kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Слезы людские, о слезы людские.

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока по теме 2 четверти "О традиции в музыке"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Слезы людские, о слезы людские.»

8 класс. Предмет: музыка


Тема четверти:


"О традиции в музыке»


Тема урока:


"Слёзы, о слёзы людские..."




Цели и задачи урока:

  • Развитие навыков слушания и осмысления классической музыки.

  • Закрепить навык слушания текста на фоне музыки.

  • Расширить представления учащихся о личности Л.Бетховена и познакомить их с фрагментом Симфонии №3.

  • Закрепить сложившееся у учеников представление о героическом образе в музыке Бетховена.

  • Показать, как музыка и живопись идут к созданию образа матери.

  • Развитие нравственной гармоничной личности.

  • Формирование музыкальной культуры.

  • Приобщение учащихся к "золотому фонду" классической и современной музыки.



Музыкальный материал:

  • "Романс морских офицеров» (стихотворение А.Вознесенского "Сага") музыка А.Рыбникова.

  • Симфония №3 "Героическая" Л.Бетховен (1ч. гл. тема; 2ч. 1-я тема (траурный марш)).

  • "Реквием В. А. Моцарт (фрагмент «Лакримоза»).

  • "Свечи" Михаил Звездинский.


Дополнительный материал:

  • Портреты Л.Бетховена.

  • Фотографии дома-музея Л.Бетховена.

  • Листочки с текстом романса А.Рыбникова.

  • Портрет А.Рыбникова.

  • Портрет В. А. Моцарта


Технические средства:

  • Ноутбук, проектор.

  • Фонохрестоматия с записями произведений.

  • Фортепиано.

Ход урока:



1Организация учащихся на урок.

2.Беседа с учащимися:

-Дайте определение понятию "музыкальный образ".

-Что относится к музыкальному языку? ( Интонация, форма, ритм, лад, тембр, динамика, мелодия.)

Хорошо, молодцы.

Эпиграфом к уроку я взяла стихотворение Ф.Тютчева:


Слёзы людские, о слёзы людские,

Льётесь вы ранней и поздней порой...

Льётесь безвестные, льётесь незримые,

Неистощимые, неисчислимые,-

Льётесь, как льются струи дождевые

В осень глухую, порою ночной.



Как вы думаете, с каким чувством мы сегодня познакомимся?

Будем внимательно вслушиваться в характер музыкальных образов. А чтобы лучше их понять, мы должны определить смысл, содержание, жизненную основу музыкальных произведений, выявить, что и как в них отображается.


3.Мини – лекция:

Убедительным примером ярких драматических образов, где показана трагическая жизненная история в музыке, может служить опера Алексея Рыбникова "Юнона и Авось". «Современная опера», как ее назвал сам композитор, опирается на глубокие традиции классической музыки и использует все новые достижения современного музыкального языка.

Это новый жанр оперы рок - опера, которая соединяет в себе черты классической оперы, мюзикла и рок-музыки.


Что в рок - опере от мюзикла?

1.Обращение к литературным первоисточникам (А.Вознесенский), спасающее от банальности.

2.Переплетение романтического (любовь графа Резанова и Кончитты) и трагического (рок, судьба).

3.Соединение современной и классической музыки.

4.Переплетение «вечных тем» со злободневными проблемами.

5.Манера пения, близкая к бытовому исполнению. Исполнение как бы « между прочим» (ритмическая неточность, мелодическая неточность «невыпевание мелодии», хрип, крик).

6.Зрелищность, картинность, эффектность постановки.


-Теперь проанализируем образный строй оперы.

В рок - опере "Юнона и Авось" Алексея Рыбникова две судьбы - два образа. Судьба графа Николая Петровича Резанова - это образ, олицетворяющий верность долгу и служение Отечеству. Судьба дочери губернатора Сан-Франциско Кончитты - светлый образ верной возлюбленной.

Развитие образов судьбы главных героев продолжается в "Романсе морских офицеров" (стихотворение А.Вознесенского "Сага"). Рефреном романса служат две фразы: «Я тебя никогда не забуду, я тебя никогда не увижу». Обратите внимание на видоизменение фраз в романсе (запись текста романса перед вами):


1 куп.


Ты меня никогда не забудешь

Ты меня никогда не увидишь (Резанов)


2 куп.


Я тебя никогда не забуду

Я тебя никогда не увижу (Кончитта)


3 куп.


Возвращаться плохая примета

Я тебя никогда не увижу (Резанов)


4 куп.

Я тебя никогда не увижу

Я тебя никогда не забуду (Кончитта)


3 и 4 куплеты - смысловая кульминация - смерть помешает графу увидеться со своей возлюбленной, она же будет ждать графа 35 лет, после чего даст обет молчания и уйдет в монастырь.

В сцене прощания эта мысль звучит определенно, т.к. рефрен разделяется:

ГРАФ: Я тебя никогда не увижу.

КОНЧИТТА: Я тебя никогда не забуду.


Просмотр видеофрагмента.



4.Музыку траурного характера часто называют – реквием.

Слушание фрагмента «Лакримоза» («Реквием» В. А. Моцарт)


Выступают учащиеся (выбранные с учётом компетентности и поведенческих особенностей) с сообщениями о истории создания Реквиема В. Моцарта.)


Первый ученик:


С латыни слово "реквием" переводится как "покой". Это торжественное, печальное и возвышенное произведение относится к жанру концертной религиозной музыки и сначала являлось частью заупокойной католической мессы. Однако начиная с 15-го века, как правило, реквием исполнялся в память об усопших, но не имел прямого отношения к богослужению. Он являлся лишь данью памяти людям, покинувшим этот мир, а также напоминанием о гневе и милости божьих.


Второй ученик:


"Реквием" Моцарта и история создания окутаны тайной, а споры по поводу авторства не утихают по сей день. Обстоятельства работы над этим знаменитым произведением настолько трагичны и загадочны, что до сих пор не дают покоя исследователям и поклонникам творчества гениального композитора. Противоречивые факты косвенно подтверждают, что "Реквием" - это результат труда нескольких авторов.


Третий ученик:


Автор взялся за написание сочинения. Незадолго до этого композитор почувствовал недомогания, его начали мучить боли неизвестного происхождения, странная слабость. Он понял, что умирает. Работа над заказом началась сразу же, но автор не мог отделаться от мысли, что пишет заупокойную мессу для самого себя. Между тем поступали и новые заказы на музыкальные произведения Вольфгангу Амадею Моцарту. В перерывах между работой над "Реквиемом" он успел написать "Волшебную флейту" - веселую и жизнерадостную пьесу, которая была более привычна его таланту. Композитор умер 5 декабря 1791 года, так и не успев закончить произведение. Однако история создания "Реквиема" Моцарта на этом не окончилась. Незавершенная мелодия Констанца, супруга Моцарта, беспокоилась, что после смерти мужа загадочный заказчик потребует вернуть аванс за "Реквием" и не выплатит остаток гонорара. Она обратилась за помощью к другому композитору, Йозефу Эйблеру, с просьбой закончить произведение. Считается, что именно он написал инструментальную часть в нескольких разделах, вплоть до Lacrimosa "Реквиема" Моцарта, а затем по неизвестным причинам оставил работу. Впоследствии Констанца обращалась к другим авторам, но получила отказ. В результате рукопись оказалась у Франца Ксавера Зюсмайера, ученика Вольфганга Амадея. Исследователи, которые занимаются изучением вопроса, кто дописал "Реквием" Моцарта, склоняются к мнению, что именно этот автор завершил сочинение.


Какие чувства вызывает эта музыка?

Почему она траурного характера?


5.Проверка подготовки личностно – ориентированных заданий.


-Ярким примером здесь нам послужит музыка героического композитора - Людвига ван Бетховена. Почему он назван героическим композитором? Чтобы ответить на эти вопросы, надо знать некоторые моменты из его жизни.


Выступают учащиеся (выбранные с учётом компетентности и поведенческих особенностей) с сообщениями о жизни Бетховена.


Первый ученик:


-Музыкальная Европа ещё была полна слухами о гениальном чудо – ребёнке Моцарте, когда в Бонне, в семье музыканта придворной капеллы родился Людвиг ван Бетховен. Обнаружив у сына незаурядный талант, отец заставляет его часами просиживать за клавесином. В 8 лет маленький Бетховен дал первый свой концерт в Кёльне. В 13 он был зачислен на работу, как помощник органиста. В 1787 г. в Вене, в присутствии Моцарта, Людвиг играет свои произведения. Но стать его учеником Бетховену не удалось: тяжёлая болезнь, а потом и смерть матери вынудили Людвига вернуться домой, чтобы принять на себя заботу о двух младших братьях.



Второй ученик:


Он служит в оперном театре, даёт уроки, много работает и выступает. Позже в Вену он возвращается прославленным пианистом и композитором.

В 27 лет, в зените славы Бетховена настигло страшное бедствие – глухота! Вот он уже не в силах скрывать свою болезнь от людей. Его отчаянье достигло, казалось, предела. К нему приходят мысли о самоубийстве. «Недоставало немногого, чтобы я покончил с собой,- писал композитор друзьям.- Только оно, искусство, меня удержало».


Третий ученик:


«Судьба! Я схвачу тебя за глотку, совсем согнуть меня тебе не удастся!»- эти слова стали девизом его жизни. В дни кризиса была задумана и написана Третья симфония, которая открыла новый период в его творчестве.

Личная жизнь композитора не удалась, но вся сила нерастраченной любви нашла отражение в его творчестве и в душах почитателей его таланта.

В последний путь Бетховена провожало около 10000 человек.


6.Чтение фрагмента лекции Д. Б. Кабалевского.

-Незадолго до первой мировой войны газеты всего мира сообщили о трагической гибели огромного океанского парохода «Титаник». В открытом море он наскочил на плавающую ледяную гору – айсберг…

В первые же минуты катастрофы обнаружилось, что спасти удастся только женщин, детей, да и то не всех. Ужас охватил находившихся на пароходе людей…

И тут произошло нечто невероятное. На верхнюю палубу вышли музыканты симфонического оркестра, ехавшего на «Титанике» и дававшего по вечерам концерты для пассажиров. Они вышли со своими инструментами в руках, расселись в таком же порядке, как всегда сидели на концертах, и заиграли…


Звучит фрагмент 3-ей симфонии Бетховена (около минуты громко, потом звук делается тише). Чтение текста продолжается:


Заиграли Третью симфонию Бетховена. Героическую симфонию героического композитора. Симфонию великого музыканта, чья жизнь и чьё творчество были насыщены неустанной, напряжённой борьбой против жестоких ударов судьбы. Которые обрушивались на него с первых до последних дней его жизни. Борьбой с горем, нуждой, унижениями и несправедливостью, борьбой за жизнь, за счастье, за радость…


Смертельно раненый «Титаник» погибал медленно, мучительно долго, словно не хотел расставаться с жизнью. А сотни людей, обреченные вместе с ним на гибель, слушали музыку бетховенской симфонии, и эта музыка укрепляла их волю, вливала в них мужество, уберегала от паники, от душевных мук, от сумасшествия – от всего, что неизбежно угрожало каждому, кто находился в эти минуты на корабле.


Музыка Бетховена звучала мужественно и величаво, заглушая шум воды, заполнявшей тело корабля, заглушая страдания гибнущих людей. Она звучала до той минуты, пока волны не накрыли палубу вместе с музыкантами, вместе с последними звуками бетховенской симфонии.


Какой могучей силой должна обладать музыка, способная оказать людям поддержку в трагическую минуту жизни, помочь им сохранить душевное равновесие, человеческое достоинство…


(Усилить звук и дать учащимся дослушать фрагмент из 3-ей симфонии Бетховена до конца).


-Все музыканты судового оркестра «Титаника» играли до последнего момента и погибли, в ночь с 14 на 15 апреля 1912 года…


(Видеоряд «Свечи»)

7. Слушание и исполнение песни «Свечи» Михаил Звездинский

Текст:

Ночь притаилась за окном, туман поссорился с дождём

И беспробудный вечер, и беспробудный вечер.


. О чём-то дальнем неземном, о чём то близком и родном

. Сгорая, плачут свечи, сгорая плачут свечи.

. О чём то дальнем неземном, о чём то близком и родном

. Сгорая плачут свечи, плачут свечи.


Казалось плакать им о чём, мы в общем, праведно живём,

Но иногда под вечер, но иногда под вечер


. Мы вдруг садимся за рояль, снимаем с клавишей вуаль

. И зажигаем свечи, и зажигаем свечи.

. Мы вдруг садимся за рояль, снимаем с клавишей вуаль

. И зажигаем, зажигаем свечи.

--------------------------------

А свечи плачут за людей, то тише плачут, то сильней.

И позабыть волшебных дней они не могут свечи.


. И очень важно для меня, что не боится воск огня,

. Ведь за тебя и за меня, сгорая, плачут свечи




8. Итог урока.

-С каким человеческим чувством в музыке вы сегодня познакомились?

Домашнее задание. Составить программу концерта произведений классической музыки,выражающие различные человеческие чувства.


Литература.


1.Амонашвили Ш.А. Антология гуманной педагогики. Кабалевский. М., 2005.

2.Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях. М., «Академия», 2002.

3.Васина – Гроссман В.А. Книга о музыке и музыкантах: маленькая энциклопедия.- М.: Детская литература, 1986. – с. 102 – 105.

4.Кабалевский Д.Б. Ровесники: беседы о музыке для юношества. Вып. 1.- М.: Музыка, 1980.- с. 17- 28.

5.Никитина Е.И. Русская речь: Развитие речи. 8 кл.: Учебник для общеобразоват. учреждений.- М.: Дрофа, 2001.- 224 с..

6.Науменко Т.И., Алеев В.В. Музыка. 7 кл.: Учебник для общеобразоват. учеб. заведений.- М.: Дрофа, 2001.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Слезы людские, о слезы людские.

Автор: Хохлова Алена Владимировна

Дата: 24.12.2018

Номер свидетельства: 492415

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Сценарий мероприятия к 70 Великой Победы "
    ["seo_title"] => string(47) "stsienarii-mieropriiatiia-k-70-vielikoi-pobiedy"
    ["file_id"] => string(6) "211304"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1431598981"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Сценарий митинга "Войны священные страницы навеки в памяти людской !" "
    ["seo_title"] => string(78) "stsienarii-mitingha-voiny-sviashchiennyie-stranitsy-navieki-v-pamiati-liudskoi"
    ["file_id"] => string(6) "238331"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1444552547"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Конспект урока на тему: "Обращение" "
    ["seo_title"] => string(39) "konspiekt-uroka-na-tiemu-obrashchieniie"
    ["file_id"] => string(6) "109090"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404113855"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Внеклассное занятие по русскому языку "В мире фразеологии" "
    ["seo_title"] => string(64) "vnieklassnoie-zaniatiie-po-russkomu-iazyku-v-mirie-frazieologhii"
    ["file_id"] => string(6) "121223"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413906583"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Познавательная викторина "День Победы""
    ["seo_title"] => string(39) "poznavatiel-naia-viktorina-dien-pobiedy"
    ["file_id"] => string(6) "265746"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1450020092"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства