1. | Организационный момент, мотивационно – целевой этап. Цель, которая должна быть достигнута учащимися: настроиться на продуктивную работу в течение урока. Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: Способствовать подготовке учащихся к продуктивной работе. Задачи: -создать положительный эмоциональный настрой; -помочь принять правильную рабочую позу. Методы: музицирования, словесный. | Выстроить детей в коридоре. Дать задание – идти в характере музыки, слушать внимательно. Вход детей в класс под музыку М.И. Глинки Хор «Славься!» из оперы «Иван Сусанин». Музыкальное приветствие учителя и учащихся. Введение детей в определенное эмоциональное состояние. У: Что было необычным, как вам показалось, когда вы вошли в класс? - Вход под музыку. У: А что еще звучало кроме музыки? Какие музыкальные инструменты сопровождали её звучание? - Колокола. У: Правильно. А как выдумаете, о чем сегодня на уроке пойдет речь? - О колоколах. У: Да, правильно. Мы сегодня будем говорить о колоколах. Что вы знаете о колоколах (ответы детей)? Что делают колокола, когда мы их слышим? - Звонят… У: А вы знаете названия колокольных звонов? - Нет. У: А хотите узнать? - Да. У: Кто будет очень внимательным, тот сегодня узнает много нового и интересного! А тема нашего урока звучит так – « Под звон колоколов» (Сл.№1). Где, ребята, мы можем услышать звучание колокола? - На улице, в церкви, в храмах, в школе. |
| Задача: через слушание музыки, понять её содержательное наполнение, собрать информацию о колоколах как о музыкальном инструменте: история возникновения, разнообразие колокольного звона и его роль в жизни человека. Данный этап предполагает: - решение проблемной ситуации обучающимися, посредством самостоятельной работы и опорных знаний. - обеспечение мотивации и побуждения, обучающихся к самостоятельной творческой деятельности по добыванию новой информации. Метод: побуждающий от проблемной ситуации, учебной дискуссии, стимулирования, наглядный метод (демонстрации и иллюстрации), контрастного сопоставления, сравнения, имитационно – стилевого постижения музыки и художественного движения. Приемы музыкальной деятельности: активное слушание, анализ конкретной ситуации, прием визуализации, имитационного исполнения, музицирования. Прием учителя-рассказ, учебная задача. Прием ученика - анализ сравнение, сопоставление. Форма работы –индивидуальная, групповая, коллективная. На данном этапе дети под управлением учителя участвуют в моделировании учебно-познавательного процесса. За каждым элементом знаний, понятий закрепляется определенное действие. Обучающиеся осваивают новые музыкальные фрагменты и новые приемы. Результатом всего этого становиться формирование новых знаний и умений. Физкультминутка. | У: А вы знаете, когда появился первый колокол? - Давно. У: Упоминания о самом первом колоколе появилось на Руси больше 1000 лет назад? Это много или мало, ребята? - Очень много. У: А скажите мне, пожалуйста, почему мы с вами вдруг заговорили о колоколах? Почему нам важно и необходимо знать о них? - Интересно. У: Помимо интереса, история колоколов – это часть нашей с вами истории. Колокола – это душа русского народа. Колокольные звоны были и есть символ единства России «во дни побед и бед народных». Посмотрите, ребята, у меня в руке маленький колокольчик. Он похож на большой колокол? ( Сл. № 4 - сравнение колоколов). - Да. У: А кто-нибудь из вас знает как создаются колокола? Ваши предположения? Рассказчик № 2 – История изготовления колоколов У: А если перевернуть колокол на что он становится похож? - На цветок, на чашу, на кружку. У: Действительно, слово «колокол» образовалось от слова «коло», что означает - «круг», «чаша». Форма колокола напоминает опрокинутую чашу, из которой, как лучики изливается звук (взять разного размера колокольчики и позвонить в них). У: Одинаковые звуки издают колокола или они разные? - Разные. У: Колокола отличаются по звучанию. У каждого колокола свой особый, неповторимый звук, как голоса у людей. Нет ни одного одинакового. А еще чем отличаются колокола? - Размером, формой, толщиной стенок, силой удара. У: А как вы думаете, сколько видов бывает? -Колокола делятся на три вида: большие, средние, малые (Сл. № 5). У: Каждый из этих колоколов звонит в определенных случаях: извещают о радости, несчастье, празднике. # А сейчас будьте особо внимательны, потому что мы попытаемся определить, о чем извещает нам колокольный звон? (слушаем - набат) -О чем рассказал вам колокольный звон - о радости или о несчастье? - О несчастье. У: Как вы это поняли? - Звон тревожный, взволнованный. У: Сейчас мы слушали набат (запись на доске) (Сл.: 6) Давайте повторим хором – набат! Набат – сигнальный, тревожный звон в один колокол, отличающийся от обычных колоколов более пронзительным звучанием. О чем он рассказал нам? - Люди понимали, что нужно объединиться для принятия решения или кому – то нужна помощь; или пожар или враги. # Послушайте, пожалуйста, еще один фрагмент колокольного звона, похож он на предыдущий или отличается? (слушаем перезвон) - Отличается. У.: О каком событии рассказали нам колокола в этом прослушивании: о радостном или о печальном? - О радостном. БЛАГОВЕСТ - это колокольный звон, извещающий о радостном событии. ( Сл. № 7) Совместно с детьми рисуем кластер на доске: колокольчик желтого цвета – дети подбирают слово радость, которое характеризует колокольный звон благовест. Колокольчик коричневого цвета – дети подбирают слово печаль, тревога, которое характеризует колокольный звон набат. У.: Обратите внимание: у вас на столах находятся 3 пары колокольчиков разного цвета. Работа в паре: прослушайте колокольные звоны, посоветуйтесь и проставьте галочку в том цвете, которому принадлежит той или иной колокольный звон. Озвучьте свое решение (слушание повторное колокольных звонов). У: Молодцы. Трудное задание мы выполнили, давайте немного отдохнем. Представьте себе, что вы колокола. Встаньте, и продемонстрируйте движение колоколов при звучании набата – движение медленное, тяжелое, туловище двигается статично. А если звучит благовест, как вы будете двигаться – быстрое движение, ритмичное, корпус двигается часто. Колоколам, как и людям нужен дом. Кто-нибудь из вас знает, как называется специальное помещение в храме, где «живут» колокола? - Колокольня, звонница. У: Откройте книгу на странице 58, мы видим с вами тему нашего урока. Давайте повторим её хором – « Под звон колоколов» А в правом углу мы можем увидеть изображение звонницы. А почему называют звонница? - Потому что оттуда звучит колокольный звон. - А кто догадается, как называют человека, который звонит в колокола? - Звонарь |
| Задача – узнавать имитацию колокольного звона в авторском произведении на основе полученных знаний. Цель, которая должна быть достигнута учащимися: научиться узнавать и выделять имитацию колокольного звона в произведениях. Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: способствовать формированию навыка узнавания элементов музыки, умению выделять нужное из ряда похожего на примере музыкальных произведений. Метод: наблюдения, сопереживания, контрастного сопоставления. Прием учителя: творческая задача, объяснение. Прием ученика: вслушивание, диалог. Форма работы: коллективная, индивидуальная. В результате знакомства с новыми музыкальными произведениями, у обучающихся возникают эмоциональные переживания, что дает качественное изменение в учебно - познавательной деятельности, расширяет его интерес и интеллектуальный кругозор и влечет к духовному богатству. | У: Одни люди любили звонить в колокола. Другие любили слушать, и среди слушателей находились сочинители музыки - композиторы, у которых жизнь и творчество были связаны с колокольным звоном, а также они включали звон колоколов в свои произведения. На прошлом занятии мы познакомились с великим русским композитором (Сл. № 8 портрет). В его честь названа одна из улиц нашего города. Вспомнили кто это? - Михаил Иванович Глинка (Сл. № 9 появляется Ф.И.О.) У: Детство М.И. Глинки прошло под звон колоколов, так как дом его находился недалеко от церкви. Маленький Миша Глинка любил подражать колокольным звонам, играя на медных тазах. А потом колокола зазвонили в его опере. Что такое опера? - Опера – это музыкальный спектакль, где все поют. У: Опера под названием «Иван Сусанин» в заключительном хоре «Славься», фрагмент которого мы сейчас с вами посмотрим на экране. А кто такой Иван Сусанин и почему в его честь названо музыкальное произведение, мы узнаем с вами на следующем уроке, а может быть кто- то из вас заранее поинтересуется и расскажет. Будьте внимательны при прослушивании: кто услышит колокольный звон в музыке, поднимите руку (прослушивание хора “Славься!” М. И. Глинки). Молодцы, с этим заданием вы справились. У: На странице 58 из слов в цветных кружочках выберите те слова, которые характеризуют эту музыку. И составьте предложение с одним из этих слов, которое будет передавать ваши мысли о музыке. Начало предложения написано на доске: я считаю; мне кажется; я думаю, что; я чувствую, что музыка звучит. Я приведу вам свой пример, но выбранное мной слово уже не употребляйте: Я считаю, что музыка звучала возвышенно. - Торжественно, Величественно, Возвышенно, Гордо, Празднично, Вдохновенно, Степенно. Звучит фонограмма «Бубенчики» англ. нар. песня. Вокально – хоровая работа , работа над образом, исполнение с использованием колокольчиков. |
3. | Рефлексивно – оценочный этап Цель, которая должна быть достигнута учащимися: Получить информацию о результатах своей деятельности на уроке. Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: Завершить исследовательскую работу и оценить работу учащихся на протяжении урока. Оценочная характеристика работы учащихся на уроке. Данный этап помогает завершить творческий процесс и поддержать положительные эмоции. Выход детей под музыку « Бубенчики» | У.: Что нового вы узнали на уроке? На каких музыкальных инструментах научились играть? Какие трудности возникли? Ответы детей. У.: А сейчас встаньте, возьмите каждый в руки колокольчик и позвоните в него те, кто узнал на уроке что- то новое и интересное для себя. А теперь позвоните те, кому понравилась музыка на уроке? Кому понравилось работать на уроке, самому искать ответ и фантазировать? Ну, и наконец, позвоните в колокольчик те, кому понравилось на уроке? Я хочу вам пожелать, чтобы этот замечательный звон, который украсил своим звучанием наш класс, напомнил вам о том, как много нового и интересного мы сегодня узнали. И пусть все плохое и трудное забывается, и остается только доброе и радостное. Давайте позвоним в колокольчики и закончим наш урок! |