kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Связь народной и классической музыки на примере пьесы П.И.Чай1ковского «Камаринская» из цикла «Детский альбом»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Показать какие элементы, образы, методы использует композитор для объединения классической и народной музыки

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Связь народной и классической музыки на примере пьесы П.И.Чай1ковского «Камаринская» из цикла «Детский альбом»»

Тема конференции «Возрождая истоки»


Тема урока:

«Связь народной и классической музыки на примере пьесы П.И.Чай1ковского «Камаринская» из цикла «Детский альбом»


Цель урока:

Показать какие элементы , образы, методы использовал композитор для объединения классической и народной музыки;


Задачи:

Образовательные задачи:

- Познакомить учащегося с народной музыкой;

- Подчеркнуть образное восприятие через картину;

- Показать различие интерпретаций музыки.


Воспитательные задачи:

- Воздействовать на чувства и эмоции детей, побуждать их к развитию воображения, постижению художественных и музыкальных образов;

- Провести анализ инструментального исполнения пьесы;

- Воспитывать интерес и любовь к народной музыке.


Развивающие задачи:

- Формирование музыкального вкуса;

- Формирование форм образного мышления;

-Расширение кругозора через знакомство с новым репертуаром.


Тип урока:

Комбинированный


Форма проведения урока:

Индивидуальное занятие


Методы:

  1. Наглядный

  2. Словесный

  3. Объяснительно- иллюстративный

  4. Практический










Ход урока.


Музыку создаёт народ,

а мы, художники,

её только аранжируем..»

М.И.Глинка

«Русская народная песня- есть драгоценнейший образец народного творчества»- писал П.И.Чайковский. Композиторы обогащали русскую музыку народными напевами, которые продолжали свою жизнь в инструментальных произведениях. Таким народным танцем является «Камаринская». Композиторы обращались к этой народной музыке и раньше (М.И.Глинка, А.Гречанинов).


Учащийся исполняет «Камаринскую» П.И.Чайковский


«Камаринская» - это сцена народного гуляния. Появляются: гармонист, ряженые, «…мелькают женщины в платках, и, самоваров розы алые, горят в трактирах и домах…» (О. Мандельштам).

«Камаринская» окрашена радостным колоритом тональности…. (ответ учащегося). Фактура рассчитана на детские руки. Пьеса очень наглядна, удобна для исполнения, явно концертного плана.

Форма пьесы выбрана не случайно. (Вопрос преподавателя о форме, ответ учащегося). Да, формы вариации использовались в русских хороводах и народных песнях.

Сам П.И.Чайковский высказывал желание видеть «Детский альбом» с картинками, привлекающими интерес ребёнка (показ иллюстрации О. Васильевой и Л. Лунина, чтение стихов)

В зависимости от того, как звучит музыка, меняется движение танцоров. П.И.Чайковский был мастером оркестровки. В народной «Камаринской» звучат народные инструменты. (Вопрос преподавателя и ответ учащегося). Правильно- балалайка, гармошка, волынка.

В работе над пьесой необходимо познакомить ученика с инструментами, звучащими в пьесе и способами их звукоизвлечения. Без этого трудно справиться с интонационной сферой «Камаринской».


***С учащимся Григорьевым Василием мы посетили класс домры и баяна, познакомили с звучанием этих инструментов.


Преподаватель работает над каждой вариацией отдельно.


В теме «Камаринской» передан задорный наигрыш балалайки, сопровождаемый гудящим басом волынки (оранный пункт на тонике). Отсюда вытекает одна из главных технических проблем: сложность координации острого щипкового стаккато в правой руке и энергичных, разнообразно акцентированных аккордов в левой руке.

И. Браудо в книге «Артикуляция» приводит пример из «Камаринской» в качестве образца разделительной лиги; стаккатные мелодии лига не объединяет, а напротив, разделяет два мотива. Последняя нота «ре» в фразе должна прозвучать тихо, а затакт ноты «фа» будет являться началом мотива и исполняется громко.

Стаккато в правой руке играется цепко (Ученик показывает на струнах инструмента).

Четверти в левой руке исполняются слитно увесистым МАРКАТО. (показ учащегося данного приёма) .


1 вариация:

Техническую сложность в ней представляют скачки. (Учащийся показывает, как он отрабатывает их, анализирует интервалы). Существует проблема координации и в этой вариации, так как аккорды в левой руке исполняются чуть длиннее, чем восьмые в правой.


2 вариация:

Эта вариация является кульминацией пьесы. Исполняется на ФОРТЕ. Здесь явно слышится звучание гармошки. Причём создаётся впечатление, что гармонист не очень умелый. Он резко тянет меха, и знает только три аккорда. (Учащийся анализирует гармонию в этой вариации).

Этот гармонический ряд исполняется насколько раз. Аккорды берутся весом руки. Необходимо добиться плотного звучания, дослушивать аккорды до конца.


3 вариация:

Эта вариация исполняется на ПИАНО, что требует от учащегося особой чёткости пальцев. Отдельные легатные мотивы в нижнем голосе, как- бы «перебивают» стаккатную мелодию в верхнем голосе.


Педаль в нготах не проставлена, но без неё звучание было- бы скудным. Для сочности звучания аккордов берём педаль на каждый аккорд во 2 вариации ю

Чтобы подчеркнуть акцент в левой руке, берём педаль в 3 вариации.


Заключение.


В исполнении пьесы, как и в каждом произведении возможен индивидуальный подход. Кто- то возьмёт за образец исполнение цикла Гольденвейзером, Флиером, а кто- то примет интерпретацию Плетнёва.

Темп в пьесе достаточно подвижный. Скорость движения зависит от технической подготовки учащегося.

Пьесу исполняют на концертах. Она является яркой, доступной и хорошо воспринимается слушателями.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Автор: Дербенёва Татьяна Сергеевна

Дата: 30.10.2016

Номер свидетельства: 353326


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства