kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема урока " А. Шнитке «Гоголь-сюита» из музыки к спектаклю «Ревизская сказка»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема. А. Шнитке «Гоголь-сюита» из музыки к спектаклю «Ревизская сказка»

Тип урока. Изучение нового материала.

Форма урока. Музыкально-литературная гостиная.

Цели урока:

  • Познакомить обучающихся с творчеством А. Шнитке на примере «Гоголь-сюиты»;
  • Продемонстрировать учащимся, как один феномен искусства порождает другой. Показать, как связаны искусство слова, музыки, тетра;
  • Развивать музыкальную память, внимание, умение слушать и воспринимать произведения;
  • Развивать навыки монологической речи; вокальные способности обучающихся;
  • Учить воспринимать и анализировать музыкальные произведения разных жанров;
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тема урока " А. Шнитке «Гоголь-сюита» из музыки к спектаклю «Ревизская сказка»»















Тема. А. Шнитке «Гоголь-сюита» из музыки к спектаклю «Ревизская сказка»

Тип урока. Изучение нового материала.

Форма урока. Музыкально-литературная гостиная.

Цели урока:

  • Познакомить обучающихся с творчеством А. Шнитке на примере «Гоголь-сюиты»;

  • Продемонстрировать учащимся, как один феномен искусства порождает другой. Показать, как связаны искусство слова, музыки, тетра;

  • Развивать музыкальную память, внимание, умение слушать и воспринимать произведения;

  • Развивать навыки монологической речи; вокальные способности обучающихся;

  • Учить воспринимать и анализировать музыкальные произведения разных жанров;

  • Прививать вкус к подлинному искусству, учить пониманию предназначения искусства и его роли в жизни общества;

Оборудование: музыкальная запись «Гоголь-сюиты» Альфреда Шнитке («Увертюра», «Завещание», «Шинель»); презентация; видеоряд; раздаточный материал.

Ход урока

Музыка — вся порыв. Она вдруг, одним разом

отрывает человека от земли его, оглушает

его громом могучих звуков и разом погружает

его в свой мир. Она властительно ударяя

клавишам, по его нервам, по всему его

существованию и обращает его в один трепет.

О, будь же нашим хранителем, спасителем,

Музыка! Не оставляй нас.

Н.Гоголь

1. Организационный момент. Знакомство. Музыкальное приветствие.

2. Мотивация деятельности.





Я приглашаю вас на вечер, посвященный музыке и поэзии в музыкально-литературную гостиную, где я буду главной ее ведущей, а вы не просто моими гостями-слушателями, но и помощниками и главными почитателями мира прекрасного – искусства.

Чтение эпиграфа к уроку. Это слова Н.Гоголя. Что вам известно об этом человеке, кто он? Знакомы ли вам произведения этого писателя?

Николай Васильевич Гоголь был большим почитателем музыки, он знал нотную грамоту, по сюжетам его произведений созданы оперы. (напомнить за мюзикл «Ночь перед рождеством»). Хотя некоторые произведения писателя считаются сложными для восприятия читателю, но многие из них смогли вдохновить одного композитора на создание музыкального произведения.

3. Сообщение темы.

Сегодня на уроке мы познакомимся с таким произведением, в основе которого лежат несколько произведений Н.Гоголя. Тема нашего урока «Гоголь-сюита» Альфреда Шнитке из музыки к спектаклю «Ревизская сказка». На примере этого произведения мы повторим особенности такого музыкального жанра как сюита, вспомним основные элементы композиции музыкального и литературного произведений, конечно же научимся воспринимать и анализировать музыкальные произведения, передавать свои чувства, мысли при помощи слова, движений и даже красок.

4. Изучение материала.

Прежде чем мы познакомимся с произведением А. Шнитке «Гоголь-сюита», вспомним, что такое сюита. Недавно вы изучали «Кармен-сюиту» Р.Щедрина и знакомились с этим музыкальным понятием. (Сюита – это набор музыкальных фрагментов, сгруппированных вместе. Слово «сюита» происходит от глагола «следовать» и указывает на последовательность пьес, сменяющих одна другую). Так же и в основе «Гоголь-сюиты» положено несколько музыкальных фрагментов, которые объединены общим названием «Ревизская сказка».







Предлагаю нам немного разобраться, что же такое ревизская сказка? Вспомним уроки начальной школы и литературный жанр - сказка (пояснения учащихся). В давние времена говорили – «сказывать, т.е. рассказывать». А что же такое «ревизия»?

Ревизия – это перепись населения. Ревизская сказка – это список населения каждой губернии (Оренбургской, Донецкой) с указанием имен, фамилий, возраста всех жителей. А главным героем «Гоголь-сюиты» является Н.Гоголь в окружении персонажей своих героев – Павла Чичикова, Аксентия Поприщина, Андрея Черткова, Акакия Башмачкина и других. Вот отсюда и такое название спектакля «Ревизская сказка». А написать музыку к этому спектаклю был приглашен Альфред Гарриевич Шнитке (1931 – 1998), который хорошо знал и любил творчество Гоголя. Мысли писателя и композитора во многом были созвучны. Оба умели горько смеяться над жизнью, в которой много шутовского…

Музыка этой сюиты - ярчайший образец симфонического театра. Представьте, концертный зал, где нет ни декораций, ни актеров, тем не менее перед слушателем разворачивается симфонический спектакль, а сила музыкального языка ярко рисует образы и главных героев. Надеюсь, я вас заинтриговала, и вы уже горите желанием скорее познакомиться с фрагментами этого удивительного произведения.

Моя музыкально-литературная гостиная рада встрече с новыми почитателями прекрасного. Вашему вниманию предлагаю «Гоголь-сюиту» Альфреда Шнитке из музыки к спектаклю «Ревизская сказка».

5. Восприятие произведения и его анализ.

«Гоголь-сюита» состоит из 7 частей, их названия вы видите на доске. Попробуйте расставить их в нужном порядке, как это задумал композитор. (Увертюра, «Детство Чичикова», «Портер», «Шинель», «Чиновники», «Бал», «Завещание»).

Показать правильный вариант и соотнести иллюстрации к частям сюиты.

Начнем знакомство с музыкой сюиты с сопоставления двух ее частей:










Увертюры №1 и «Завещания» №7. Вспомним, что такое увертюра в музыкальном произведении. (вступление, которое раскрывает всё содержание и замысел композитора)

Прослушайте Увертюру сюиты, в образный мир каких персонажей вводит она слушателей? Какая знакомая интонация завершает эту часть? (восприятие произведения)

Вашему вниманию предлагаю прослушать последнюю часть сюиты – «Завещание». Как изменился ее образный строй по сравнению с Увертюрой? Как музыка рисует самого писателя – Великого Насмешника России?

Если бы вы были композитором, написавшим крайние части сюиты, которые мы только что прослушали, то какую мысль (идею) вы развивали бы в ее средних частях? Аргументируйте свое мнение. Перу Н.Гоголя принадлежит статья «Скульптура, живопись и музыка», в которой о музыке он сказал: Будь же нашим хранителем и спасителем, музыка. Пусть при могущественном ударе смычка твоего смятенная душа грабителя почувствует, хотя бы на миг, угрызение совести, спекулятор растеряет свои расчеты, бесстыдство и наглость и невольно выронит слезу перед созданием таланта». Эти слова писателя являются кратким описание того, что происходит на сцене во время спектакля. А. Шнитке умело переносит нас в страшную сказку о правде жизни. Парадоксально, но вся музыка «Ревизской сказки» построена на шлягере, который вы давно узнали (Л.Бетховен «Так судьба стучится в дверь»).

Будучи композиторами, какие жанры вы взяли бы для раскрытия образов главных героев, простые, как песня, танец, марш или более сложные, драматичные, как соната или симфония? Почему? А какие музыкальные инструменты помогли бы вам изобразить портрет вашего главного героя? Почему? Что бы вы выбрали в отношении темпа и динамики? (можно воспользоваться папками для анализа произведения). А вот как это получилось у композитора А. Шнитке, мы сейчас и узнаем. Но только сначала…









6. Физминутка.

Представьте себя в роли музыканта симфонического оркестра. Я ваш дирижер, называю музыкальный инструмент, на котором вы играете (имитируете).

7. Восприятие части №4 сюиты «Шинель».

А теперь мы прослушаем ту часть «Гоголь-сюиты» Альфреда Шнитке, которая мне больше всего понравилась. Соберите ее название из карточек-пазлов. Главным героем этой части является титульный советник – Акакий Башмачкин, простой переписчик бумаг, но страстно любящий свою работу. Однажды в морозный день он рассматривал свою старую шинель и обнаружил, что она прохудилась на плечах и спине. Портной утверждает, что ничего сделать с ней нельзя, а следует сделать новую шинель. Цена кажется Акакию завышенной, но уговорить Петровича на меньшую не выходит. Убедившись, что новая шинель необходима, Башмачкин начинает во многом ограничивать себя, дабы накопить нужную сумму рублей. Но история оканчивается трагически – новая шинель, которую нашему герою удалось всё же купить, была украдена грабителями, а сам герой умирает…

Теперь постарайтесь отдаться во власть музыки, слушая которую передайте цветом ваше видение этой части. Потом мы поделимся своими впечатлениями.

Восприятие «Шинели» и рисование эмоций.

Таково музыкальное видение Шнитке. Что вы увидели, что услышали в этой композиции? Покажите ваши рисунки. (Мне мелодия напомнила польку. И, казалось бы, мотив простой, почти веселый, повторяющийся много раз, но то, в каком «окружении» он звучит, делает его не весёлым, а даже трагичным. Сначала это фон, похожий на кружение метели, потом нарастает «бешеное» веселье, похожее на сумасшествие, а завершается фразой, застрявшей на одной ноте. Я увидела Акакия Акакиевича. Но интересно, что увидели и услышали вы.)









А сам композитор показал не вещь, не предмет гардероба, а любимую жену, подругу, которой герой посвящает все лучшие чувства и любовь. За основу какой музыкальный жанр взял А. Шнитке? Верно, польку, таким образом стараясь показать простоту и лаконичность этой части «Гоголь-сюиты».

С другими частями «Гоголь-сюиты» при желании, вы можете познакомиться самостоятельно или на следующих уроках музыкального искусства.

8. Закрепление материала.

Сегодня мы в нашей музыкально-литературной гостиной перелистали страницы выдающихся личностей – Гоголя и Шнитке. Они жили в разные эпохи, но интересны нам сегодня. Гоголь писал почти 200 лет назад, а А. Шнитке обратился к творчеству этого писателя, потому что это классика литературы, а произведение Шнитке в скором будущем станет классикой музыки. Для чего это нам нужно сегодня, актуальна ли эта тема? Это наша история, наше достояние, один из примеров связи поколений, что всегда нужно чтить и помнить.

9. Исполнительская деятельность.

Вот еще один пример связи поколений и истории. Сейчас стало модным исполнение песен советских времен. Одну я предлагаю нам исполнить в нашей музыкально-литературной гостиной. Это песня актуальна нашему сегодняшнему дню, когда каждый гражданин нашей молодой Республики мечтает о…. верно, о мире. Поэтому и песню предлагаю исполнить «Пусть всегда будет солнце», но прежде небольшое вокальное упражнение («Эхо»). Голосочки ваши зазвучали звонко и готовы порадовать меня красивым исполнением песни. (караоке «Пусть всегда будет солнце»).

10. Рефлексия.

Пришло время закрывать гостеприимные двери нашей музыкально-литературной гостиной. Но прежде чем мы это сделаем, хочу услышать ваши мысли в «Неоконченном предложении».









«Хорошие музыка, книги, спектакли необходимы человечеству, потому что…»

«Если единственным мерилом нашей культуры будут Филипп Киркоров, Ксения Собчак и подобные им, наша страна….»

«Понимать высокое искусство значит….»

11. Подведение итога урока.

12. Выставление оценок, комментарии.

13. Домашнее задание. Если вам понравилась услышанная музыка, дома вы можете прослушать остальные части сюиты с помощью Интернета, а на следующем уроке поделиться своими впечатлениями.

Спасибо за ваши мысли, ваши чувства, эмоции. Мне было очень приятно принимать у себя в гостиной таких активных и внимательных слушателей. Вы получаете сегодня – «отлично». Несите музыку всегда с собою, как и ангелов, которые являются маленькими музами каждого маленького гения, которым являетесь и вы, пусть пока еще не до конца раскрывшего свой талант, но я уверенна – все впереди.










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Тема урока " А. Шнитке «Гоголь-сюита» из музыки к спектаклю «Ревизская сказка»

Автор: Корчагина Светлана Алексеевна

Дата: 25.08.2019

Номер свидетельства: 518295


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства