kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока музыки " Традиции праздников родного края. Масленица"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая  карта  урока

Базовый учебник: «Музыка» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной

Тема урока: «Традиции праздников родного края. Масленица»

Тип урока: «Урок  формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями »

Оборудование:

  • компьютер и мультимедийный проектор, экран, колонки;
  • синтезатор
  • презентация к уроку с использованием видео - и аудиоряда:
  • ноты масленичных песен и весенних закличек.

Музыкальный материал:

  • песни - заклички, частушки, «Ой,блины,блины»
  • П.И. Чайковский «Времена года  Февраль
  • Иллюстрация картины Б. Кустодиева    «Масленица»)
  • Пословицы:     Не житье, а Масленица.

                       Не все коту Масленица, будет и Великий пост.

                       Масленица семь дней гуляет.

                       Масленица – объедуха, деньгам – приберуха.

                       Боится Маслена горькой редьки, да пареной репки.

                       Хоть с себя что заложить, а Масленицу проводить.

                       Была у двора Масленица, да в избу не зашла.

                       Без блинов не Масленица.

                       В Прощеный день, как на Пасху, все целуются.

Цель:

 Знакомство с обычаями и традициями народного праздника «Масленица», с  музыкальным фольклором (масленичные песни, частушки

Задачи урока:

Образовательные:

формировать знания о народном празднике Масленица, его традициях и обычаях:

  • познакомить с обрядами и традициями русского народа;
  • познакомить с музыкой, посвящённой праздникам русского народа ;
  • закрепить и систематизировать полученные знания.

Развивающие:

  • развивать внимание, слуховую память, воображение;
  • развивать умение осмысленно отвечать на поставленные вопросы на основе жизненного опыта;
  •  правильно исполнять музыкальные произведения;
  • способствовать расширению кругозора;
  • развивать детский голос.

Воспитывающие:

  • воспитывать слушательскую и исполнительскую культуру детей;
  • инициировать потребность детей к осмысленному восприятию музыки;
  • формировать чувство сопричастности к сохранению традиций русского народа;
  • пробуждать интерес к музыке и изучаемому предмету.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока музыки " Традиции праздников родного края. Масленица"»

Технологическая карта урока

Данные об учителе: Терпугова.О.В, Карпенко.Е.Н

Класс: 2

Базовый учебник: «Музыка» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной

Тема урока: «Традиции праздников родного края. Масленица»

Тип урока: «Урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями »

Оборудование:

  • компьютер и мультимедийный проектор, экран, колонки;

  • синтезатор

  • презентация к уроку с использованием видео - и аудиоряда:

  • ноты масленичных песен и весенних закличек.

Музыкальный материал:

  • песни - заклички, частушки, «Ой,блины,блины»

  • П.И. Чайковский «Времена года Февраль

  • Иллюстрация картины Б. Кустодиева «Масленица»)

  • Пословицы: Не житье, а Масленица.

Не все коту Масленица, будет и Великий пост.

Масленица семь дней гуляет.

Масленица – объедуха, деньгам – приберуха.

Боится Маслена горькой редьки, да пареной репки.

Хоть с себя что заложить, а Масленицу проводить.

Была у двора Масленица, да в избу не зашла.

Без блинов не Масленица.

В Прощеный день, как на Пасху, все целуются.

Цель:

Знакомство с обычаями и традициями народного праздника «Масленица», с музыкальным фольклором (масленичные песни, частушки

Задачи урока:

Образовательные:

формировать знания о народном празднике Масленица, его традициях и обычаях:

  • познакомить с обрядами и традициями русского народа;

  • познакомить с музыкой, посвящённой праздникам русского народа ;

  • закрепить и систематизировать полученные знания.

Развивающие:

  • развивать внимание, слуховую память, воображение;

  • развивать умение осмысленно отвечать на поставленные вопросы на основе жизненного опыта;

  • правильно исполнять музыкальные произведения;

  • способствовать расширению кругозора;

  • развивать детский голос.

Воспитывающие:

  • воспитывать слушательскую и исполнительскую культуру детей;

  • инициировать потребность детей к осмысленному восприятию музыки;

  • формировать чувство сопричастности к сохранению традиций русского народа;

  • пробуждать интерес к музыке и изучаемому предмету.


























Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методы, приёмы обучения

Формы учебного взаимодействия

Формируемые УУД

1.Мотивационно-целевой этап (орг.момент)
























Вход под музыку «Проводы зимы» р.н.п.

Музыкальное приветствие:

«Здравствуйте, ребята!

Все сумели мы собраться,

За работу дружно взяться

Будем думать, рассуждать

Можем мы урок начать.

Какая музыка по настроению встретила вас в классе? Вам понравилась песня? А настроение у вас изменилось? Почему? Как вы думаете - кто сочинил эту музыку: композитор или народ? Где чаще исполняют р.н. песни? Нас скоро ожидает праздник, а вот какой?

-Отгадайте мою загадку:

Всюду ярмарки, гулянья,

Веселится весь народ!

Провожают зиму, холод,

Ведь весна уж у ворот!

Всю неделю отдыхают,

Всех блинами угощают!

Здравствуйте, учитель!»








(русская народная песня)


народ

(на праздниках, посиделках, на гуляньях)






(Масленица)

Беседа, метод музыкального обобщения, метод музыкальной драматургии.

Фронтальная

Личностные

смыслообразование, самооопределение

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками



Регулятивные целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно



Общеучебные универсальные действия:

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме


2.Актуализация

УУД. Постановка цели урока.


О чем мы сегодня будем говорить на уроке? Тема нашего урока называется «Масленица» - долгожданные проводы зимы и веселая встреча весны, солнечного тепла.

Подходит ли загадка к теме нашего урока? А как вы думаете, какая цель у нас сегодня на уроке?

Обобщаю. Цель нашего урока – познакомиться с историей и традициями русской Масленицы, ее выражением через русскую песню, частушку, игры, загадки и поговорки. Мне очень хочется, чтобы каждый из вас проявил свои музыкальные, артистические и творческие способности.

А кто из вас бывал на таком народном гулянье и знает, что же это за праздник Масленица?

Почему этот праздник получил такое название?

Чем блины хозяйки смазывают?

Есть такое выражение в народе - замаслить, значит задобрить.

Кого ж надо было задобрить?

Правильно! Зима еще не ушла, а весна не пришла.

Зима недаром злиться, прошла ее пора,

Весна в окно стучится и гонит со двора.

А вы хотите узнать как на Руси отмечали проводы зимы?

Давным- давно это был языческий праздник поклонения богу солнца Яриле, древние славяне почитали солнце, дающее жизнь и силу всему живому. Длится праздник целую неделю. Праздновали на Руси Масленицу шумно, разгульно, весело и стар и млад. В каждом доме пекли блины, оладьи, пирожки, калачи, праздник сопровождался обрядовыми играми, хороводами, танцами, песнями которые дошли и до наших дней.

А кто их придумывал?

Как эти песни дошли до нашего времени?

Все дни масленой недели имеют своиназвания

Ответы детей

Учитель требует полных ответов.





Ответы детей










(от традиции печь блины)

(маслом)


зимушку







Выступление одного из обучающихся








( Народ)

(Они передавались из уст в уста, из поколения в поколение)

Беседа, метод проблемно-поисковой ситуации.

Фронтальная, индивидуальная.

Регулятивные: планирование — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;



Познавательные: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы



Коммуникативные

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками



Личностные: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом

Личностные: нравственно-этическая ориентация

Регулятивные: планирование

Общеучебные универсальные действия:

структурирование знаний



Коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

3.Основная часть

Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала






























































Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач






Динамическая пауза
































Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков





Активизация знаний учащихся и создание проблемной Ситуации.

Показ презентации:

Знакомство с игрой «Петушки»

Понедельник - наступает встреча , яркие салазки с горочек скользят, целый день веселье - устраивались горки, качели, балаганы со скоморохами.

В первый день наряжали масленицу. А из чего ее делали?

Любит Масленица, чтобы в ее честь песни пели да хороводы водили.

Давайте вместе встретим масленицу песней «Весну звали»

Как мы выразили понедельник?

Второй день Масленицы – заигрыш беспечный - вторника отрада. Все гулять резвиться вышли как один, игры и потехи а за них награда - сдобный и румяный масленичный блин.

А в какие игры играют на Масленицу?

  • Катание с гор

  • Бой мешками

  • Ледяной столб

  • Снежный тир

  • Кулачные бои

  • Перетягивание каната

  • Жмурки

  • Петушки

Приглашаю детвору на веселую игру –называется игра «Петушки» Знакомство с игрой

Вы запомните эту игру и будете играть на улице или на перемене.

Чем мы во вторник занимались?

Вот среда подходит «Лакомкой» зовется.

Каждая хозяюшка колдует у печи. Кулебяки, сырники – всё им удаётся. Пироги и блинчики – всё на стол мечи!

Какое главное угощение на празднике?

На что блины похожи?

Блины имели особое значение: круглые, румяные, горячие – блины стали символом солнца, Первые блинчики давали ребятам, они подбрасывали свои блинчики в небо: кто выше, а потом съедали: кто быстрее. Ох и вкусный первый блинок! А вы давно блинов не ели? Вы блиночков захотели? Послушайте русскую народную песню «Блины».

Какая песня по настроению, о чем в ней поется? Перед разучиванием настроимся на вокально - хоровую работу: «Если хочешь сидя петь, не садись ты как медведь, ноги в пол упри смелей, спинку выпрями скорей, руки, плечи все свободно, петь приятно и удобно»

А теперь давайте ее разучим. Сначала прочитаем слова, а затем разучим мелодию.

При разучивании и исполнении песни следует обратить внимание на:

  1. Дикцию (четкое произношение текста);

  2. Характер произведения (веселый, радостный, петь с улыбкой);

Молодцы, ребята! Замечательная песня у нас получилась. Что мы в среду делали?

Давайте все вместе придумаем движения к песне и исполним с движением.

Физ. Минутка на песню Блины

Про этот праздник народ придумал много поговорок и пословиц. А вы знаете поговорки, пословицы об этом празднике?

«Не житье - бытье, а масленица»,

Как вы понимаете смысл этой поговорки.

«На горках покататься, в блинах поваляться»

«Не все коту масленица, а будет и Великий пост»

Сразу после Масленицы начинается Великий пост, который длится до Пасхи, и в это время отменяются игры, развлечения, верующие люди не кушают мяса, молочные продукты,

Наступает четверг широкий- середина масленицы, раздольный «РАЗГУЛЯЙ» приходит. Ледяные крепости, снежные бои..Тройки с бубенцами на поля выходят. Парни ищут девушек – суженых своих.Разучивание и исполнение песни «Блины»

Посмотрите на картину русского художника Бориса Кустодиева. Что вы видите, какой праздник здесь изображен? Докажите. Какие приметы праздника вы видите?





Внимательно приглядитесь, какую музыку можно услышать вглядываясь в эту картину?

А какой муз. инструмент главный на празднике? Ни один праздник на Руси не обходится без этого музыкального инструмента ? В руки ты ее возьмешь, то растянешь, то сожмешь, звонкая нарядная, русская двухрядная.

А какой инструмент как брат гармони – только еще современнее?

У него рубашка в складку, 
 Любит он плясать вприсядку, 
 Он и пляшет, и поет —
 Если в руки попадет. 
 Сорок пуговиц на нем 
 С перламутровым огнем. 
 Весельчак, а не буян 

Голосистый мой …

– Я включу небольшое музыкальное произведение.

– Созвучна ли эта музыка по своему настроению репродукции Б.Кустодиева?

Слушание произведение П.И. Чайковского «Времена года. Февраль»

Просмотр мультфильма о «Масленице»










(Из соломы делали чучело, одевали в яркое женское платье, платок – и превращалось чучело в Масленицу, которую чествовали, величали, блинами угощали, в санях возили…


Ответы детей









р.н.игра «Петушки»





(играли)





блины

(на солнышко)
















разучивание песни.

Исполнение песни.








Пели.

Передача мелодии движениями.





(так говорят о привольной хорошей жизни)

















Катались на горках, качелях, санях. Строили снежные крепости, устраивали ярмарку, театрализованные представления, пели песни.

Веселую, задорную.

Перезвон бубенцов на тройках лошадей, гармонь, колокольный звон.










баян






Слушание музыки

ответы ребят

Беседа, метод проблемно-поисковой ситуации, метод музыкальной драматургии.

Фронтальная, групповая.

Регулятивные: планирование — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;


Познавательные: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы


Коммуникативные

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками


Личностные: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом

Личностные: нравственно-этическая ориентация


Регулятивные: планирование


Общеучебные универсальные действия:

структурирование знаний


Коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли





Личностные:

оценивание усваиваемого содержания


Регулятивные:

прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик


Познавательные:

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме



Коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками


Познавательные: общеучебные


Регулятивные: коррекция

4.Рефлексия деятельности

(итог урока)

Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУНов и УУД


Вот картина Кустодиева ожила и зазвучала, значит и картина может быть звучащей. А какую задорную песенку каждый на празднике по куплетику может спеть? Подскажите мне… Ребята, а вы знаете, что такое частушки?

Частушка - это веселая песенка, в которой много куплетов, появились частушки 200 лет назад, произошли они от шуточных прибауток и песен, плясовых и игровых припевок Кто сочиняет частушки? исполняются они в оживленном темпе, характер частушки - озорной, насмешливый, шутливый Дети, скажите, почему на праздниках, гуляньях почти всегда поют частушки? Когда поют частушки, всем весело, хочется танцевать.

Я сейчас спою вам несколько частушек, а вы мне подыграйте ритмично на музыкальных инструментах (раздаю муз. инструменты, вспоминая названия).

(трещотки, деревянные ложки, бубны, погремушки)

Частушки про Масленицу.

Вместе дружно мы живем

вам частушки пропоем

Нынче масленку встречаем

всех блинами угощаем

В понедельник с ясной зорьки

Все катаются на горке.

Яства всякие жуют,

Громко песенки поют.

А кто хочет сам исполнить частушки- выходите смелее! А теперь, мы все вместе споем частушки. Я начну – вы не зевайте, и за мной все повторяйте, Если будем дружно петь – будет песенка звенеть!


Веселей играй, гармошка.

Масленица, не грусти!

Приходи весна скорее,

Зиму прочь от нас гони!


Мы вам спели, что хотели,

Хорошо ли, плохо ли.

А теперь мы вас попросим,

Чтоб вы похлопали.

Как мы четверг выразили?

В пятницу и субботу ходили к родственникам в гости.

Всю неделю Масленицу славили, хвалили, а в воскресенье с ней попрощалась. Ребята, а какой обряд совершали в конце праздника?

Для чего сжигали?

В последний день праздника люди просили друг у друга прощения. А кто знает как называют в народе этот день? А вам приходилось когда-нибудь просить прощенье. А у кого вы будете просить прощение?

Расстаются с Масленицей с сожалением: «Веселенько тебя встречать, привечать; трудно, нудно тебя со двора провожать!» .

Шумный веселый праздник заканчивался большой ярмаркой

И наш урок подошел к концу, сядьте поудобнее. Что мы сегодня узнали в результате нашего урока? Где побывали? А мы сейчас проверим были вы внимательны на уроке. Давайте отгадаем мои загадки:

Желтая тарелка на небе висит,

Желтая тарелка всем тепло дарит? (Солнце)

И с икрой, и со сметаной –
Всякие они вкусны! Ноздреваты и румяны –
Наши солнышки-… (блины)!
Как называются маленькие, шуточные песенки? (Частушки)

Как называются веселые развлечения во время масленичных гуляний? (Игры)

А блины на Масленице символ чего?

Молодцы, все загадки отгадали. Давайте сами оценим свою работу: Кто доволен своей работой? Почему ты доволен? А трудности вам встречались? Как вы их преодолели? А кого вы хотели бы поблагодарить за урок?

И в наше время снова возрождаются народные традиции и обряды.

Звучит песня «Масленица» - раздаю солнышки.

Ребята, я принесла каждому из вас – солнышко, которое вы можете подержать в руках. Но оно не простое. На обратной стороне солнышка написано для вас домашнее задание. Домашнее задание для каждого будет разное: кому-то найти поговорку про Масленицу, кому-то сочинить частушку, а кому-то нарисовать рисунок по теме «Масленица». Вы дома внимательно прочитаете домашнее задание и выполните его к следующему уроку. Я хочу поблагодарить вас за работу, вы все очень замечательно пели, играли, импровизировали. Молодцы!

Ребята, вы славно все здесь занимались!

Хочу сказать спасибо вам!

А также угостить баранками

И пожелать здоровья всем!

До свидания!





частушка.

Они веселые, задорные, шуточные.


























Игра на музыкальных инструментах












Исполнение частушек





Частушкой звонкой.

(сжигали чучело в костре.)

(Как символ победы весны, сжигали лютую зиму.)

(Прощеное воскресенье.)



















Дети отгадывают загадки




Солнца

Беседа, метод музыкальной драматургии.

Фронтальная, групповая.

Личностные: смыслообразование


Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности


Регулятивные: контроль и коррекция, оценка


Коммуникативные: аргументация собственного мнения






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Технологическая карта урока музыки " Традиции праздников родного края. Масленица"

Автор: Терпугова Ольга Владимировна, Карпенко Елена Николаевна

Дата: 09.11.2015

Номер свидетельства: 250403

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства