kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сценарий внеурочного занятия по теме "Зимние праздники на Руси"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий на тему "Зимние праздники на Руси"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий внеурочного занятия по теме "Зимние праздники на Руси"»

Название объединения: кружок «Хоровое пение»

Класс: 3 «В»

Направление деятельности: художественно-эстетическое

Тема: « Зимние праздники на Руси »

Форма проведения: рассказ с элементами беседы

Цель: Приобщение детей к традиционной культуре, создание условий для формирования интереса к традициям, обычаям родного народа.

Задачи:

Развивающие

-Развивать память, мышление, воссоздающее воображение, умение мысленно представить себе времена и условия жизни общества в древней Руси, интерес к народной культуре, потребность в получении информации.

Воспитательные

-Воспитание нравственных качеств, любви к родному краю, народному искусству, к народным играм.



Ход занятия

Учитель: Здравствуйте дети, меня зовут Екатерина Андреевна, и сегодня занятие проведу у вас я!

-Сегодня мы с вами поговорим о зимних праздниках и традициях русского народа.

-А может быть, кто-то из вас знает, какого числа отмечали Новый год на Руси?

Дети: 1 марта

Учитель: Новый год отмечали в Древней Руси весной, в марте, когда природа просыпалась от зимней спячки. С 15 века праздник начали встречать 1 сентября, после уборки урожая. Зимой Новый год стали отмечать при Петре 1, в 1700году.

Царь Петр издал указ, в котором повелевалось Новый год встречать в ночь на 1 января. Он ездил вместе с певчими по домам бояр и поздравлял их. На улицах в это время разжигались костры, чтобы было много света и тепла. В этот день все поздравляли друг друга, украшали дома сосновыми, можжевеловыми и еловыми ветками, устраивали фейерверки, зажигали огни и свечи. В каждом доме ставили ёлку, украшенную игрушками.

Учитель: Ребята, скажите, кто является главным героем Нового Года в России?

Дети: Дед Мороз

Учитель: Какое прозвище у нашего деда Мороза?

Дети: Мороз Красный нос

Учитель: А сейчас мы с вами поиграем в игру «Верно» и «Неверно»

Я буду задавать вам вопросы, на которые вы должны быстро, не задумываясь, ответить "Верно" или "Неверно". Тот, кто ошибся, выбывает из игры.

Дед Мороз известен всем, верно?

Он приходит ровно в семь, верно?

Носит шляпку и калоши, верно?

Он подарки носит, верно?

Ствол хорош у нашей ёлки, верно?

Был он срублен из двустволки, верно?

Что растёт на ёлке? Шишки? Верно?

Помидоры и коврижки, верно?

Вид красив у нашей ёлки, верно?

Всюду красные иголки, верно?

Дед Мороз боится стужи, верно?

Со Снегурочкой он дружит, верно?

-Молодцы дети, вы были очень внимательны.

Празднование НГ невозможно представить без песни. И сейчас я предлагаю вам разучить песню "Три белых коня".

- Скажите, какой была песня по настроению?

Дети: Веселая, задорная, танцевальная, зимняя.

Учитель: Следующий праздник, о котором сейчас пойдёт речь, это праздник Рождества Христова, он отмечается 7 января.

Праздник Рождества Христова – самый светлый и радостный день для многих людей. Именно в этот день у Девы Марии родился сын Иисус Христос. Весть о рождении Иисуса, разнесли небесные ангелы. На небе проявилась Вифлеемская звезда. Рождество – праздник верующих в Христа. Это ожидание счастья, мира, домашнего тепла и семейного согласия.

Под покровом ночи звёздной

Дремлет русское село;

Всю дорогу, все тропинки

Белым снегом замело…

Кое - где огни по окнам,

Словно звёздочки горят.

На огонь бежит сугробом

Со звездой толпа ребят;

Под оконцами стучатся,

«Рождество Твое» поют.

«Христославы! Христославы!» –

Раздаётся там и тут.

И в нестройном детском хоре

Так таинственна, чиста,

Так отрадна весть святая

О рождении Христа.

-Готовились к празднику основательно, за несколько дней до Рождества все работы прекращались: считалось, что иначе год пройдет в тяжелых трудах, без отдыха. Люди с достатком почитали за обязанность помогать бедным.

-Дети, а сейчас я предлагаю вам посмотреть исполнение народной песни в русском переводе о Рождестве.

-Скажите, вам знакома мелодия этой песни?

Дети: Да!

Учитель: Какое настроение вызвала у вас эта песня?

Дети: Радостное, задорное.

Учитель: Мелодия этой песни известна по всему свету, и каждый народ старался под эту мелодию сочинить слова.

- Ребята, скажите, без какого дерево мы не представляем празднование Рождества?

Дети: Без ёлки.

Учитель: Почему наряжают именно ёлку?

Дети: Считается, что ёлка – это символ здоровья и долголетия.

Учитель: Наиболее ярким и, пожалуй, самым таинственным из всех годовых праздников на Руси были зимние Святки. Считалось, что в это время по земле ходит маленький Бог, поэтому в это время люди старались совершить как можно больше добрых дел.

Во время святок было принято на Руси проводить праздничные гуляния, люди ходили друг к другу в гости, катались на санях, по дворам ходили толпы ряженых, пели песни, в которых славили хозяев, желали им доброго здоровья, богатого урожая. Это называлось колядование.

Учитель: А сейчас я предлагаю вам посмотреть, фрагмент из фильма «Вечера на хуторе близ диканьки» как раньше колядовали (просмотр фрагмента).

Дети, вы обратили внимание, что тем людям, которые приходили колядовать, раздавали различные сладости.

Ребята, но святки не обходились без святочных игр и затей. Давайте и мы сейчас поиграем. Я буду говорить вам начало фразы, а вы должны подобрать рифму, например: (читаю первое)

Подберите рифмы (хором).

Чистый, яркий, белый, гладкий,

Словно листик из…(тетрадки)

Ныне утром выпал снег,

Слышан лёгкий санок…(бег)

Крыши дач, в болоте кочки

И опавшие…(листочки)

И дорогу, и лужок –

Всё-то, всё закрыл…(снежок)

Позабыты книги, сказки;

На дворе скрипят…(салазки)

Скрип и крики детворы

И над речкой у…(реки)

Шепчет Боре няня строго:

Погуляй пойди…(немного)

Но смотри, седой мороз

Ущипнёт тебя за…(нос)

Мёрзнут уши, ноги, руки,

Но не знают дети…(стуки)

Так им весело зимой,

Что нельзя зазвать… (домой)

- Не только ребятишки, но и взрослые очень любили отгадывать загадки . Давайте мы с вами сейчас отгадаем загадки о зиме?


Без рук, без глаз, Белая морковка зимой растёт.

А рисовать умеет. (Сосулька)

(Мороз)

Белые пчёлы Рассыпался горох

На землю сели, На семьдесят дорог,

Пришёл огонь – Никто его не подберёт,

Их не стало. Ни царь, ни царица,

(Снег) Ни красная девица.

(Град)

Тройка, тройка прилетела, Вырос лес,

Скакуны в той тройке белы, Белый весь,

А в санях сидит царица Пешком в него не войти,

Белокоса, белолица, На коне не въехать.

Как махнула рукавом – (Морозный узор на окне)

Всё покрыла серебром.

(Зимние месяцы)

Гуляет в поле, да не конь, Летает на воле, да не птица.

(Ветер, вьюга)

Странная звёздочка с неба упала, Мне на ладошку легла – и пропала.

(Снежинка)

Учитель: Молодцы, ребята! Вы разгадали все загадки!

Дети, скажите, а без чего не бывает святок?

Дети: Без гадания.

Учитель: Верно, святок не бывает без гадания. Для девушек в этом главный смысл и цель святочных вечеров. С нетерпением ждали они Святок, чтобы погадать о своей судьбе. Гадали ночью. Особенно часто гадали под Рождество, Новый год, Крещение.

-Ребята, а сейчас я вам расскажу, как раньше гадали на исполнение желания.

Вечером перед Крещением девушки писали на листочках двенадцать своих желаний, и ложили их перед сном под подушку. Проснувшись утром, доставали наугад три листочка, те желания, которые были указаны на этих листочках и должны исполниться.

-А сейчас я предлагаю вам немного развлечься и погадать! В этом маленьком мешочке, что угодно для души. Кому вынется, тому сбудется, скоро сбудется, не минуется!

ЛЕНТА – К долгой, счастливой жизни

ПУГОВИЦА – Жить в большой семье

МОНЕТА – К богатству

ЩЕПКА – Крепкое здоровье

КАРТОШКА – Ждёт большое счастье

ГВОЗДЬ – На пороге гость

СКРЕПКИ – К новым друзьям

Учитель: Рождественские святки заканчиваются праздником Крещения, который отмечается 19 января. В память того, что Спаситель Своим крещением освятил воду, в этот праздник бывает освящение воды. Считается, что крещенская вода набирает особую силу и целебность. Крещенской водой лечат раны, окропляют каждый уголок своего жилья и тогда в доме будет порядок и покой.

Несмотря на стоящие в это время лютые крещенские морозы, благочестивые, смелые люди считают своей святой обязанностью окунуться в проруби и смыть с себя грехи.

Учитель: Что интересного вы узнали о Святочных днях?

Дети: в эти дни люди одевались в костюмы и ходили колядовать, играли в игры, загадывали загадки, разыгрывали разные истории и любимой народной забавой было гадание.

Знакомство с праздником - Масленица.

-Следующий праздник, с которым мы с вами познакомимся - праздник масленица!

-Этот праздник пришел к нам из языческой Руси и сохранился после

принятия христианства.

Масленица – один из самых любимых в народе праздников. Древние

славяне отмечали праздник проводов зимы и встречи весны – в честь

языческого бога плодородия и скотоводства Волоса (Велеса). После

принятия христианства на Руси праздник этот сохранился и с 16 века стал

называться Масленицей.

-Этот праздник олицетворял пробуждение природы от зимней спячки,

означал начало работ к предшествующему севу.

-Масленица и по сей день живет как проявление надежды на сытый год,

поэтому она была и остается обильной и очень сытной. И сейчас любят

россияне Масленицу – праздник веселый, озорной.

В этот праздник устраивали игры, водили хороводы. Длилось это развеселое гулянье целую неделю – с понедельника по воскресенье.

-Название праздника Масленица произошло от того, что в этот

день ели много масляной пищи. Празднуется масленица в последнюю

неделю перед Великим постом, за семь недель до Пасхи. Главным

атрибутом праздника являются, конечно же, блины.

-Сама по себе масленичная неделя не однородна: если в первые три дня крестьяне ещё занимались хозяйственными работами, то с четверга работать запрещалось, так как начиналась - Широкая Масленица. Таким образом, масленичная неделя состояла из двух половинок. Первые три дня – Узкая Масленица, а последующие дни – Широкая Масленица.

На Масленицу можно есть молочные продукты и рыбу и много, много блинов. Каждый день масленичной недели имеет своё название и требует определённых ритуалов.

Ребята, давайте с вами разучим песню «Ой блины, блины, блины»

Разучивание песни.

-Молодцы ребята, но на масленицу не только пели песни. Но и задорно танцевали. И сейчас я предлагаю вам немного потанцевать.

Русский народный танец.

-Вот и познакомились мы с вами с зимними христианскими праздниками.

- С каким настроением вы сегодня уйдете?

Дети: С хорошим, радостным.

Учитель: Вы все старались, молодцы! Спасибо вам, ребята! До свидания!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Сценарий внеурочного занятия по теме "Зимние праздники на Руси"

Автор: Кирнос Екатерина Андреевна

Дата: 09.09.2016

Номер свидетельства: 343044


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства