Просмотр содержимого документа
«Тема: «Работа над преодолением технических трудностей» с обучающейся 3 класса ДПОП «Народные инструменты (гитара)»»
Тема: « Работа над преодолением технических трудностей»
с обучающейся 3 класса
ДПОП «Народные инструменты (гитара)»
Проведен преподавателем высшей
квалификационной категории
МБУ ДО УДШИ
Перескоковой Т.В.
Тема урока: «Работа над преодолением технических трудностей».
Цель урока: Формирование исполнительских навыков игры на инструменте.
Задачи:
Учить слуховому восприятию музыки;
Эмоциональному отношению к исполнению изучаемого произведения;
Накопление игровых навыков;
Преодолению трудностей, не связанных с подвижным темпом исполнения;
Развивать технические способности;
Развивать мышление, умение анализировать и сопоставлять;
Воспитывать интерес к изучаемым музыкальным произведениям, стремление к самосовершенствованию
Оборудование:
Гитара
Пюпитр
Подставка под ногу
Учебная мебель
Нотные сборники
Ноутбук
План урока:
Организационный момент.
Сообщение темы урока.
III.Работа над инструктивным материалом:
М. Каркасси. Упражнения №1-5
Гаммы: C-dur, a-moll 3-х видов в аппликатуре А. Сеговии.
М. Джулиани «Этюд» C-dur
IV.Ф. Молино «Рондо» C-dur
V. Л. Иванова «Ноктюрн»
VI. Итог урока
Ход урока
I. Организационный момент.
II. 1. Сообщение темы урока: «Работа над преодолением технических трудностей». Урок проводится с обучающейся 3 класса Лайковой Снежаной, которая занимается по ДПОП «Народные инструменты (гитара)»
В музыкально – исполнительском искусстве технике отводится значительное место, в то же время техника – не самоцель, а лишь средства воплощения художественного содержания музыкального произведения.
Материалом для работы над приобретением двигательных навыков и развития различных элементов технике игры на инструменте служат гаммы, арпеджио, аккорды, специальные упражнения, этюды.
2. Работа над инструктивным материалом.
Упражнения – эффективное средство для развития игровой техники ученика. На упражнениях отрабатываются двигательно – игровые навыки, взаимодействие всех частей рук, координация движений; эти навыки развивают физическую выносливость и приспособленность всего двигательного аппарата к использованию звуковых и технических возможностей инструмента. Работа над упражнениями требует от ученика сосредоточенность и внимание.
М. Каркасси Упражнения – исполнение.
Упражнение представляет собой арпеджио.
Упражнение №1 – отрабатывать 2 аккорда C и G7.
Чтобы хорошо звучали все звуки аккорда, следует пальцы левой руки держать в полусогнутом положении, как молоточки, плотно прижимая струны.
Упражнение №2 – приём арпеджио на три звука т.е. триоли. Следить за аппликатурой в правой руке pim pim.
Отрабатывали движение скачок большим пальцем в аккорде C – с 5 на 3 струну.
Д/З: каждое упражнение нужно исполнять по несколько раз, добиваться быстрых и уверенных движение пальцев в нужной аппликатуре.
Гаммы являются важнейшим материалом для работы гитариста над развитием и совершенствованием исполнительской техники. Развивают ладовый, методический и гармонический слух. Знакомят с клавиатурой и помогают быстро ориентироваться на ней. Гаммы помогают развитию и расширению музыкально – теоретических представлений.
Гамма C-dur в аппликатуре А. Сеговия.
Проверка д/з – исполнение гаммы в медленном темпе, точной аппликатурой левой руки и чередование пальцев правой руке – im . Арпеджио, аккорды, ритмическими вариантами:
Вопросы к ученице:
У: Сколько позиций в гамме C-dur?
Уч-ца: Две (II-V)
У: назови параллельную гамму C-dur?
Уч-ца: a-moll
Вопросы к ученице:
У: Чем отличается гарм. вид от натурального?
Уч-ца: Повышается VII ступень (соль#)
У: Чем отличается мелодический от натурального вида?
Уч-ца: В восходящем движении повышается VI VII ступени ( фа #, соль#), а в нисходящем отменяются ( соль бекар, фа бекар)
Повторили правило о мелодическом виде минора.
Работа в классе – учились исполнять 3 вида минора. Следили за аппликатурой в левой руке.
Д/з – играть три вида гаммы a moll, следить за аппликатурой, не забывать о чередовании пальцев правой рук
C-dur- темп, динамика.
Еще один важней пункт в техническом развитии инструменталиста – изучение этюдов. Включение какого – либо этюда в учебную программу обуславливается следующими задачами: освоение определенного вида техники, подготовка учащегося к преодолению технических трудностей в художественном произведении. Ученик должен знать, что беглость в исполнении этюда не цель, а средство для достижения выразительности исполнения.
М. Джулиани «Этюд» C-dur
Вопросы к учащимся: В какой форме написан этюд? В какой тональности? Какие технические трудности? Над чем конкретно работала дома?
Проверка д/з – проверка знания текста наизусть.
Работа на уроке – работа над легкостью и техничностью исполнения в соответствии с характером.
Д/з – умение играть «чисто», в характере, на память от начала и до конца.
III. Беседа.
Многие музыкальные формы ведут свое начало от традиций народного творчества. Таковы и истоки рондо, прообразом которого были хороводные песни с характерным повтором, распространенные в фольклоре разных народов Европы. Слово «рондо» на итальянском и французском языках выражает значение круга, кругового движения, кругового танца. По сути дела, это хорошо знакомый всем прием хоровода.
Рондо – музыкальная форма, состоящая из многократного (не менее 3 раз) повторения основного раздела – рефрена, с которым чередуются другие разнообразные разделы – эпизоды. Рондо начинается и заканчивается рефреном, образуя как бы замкнутый круг. Форма рондо часто применяется в инструментальных пьесах, оперных ариях, романсах и т.д.
1. Ф. Молино «Рондо» С– dur
Проверка д/з – проигрование точного текста в медленном темпе, верной аппликатурой.
Работа на уроке:
Рефрен.
У: С какими трудными элементами ты столкнулась в тексте?
У-ца: Скачки в третьем и седьмом такте в рефрене.
Отрабатывали: скачки, следили за аппликатурой, играли в быстром в темпе с динамическими оттенками.
Эпизод. Работали в темпе, отрабатывали четкую работу пальцев обеих рук.