Дата урока/ класс | 12/12/ 2017 г. / 7 класс | |
Раздел /Тема урока | Музыкальный образ. Музыкальные образы в вальсовой музыке Шопена. | |
Педагогические цели | Продолжить накопление музыкальных впечатлений, связанных с восприятием и исполнением музыки западноевропейских композиторов-классиков на примере музыки Ф. Шопена; учить выявлять особенности музыкального языка и стиля композитора в процессе прочтения музыкальных образов; формировать музыкальный вкус обучающихся и эмоционально – образное восприятие на примерах высоких образцов классической музыки. | |
Тип, форма урока | Урок комплексного применения знаний и умений. Урок-исследование. | |
Проблемный вопрос урока | Какие музыкальные образы создал Шопен в своих вальсах №6(вальс-минутка) и№7? | |
Планируемые результаты (предметные) | Учащиеся узнают: факты биографии Ф. Шопена, особенности его вальсовой музыки (жанровые и стилевые), историю создания вальсов №6 №7. Учащиеся научатся: выявлять особенности музыкального языка и стиля композитора, определять в звучании вальсов различные образы, навеянные душевными переживаниями Шопена. Учащиеся получат возможность научиться: воспринимать музыку романтического стиля, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека; эмоционально откликаться на искусство, выражая отношение к нему в различных видах деятельности. | |
Личностные результаты | Развитие образного мышления, творческого воображения; приобретение навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности; сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих задач. | |
Метапредметные универсальные учебные действия | Регулятивные: освоение способов решения проблем творческого, исследовательского и поискового характера в различных видах музыкально-творческой деятельности; умение строить речевые высказывания, отражающие содержание музыкальных произведений; оценивать результаты собственной деятельности. Познавательные: сравнивать характер музыкальных произведений, анализировать средства музыкальной выразительности; овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» музыкальных произведений в соответствии с целями и задачами учебной деятельности; подбирать литературные и живописные иллюстрации к музыкальному образу Коммуникативные: осуществляют продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач, высказывать и отстаивать свою точку зрения, прислушиваться к мнению других, уважать это мнение; представлять результаты групповой работы. | |
Основное содержание темы, понятия и термины | Фортепианная вальсовая музыка Ф. Шопена. История создания, лирические музыкальные образы в вальсах №6 и №7, характерные особенности музыкального языка, словарь эмоциональных впечатлений, таблица музыкальных образов. | |
Образовательные ресурсы | Мультимедийная презентация, видеофрагмент фильма «Завещание», видеоролики к вальсам Шопена №6 и №7, раздаточный материал (план – задания командам, стихи, иллюстрации, оценочные листы) | |
Музыкальный материал | Ф. Шопен, Вальс №6 , Вальс №7, «Забытый вальс», песня Л. Войтенко «Ты - мама моя любимая» | |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Форма и методы контроля | |
осуществляемые действия | формируемые умения | |
Организационный этап | Приветствует класс. СЛАЙД 1 - Известный педагог В.А. Сухомлинский писал: «В мире есть не только нужное и полезное, но и красивое. Перед человеком открылась радость жизни, потому, что он услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручейка и перепевы серебряных колокольчиков жаворонка в горячем летнем небе, шуршание снежинок и стон метели, ласковое плескание волны и торжественную тишину ночи, услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни». - Сегодня у нас очередная встреча с музыкой. Я надеюсь, что она будет для нас и познавательной, и интересной, ведь я предлагаю вам выступить в роли исследователей. СЛАЙД 2 Организует работу групп, кратко инструктирует о заполнении групповых листков оценки и самооценки. СЛАЙД 3 - Мы с вами уже знаем о том, что «музыка – это сама жизнь». Частички моментов человеческой жизни благодаря мастерству великих композиторов превращаются в музыкальные образы. Это может быть добрый, ласковый образ колыбельной песни, образ мужественной борьбы, картины природы, образ, воплощающий тревогу или надежду… | Приветствуют учителя. Знакомятся с с раздаточными материалами. Выбирают командира группы и ответственного за заполнение оценочного листа. | Личностные: проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя, проявляют доброжелательность по отношению друг к другу, организуются для групповой работы. | Фронтальная. Наблюдение, слушание. | |
Актуализация знаний. Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся | Организует повторение изученного ранее материала. - Мы уже познакомились со многими музыкальными образами на наших уроках. Результаты своей работы вы заносили в таблицу музыкальных образов. И сейчас я предлагаю вам первое задание – ПИНГ-ПОНГ из вопросов по нашей таблице. СЛАЙД 4 Сколько музыкальных образов в песне-балладе «Лесной царь?» (четыре) Какой музыкальный образ создал Александр Скрябин в прелюдии №4? (образ смирения и покорности судьбе - « птичка в клетке») В каком произведении Александра Скрябина создан образ неуклонной воли к победе – «марафонец»? (этюд №12) Как называется романс Сергея Рахманинова, в котором создан образ иллюзии неподвижности, полного покоя и тишины? («Островок») Какой музыкальный образ создал Сергей Рахманинов в своём романсе «Весенние воды»? (образ неудержимых бурлящих сил весны) К какому произведению Ференца Листа мы создавали творческий проект – символ цыганской музыки? ( Рапсодия №2) Как называется знаменитое произведение Мориса Равеля, в котором создан единый развивающийся образ танца? (Болеро) В каких произведениях литовских композиторов использован приём «изобразительные музыкальные подробности»? («Деревянная лошадка», «В путь») В своих произведениях для органа этот композитор создавал образы магической, космической, бесконечно сильной энергии. Назовите его имя? (Иоганн Себастьян Бах) | Каждая группа отвечает на вопросы пинг-понга, по очереди, получая нотки за каждый правильный ответ. По итогам заполняют оценочные листы, в которых оценивают работу своей команды и команды соперников. | Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи. Коммуникативные: приобретают умение осознанного построения речевого высказывания о содержании изученного учебного материала в соответствии с задачами коммуникации, учатся работать в команде. | Фронтальная. Наблюдение, устный опрос. | |
Постановка учебной задачи и проблемы урока. Мотивация учебной деятельности Первичное закрепление | - Сегодня мы выступим в роли исследователей творчества прекрасного композитора, музыку которого вы сейчас услышите. СЛАЙД 5 Учитель исполняет «Забытый вальс» Фридерика Шопена СЛАЙД 6 Предлагает узнать автора (первичное затруднение), приводит факты из биографии композитора, среди которых есть сведения, уже известные учащимся. Организует самостоятельную формулировку учащимися учебной задачи и способов ее решения; подводит учащихся к формулировке проблемы урока. Можете ли вы назвать автора этой музыки? Ещё в детстве родители замечали, что при первых звуках музыки мальчик начинал плакать. Первая мысль – музыка раздражает ребенка, но оказалось, что наоборот, музыка производила на него очень сильное эмоциональное впечатление. От своей матери он узнал и полюбил польские народные песни и танцы, любовь к которым он пронес через всю жизнь. Вся его музыка буквально пронизана интонациями и ритмами польской народной музыки. В девятнадцатилетнем возрасте у него проявляются первые признаки тяжелого заболевания легких. Врачи ставят ему неутешительный диагноз и говорят о том, что ему осталось жить год-полтора. Но наперекор всем он проживет еще 20 лет! Музыка учила его дышать правильно, и болезнь на время отступала. Наверное, поэтому его музыка такая воздушная, дышащая. А еще она очень душевная. Недаром его друзья называли его «душой фортепиано». К жанру вальса композитор обращался на протяжении всей своей недолгой жизни. Первый вальс написан в 1827 году, когда юному автору было семнадцать лет, а три последних вальса созданы в 1847 году, за два года до смерти композитора. Не все его вальсы дошли до нас, а из дошедших - не все напечатаны. Сам композитор опубликовал только 8 своих вальсов, в полном собрании его сочинений - их 17. Это лирические миниатюры, которые рассказывают о переживаниях человеческой души. Они разные: есть мечтательные, лирические, а иным присуще вихревое, стремительное движение, полетность. В 20 лет покинул родину и из-за вспыхнувшего национального восстания уже не смог вернуться, умер на чужбине в возрасте 39 лет. Сердце композитора, согласно его завещанию, перевезено сестрой в Варшаву, на родину, и замуровано в одной из колонн в костеле Святого Креста. СЛАЙД 7 Поощряет команду, первую назвавшую фамилию композитора – Шопен (1810-1849гг.) Теперь мы сможем сформулировать тему нашего урока – «Музыкальные образы в вальсовой музыке Шопена» СЛАЙД 8 - Мы будем исследовать два вальса Фридерика Шопена и выявлять особенности музыкальных образов, созданных композитором. Организует работу с группами, предлагает ознакомиться с материалами для исследования (текстами с историей создания вальсов (несколько версий), стихотворениями, иллюстрациями, словарем эстетических эмоций), план - заданиями для групп. Предлагает результаты исследования занести в таблицу. | Озвучивают версии, формулируют тему урока, предлагают формулировки учебной задачи, формы музыкально-творческой деятельности, выстраивают план исследования. | Регулятивные: ставят и принимают учебную задачу, сформулированную совместно с учителем, выбирают соответствующие виды музыкально-творческой деятельности для раскрытия темы урока. Коммуникативные: владеют монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка и современных средств коммуникации. Личностные: применяют правила делового сотрудничества. | Фронтальная. Устный опрос. | |
Творческое добывание и применение знаний в новой ситуации Гостиная романтической эпохи Творческий поиск музыкальных образов Музыкальная пауза (по возможности, в зависимости от скорости работы исследовательских групп) | СЛАЙД 9 И так, приглашаю вас в одну из гостиных романтической эпохи, где некогда блистал наш герой, «душа фортепиано», великий польский композитор Фридерик Шопен… СЛАЙД 10 АФИША Знакомит учащихся с вальсами Ф. Шопена (слушание) СЛАЙД 11 «Вальс – минутка» №6 (нажать динамик на ссылке) СЛАЙД 12 Вальс №7(нажать динамик на ссылке) организует выполнение плана - задания СЛАЙД 13 - исследовать историю создания вальса (каждая команда исследует свой вальс) - подобрать определения из словаря эстетических эмоций - подобрать иллюстрацию к музыкальному образу - подобрать стихотворение к музыкальному образу - заполнить графы таблицы «музыкальный образ (ы)» и « характерные особенности» - подготовить краткие итоговые выступления по каждому этапу плана-задания, выбрав одну из форм – коллективную или индивидуальную (распределение ролей в команде) Выступления команд СЛАЙД 14 ИСТОРИЯ СЛАЙД 15 СЛОВАРЬ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ЭМОЦИЙ СЛАЙДЫ 16-19 ИЛЛЮСТРАЦИИ (ПО ЩЕЛЧКУ) СЛАЙД 20 ТАБЛИЦА Во время выполнения задания или после двух этапов организует просмотр видеороликов на музыку вальсов в оркестровом исполнении. Организует подведение итогов исследования. -В нашем репертуаре есть песня, созвучная лирическому настроению вальсовой музыки Шопена, она тоже наполнена светлыми чувствами и нежностью. Организует исполнение песни «Ты - мама моя любимая». | Исследуют тексты, анализируют, обобщают, делают выводы. В процессе творческого поиска, выполняют план-задание. Исполняют песню лирического характера. | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения; удерживают цель деятельности до получения ее результатов; оценивают правильность выполнения действий; Познавательные: выделяют существенную информацию из текста. Личностные: проявляют сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих задач. Коммуникативные: учатся согласовывать свои действия с партнером. | Фронтальная. Слушание, наблюдение. | |
Рефлексия Осмысление результатов исследования | Организация осмысления результатов исследования и собственной деятельности на уроке. СЛАЙД 21 - Для Шопена вальс был больше, чем просто танец. Вальсы Шопена – поэтичные музыкальные повествования о любви, разлуке, потерях и встречах… СЛАЙД 22 - Наше музыкальное исследование подходит к завершению. Давайте снова посмотрим на афишу и подумаем, какие новые тайны сегодня вам поведала музыка, какие образы открыла. Мы видим два определения вальсов – вальс-фантазия и вальс - мечта. Ка вы считаете, какое из них соответствует каждому из вальсов? Почему? Помогает в формулировании вывода урока: каждый из образов – это часть жизни композитора, его чувства и переживания, его мечты и фантазия. СЛАЙД 23 СЛАЙД 24 СЛАЙД 25 - Обратите внимание на листы зеленого цвета, на которых представлены высказывания известных людей о Шопене и его музыке. СЛАЙД 26 - Выберите из них то, которое, на ваш взгляд, соответствует вашим впечатлениям, настроению, тем чувствам, которые вы открыли в ходе нашей сегодняшней встречи с музыкой этого удивительного композитора-романтика. | Отвечают на вопросы учителя, опираясь на записи в рабочих картах и учебнике, формулируют вывод, исходя из поставленной цели и темы урока. | Регулятивные: оценивают результат работы, определяют, что усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения осуществляют саморегуляцию как способность к преодолению трудностей. Коммуникативные: оформляют свои мысли в устной форме, слушают и понимают речь других, уважают мнение одноклассников. Личностные: накопление музыкальных впечатлений, связанных с восприятием и исполнением музыки; осознают значение музыки в жизни человека. | Фронтальная, устный опрос. | |
Рефлексия осмысление собственной учебной деятельности на уроке «Послезвучие» | Организация осмысления собственной деятельности на уроке. Предлагает командам представить результаты по заполненным в ходе урока оценочным листам. Оценка деятельности учащихся на уроке (выставление и аргументация отметок). СЛАЙД 27 Просмотр фрагмента фильма о Шопене «Завещание» - Обычно, в конце концерта звучат аплодисменты. Мне кажется правильным, если свои аплодисменты мы адресуем и главному участнику нашего урока – Фридерику Шопену. СЛАЙД 28 - Читает стихи Мечтатель пылкий, благородный Властитель фортепьянных сцен Поэт мелодии народной – Всё это Фредерик Шопен. | Анализируют свою деятельность и деятельность одноклассников. | Регулятивные: открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке; анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности; адекватно воспринимают оценку своей работы. | Фронтальная. Устный опрос. | |
Домашнее задание | Объясняет содержание и способы выполнения домашнего задания. Составить синквейн на тему «Шопен и его музыка » Найти материал по теме «Стиль «романтизм» в музыке, литературе, живописи » | Делают записи в дневнике, слушают инструкцию учителя. | Регулятивные: принимают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития. | Индивидуальная. Запись в тетради. | |