kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока по музыке "Под звон колоколов" во 2 классе по программе Т.И.Баклановой УМК « Планета знаний»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока музыки во 2 классе. Тема «Под звон колоколов»  составлен по программе Т.И.Баклановой (УМК « Планета знаний»). В  рамках Марафона методических дней « ФГОС: идеи, опыт, перспективы» мной был дан открытый урок во 2 классе для учителей города, что подтверждает сертификат от управления образования Администрации города Глазова Муниципального бюджетного учреждения « Информационно – методического центра».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по музыке "Под звон колоколов" во 2 классе по программе Т.И.Баклановой УМК « Планета знаний» »

Технологическая карта урока

  1. Предмет: музыка.

  2. Автор: Булдакова Ольга Юрьевна, учитель музыки МБОУ « Гимназия № 14» г. Глазов Удмуртской Республики

  3. Тема урока: «Под звон колоколов»

  4. Базовый учебник: «Музыка» - 2 класс Т.И.Баклановой (УМК « Планета знаний»)

  5. Цель урока: Знакомство детей с церковными колокольными звонами, которые отразились в творчестве композитора М.И. Глинки.

  6. Задачи:

ПРЕДМЕТНЫЕ:

  • Учить осознанному и эмоциональному восприятию музыки.

  • Развивать музыкальный слух.

  • Расширять представление детей о музыкальном многообразии.

  • Развивать умение определять произведение по звучащему фрагменту.

  • Продолжить работу над вокально-хоровыми умениями детей.

  • Развивать творческие способности детей. Воспитывать любовь к прекрасному.

  • Уметь определять характер, настроение музыки и выразительно двигаться под музыку.


МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:


Познавательные:

  • «читать» условные знаки, данные в учебнике;

  • уметь самостоятельно находить информацию;

  • сопоставлять художественно-образное содержание музыкальных произведений с конкретными словами.


Регулятивные:

  • волевая саморегуляция.


Коммуникативные:

  • рассказывать о содержании прослушанных музыкальных произведений, о своих музыкальных впечатлениях и эмоциональной реакции на музыку;

  • отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного;

  • выслушивать друг друга, работая в паре;

  • участвовать в коллективном обсуждении;

  • договариваться и приходить к общему решению, работая в паре.


Личностные:

  • формирование социальной роли ученика, положительного отношение к урокам музыки (развитие познавательного интереса к музыке и музыкальной деятельности, внимательного эмоционально-ценностного отношения к искусству, к произведениям классической музыки).

  1. Тип урока: изучение нового материала.

  2. Форма урока: фронтальная, в парах.

  3. Оборудование: ПК учителя, проектор, экран, мультимедийная презентация по теме урока, раздаточный материал для работы в группах, учебник, музыкальный инструмент - колокольчики.

  4. Оформление: опорные слова «набат», «благовест»; портрет М. И. Глинки; шаблоны колокольчиков.

Музыкальный материал: колокольный звон - набат, благовест; хор «Славься!» из оперы М.И. Глинки « Иван Сусанин»; «Бубенчики» английская народная песня.

 

Этапы работы

Содержание этапа

 

1.

Организационный момент, мотивационно – целевой этап.

Цель, которая должна быть достигнута учащимися: настроиться на продуктивную работу в течение урока.

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: Способствовать подготовке учащихся к продуктивной работе.

Задачи:

-создать положительный эмоциональный настрой;

-помочь принять правильную рабочую позу.

Методы: музицирования, словесный.

 

Выстроить детей в коридоре. Дать задание – идти в характере музыки, слушать внимательно.

Вход детей в класс под музыку М.И. Глинки Хор «Славься!» из оперы «Иван Сусанин».

Музыкальное приветствие учителя и учащихся.

Введение детей в определенное эмоциональное состояние.

  У: Что было необычным, как вам показалось, когда вы вошли в класс?

- Вход под музыку.

У: А что еще звучало кроме музыки? Какие музыкальные инструменты сопровождали её звучание?

- Колокола.

У: Правильно. А как выдумаете, о чем сегодня на уроке пойдет речь?

- О колоколах.

У: Да, правильно. Мы сегодня будем говорить о колоколах. Что вы знаете о колоколах (ответы детей)? Что делают колокола, когда мы их слышим?

- Звонят…

У: А вы знаете названия колокольных звонов?

- Нет.

У: А хотите узнать?

- Да.

У: Кто будет очень внимательным, тот сегодня узнает много нового и интересного! А тема нашего урока звучит так –

« Под звон колоколов» (Сл.№1). Где, ребята, мы можем услышать звучание колокола?

- На улице, в церкви, в храмах, в школе.



2.

Практический этап

Задача - настроить детей на преобразующее взаимодействие с музыкой

Метод: погружения. Проблемная ситуация создается через поиск не знакомого в знакомом.


У: Да. Наши предки гораздо чаще, чем мы слышали их голоса. Но если мы с вами сегодня хорошо живем и без колокольного звона, то для наших предков это было в тягость. А как вы думаете почему? (Сл. № 2; рассказчик № 1 – для чего существовали колокола). Издревле о них слагались легенды и песни. Издавна считалось, что они «глохнут», т.е. не звучат, если отливали их люди злые и нечестные (Сл. № 3). А ещё были случаи, когда они начинали звучать сами по себе, предупреждая людей об опасности, заменяя телевизор, телефон, радио. В наше время уже многократно доказано, что колокольный звон может лечить и успокаивать людей, например от головной боли или улучшить настроение.



Задача: через слушание музыки, понять её содержательное наполнение, собрать информацию о колоколах как о музыкальном инструменте: история возникновения, разнообразие колокольного звона и его роль в жизни человека.

Данный этап предполагает:

- решение проблемной ситуации обучающимися, посредством самостоятельной работы и опорных знаний.

- обеспечение мотивации и побуждения, обучающихся к самостоятельной творческой деятельности по добыванию новой информации.

Метод: побуждающий от проблемной ситуации, учебной дискуссии, стимулирования, наглядный метод (демонстрации и иллюстрации), контрастного сопоставления, сравнения, имитационно – стилевого постижения музыки и художественного движения.

Приемы музыкальной деятельности: активное слушание, анализ конкретной ситуации, прием визуализации, имитационного исполнения, музицирования.

Прием учителя-рассказ, учебная задача.

Прием ученика - анализ сравнение, сопоставление.

Форма работы –индивидуальная, групповая, коллективная.

  На данном этапе дети под управлением учителя участвуют в моделировании учебно-познавательного процесса. За каждым элементом знаний, понятий закрепляется определенное действие. Обучающиеся осваивают новые музыкальные фрагменты и новые приемы. Результатом всего этого становиться формирование новых знаний и умений.


 






Физкультминутка.

 У: А вы знаете, когда появился первый колокол?

- Давно.

У: Упоминания о самом первом колоколе появилось на Руси больше 1000 лет назад? Это много или мало, ребята?

- Очень много.

У: А скажите мне, пожалуйста, почему мы с вами вдруг заговорили о колоколах? Почему нам важно и необходимо знать о них?

- Интересно.

У: Помимо интереса, история колоколов – это часть нашей с вами истории. Колокола – это  душа русского народа.

Колокольные звоны были и есть символ единства России «во дни побед и бед народных».

Посмотрите, ребята, у меня в руке маленький колокольчик. Он похож на большой колокол? ( Сл. № 4 - сравнение колоколов).

- Да.

У: А кто-нибудь из вас знает как создаются колокола? Ваши предположения?

Рассказчик № 2 – История изготовления колоколов

У: А если перевернуть колокол на что он становится похож?

- На цветок, на чашу, на кружку.

У: Действительно, слово «колокол» образовалось от слова «коло», что означает - «круг», «чаша». Форма колокола напоминает опрокинутую чашу, из которой, как лучики изливается звук (взять разного размера колокольчики и позвонить в них).

У: Одинаковые звуки издают колокола или они разные?

- Разные.

У: Колокола отличаются по звучанию. У каждого колокола свой особый, неповторимый звук, как голоса у людей. Нет ни одного одинакового. А еще чем отличаются колокола?

- Размером, формой, толщиной стенок, силой удара.

У: А как вы думаете, сколько видов бывает?

-Колокола делятся на три вида: большие, средние, малые (Сл. № 5).

У: Каждый из этих колоколов звонит в определенных случаях: извещают о радости, несчастье, празднике.

# А сейчас будьте особо внимательны, потому что мы попытаемся определить, о чем извещает нам колокольный звон? (слушаем - набат)

-О чем рассказал вам колокольный звон - о радости или о несчастье?

- О несчастье.

У: Как вы это поняли?

- Звон тревожный, взволнованный.

У: Сейчас мы слушали набат (запись на доске) (Сл.: 6) Давайте повторим хором – набат!

Набат – сигнальный, тревожный звон в один колокол, отличающийся от обычных колоколов более пронзительным звучанием.

О чем он рассказал нам?

- Люди понимали, что нужно объединиться для принятия решения или кому – то нужна помощь; или пожар или враги.

# Послушайте, пожалуйста, еще один фрагмент колокольного звона, похож он на предыдущий или отличается? (слушаем перезвон)

- Отличается.

У.: О каком событии рассказали нам колокола в этом прослушивании: о радостном или о печальном?

- О радостном.

БЛАГОВЕСТ - это колокольный звон, извещающий о радостном событии. ( Сл. № 7)

Совместно с детьми рисуем кластер на доске: колокольчик желтого цвета – дети подбирают слово радость, которое характеризует колокольный звон благовест.

Колокольчик коричневого цвета – дети подбирают слово печаль, тревога, которое характеризует колокольный звон набат.

У.: Обратите внимание: у вас на столах находятся 3 пары колокольчиков разного цвета. Работа в паре: прослушайте колокольные звоны, посоветуйтесь и проставьте галочку в том цвете, которому принадлежит той или иной колокольный звон. Озвучьте свое решение (слушание повторное колокольных звонов).

У: Молодцы. Трудное задание мы выполнили, давайте немного отдохнем. Представьте себе, что вы колокола. Встаньте, и продемонстрируйте движение колоколов при звучании набата – движение медленное, тяжелое, туловище двигается статично.

А если звучит благовест, как вы будете двигаться – быстрое движение, ритмичное, корпус двигается часто.


Колоколам, как и людям нужен дом. Кто-нибудь из вас знает, как называется специальное помещение в храме, где «живут» колокола?

- Колокольня, звонница.

У: Откройте книгу на странице 58, мы видим с вами тему нашего урока. Давайте повторим её хором – « Под звон колоколов» А в правом углу мы можем увидеть изображение звонницы. А почему называют звонница?

- Потому что оттуда звучит колокольный звон.

- А кто догадается, как называют человека, который звонит в колокола?

- Звонарь



Задача – узнавать имитацию колокольного звона в авторском произведении на основе полученных знаний.

Цель, которая должна быть достигнута учащимися: научиться узнавать и выделять имитацию колокольного звона в произведениях.

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: способствовать формированию навыка узнавания элементов музыки, умению выделять нужное из ряда похожего на примере музыкальных произведений.

 

Метод: наблюдения, сопереживания, контрастного сопоставления.

Прием учителя: творческая задача, объяснение.

Прием ученика: вслушивание, диалог.

Форма работы: коллективная, индивидуальная.

 В результате знакомства с новыми музыкальными произведениями, у обучающихся возникают эмоциональные переживания, что дает качественное изменение в учебно - познавательной деятельности, расширяет его интерес и интеллектуальный кругозор и влечет к духовному богатству.


 

 

 

 У: Одни люди любили звонить в колокола. Другие любили слушать, и среди слушателей находились сочинители музыки - композиторы, у которых жизнь и творчество были связаны с колокольным звоном, а также они включали звон колоколов в свои произведения. На прошлом занятии мы познакомились с великим русским композитором (Сл. № 8 портрет). В его честь названа одна из улиц нашего города. Вспомнили кто это?

- Михаил Иванович Глинка (Сл. № 9 появляется Ф.И.О.)

У: Детство М.И. Глинки прошло под звон колоколов, так как дом его находился недалеко от церкви. Маленький Миша Глинка любил подражать колокольным звонам, играя на медных тазах. А потом колокола зазвонили в его опере. Что такое опера?

- Опера – это музыкальный спектакль, где все поют.

У: Опера под названием «Иван Сусанин» в заключительном хоре «Славься», фрагмент которого мы сейчас с вами посмотрим на экране. А кто такой Иван Сусанин и почему в его честь названо музыкальное произведение, мы узнаем с вами на следующем уроке, а может быть кто- то из вас заранее поинтересуется и расскажет. Будьте внимательны при прослушивании: кто услышит колокольный звон в музыке, поднимите руку (прослушивание хора “Славься!” М. И. Глинки). Молодцы, с этим заданием вы справились.

У: На странице 58 из слов в цветных кружочках выберите те слова, которые характеризуют эту музыку. И составьте предложение с одним из этих слов, которое будет передавать ваши мысли о музыке. Начало предложения написано на доске: я считаю; мне кажется; я думаю, что; я чувствую, что музыка звучит. Я приведу вам свой пример, но выбранное мной слово уже не употребляйте: Я считаю, что музыка звучала возвышенно.

- Торжественно, Величественно, Возвышенно, Гордо, Празднично, Вдохновенно, Степенно.

Звучит фонограмма «Бубенчики» англ. нар. песня. Вокально – хоровая работа , работа над образом, исполнение с использованием колокольчиков.

3.

Рефлексивно – оценочный этап

Цель, которая должна быть достигнута учащимися:

Получить информацию о результатах своей деятельности на уроке.

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе:

Завершить исследовательскую работу и оценить работу учащихся на протяжении урока. Оценочная характеристика работы учащихся на уроке.

 Данный этап помогает завершить творческий процесс и поддержать положительные эмоции.

Выход детей под музыку

« Бубенчики»

У.: Что нового вы узнали на уроке? На каких музыкальных инструментах научились играть? Какие трудности возникли?

Ответы детей.

 У.: А сейчас встаньте, возьмите каждый в руки колокольчик и позвоните в него те, кто узнал на уроке что- то новое и интересное для себя.

А теперь позвоните те, кому понравилась музыка на уроке?

Кому понравилось работать на уроке, самому искать ответ и фантазировать?

Ну, и наконец, позвоните в колокольчик те, кому понравилось на уроке?

Я хочу вам пожелать, чтобы этот замечательный звон, который украсил своим звучанием наш класс, напомнил вам о том, как много нового и интересного мы сегодня узнали. И пусть все плохое и трудное забывается, и остается только доброе и радостное.

Давайте позвоним в колокольчики и закончим наш урок!








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Булдакова Ольга Юрьевна

Дата: 10.12.2014

Номер свидетельства: 142256


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства