kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технический зачет в классе баяна и аккордеона в ДШИ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технический зачёт нужен для повышения уровня игры на инструменте. У всех разные технические возможности, кому-то нужно увеличить скорость игры, кому-то, чёткость, кому-то плавность. Поэтому технический зачёт помогает учащимся повысить технический уровень и играть более сложные произведения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технический зачет в классе баяна и аккордеона в ДШИ»

















Методическое сообщение на тему:

«Технический зачет по классу баяна и аккордеона»






























г.Ульяновск

2022 г.

Технический зачёт в детских школах искусств - это такой вид промежуточной аттестации. Технический зачёт нужен для повышения уровня игры на инструменте. У всех разные технические возможности, кому-то нужно увеличить скорость игры, кому-то, чёткость, кому-то плавность. Поэтому технический зачёт помогает учащимся повысить технический уровень и играть более сложные произведения.

Технический зачёт в ДШИ  это:

  • этюд

  • гаммы, арпеджио

  • термины

Этюд даётся каждому индивидуально, а гаммы и термины с каждым годом просто прибавляются новые.

Техническое мастерство исполнителя – это умение пользоваться различными видами музыкальных приемов, необходимых для выполнения многообразных художественных задач. Развитие технического мастерства не может быть самоцелью, идти в отрыве от музыкального мышления.

В этом существенную роль играют следующие аспекты:

1. Развитие техники при игре различных произведений.

2. Этюды для отработки различных видов техники.

3. Развитие беглости извлечения звуков, четкости, чувства ритма, напевности, овладение различными приемами звукоизвлечения на материале технических упражнений, в том числе гамм, арпеджио, аккордов.

4. Упражнения, составленные к пьесам или отдельным трудным их местам. Такой вид упражнений редко используется, а ведь он часто во многом способствует квалифицированному исполнению произведений.

Гамма и термины

В начале обучения начинаем с гаммы до мажор. Она простая, лёгкая и не самая сложная. Играем ее сначала в одну октаву четвертными длительностями с правильной сменой меха, следим за ровностью звучания.

Параллельно учим музыкальные термины.

Отрабатывая технику на отдельных упражнениях, можно ставить перед учащимися различные задачи (работать над динамикой, штрихами, ритмом, темпом). Так, известный русский педагог Д.Фильд советовал своим ученикам учить упражнения очень медленно, легатиссимо и сильным ударом, а в дальнейшем, при увеличении темпа, постепенно уменьшать силу звука и доводить ее до пианиссимо, облегчая удар.

Большое внимание надо уделять развитию ритма (для этого следует отрабатывать разнообразные ритмические построения, пунктирные, синкопированные и т.п.)

Хорошее чувство ритма воспитывается специальными упражнениями, в которых сознательно применяются ускорения и замедления.

У исполнителя технические и музыкальные компоненты слиты воедино, воспринимается только смысл и характер исполняемого произведения. Без полного понимания цельности произведения не может быть хорошего исполнения.

Нужно добиваться филигранной отработки пьес, разучиваемые учащимися. Очень сложно воспитывать тонкий музыкальный вкус, если не добиваться цели в техническом плане. Если для развития общей техники важно количество и разнообразие разучиваемых пьес, то для выработки хорошей музыкальной культуры важно их качество.

Разумеется, технический рост учащихся зависит и от ряда объективных причин: данных учащихся, качества инструмента, времени и условий для занятий, а также от подбора репертуара.

Работа над развитием технических навыков учащихся не всегда соответствует новым требованиям, связанным с подготовкой баянистов – исполнителей. К сожалению, общепринятые нормы требований по техническому развитию почти целиком базируется на определении количества, а не качества. Отсутствие ясно сформулированных целей, недооценка значения работы над гаммами, упражнениями еще чрезвычайно распространены. Значение такой работы огромно и состоит прежде всего в развитии, укреплении и поддержания в необходимой форме мышечного аппарата исполнителя.

Техническая завершенность произведения зависит от вкуса и организованности обучающегося. Вдумчивый ученик самостоятельно совершенствует разучиваемые пьесы и технически и музыкально.

Те, кто игнорирует повседневную кропотливую работу по упражнению мышц следует помнить, что их техническое развитие будет замедленно, рука будет слабой. Из-за вялости мышц в дальнейшем исполнительская деятельность может быть чрезвычайно затруднена. Отсутствие тренировки мышц хотя бы один день уже заметно сказывается на состоянии исполнительского аппарата, а после трех- пятидневного перерыва пальцы будут двигаться с трудом.

Отсутствие должной тренировки мышечного аппарата значительно снижает эффективность и повседневной учебной работы. Из-за неправильно понятой экономии времени большинство учащихся начинает свою домашнюю работу непосредственно с пьес. Но «сэкономив» минуты, они теряют часы, так как вялые мышцы делают пальцы малоподвижными. Начиная занятие, такие ученики обычно с удивлением отмечают, что хорошо проработанная вчера пьеса сегодня «невыходит». Работу над ней приходится начинать сначала. Ежедневно разыгрываясь на пьесах, ученик, естественно, постепенно теряет к ним интерес.

То же можно сказать и об уроке. Эффективной работа может быть только в том случае, если ученик разыгрался непосредственно перед уроком. Если же он этого не сделал, педагог должен начать урок с технических упражнений. Для этого целесообразно иметь специально составленный небольшой комплекс, включающий наиболее полезные на данном этапе обучения виды гамм, арпеджио и упражнений.

Нельзя согласиться с теми, кто считает, что техническое развитие может быть успешным в результате работы только над пьесами. В этом случае развитие выносливости, укрепление мышц не будет достаточным, так как в большинстве музыкальных произведений фактура постоянно меняется, что исключает более или менее продолжительное применение одного и того же исполнительского приема. Чисто же моторных пьес, как известно, вообще мало, и в репертуаре учащихся они занимают незначительное место.

Здесь надо сказать, что многие оригинальные этюды для баяна, появившиеся в последнее время, не подчинены настойчивому решению каких-либо определенных технических задач. В этом отношении этюды Черни нужно считать пока непревзойденными и для баяна. Они представляют собою почти единственный материал и для развития левой руки баяниста.

Таким образом, общее значение работы над гаммами, упражнениями сводится к развитию двигательного аппарата. Однако это развитие должно производиться одновременно с приспособлением к особенностям звукоизвлечения на данном инструменте. Различное устройство клавиатур фортепиано и баяна обуславливает и различные методы их освоения.

Об упражнениях и этюдах.

Выполнение упражнений и этюдов позволяет баянисту овладеть комплексом технических приемов. Без этого невозможно исполнение сложных произведений. Упражнения, этюды должны постоянно усложняться, играть их следует регулярно и только тогда они принесут пользу.

Главное в произведении – его музыкально художественная сторона, игровые элементы подчинены ей. Этого не надо забывать и при разучивании этюдов и упражнений. В.И.Сафонов (бывший педагог-пианист Московской консерватории) говорил: «Играй всегда так, чтобы пальцы шли за головой, а не голова за пальцами. Во время игры старайся как можно меньше смотреть на руки, изучай упражнения даже с закрытыми глазами».

Разучивая гаммы, полезно сначала играть их целыми нотами, затем половинными (только обязательно вдвое скорее), четвертями, восьмыми и шестнадцатыми. Это развивает у учащихся чувство ритма и темпа.

Гаммы, арпеджио, упражнения следует использовать и как средство приобретения исполнительских навыков, свойственных тому или иному этапу обучения. К ним можно отнести:

1. Освоение клавиатур. Приспособление движения рук для звукоизвлечения в разных регистрах (в середине, вверху, внизу клавиатур). Вырабатывая эти навыки в правой руке, следует постепенно подойти к постоянному исполнению гамм в 4 и 3 октавы.

2. Овладение основными штрихами (легато, стаккато и т.п.). При этом следует добиваться одинаковой связности всех звуков в легато, одинаковой краткости и четкости их в стаккато. Одинаковыми должны быть также протяженность и характер соединения звуков, исполняемых правой и левой рукой одновременно.

3. Овладение основными динамическими оттенками. Это позволяет не только добиться звучания той или иной силы, но и познакомиться с динамическими возможностями инструмента. Динамику следует понимать не как какой-либо эталон, а в сравнении, как степень контрастности, возможной на данном инструменте.

Эффективное развитие исполнительских навыков невозможно без применения разумной аппликатуры гамм. Как правило, началом работы над какой-либо гаммой или другой технической формулой является запоминание и усвоение её аппликатуры. В гаммах обычно достаточно бывает на первых порах определить место четвертого пальца и в дальнейшем следить за тем, чтобы оно не путалось. Стабильность аппликатуры – одно из необходимых условий уверенного исполнения.

В хроматических гаммах широко применяется «трехпалый» вариант аппликатуры. Однако существует вариант аппликатуры с использованием четвертого пальца. Он обеспечивает лучшую координацию и позволяет достичь беглости и блеска.

Исчерпывающе раскрыть проблему совершенствование в гаммах невозможно, поэтому остановимся на отдельных моментах. Ровность, беглость и блеск при исполнении гамм, недостижимы без тщательной поэтапной подготовительной работы. Непременное условие: занятия отдельно каждой рукой, так как именно при одноголосном звучании наилучшим образом слышны недостатки, требующие искоренения (неровность, отсутствие связности). Исполнение двумя руками в чем-то проще, так как качественные изъяны могут быть спрятаны за густой фактурой.

Самое главное в работе над упражнениями: следить за качеством легато, стремясь к возможно большей ровности линии. Второй этап работы несколько более простой – это увеличение скорости темпа.

Главный смысл работы над гаммами и другими техническими формулами состоят в том, чтобы уже на раннем этапе обучения стали наиболее употребительные игровые движения, что впоследствии явится фундаментом при работе над репертуаром.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Технический зачет в классе баяна и аккордеона в ДШИ

Автор: Петрищева Елена Викторовна

Дата: 22.09.2022

Номер свидетельства: 613527


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства