова Екатерина Ивановна

Дата: 13.04.2017

Номер свидетельства: 409022

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства