3.Организация познавательной деятельности | - Чтобы определить тему нашего урока, я предлагаю вам посмотреть видео. - Какая же тема нашего урока? (слайд) - А что вы знаете о Пасхе? - Хорошо, я с вами согласна. - Я хочу познакомить вас с историей этого праздника, но, чтобы вы лучше прониклись им, я предлагаю вам послушать Тропарь «Христос Воскрес», (слайд) Тропарь – это краткое молитвенное песнопение, в котором раскрывается сущность праздника. - Что вы представили, слушая тропарь? - Вам захотелось узнать об этом празднике больше? - Хорошо, тогда садитесь поудобнее и внимательно слушайте меня. Назвать этот день праздником, даже самым большим праздником – слишком мало. Он важнее любого праздника и значимее любого события в мировой истории. В этот день все человечество, а значит – каждый из нас, получили надежду на спасение, потому что Христос воскрес. Этот день называется Пасхой, что значит – «переход», и отмечается в Православной Церкви как самый главный день в году. У русских крестьян был обычай в течение 40 дней Пасхи, ходить друг к другу в гости, поздравлять своих соседей, дарить крашеные яйца и куличи, играть в пасхальные игры. Особой популярностью у российской ребятни в старину пользовалась игра «Катание яиц» (слайд) Приветствовать друг друга возгласом «Христос Воскресе» - И что слышать в ответ? Устраивать пасхальный пир. Главным угощением пасхального стола является…? Они обходили дома один за другим, пели песни, играли и ждали подарков. Таких людей называли волочебниками. - А вы знаете, что означает это слово? - Слово это означает «поющие под окнами», а обряд носит название «хождение волочебников». - Вы знаете, как называется первое воскресенье после Пасхи? В народе этот день называется Красной горкой. Это особая пора для молодежи. Это время свадеб, первого весеннего гуляния на вольном воздухе. Дети в этот день пели, водили хороводы, играли в игры, качались на качелях. - Хорошо. А вы знаете, как проходит первая неделя после Пасхи? Первая неделя после пасхи называется Светлой. Все 7 дней в храмах открыты колокольни, и каждый может подняться туда и звонить в колокола. Когда бьют во множество колоколов, звон получается особенный – его называют трезвоном. - А вы знаете, как называют человека, который звонит в колокола? - Церковный служитель, в обязанности которого входит звонить в колокола – это звонарь. - Вот как это происходит (видеоролик) - В народе с любовью и нежностью относились к колоколам. Колокол в древней Руси имел большое значение. Удары колокола отсчитывали время, люди знали, когда вставать, когда за работу приниматься, в какой день праздник, а в какой беда на Русь нагрянула, оповещал людей о каких-либо важных событиях. Сейчас вы узнали о обычаях народного праздника, а теперь давайте поговорим о композиторах, которые были неравнодушны к этому празднику. - Ребята, обратите внимание на слайд, кто это? (слайд) - Правильно! Одним из таких композиторов был Рахманинов. Он очень почитал этот праздник. В его произведениях очень важны христианские мотивы. Особую роль в жизни Сергея сыграла бабушка - Софья Александровна Бутакова, которая иногда увозила любимого внука к себе в Новгород. Живя у бабушки, Сережа часто бывал с ней на службах. Он посещал и новгородские монастыри, где слушал монашеское пение - старинные знаменные распевы. И первое впечатление мощного и стройного колокольного звучания стало и самым сильным, отложившим отпечаток на всю последующую жизнь великого композитора. Пение церковных колоколов стало символом его творчества. - я предлагаю вам послушать фрагмент из произведения С. Рахманинова «Светлый праздник». А вы слушайте внимательно и обратите внимание на звучание фортепиано. - Какой же темп у этого произведения? - Итак, что же напомнило вам звучание фортепиано? - Верно. Звон колоколов. - Ребята, какой у нас сейчас месяц? Верно. А Пасха в этом году очень ранняя, и наступает она в апреле. - И сейчас я предлагаю вам разучить такую песню. Называется она «Апрель». У вас на столах есть текст. Сначала послушайте её, а потом мы с вами попробуем её спеть. Сядьте ровно, расправьте плечи, выпрямите спинки, поднимите головы. - А теперь давайте встанем из-за парт, и споём её стоя. - Присаживайтесь. И так, ребята, давайте подведём итог решив кроссворд. В настоящее время Пасха по-прежнему остается одним из самых почитаемых праздников для каждого. Не мудрено, ведь его смысл – возрождение и непременная победа жизненной силы | (смотрят видеоролик) (хором читают) (Внимательно слушают учителя) «Воистину Воскресе». - Пасха и яйца - нет (Внимательно слушают учителя) - нет (Внимательно слушают учителя) (Ответы детей) - нет (Внимательно слушают учителя) - нет (Внимательно слушают учителя) (Смотрят видео) (Внимательно слушают учителя) - С. Рахманинов (Внимательно слушают учителя) - быстрый - звон колоколов - апрель | РУУД: Целеполагание ПУУД: Умение структурировать знания КУУД: осознанное и произвольное построение речевого высказывания ПУУД: Выделение необходимой информации РУУД: прогнозирование, саморегуляция КУУД: осознанное и произвольное построение речевого высказывания ПУУД: Умение структурировать знания КУУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ЛУУД: Самоопределение РУУД: целеполагание − постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно | Подводящий диалог Рассказ Побуждающий диалог Рассказ Стимулирования Рассказ Наглядно- слуховой метод Рассказ Подводящий диалог Рассказ Побуждающий диалог Содержательного анализа произведений Побуждающий диалог Повторение |