Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта внеурочного занятия "У наших ворот всегда хоровод".»
Технологическая карта занятия
Этап занятия
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Методы обучения и воспитания
Планируемые результаты
(формируемые
на данном этапе занятия)
1. Мотивационный этап
-Здравствуйте, дорогие ребята! Я предлагаю поиграть в игру «Доброе пожелание». Сейчас мы с вами будем приветствовать друг друга необычным способом. Встаньте по кругу и по очереди возьмитесь за руки, пожелайте друг другу что-нибудь доброе, приятное. Важно, чтобы вы смотрели в глаза тому, кому говорите пожелание.
-Молодцы, присаживайтесь.
-Настраиваются на занятие.
-Слушают объяснения игры.
-Повторяют движения за учителем.
-Приветствуют друг друга.
-Присаживаются на свои места.
Эмоциональный настой на учебную деятельностью.
Широкая мотивационная основа учебной деятельности, Включающая социальные, учебнопознавательные и внешние мотивы;(Л2)
2. Актуализация знаний
-Кто мне скажет чем вы занимались на прошлых занятиях?
-А что еще нового хотите для себя узнать?
Думаю что сегодняшнее занятие принесет вам массу положительных эмоций. И много разной, а самое главное полезной информации.
-Путешествовали, играли, пели песни, танцевали, водили хороводы, выполняли разные задания.
-Отвечают на вопрос.
-Слушают учителя.
-Включаются в занятие.
Беседа.
Ситуация успеха.
Формулировать собственное мнение и позицию;(КУУД)
3. Организация музыкальной познавательной деятельности
3.1. Постановка проблемы (выявление места и причины затруднения)
Ребята, сегодня по дороге к вам я встретила почтальона, и он предал мне письмо, а давайте мы с вами узнаем что в этом письме?
Представляете, письмо от самих богатырей Алеши Поповича, Ильи Муромца и Добрыни Никитича. Они находятся далеко-далеко в прошлом. Богатыри предлагают нам с вами отправиться к ним на Киевскую Русь. Там очень интересно и увлекательно. Чтобы в нее попасть нужно очень сильно постараться, поэтому Богатыри предлагает вам отгадать загадки.
-Слушают учителя.
-Давайте.
-Так давайте отгадаем эти загадки?
Беседа.
Метод проблемной ситуации.
принимать и сохранять учебную задачу;(РУУД)
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;(РУУД)
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;(ПУУД)
3.2. Построение проекта выхода из затруднения
-Разгадывание загадок.
1.Собрались все тучки в кучку
И друг другу дали ручку,
Заслонили небосвод,
Дружно водят (хоровод)
2.В новый год мы выступали,
Хор наш запевал.
Музработник за роялем
Нам ее сыграл.
И лилась она над залом,
Над веселым карнавалом (песня)
3.Дети номер показали
Просто на «отлично»!
Все под музыку плясали
Дружно и ритмично.
Что ребята исполняли
В нашем зале? (танец)
-Молодцы вы справились с заданием.
А теперь закройте свои глаза, и мы с вами отправляемся в Киевскую Русь.
-Слушают учителя.
-Хоровод.
-Песня.
-Танец.
-Закрывают глаза.
Беседа.
Рассуждение.
Формулировать собственное мнение и позицию;(КУУД)
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;(КУУД)
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях(ПУУД)
3.3.Реализация построенного проекта через виды музыкальной деятельности
-Открывайте свои глаза, вот мы с вами оказались на Киевской Руси.
-Ребята, на Руси очень любят петь песни. Люди считают что через них можно пронести все свои чувства и эмоции.
Так же через песню можно передать любое событие.
-А сейчас я предлагаю вам исполнить песню «Пошла млада за водой».
-Но перед тем как исполнить, давайте прослушаем ее.
Постараемся определить характер, настроение этой песни.
-Так же на Руси очень любят танцевать.
Народный танец - душа народа, его верования и обычаи, дух и темперамент, чувства и надежды, быт. В русском народном танце отражается вся многогранность традиций и обрядов. Один из самых красивых и тесно связанных с ритуальной стороной жизни древних славян народный танец-хоровод.
Ребята, а вы знаете что такое хоровод?
Хорошо, тогда я вам сейчас расскажу.
- Хоровод – это не только самый распространенный, но и самый древний вид русского танца. Основное построение хоровода – круг, его круговая композиция (подобие солнца) и движение по ходу солнца (хождение за солнцем – «посолонь») берут свое начало из старинных языческих обрядов и игрищ славян, поклонявшихся могущественному богу Солнца — Яриле.
Начинался хоровод часто так: две-три молодушки и столько же девушек-невест, живущих по соседству, становились посреди улицы и начинали «играть песни». К ним постепенно присоединялись другие девушки. Затем, так же постепенно, подходили молодые мужчины и парни. Парни приходили нередко с гармониками, скрипками, бубнами.
-Мог возникать хоровод и иначе: в праздничный день в центре селения, где была ярмарка или некоторое подобие ее, несколько девушек сначала пели потихоньку «прибаутки», сидя рядом на бревнышке; парни подыгрывали им или подпевали слегка. Потом все вставали и, взявшись за руки, составляли круг. Тогда уже громко запевала одна из участниц, а в середину круга выходил парень с платком в руках. Начиналась хороводная песня, сопровождающаяся пантомимой внутри круга.
-Я предлагаю вам создать наш хоровод. Станьте в круг, послушайте песню под которую мы с вами будем водить хоровод.
Постарайтесь определить какой характер, какое настроение вызывает у вас эта песня.
Поют песню «Валенки да валенки».
-Так же на Руси очень любят петь частушки.
А вы знаете что такое частушки?
Частушка - это фольклорный лирический жанр, истоки которого таятся в древнерусском стихе и, возможно, у скоморохов, короткая русская народная песня (четверостишие).
-Я предлагаю с моей помощью вам тоже спеть частушки.
-Открывают глаза.
-Слушают учителя.
-Слушают песню.
-Определяют характер и настроение.
-Исполняют.
-Слушают учителя.
-Нет, не знаем.
-Слушают учителя.
-Внимательно слушают учителя.
-Задают интересующие вопросы.
-Становятся в круг, слушают песню.
-Определяют характер и настроение музыки.
-Водят хоровод и поют песню «Валенки да валенки».
-Да, знаем.
-Слушают учителя.
-Поют частушки вместе с учителем.
Беседа.
Метод эмоциональной драматургии.
Рассказ.
Рассказ.
Рассказ.
Рассуждение.
Объяснение.
Метод «Аргументация своего ответа».
Беседа.
формулировать собственное мнение и позицию;(КУУД)
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;(КУУД)
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях(ПУУД)
3.4. Включение в систему знаний и повторение
- Ребята, что нового вы узнали на занятии?
- Пригодятся ли вам эти знания в дальнейшей жизни?
- Что было интересным для вас?
-О традициях и обычаях русского народа.
-Да, конечно пригодятся.
-Отвечают на вопрос.
Беседа.
Рассуждение
Формулировать собственное мнение и позицию;(КУУД)
4. Рефлексия
-Дети, наше путешествие по Киевской Руси подходит к концу.
Пора возвращаться домой.
Но прежде чем вернуться Богатыри предлагают оставить им что- то на память.
Давайте оставим картину своих впечатлений.
-Внимательно слушают учителя.
- Дети оценивают себя на занятии.
-Оставляют свои впечатления на картине.
Беседа, обсуждение
Метод рефлексии «Аргументации своего ответа»
Интерес к музыке и музыкальной деятельности; (Л1)
Умение использовать жизненно –
музыкальный опыт
в процессе знакомства
с музыкой; (Л2)
музыкально-эстетическое чувство, проявляющее себя в эмоционально
-ценностном отношении
К музыкальному искусству. (Л3)
Приложение 1
Детство – возраст учения. Много надо узнать человеку в детстве. Мы потомки славного и свободного племени – казачества. Обычаи и обряды казаков касались и полевых работ, и службы, и семейной жизни, передавались из поколения в поколение, от отца к сыну и внукам.
Воспитанию детей в казачьих семьях уделялось большое внимание. С детских лет в казачке воспитывали сознание того, что она будет хозяйкой дома и на ней будет держаться не только хозяйство, но и станичная мораль и обычаи. С малолетства казачке внушалось – самое главное в жизни – спокойная душа и чистое сердце, а счастье – в крепкой семье и достатке. Девочки с раннего возраста начинали работать: помогали матери по хозяйству, были няньками, учились вышивать, вязать на спицах и крючком.
С материнским молоком и с воздухом Родины казачата воспитывали качества, необходимые воину: развивали силу и ловкость, сообразительность и смелость. Сына воспитывали гораздо строже, чем дочь, жизнь его с раннего возраста была заполнена трудом и обучением. С самого рождения казаки закаливали своих детей, приучали мальчиков к походной жизни. С пяти лет мальчишки работали в поле: погоняли волов на пахоте, пасли овец и другой скот. Но время для игр оставалось.
Игры были такими, чтобы в них казак обучался либо работе, либо воинскому искусству. Но самой главной задачей казачонка была учёба.Ими гордились в семьях, они вели себя на улице солидно и достойно.
Приложение 2
ИГРА «Плетень». (1-Й ВАРИАНТ).
Отряды становятся в шеренгу, скрещивают руки перед собой и таким образом берутся за руки своих соседей справа и слева. Ведущий говорит слова, под которые команды выполняют определенные движения:
Мы плели ( первая команда поднимает руки и опускает)
Плели плетень (вторая команда поднимает руки и опускает)
Любовались (первая команда поднимает руки и опускает)
Целый день ( вторая команда поднимает руки и опускает)
Расплетались ( обе команды расцепляют руки, поворачиваются направо и кладут руки впереди стоящему игроку)
Очень долго ( обе команды поворачиваются в левую сторону и кладут руки на плечи впереди стоящему игроку)
Только никакого толка ( на этих словах команды опять должны быстро стать шеренгой, «сплести» руки и поднять их вверх. Кто быстрее построится, выигрывает .)
ИГРА «ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА» (2-Й ВАРИАНТ)
Играющие берутся за руки, образуя круг.
В центре его встают двое играющих, берутся за руки и поднимают их вверх — делают «золотые ворота». Рядом с «воротами» втыкают ветку.
Один из участников игры — водящий. Он проходит через «золотые ворота», подходит к кругу и ребром ладони разрывает руки одной из стоящих там пар. При этом все говорят:
В золотые ворота проходите господа:
В первый раз — прощается,
Второй — запрещается,
А на третий раз не пропустим вас!
Играющие, руки которых разъединил водящий, бегут в разные стороны по кругу к воткнутой в его центре ветке. Первый, выдернувший ветку, идёт в «золотые ворота», а проигравший встает в пару с водящим в круг.
Приложение3 Легенда про золотых коней.
Там, где море Цимлянское теперь разлилось, запрятан, сказывают, в месте, никому не ведомом, клад хана Батыя. Батый много золота и камней драгоценных награбил в походах разбойных. Приказал он слугам своим отлить из сокровищ тех – коней таких же, как настоящие, и внуку своему их подарил.
Когда внук ханом стал, затеял он себе столицу на Волге строить – Сарай-Берке. Коней золотых, что ему дед подарил, у главных ворот поставил.
После сечи на Куликовом поле бежал Мамай с позором от воинов русских в Сарай-Берке. Там и умер, и, когда похоронили его, одного из коней золотых в могильный курган с ханом вместе положили.
А второй конь достался русичам. Собрались ордынцы с силой, погоню за русичами отправили. Конь тяжёлый был, тащить его нелегко. Решили тогда русичи спрятать трофей захваченный , а сами в бой с преследователями вступили. Только неравными были силы, и пали русичи все до одного. С ними и тайна погибла. Искали коня татары, да так и не нашли. Говорила молва, что конь, будто, спрятан на дне маленькой речушки, что Россошкой зовётся. Ещё и на речку Царицу указывали, и на Аксай. Не так просто тот клад отыскать.