Просмотр содержимого документа
«Специфика работы концертмейстера в хоровом классе детской хоровой студии «Камертон».»
Специфика работы концертмейстера в хоровом классе детской хоровой студии « Камертон».
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Владивостокский городской Дворец детского творчества».
Введение
«Мастер концерта» или «Концертный мастер» - так буквально можно перевести с немецкого понятие «konzertmeister». Таким образом, этим словом обозначают лицо, помогающее готовить концертное выступление.
Понятие концертмейстер довольно обширно. Оно включает в себя разучивание с солистами их партий, умение контролировать качество их исполнения, знание их исполнительской специфики, причин возникновения трудностей в исполнении, умение подсказать правильный путь к исправлению тех или иных недостатков.
Следовательно, в работе концертмейстера объединяются творческие, педагогические и психологические функции, которые нельзя отделять друг от друга в учебной и концертной деятельности.
Какими же качествами и навыками должен обладать пианист, чтобы быть хорошим концертмейстером? Если говорить о качествах и навыках концертмейстера мы в первую очередь подразумеваем пианистические качества специалиста. Прежде всего, это владение инструментом, как в техническом, так и в музыкальном плане.
Плохой пианист никогда не станет хорошим концертмейстером, как, впрочем, не всякий хороший пианист достигнет больших результатов в аккомпанементе, пока не усвоит законы ансамблевого исполнения, не разовьет в себе чуткость к партнеру, не ощутит неразрывность и взаимодействие между партией солиста и партией аккомпанемента. Не менее важна общая музыкальная одаренность, музыкальный слух, воображение, умение охватить образную сущность и форму произведения, артистизм, способность образно, вдохновенно воплотить замысел автора в концертном исполнении и конечно высокая стрессоустойчивость.
Чтение нот с листа
Важным навыком деятельности концертмейстера в хоровом коллективе является способность «читать с листа». Нельзя стать профессиональным концертмейстером, если не обладаешь этим навыком. В учебной практике часто бывают ситуации, когда нет времени для предварительного ознакомления с нотным текстом, от пианиста требуется быстрота ориентировки в нотном тексте, чуткость и внимание к фразировке солиста, умение сразу охватить характер и настроение произведения. Прежде чем начать аккомпанировать с листа на фортепиано, пианист должен мысленно охватить весь нотный и литературный текст, представить себе характер и настроение музыки, определить основную тональность и темп, обратить внимание на возможные изменения темпа, размера, тональности, на динамические градации, указанные автором. Приступая к игре, концертмейстер должен смотреть и слышать немного вперед, хотя бы на 1-2 такта. При чтении аккомпанемента с листа категорически запрещаются любые остановки и поправки, так как это мгновенно нарушает ансамбль, это вынуждает хормейстера остановиться.
При чтении с листа музыкального сочинения очень важны навыки упрощения композиторского текста и отбор самого главного.
В концертмейстерской практике используются разнообразные приёмы упрощения нотного текста:
Преобразование или опускание подголосков и украшений.
Облегчение или перемещение аккордов.
Преобразование разложенных гармонических фигураций в основные гармонические функции.
Преобразование ритмических усложнённых последовательностей на элементарную пульсацию.
Концертмейстер должен постоянно тренироваться в чтении с листа, с тем, чтобы довести эти умения до автоматизма.
Транспонирование музыкального произведения
Концертмейстеру, помимо чтения с листа, совершенно необходимо умение транспонировать музыку в другую тональность. Для успешного аккомпанемента в транспорте пианист должен хорошо усвоить курс гармонии и иметь навыки исполнения гармонических последовательностей на фортепиано в различных тональностях. Основным условием правильного транспонирования является мысленное воспроизведение пьесы в новой тональности.
В случае транспонирования на полутон достаточно мысленно проставить другие ключевые знаки и произвести по ходу исполнения подмену случайных знаков. Транспонирование на интервал малой секунды в некоторых случаях можно представить как переход в тональность, смещенную на увеличенную приму (например, переход из до мажора в ре-бемоль мажор, который мыслится пианистом как до-диез мажор). На интервал секунды транспонировать труднее, так как обозначение читаемых нот не соответствует их реальному звучанию на клавиатуре.
В данном случае решающую роль приобретает внутреннее слышание транспонируемого произведения, ясное осознание всех модуляций и отклонений, функциональных смен, структуры аккордов и их расположения, интервальных соотношений и взаимосвязей – как по горизонтали, так и по вертикали. В процессе транспонирования с листа нет времени для мысленного перевода каждого звука на тон ниже или выше. Поэтому огромное значение приобретает умение концертмейстера мгновенно определять тип аккорда (трезвучие, секстаккорд, септаккорд в обращении и т.д.), его разрешение, интервал мелодического скачка, характер тонального родства и т.д.
Тренировка навыков транспонирования проводится обычно в следующей последовательности: сначала на интервалы увеличенной примы, затем на интервалы большой и малой секунды, потом на терцию. Транспонирование с листа на кварту чрезвычайно сложно и на практике редко встречается.
Подбор по слуху. Гармонизация мелодий. Подбор аккомпанемента
В репертуар детского хора входят классические, джазовые произведения, переложения, отрывки из опер, популярные песни из кинофильмов и народная музыка, а также приходиться работать и с клавирами, цифровками. Концертмейстер хора должен уметь отредактировать для себя неудобный аккомпанемент, найти удобную фактуру и сделать гармонизацию мелодии, придумать вступление и окончание, если это необходимо, импровизировать сопровождение к музыкальным распевкам. Нередко в куплетных песнях требуется варьирование фактуры, динамическое развитие к смысловой кульминации, все это должен уметь концертмейстер.
Подбор аккомпанемента по слуху является творческим процессом, особенно если концертмейстер не знаком с оригинальным нотным текстом подбираемого сопровождения. В этом случае он создает собственный вариант фактуры, что требует от него самостоятельных музыкально-творческих действий. Гармонизация мелодий по слуху – это практический навык, требующий свободы построения и владения основными фактурными и ритмическими формулами сопровождения. Подобранный аккомпанемент должен отражать два главных показателя мелодии – ее жанр и характер. Концертмейстер должен освоить фактурные формулы сопровождения мелодий, имеющих ярко выраженный жанровый характер (марш, вальс, полька, баркарола и др. танцы, лирическая песня и т.п.).
При разучивании a capella нужна гармоническая поддержка, а у младших школьников ещё не развит внутренний слух, и поэтому важно, чтобы мелодическая линия запоминалась в гармоническом окружении, формировались ладовые представления.
Концертмейстеру также необходимо знать, что к одному из первых навыков исполнения хоровых партитур на фортепиано относится умение играть хоровые аккорды 4хголосного гармонического склада с соблюдением ровной силы звучания всех 4х голосов. Концертмейстер должен научиться играть подобную партитуру так, чтобы каждый аккорд звучал полно и ровно, чтобы звучание всех голосов в аккорде было равномерным по силе звука. А также уметь соединить и проиграть первый голос с третьим, первый со вторым, второй с третьим и т.д, если в произведении больше голосов.
Работа в ансамбле с дирижером и хором
Концертмейстер хора – пианист, аккомпанирующий хоровому коллективу на репетициях и концертах, осуществляющихся под руководством дирижера, а также, при необходимости, помогающий солистам и группам хора разучивать партии в процессе работы над репертуаром.
Работая с хоровым коллективом, концертмейстер должен уметь играть под руку дирижера. Очень важен на уроке контакт между концертмейстером и хоровым дирижером, так как, работая, на протяжении нескольких лет они понимают друг друга с «полувзгляда» и «полувзмаха».
Умение играть «под руку» - это способность понимать дирижерские жесты и намерения. Для этого концертмейстеру необходимо ознакомиться с основными приемами дирижирования, с 2х, Зх, 4х дольными сетками, с понятиями «ауфтакта», «точки», «снятие звука», а также знать, какими жестами изображаются штрихи и оттенки, работать над качеством звука в ансамбле с хором, иногда в редких случаях брать инициативу в свои руки.
Умение слушать и играть с партнером (в данном случае с дирижером + хор) – очень важная деталь профессионального мастерства пианиста. Далеко не все хорошие солисты способны успешно играть в ансамбле. При совместном музыкальном исполнении необходимо в одинаковой степени как умение увлечь партнера своим замыслом, так и умение увлечься замыслом партнера, понять его намерения и принять их; испытывать во время исполнения не только творческое переживание, но и творческое сопереживание. Естественное сопереживание возникает как результат непрерывного контакта партнеров, их взаимопонимания и согласия.
В отличие от инструментального ансамбля, который однороден по своему составу, вокально-инструментальный объединяет исполнителей с принципиально разными временными и ритмическими представлениями, обусловленными особенностями жанра. Этот вид ансамбля неоднороден. Нужно учитывать особенность дыхания певцов, учитывать все органические паузы, знать законы строения вокальной фразы, выразительного произнесения слова в пении.
Большое значение имеет звуковой баланс. Относительно концертмейстера хора этот вопрос еще более усложняется. Звуковой баланс с хором, солистом и с отдельными партиями - это разные балансы. Концертмейстер, работающий с хором, должен учитывать, возможности хора, которые намного превосходят по динамике, гармонической насыщенности. Поэтому игра концертмейстера должна быть значительно более рельефной и эмоционально насыщенной.
В работе непосредственно с хоровым массивом звуковой баланс нужно искать не менее тщательно и стараться не быть ни «под» хором, ни «над» ним. Это во многом похоже на игру с оркестром, необходимо по-иному дополнять звучание хора в ансамблевых моментах.
Во время концертных выступлений хора концертмейстер должен быть особенно внимателен и чуток. Учащиеся от волнения могут забыть темп, вовремя не вступить, «сползти» с тональности. Концертмейстер должен компенсировать, если это необходимо, темп, а часто настроение и характер, а в случае надобности незаметно подыграть мелодию.
Концертмейстер хора должен уметь контролировать качество исполнения хористами музыкального произведения, показывать правильный путь к исправлению тех или иных недостатков. Для этого очень важно знать основы вокально-хоровых навыков, особенно таких как певческое дыхание, артикуляция и дикция, цепное дыхание, способы звукоизвлечения (легато, стаккато), атака звука.
И, конечно, не менее важно пианистическое мастерство концертмейстера. Пианист остается мастером именно фортепиано. В фортепианной технике пианиста, как и в технике певца или скрипача, подразумевается мастерство звукоизвлечения, воспроизведение звуков не только красивых, но и разнообразных по оттенкам. Особенно важны фрагменты фортепианного соло, где аккомпаниатор должен быть источником вдохновения для певцов, голос рояля должен сверкать в прекрасных вступлениях и заключениях.
Заключение
В деятельности концертмейстера объединяются педагогические, психологические и творческие функции. Совершенно ясно, что в хоре основная часть этой работы ложится на плечи хормейстера, но и от пианиста требуется значительное участие. Мастерство концертмейстера хора глубоко специфично. Оно требует от пианиста не только огромного артистизма, но и разносторонних музыкально - исполнительских дарований, владения ансамблевой техникой, знания основ певческого искусства, особенностей вокально – хорового звучания, также отличного музыкального слуха, специальных музыкальных навыков по чтению и транспонированию различных партитур.
Деятельность концертмейстера требует от пианиста умения работать с различными видами текстов, применения многосторонних знаний и умений по курсам гармонии, сольфеджио, полифонии, истории музыки, анализа музыкальных произведений, вокальной и хоровой литературы, педагогики – в их взаимосвязях. Для руководителя хора концертмейстер – правая рука и первый помощник, музыкальный единомышленник. Для участников хора концертмейстер – наперсник его творческих дел; он и помощник, и друг, и наставник, и педагог.
Полноценная профессиональная деятельность концертмейстера предполагает наличие у него комплекса психологических качеств личности, таких как большой объем внимания и памяти, высокая работоспособность, мобильность реакции и находчивость в неожиданных ситуациях, выдержка и воля, педагогический такт и чуткость.
Он должен быть спокоен и собран, передавать свою уверенность и настроение партнерам. Умение быстро реагировать на различные неожиданности – одно из необходимых качеств концертмейстера хорового класса.