kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока музыки 7 класс "Музыкальные образы в вальсовой музыке Шопена"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка соответствует ФГОС.Урок комплексного применения знаний, умений.Урок исследование.В уроке применяется форма работы в командах.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока музыки 7 класс "Музыкальные образы в вальсовой музыке Шопена"»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МУЗЫКИ

в 7 классе по теме «Музыкальные образы в вальсовой музыке Фредерика Шопена»


Николаева Елена Александровна,

учитель музыки и МХК МОАУ СОШ №1

села Возжаевки Белогорского района Амурской области


Дата урока/ класс

12/12/ 2017 г. / 7 класс


Раздел /Тема уро­ка

Музыкальный образ. Музыкальные образы в вальсовой музыке Шопена.


Педагогические цели

Продолжить накопление музыкальных впечатлений, связанных с восприятием и исполнением музыки западноевропейских композито­ров-классиков на примере музыки Ф. Шопена; учить выявлять особенности музыкального языка и стиля композитора в процессе прочтения музыкальных образов; формировать музыкальный вкус обучающихся и эмоционально – образное восприятие на примерах высоких образцов классической музыки.


Тип, форма урока

Урок комплексного применения знаний и умений. Урок-исследование.


Проблемный вопрос урока

Какие музыкальные образы создал Шопен в своих вальсах №6(вальс-минутка) и№7?


Планируемые ре­зультаты (пред­метные)

Учащиеся узнают: факты биографии Ф. Шопена, особенности его вальсовой музыки (жанровые и стилевые), историю создания вальсов №6 №7.

Учащиеся научатся: выявлять особенности музыкального языка и стиля композитора, определять в звучании вальсов различные образы, навеянные душевными переживаниями Шопена.

Учащиеся получат возможность научиться: воспринимать музыку романтического стиля, размышлять о музыкальных произведе­ниях как способе выражения чувств и мыслей человека; эмоционально откликаться на искусство, выражая отношение к нему в различных видах дея­тельности.


Личностные ре­зультаты

Развитие образного мышления, творческого воображения; приобретение навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности; сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих задач.


Метапредметные универсаль­ные учебные дей­ствия

Регулятивные: освоение способов решения проблем творческого, исследовательского и поискового характера в различных видах музыкально-твор­ческой дея­тельности; умение строить речевые высказывания, отражающие содержание музы­кальных произведе­ний; оценивать результаты собственной деятельности.

Познавательные: сравнивать характер музыкальных произведений, анализировать средства музыкальной выразительности; овладение на­выками смыслового прочтения содержания «текстов» музыкальных произведений в соответствии с целями и зада­чами учебной деятельно­сти; подбирать литературные и живописные иллюстрации к музыкальному образу

Коммуникативные: осуществляют продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных му­зыкально-творческих задач, высказывать и отстаивать свою точку зрения, прислушиваться к мнению других, ува­жать это мнение; представлять результаты групповой работы.


Основное содер­жание темы, по­нятия и термины

Фортепианная вальсовая музыка Ф. Шопена. История создания, лирические музыкальные образы в вальсах №6 и №7, характерные особенности музыкального языка, словарь эмоциональных впечатлений, таблица музыкальных образов.


Образовательные ресурсы

Мультимедийная презентация, видеофрагмент фильма «Завещание», видеоролики к вальсам Шопена №6 и №7, раздаточный материал (план – задания командам, стихи, иллюстрации, оценочные листы)


Музыкальный материал

Ф. Шопен, Вальс №6 , Вальс №7, «Забытый вальс», песня Л. Войтенко «Ты - мама моя любимая»


Содержание урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма и ме­тоды контро­ля


осуществляемые действия

формируемые

умения


Организационный этап







Приветствует класс.

СЛАЙД 1

- Известный педагог В.А. Сухомлинский писал:

«В мире есть не только нужное и полезное, но и красивое. Перед человеком открылась радость жизни, потому, что он услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручейка и перепевы серебряных колокольчиков жаворонка в горячем летнем небе, шуршание снежинок и стон метели, ласковое плескание волны и торжественную тишину ночи, услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни».


- Сегодня у нас очередная встреча с музыкой. Я надеюсь, что она будет для нас и познавательной, и интересной, ведь я предлагаю вам выступить в роли исследователей.

СЛАЙД 2

Организует работу групп, кратко инструктирует о заполнении групповых листков оценки и самооценки.

СЛАЙД 3

- Мы с вами уже знаем о том, что «музыка – это сама жизнь». Частички моментов человеческой жизни благодаря мастерству великих композиторов превращаются в музыкальные образы. Это может быть добрый, ласковый образ колыбельной песни, образ мужественной борьбы, картины природы, образ, воплощающий тревогу или надежду…




Привет­ствуют учителя.

Знакомятся с с раздаточными материалами.

Выбирают командира группы и ответственного за заполнение оценочного листа.

Личностные: прояв­ляют эмоциональную отзыв­чивость на слова учите­ля, проявляют доброже­лательность по отноше­нию друг к другу, организуются для групповой работы.

Фронтальная. Наблюд­ение, слу­шание.


Актуа­лизация зна­ний.

Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся


Организует повторение изученного ранее материала.

- Мы уже познакомились со многими музыкальными образами на наших уроках. Результаты своей работы вы заносили в таблицу музыкальных образов. И сейчас я предлагаю вам первое задание – ПИНГ-ПОНГ из вопросов по нашей таблице.

СЛАЙД 4

  • Какой композитор является автором песни-баллады «Лесной царь »? (Франц Шуберт)

  • Сколько музыкальных образов в песне-балладе «Лесной царь?» (четыре)

  • Какой музыкальный образ создал Александр Скрябин в прелюдии №4? (образ смирения и покорности судьбе - « птичка в клетке»)

  • В каком произведении Александра Скрябина создан образ неуклонной воли к победе – «марафонец»? (этюд №12)

  • Как называется романс Сергея Рахманинова, в котором создан образ иллюзии неподвижности, полного покоя и тишины? («Островок»)

  • Какой музыкальный образ создал Сергей Рахманинов в своём романсе «Весенние воды»? (образ неудержимых бурлящих сил весны)

  • К какому произведению Ференца Листа мы создавали творческий проект – символ цыганской музыки? ( Рапсодия №2)

  • Как называется знаменитое произведение Мориса Равеля, в котором создан единый развивающийся образ танца? (Болеро)

  • В каких произведениях литовских композиторов использован приём «изобразительные музыкальные подробности»? («Деревянная лошадка», «В путь»)

  • В своих произведениях для органа этот композитор создавал образы магической, космической, бесконечно сильной энергии. Назовите его имя? (Иоганн Себастьян Бах)


Каждая группа отвечает на вопросы пинг-понга, по очереди, получая нотки за каждый правильный ответ.

По итогам заполняют оценочные листы, в которых оценивают работу своей команды и команды соперников.

Познавательные: вос­производят по па­мяти информацию, необходи­мую для ре­шения учеб­ной задачи.

Коммуникативные: приобретают умение осознанного построе­ния речевого выска­зывания о содержании изученного учебного материала в со­ответствии с задачами ком­муникации, учатся работать в команде.

Фронтальная.

Наблюдение, уст­ный опрос.


Постановка учебной задачи и проблемы урока.

Мотивация учебной деятельности

Первичное закрепление



- Сегодня мы выступим в роли исследователей творчества прекрасного композитора, музыку которого вы сейчас услышите.

СЛАЙД 5

Учитель исполняет «Забытый вальс» Фридерика Шопена

СЛАЙД 6

Предлагает узнать автора (первичное затруднение), приводит факты из биографии композитора, среди которых есть сведения, уже известные учащимся.

Организует самостоятель­ную формулировку учащимися учебной задачи и способов ее реше­ния; подводит учащихся к формулировке пробле­мы урока.

  • Можете ли вы назвать автора этой музыки?

  • Ещё в детстве родители замечали, что при первых звуках музыки мальчик начинал плакать. Первая мысль – музыка раздражает ребенка, но оказалось, что наоборот, музыка производила на него очень сильное эмоциональное впечатление.

  • От своей матери он узнал и полюбил польские народные песни и танцы, любовь к которым он пронес через всю жизнь. Вся его музыка буквально пронизана интонациями и ритмами польской народной музыки.

  • В девятнадцатилетнем возрасте у него проявляются первые признаки тяжелого заболевания легких. Врачи ставят ему неутешительный диагноз и говорят о том, что ему осталось жить год-полтора. Но наперекор всем он проживет еще 20 лет! Музыка учила его дышать правильно, и болезнь на время отступала. Наверное, поэтому его музыка такая воздушная, дышащая. А еще она очень душевная. Недаром его друзья называли его «душой фортепиано».

  • К жанру вальса композитор обращался на протяжении всей своей недолгой жизни. Первый вальс написан в 1827 году, когда юному автору было семнадцать лет, а три последних вальса созданы в 1847 году, за два года до смерти композитора. Не все его вальсы дошли до нас, а из дошедших - не все напечатаны. Сам композитор опубликовал только 8 своих вальсов, в полном собрании его сочинений - их 17. Это лирические миниатюры, которые рассказывают о переживаниях человеческой души. Они разные: есть мечтательные, лирические, а иным присуще вихревое, стремительное движение, полетность.

  • В 20 лет покинул родину и из-за вспыхнувшего национального восстания уже не смог вернуться, умер на чужбине в возрасте 39 лет.

  • Сердце композитора, согласно его завещанию, перевезено сестрой в Варшаву, на родину, и замуровано в одной из колонн в костеле Святого Креста.

СЛАЙД 7

Поощряет команду, первую назвавшую фамилию композитора – Шопен (1810-1849гг.)

Теперь мы сможем сформулировать тему нашего урока – «Музыкальные образы в вальсовой музыке Шопена»

СЛАЙД 8

- Мы будем исследовать два вальса Фридерика Шопена и выявлять особенности музыкальных образов, созданных композитором.


  • Что мы постараемся узнать из сегодняшнего урока?

  • Как мы будем это делать, чем воспользуемся?

Организует работу с группами, предлагает ознакомиться с материалами для исследования (текстами с историей создания вальсов (несколько версий), стихотворениями, иллюстрациями, словарем эстетических эмоций), план - заданиями для групп. Предлагает результаты исследования занести в таблицу.


Озву­чивают версии, формулируют тему урока, предлагают фор­мулировки учеб­ной задачи, фор­мы му­зыкально-творческой дея­тельности, вы­страивают план исследования.

Регулятивные: ста­вят и принимают учебную за­дачу, сформулирован­ную совместно с учи­телем, выбирают соот­ветствующие виды му­зыкально-творческой дея­тельности для рас­крытия темы урока.

Коммуникативные: владеют монологиче­ской и диалогической форма­ми речи в соот­ветствии с нормами родного языка и современных средств коммуникации.

Личностные: применяю­т правила де­лового сотрудничества.

Фронтальная. Уст­ный опрос.


Творческое добывание и применение знаний в новой ситуации

Гостиная романтической эпохи

Творческий поиск музыкальных образов






















Музыкальная пауза

(по возможности, в зависимости от скорости работы исследовательских групп)












СЛАЙД 9

И так, приглашаю вас в одну из гостиных романтической эпохи, где некогда блистал наш герой, «душа фортепиано», великий польский композитор Фридерик Шопен…

СЛАЙД 10 АФИША

Знакомит учащихся с вальсами Ф. Шопена (слушание)

СЛАЙД 11 «Вальс – минутка» №6 (нажать динамик на ссылке)

СЛАЙД 12 Вальс №7(нажать динамик на ссылке)

орга­низует выполнение плана - задания

СЛАЙД 13

- исследовать историю создания вальса (каждая команда исследует свой вальс)

- подобрать определения из словаря эстетических эмоций

- подобрать иллюстрацию к музыкальному образу

- подобрать стихотворение к музыкальному образу

- заполнить графы таблицы «музыкальный образ (ы)» и

« характерные особенности»

- подготовить краткие итоговые выступления по каждому этапу плана-задания, выбрав одну из форм – коллективную или индивидуальную (распределение ролей в команде)

Выступления команд

СЛАЙД 14 ИСТОРИЯ

СЛАЙД 15 СЛОВАРЬ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ЭМОЦИЙ

СЛАЙДЫ 16-19 ИЛЛЮСТРАЦИИ (ПО ЩЕЛЧКУ)

СЛАЙД 20 ТАБЛИЦА


Во время выполнения задания или после двух этапов организует просмотр видеороликов на музыку вальсов в оркестровом исполнении.

Организует подведение итогов исследования.



-В нашем репертуаре есть песня, созвучная лирическому настроению вальсовой музыки Шопена, она тоже наполнена светлыми чувствами и нежностью.

Организует исполнение песни «Ты - мама моя любимая».












Исследуют тексты, анализируют, обобщают, делают выводы.

В процессе творческого поиска, выполняют план-задание.















Исполняют песню лирического характера.















Регулятивные: приним­ают и сохраняют учеб­ную задачу, соответствующ­ую этапу обучения; удержива­ют цель деятельности до по­лучения ее ре­зультатов; оценивают правильность выпол­нения действий;

Познавательные: выде­ляют суще­ственную информацию из тек­ста.

Личностные: проявляют сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих задач.

Коммуникативные: учатся согласовывать свои действия с парт­нером.





Фронтальная. Слу­шание, на­блюдение.


Рефлексия

Осмысление результатов исследования

Организация осмысления результатов исследования и собственной деятельности на уроке.

СЛАЙД 21

- Для Шопена вальс был больше, чем просто танец. Вальсы Шопе­на – поэтичные музыкальные повествования о любви, разлуке, по­терях и встречах…

СЛАЙД 22

- Наше музыкальное исследование подхо­дит к завершению. Давайте снова посмотрим на афишу и подумаем, какие новые тайны сегодня вам поведала музыка, какие образы открыла.

Мы видим два определения вальсов – вальс-фантазия и вальс - мечта. Ка вы считаете, какое из них соответствует каждому из вальсов? Почему?

Помогает в формулировании вывода урока: каждый из образов – это часть жизни композитора, его чувства и переживания, его мечты и фантазия.

СЛАЙД 23

СЛАЙД 24

СЛАЙД 25

- Обратите внимание на листы зеленого цвета, на которых представлены высказывания известных людей о Шопене и его музыке.

СЛАЙД 26

- Выберите из них то, которое, на ваш взгляд, соответствует вашим впечатлениям, настроению, тем чувствам, которые вы открыли в ходе нашей сегодняшней встречи с музыкой этого удивительного композитора-романтика.



Отвечают на во­просы учи­теля, опираясь на за­писи в рабочих картах и учебни­ке, формулиру­ют вывод, исхо­дя из поставленной цели и темы уро­ка.

Регулятивные: оцениваю­т результат ра­боты, определяют, что усвоено и что еще подле­жит усвоению, осознают качество и уровень усвое­ния осу­ществляют саморегу­ляцию как способность к преодолен­ию трудно­стей.

Коммуникативные: оформляют свои мыс­ли в устной форме, слушают и понимают речь других, уважают мнение од­ноклассников.

Личностные: накоплен­ие музыкальных впечат­лений, связан­ных с вос­приятием и исполнением музыки; осознают значе­ние музыки в жизни че­ловека.

Фронтальная, уст­ный опрос.


Рефлексия осмысление собственной учебной

дея­тельности

на уроке


«Послезвучие»

Организация осмысления собственной деятельности на уроке. Предлагает командам представить результаты по заполненным в ходе урока оценочным листам.

Оценка деятельности учащихся на уроке (выставление и аргу­ментация отметок).



СЛАЙД 27

Просмотр фрагмента фильма о Шопене «Завещание»


- Обычно, в конце концерта звучат аплодисменты.

  • Кого из своих одноклассников вы могли бы поблаго­дарить аплодисментами за активную работу на уро­ке?

Мне кажется правильным, если свои аплодисменты мы адре­суем и главному участнику нашего урока – Фридери­ку Шопену.

СЛАЙД 28

- Читает стихи

Мечтатель пылкий, благородный

Властитель фортепьянных сцен

Поэт мелодии народной –

Всё это Фредерик Шопен.


Анализируют свою деятельн­ость и деятель­ность однокласс­ников.

Регулятивные: открыто осмысливают и оценива­ют свою дея­тельность на уро­ке; анализируют эмо­циональное состоя­ние, полученное от успешной (неуспеш­ной) деятельно­сти; адекватно восприни­мают оценку своей работ­ы.

Фронтальная. Уст­ный опрос.


Домашнее зада­ние

Объясняет содержание и способы выполнения домашне­го за­дания.

Составить синквейн на тему «Шопен и его музыка »

Найти материал по теме «Стиль «романтизм» в музыке, литературе, живописи »


Делают записи в дневнике, слу­шают инструк­цию учи­теля.

Регулятивные: приним­ают учебное зада­ние в соответствии с уровнем своего разви­тия.

Индивидуальная.

Запись в тетради.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Николаева Елена Александровна

Дата: 27.05.2018

Номер свидетельства: 471191

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства