- на примере творчества исполнителя обобщить понятие мастерство исполнителя, закрепить знания о певческих голосах, жанрах вокальной музыки;
- знание основных закономерностей музыкального искусства, анализ отдельных элементов музыкальной речи
- поиск средств осуществления целей и задач в разных формах и видах музыкальной деятельности
- давать самооценку собственных действий в процессе восприятия вносить музыки;
- ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что неизвестно.
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия музыкальных произведений
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Формирование УУД |
Организационный этап Мотивация учебной деятельности | Учитель приветствует учеников. - Прозвенел звонок, начался урок. Сегодня мы совершим путешествие в оперный театр, в мир музыки и пения. - Что мы можем увидеть и услышать в оперном театре? - Кто из вас знает, что такое опера? | Здороваются | Личностные: развитие мотивов учебной деятельности Коммуникативные: осознанное построение высказываний по теме |
Актуализация знаний. Постановка цели и задач урока. | Организует беседу и слушание. Предлагает определить тему урока. - Какие вокальные жанры Вы знаете? Внимательно послушайте произведение, определите: - название и автора. - музыкальный образ: лирический, эпический, драматичекий - Песня Садко ( исп. Ф. Шаляпин) - К какому жанру относится: вокальная или инструментальная? - Определите тип голоса исполнителя. - Кто-нибудь знает исполнителя? Попытайтесь сформулировать тему урока. - Сегодня мы поговорим о знаменитом певце – Ф. Шаляпине. | Отвечают на вопросы, выдвигают предположения. Слушают, отвечают на вопросы. Затрудняются ответить. Совместно с учителем осмысливают цель урока. | Регулятивные: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что неизвестно Личностные: овладение навыкам сотрудничества \ Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цел |
Открытие новых знаний. | Слушание - Ария Сусанина» (фрагмент) Прозвучал фрагмент из арии Ивана Сусанина из одноименной оперы. Эта ария прозвучала в исполнении низкого мужского голоса, такой голос называют басом. Первым исполнителем партии Сусанина стал бас О. Петров Давайте вспомним классификацию голосов. | Слушают. Называют голоса мужские и женские, распределяют их по высоте) | Предметные: эмоционально-образное восприятие и исполнение музыкального произведения Коммуникативные: осознанное построение высказываний по теме Регулятивные: оценивание правильности выполнения действий |
Первичное усвоение новых знаний | «Мозговой штурм» - Что я знаю о Шаляпине? В течение урока давайте попробуем составить логическую цепочку, которая поможет вам рассказать об этом замечательном мастере. Итак, первое словосочетание - Фёдор Шаляпин – Кто он? Фёдор Шаляпин? Федор Шаляпин не только был выдающимся оперным певцом, но и живописцем, графиком, скульптором Не случайно, что свой грим Шаляпин не доверял никому. Он всегда знал, что ему необходимо для создания изобразительного образа. «Голос певца один из самых симпатичных по тембру, какие нам приходилось слышать. Он силен и ровен, хотя по самой своей природе (бас-баритон, высокий бас) звучит на очень низких нотах менее полно, устойчиво и сильно, чем на верхних,… на верху он способен к могучему подъему, к редкому блеску и размаху… Но что представляет характернейшую особенность этого голоса, что возвышает его над десятками других таких или даже лучших по материалу голосов, - это его… внутренняя гибкость и проникновенность». Продолжите логическую цепочку: Фёдор Шаляпин - великий русский певец- актёр - «бархатистый» бас | Отвечают на вопросы, выдвигают предположения Обобщение сказанного. Работа в тетради: Построение логической цепочки | Коммуникативные: формирование умения излагать свою точку зрения. Предметные: анализ выразительных тембровых и регистровых возможностей голоса Ф.И. Шаляпина Познавательные: освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия музыкальных произведений Регулятивные: анализ результатов собственной и коллективной работы по заданным критериям |
Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации. | Давайте обратимся к музыкальным образам, которые сыграл Шаляпин. Чтобы в этом убедиться, давайте послушаем фрагмент из оперы в разном исполнении. Слушание Рондо Фарлафа в исполнении Шаляпина, и Алексея Кривченя. -Из какого музыкального произведения? -Кто композитор? -Кто такой Фарлаф? -Какой показан герой? -Какой характер исполнения? -Какой музыкальный образ? -Чьё исполнение вам больше понравилось? Божественная красота голоса Шаляпина покоряла слушателей всех стран. Его высокий бас, поставленный от природы, с бархатистым, мягким тембром, звучал полнокровно, мощно и обладал богатейшей палитрой вокальных интонаций. - Какое чувство вызывает у слушателя каждое исполнение? (Показ иллюстрации Шаляпин в образе) - Можно сказать, что правдивое исполнение-это мастерство исполнителя? - Как вы понимаете слова Шаляпина: «Только правдивое – прекрасно», «Двух правд чувства не бывает. Единственно правильным путем к красоте я поэтому признал для себя – правду» - Что нужно для того, чтобы получилось правдивое исполнение? Слушание - «Песня Варяжского гостя» - Каким вы представляете образ этого героя? - Какие интонации мы слышим в музыке: | Слушают и анализируют произведение. Отвечают на вопросы. - Оба. Каждый сыграл героя по-своему интересно. - Нужно прочувствовать то, о чем поешь. Слушают, анализируют. | Познавательные: позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками Регулятивные: анализ результатов собственной и давать самооценку собственных действий в процессе восприятия музыки; Предметные: знание основных закономерностей музыкального искусства анализ отдельных элементов музыкальной речи |
Первичная проверка понимания | В настоящее время мы знаем огромное количество исполнителей оперных партий. И каждый прекрасен. - Но в чём главное отличие мастерства Шаляпина от других исполнителей? Высокий бас, поставленный от природы, с бархатистым, мягким тембром, звучал полнокровно, мощно и обладал богатейшей палитрой вокальных интонаций. Анализ эпиграфа «Это не театральные маски, а человеческие жизни, воскрешаемые на каждом спектакле». - Как вы понимаете слова Шаляпина? (цитата) - С какими образами, созданными великим певцом мы сегодня познакомились? - Каким по тембру голосом он обладал? | Отвечают на вопросы, выдвигают предположения. В его необычайном голосе. Слушают, высказывают свои суждения. | Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию Регулятивные: оценивание правильности выполнения действий |
Работа над вокально -хоровыми навыками | Организует повторение песни. Вокально-хоровая работа. | Речевые высказывания о характере песни, настроении Повторяют песню «Мы покидаем начальную школу» | Познавательные: позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей |
Рефлексия, подведение итогов занятия | Предложить учащимся ответить на вопросы. 1.Где родился Ф.Шаляпин? (в Казани) 2.Назовите тип голоса Шаляпина? (бас) 3.Кем был Шаляпин? 4.Что такое мастерство исполнителя? «Когда я слушаю Шаляпина, Восторг и радость с ним деля, Я говорю:- О, как талантами Богата русская земля! О, как Шаляпин всем нам дорог! В нем нота каждая крепка. Не он поет - поет пригорок, Не он поет - поет река. Поет народ, поет Россия, Поют ручьи, поют овсы, Поют-звенят дожди косые, Поют шмелиные басы. Светясь от солнечных накрапин, Поет листва, а с ней и синь. Поет земля, поет Шаляпин, Он у земли – любимый сын! Мы живем в то удивительное время, когда чудеса стали обычным явлением. Поэтому мы сегодня можем воскликнуть словами Стасова: «Радость безмерная» слушать голос Ф. Шаляпина! | Отвечают на вопросы. Делают выводы. Оценивают результаты работы на уроке, аргументируют свою позицию при оценивании | Регулятивные: анализ результатов собственной и коллективной работы по заданным критериям Коммуникативные: осознанное построение высказываний по теме Познавательные: освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии |