Просмотр содержимого документа
««Связь народной и классической музыки на примере пьесы П.И.Чай1ковского «Камаринская» из цикла «Детский альбом»»
Тема конференции «Возрождая истоки»
Тема урока:
«Связь народной и классической музыки на примере пьесы П.И.Чай1ковского «Камаринская» из цикла «Детский альбом»
Цель урока:
Показать какие элементы , образы, методы использовал композитор для объединения классической и народной музыки;
Задачи:
Образовательные задачи:
- Познакомить учащегося с народной музыкой;
- Подчеркнуть образное восприятие через картину;
- Показать различие интерпретаций музыки.
Воспитательные задачи:
- Воздействовать на чувства и эмоции детей, побуждать их к развитию воображения, постижению художественных и музыкальных образов;
- Провести анализ инструментального исполнения пьесы;
- Воспитывать интерес и любовь к народной музыке.
Развивающие задачи:
- Формирование музыкального вкуса;
- Формирование форм образного мышления;
-Расширение кругозора через знакомство с новым репертуаром.
Тип урока:
Комбинированный
Форма проведения урока:
Индивидуальное занятие
Методы:
Наглядный
Словесный
Объяснительно- иллюстративный
Практический
Ход урока.
Музыку создаёт народ,
а мы, художники,
её только аранжируем..»
М.И.Глинка
«Русская народная песня- есть драгоценнейший образец народного творчества»- писал П.И.Чайковский. Композиторы обогащали русскую музыку народными напевами, которые продолжали свою жизнь в инструментальных произведениях. Таким народным танцем является «Камаринская». Композиторы обращались к этой народной музыке и раньше (М.И.Глинка, А.Гречанинов).
Учащийся исполняет «Камаринскую» П.И.Чайковский
«Камаринская» - это сцена народного гуляния. Появляются: гармонист, ряженые, «…мелькают женщины в платках, и, самоваров розы алые, горят в трактирах и домах…» (О. Мандельштам).
«Камаринская» окрашена радостным колоритом тональности…. (ответ учащегося). Фактура рассчитана на детские руки. Пьеса очень наглядна, удобна для исполнения, явно концертного плана.
Форма пьесы выбрана не случайно. (Вопрос преподавателя о форме, ответ учащегося). Да, формы вариации использовались в русских хороводах и народных песнях.
Сам П.И.Чайковский высказывал желание видеть «Детский альбом» с картинками, привлекающими интерес ребёнка (показ иллюстрации О. Васильевой и Л. Лунина, чтение стихов)
В зависимости от того, как звучит музыка, меняется движение танцоров. П.И.Чайковский был мастером оркестровки. В народной «Камаринской» звучат народные инструменты. (Вопрос преподавателя и ответ учащегося). Правильно- балалайка, гармошка, волынка.
В работе над пьесой необходимо познакомить ученика с инструментами, звучащими в пьесе и способами их звукоизвлечения. Без этого трудно справиться с интонационной сферой «Камаринской».
***С учащимся Григорьевым Василием мы посетили класс домры и баяна, познакомили с звучанием этих инструментов.
Преподаватель работает над каждой вариацией отдельно.
В теме «Камаринской» передан задорный наигрыш балалайки, сопровождаемый гудящим басом волынки (оранный пункт на тонике). Отсюда вытекает одна из главных технических проблем: сложность координации острого щипкового стаккато в правой руке и энергичных, разнообразно акцентированных аккордов в левой руке.
И. Браудо в книге «Артикуляция» приводит пример из «Камаринской» в качестве образца разделительной лиги; стаккатные мелодии лига не объединяет, а напротив, разделяет два мотива. Последняя нота «ре» в фразе должна прозвучать тихо, а затакт ноты «фа» будет являться началом мотива и исполняется громко.
Стаккато в правой руке играется цепко (Ученик показывает на струнах инструмента).
Четверти в левой руке исполняются слитно увесистым МАРКАТО. (показ учащегося данного приёма) .
1 вариация:
Техническую сложность в ней представляют скачки. (Учащийся показывает, как он отрабатывает их, анализирует интервалы). Существует проблема координации и в этой вариации, так как аккорды в левой руке исполняются чуть длиннее, чем восьмые в правой.
2 вариация:
Эта вариация является кульминацией пьесы. Исполняется на ФОРТЕ. Здесь явно слышится звучание гармошки. Причём создаётся впечатление, что гармонист не очень умелый. Он резко тянет меха, и знает только три аккорда. (Учащийся анализирует гармонию в этой вариации).
Этот гармонический ряд исполняется насколько раз. Аккорды берутся весом руки. Необходимо добиться плотного звучания, дослушивать аккорды до конца.
3 вариация:
Эта вариация исполняется на ПИАНО, что требует от учащегося особой чёткости пальцев. Отдельные легатные мотивы в нижнем голосе, как- бы «перебивают» стаккатную мелодию в верхнем голосе.
Педаль в нготах не проставлена, но без неё звучание было- бы скудным. Для сочности звучания аккордов берём педаль на каждый аккорд во 2 вариации ю
Чтобы подчеркнуть акцент в левой руке, берём педаль в 3 вариации.
Заключение.
В исполнении пьесы, как и в каждом произведении возможен индивидуальный подход. Кто- то возьмёт за образец исполнение цикла Гольденвейзером, Флиером, а кто- то примет интерпретацию Плетнёва.
Темп в пьесе достаточно подвижный. Скорость движения зависит от технической подготовки учащегося.
Пьесу исполняют на концертах. Она является яркой, доступной и хорошо воспринимается слушателями.