kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Система уроков музыки по разучиванию русских народных песен как средство развития эмоционально-ценностного восприятия учащихся 3 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Система включает в себя конспекты уроков музыки, которые направлены на развитие эмоционально-ценностного восприятия у учащихся 3 класса по программе «Музыка. Начальная школа» авторы:  Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева  Т. С. Шмагина.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Система уроков музыки по разучиванию русских народных песен как средство развития эмоционально-ценностного восприятия учащихся 3 класса»

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Свердловской области

«Камышловский педагогический колледж»



Система уроков музыки по разучиванию русских народных песен

как средство развития эмоционально-ценностного восприятия

учащихся 3 класса

Образовательная программа «Музыка. Начальная школа»

авторы: Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева Т. С. Шмагина


Составитель:

Черемных Е.А.,

студентка 41 КП группы з/о


Камышлов, 2016


Систем уроков музыки по разучиванию русских народных песен как средство развития эмоционально-ценностного восприятия учащихся 3 класса / сост. Черемных Екатерина Александровна студентка 41 КП группы специальности 44.02.05 коррекционная педагогика в начальном образовании – Камышлов: ГБОУ СПО СО «Камышловский педагогический колледж», 2016.


Руководитель: Насонова Ирина Александровна, преподаватель педагогических дисциплин, ГБПОУ СПО КПК


Система включает в себя конспекты уроков музыки, которые направлены на развитие эмоционально-ценностного восприятия у учащихся 3 класса по программе «Музыка. Начальная школа» авторы: Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева Т. С. Шмагина.

Предлагаемая система по разучиванию русских народных песен содержит 11уроков, направленных на развитие эмоционально-ценностное развитие младших школьников. Система уроков по музыке является эффективной формой работы учителя начальных классов и классов компенсирующего и коррекционно-развивающего обучения в проведении уроков музыки.

Данная система может использоваться как на уроках и предназначена для учителей начальных классов и классов компенсирующего и коррекционно-развивающего обучения.


© ГБОУ СПО СО «Камышловский педагогический колледж», 2016

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка………………………………………………………………………………………………….....

4


6

  1. Раздел: «Россия – Родина моя»

  1. «Славны были наши деды»…………………………………………………………………………………….

9

  1. «Виват, Россия!»………………………………………………………………………………………………..

16

  1. Раздел: «Гори, Гори ясно, чтобы не погасло!»

  1. «Былины. Певцы русской старины. Садко. Гусли»…………………………………………………………..

26

  1. «Русская народная песня – душа народа»…………………………………………………………………….

36

  1. Звучащие картины «Прощание с масленицей»………………………………………………………………

47

  1. Раздел: «В концертном зале»

  1. «Сюита «Пер Гюнт» Эдварда Грига. Образы Анитры и Сольвейг» ……………………………………..

62

  1. Л.В. Бетховен «Симфония № 7» («Героическая»)………………………………………………………….

76

  1. «Мир музыки Бетховена»………………………………………………………………………………………

86

  1. Раздел: Чтоб музыкантом быть так, надобно умение»

  1. «Джаз – дух нашего времени»………………………………………………………………………………….


96

Список литературы……………………………………………………………………………………………………….

106








Пояснительная записка

Немаловажное значение в системе начального воспитания занимает музыкальное образование, так как нравственно-эстетическое воспитание ребенка является важной стороной развития личности и воспитания. Возраст младшего школьника является самым успешным  для восприятия мира искусств, потому как 7-8 летний ребенок наиболее эмоциональнее и чувствительнее воспринимает окружающую действительность.  

Специфика уроков музыки более точно отвечает потребностям личности ребенка младшего школьного возраста. В отличие от детей других возрастных категорий для младших школьников  актуальна игровая деятельность, поэтому урок музыки и знакомство с искусством  настолько значимо в начальной школе. При вхождении ребенка в учебную деятельность ему сложно переключиться с занятий дисциплинами науки на занятия музыкальной  деятельностью. Уроки музыки влияют на ребенка психотерапевтическим образом, служат своеобразной разрядкой и психологическим отдыхом, снимают общую скованность, вызванную другими занятиями, тем самым, сохраняя ребенку здоровье.

Музыка, отражая действительность в звуковых образах, с особенной яркостью раскрывает внутренний мир человека. Исключительная эмоциональная насыщенность музыки воздействует на человека больше, чем все другие виды искусства. Народная и современная музыка, высокохудожественные образцы классики - вот тот музыкальный материал, на котором воспитываются эмоциональная сфера наших школьников. Как указывал Ш.А. Амонашвили, духовный мир ребенка может обогащаться только в том случае, если он это богатство впитывает через чувства сопереживания. Насильно обогащать этот мир невозможно; он обязательно заполнится, в него обязательно вселятся образы, впечатления, возникнут переживания, мысли, идеалы, убеждения.

В программе «Музыка» Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной для 3 класса, нашли отражения, изменившиеся социально-культурные условия деятельности современных образовательных учреждений, потребности педагогов-музыкантов в обновлении содержания и в новых технологиях массового музыкального образования.

Целью преподавания программы «Музыка» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой и Т.С. Шмагиной является формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников. Приоритетным в данной программе является введение ребёнка в мир музыки через интонации, темы и образы русской музыкальной культуры – «от порога родного», по выражению народного художника России Б.М. Неменского. Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проявления и бытования в окружающем мире, специфике воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационно - временную природу музыки, её жанрово-стилистические особенности.

В настоящее время проблема развития эмоционально-ценностного восприятия приобретает особое значение. Анализ современной практики показывает, что в школе недостаточно формируются эмоционально-ценностные отношения детей к музыке. Начальная ступень обучения является основополагающей в формировании ребенка как субъекта интеллектуально-познавательной деятельности. В это время, как подчеркивается в психолого-педагогических исследованиях П.П. Блонского, Д.Н. Богоявленского, Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, Н.А. Менчинской и др., особое значение приобретает интеграция процессов развития эмоциональной, когнитивной и волевой сфер личности. Поэтому именно в этот период формирование эмоционально-ценностного отношения к музыкальной деятельности может осуществляться наиболее эффективно, что звучит весьма актуально. Пока живет русский человек будет жить и русская народная песня, традиции, обычаи русского народаю

Целью данной системы является разработка и пробация конспектов уроков по музыке, направленных на развитие эмоционально-ценностного восприятия у учащихся 3 класса.

Уроки в системе посвящены отдельным темам и разбиты на 4 раздела. За основу классификации взята рабочая программа педагога на уроках музыки, которая отражает последовательность изучаемых тем.

Разработанная система уроков может быть использована учителями начальных классов и классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования на уроках и внеурочных занятиях, студентами специальности преподавание в начальных классах в рамках прохождения ППУ, преддипломной практики.








Конструкт урока музыки по теме:

«Славны были наши деды!»


Образовательная программа «Музыка. Начальная школа»

авторы: Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева Т. С, Шмагина





Составитель:

студентка 41 КП группы

заочного отделения

Черемных Е.А.




Камышлов, 2016

Раздела: «Россия - Родина моя».

Предмет: Музыка

Класс: 3

Тема: «Славны были наши деды!»

Тип урока:  Изучение нового материала

Цель: через знакомство с жанрами русской народной солдатской песни и петровского канта раскрыть образы защитников Отечества.

Задачи:

- закрепить знания о жанрах народной музыки

(солдатская строевая песня);

- познакомить с жанром канта;

- расширить представление о выразительности интонации в музыке;

- воспитание уважения к защитникам Отечества.

Предметные: Различать русские народные песни и канты, и современные героические песни.

Формируемые УУД:

Личностные УУД: Интонационно осмысленно исполнять песни о героических событиях. Осознавать значение русской народной песни в жизни людей военного времени.

Коммуникативное УДД: Исполнение старинных кантов и песен.

Регулятивные УУД: Самостоятельно определять сходство и различие между кантами и русской народной песней.

Познавательные УУД: Различать песни защитников Отечества в разных жанрах музыки.

КУМО:

Медиапроектор, музыкальный центр, портрет А.В. Суворова, репродукции картин русских художников.

Музыкальный материал:

- 1 часть симфонии №2 А.П. Бородина,

- солдатская песня «Солдатушки, браво ребятушки»,

- солдатская песня «Славны были наши деды»,

- кант «Радуйся, Росско земле»,

- песня А. Ермолова «Прадедушка».

Понятия: кант, песенность, маршевость, интонация музыки и речи, солдатская песня, марш, хор, куплет.

Организационная структура урока


Этап урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Методы, приемы, формы обучения

Организационный момент

1 мин

- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжим тему «Россия – Родина моя», начатую на прошлом уроке.

Приветствуют учителя.

Личностные:

Осознавать значение р.н.п. в жизни людей в военное время

Словесный метод (приветствие). Фронтальная форма.

Актуализация знаний

6 мин

- О чём шла у нас речь? Да, о защитниках Отечества.

- Какие же интонации мы услышали в музыке?




- А эту интонация узнали? Из какого произведения? (звучит главная интонация 1 части симфонии № 2 А. П. Бородина)

-Верно, так начинается «Богатырская» симфония русского композитора Александра Порфирьевича Бородина.

-А почему она так называется?

- о защитниках


Настойчивые, решительные, мужественные, энергичные


-«Богатырская» симфония русского композитора Александра Порфирьевича Бородина.


звучат ответы детей

Личностные УУД: Осознавать значение русской народной песни в жизни людей военного времени.

Регулятивные УУД: Самостоятельно определять сходство и различие между кантами и русской народной песней.

Познавательные УУД: Различать песни защитников Отечества в разных жанрах музыки.


Словесный метод (беседа по теме урока), наглядно-слуховой (использование симфонии №2 А.П. Бородина). Фронтальная форма.

Изучение нового материала

18 мин

- Мы снова сегодня услышим эту величественную музыку и вместе с ней увидим галерею богатырских образов русских художников (репродукции картин русских художников).

- Замечательная симфония! Но ведь это музыка концертных залов. А нужна ли музыка на войне, в боях и сражениях? Зачем?

- С вами, ребята, согласен один из самых выдающихся полководцев в истории России. Он, кстати, называл своих солдат «чудо-богатырям»! Итак, послушайте: «Музыка в бою нужна и полезна, и надобно, чтобы она была самая громкая. Музыка удваивает, утраивает армию!» Догадались о ком речь? (портрет на доске)

- Александр Васильевич Суворов! А уж он-то знал, о чём говорил, ибо не проиграл ни одной битвы! И написал книгу «Наука побеждать». А вот ещё одно высказывание великого полководца Александра Суворова: «Хороший солдатский хор расширяет шаг, это ведет к победе, а победа – к славе»

- Давайте же и мы споём старинную солдатскую песню «Солдатушки, бравы ребятушки» (слова на слайде).

- Ещё в далёкой древности музыка в военном деле использовалась постоянно. А 19 февраля 1711 года по указу Петра Первого в русской армии были введены военные оркестры. Военные музыканты имелись во всех полках. А ещё были песенники. В знаменитом Бородинском сражении принимало участие около 3000 барабанщиков, трубачей и флейтистов! Так что в этом году военные музыканты отметили 300 - летний юбилей.

- А мне хотелось бы вспомнить с вами ещё одну старинную русскую народную песню. («Славны были наши деды»)

- А теперь продолжим знакомство с текстом песни и споём её. (слова на слайде)

- У этой песни славная история. Из неё родился знаменитый « Марш Преображенского полка», который долгое время являлся одним из музыкальных символов России.

- И сегодня этот марш украшает военные парады.

- Во времена Петра I появился ещё один жанр песенной музыки. Как он называется, мы узнаем, отгадав кроссворд.

Слайд

- Это слово латинское. Означает оно пение, песня.

- А в самих петровских кантах часто звучит слово «Виват!». Может быть, вы знаете, что значит это слово? Да здравствует! В 1721 году, в честь заключения мира со шведами, было пропето много кантов. Познакомимся с одним из них.

- Может быть, она напомнила вам мелодию, которая сегодня звучала? (показать интонацию песни «Славны были наши деды»)

-Послушаем кант «Радуйся, Росско земле».

Слушают учителя.


Просмотр репродукции






Ответы детей.









- Да. Это А.В. Суворов







Поют песню «Солдатушки, браво ребятушки».


Слушают учителя.














Исполнение песни «Славны были наши деды»







Отгадывают кроссворд.




«Виват» - это «Да здравствует!»








Слушают кант «Радуйся, Росско земле»

Личностные УУД: Интонационно осмысленно исполнять песни о героических событиях. Осознавать значение русской народной песни в жизни людей военного времени.

Коммуникативное УДД: Исполнение старинных кантов и песен.

Регулятивные УУД: Самостоятельно определять сходство и различие между кантами и русской народной песней.

Познавательные УУД: Различать песни защитников Отечества в разных жанрах музыки.


Словесный метод (беседа, использование фактов из истории), наглядно-слуховой метод (кант «Радуйся, Росско земле»), наглядный (портрет А.В. Суворова), практический метод (использование кроссворда, исполнение старинных русских народных песен «Солдатушки, браво ребятушки», «Славны были наши деды»). Фронтальная и индивидуальная форма.

Повторение нового материала

10 мин

- Эта хвалебная песня, вероятно, напомнила вам ещё один песенный жанр, величественный и торжественный. Музыка канта похожа на гимн. В ней песенность сочетается с маршевостью. - А какой хор мы слышали? Верно, мужской. Именно хоры мужчин – государевых певчих – и исполняли канты.

- Всё это замечательно, но надо ли нам сегодня, в 21 веке, знать о старинных русских солдатских песнях и петровских кантах?

- Надо, потому что это наша память о полководцах и солдатах, о днях испытаний и тревог, о героях и защитниках Отечества. Без памяти о нашем прошлом у нас с вами не будет будущего. Поэтому я предлагаю закончить наш урок песней, которая, по-моему, полюбилась вам.

Песня А. Ермолова «Прадедушка»

Эта песня похожа на гимн




- мужской.





ответы детей







Исполнение песни «Прадедушка» (слова на слайде)

Личностные УУД: Интонационно осмысленно исполнять песни о героических событиях. Осознавать значение русской народной песни в жизни людей военного времени.

Регулятивные УУД: Самостоятельно определять сходство и различие между кантами и русской народной песней.

Познавательные УУД Различать песни защитников Отечества в разных жанрах музыки.


Словесный метод (беседа по теме урока), наглядно-практический (исполнение песни «Прадедушка»). Фронтальная форма.

Итог урока. Рефлексия.

5 мин

Молодцы, ребята! Сегодня на уроке вы все хорошо поработали.

Давайте вспомним, какие песни мы сегодня исполняли на уроке?

Какие музыкальные произведения услышали?

Что узнали нового?

Что на уроке было интересным?

Что запомнилось?

Ответы учащихся.

Исполняли - «Солдатушки, браво ребятушки», «Славны были наши деды», «Прадедушка».

Слушали – симфонию А.П. Бородина, кант «Богатырская», «Радуйся, Росско земле»

Личностные УУД: Осознавать значение русской народной песни в жизни людей военного времени.

Познавательные УУД Различать песни защитников Отечества в разных жанрах музыки.

Словесный метод (совместное подведение итогов урока). фронтальная форма.









Конструкт урока музыки по теме:

«Виват, Россия!»

Образовательная программа «Музыка. Начальная школа»

авторы: Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева Т. С, Шмагина





Составитель:

студентка 41 КП группы

заочного отделения

Черемных Е.А.





Камышлов, 2016

Раздел: «Россия – Родина моя».

Предмет: Музыка.

Класс: 3

Тема: «Виват, Россия!»

Тип: комбинированный

Цель: ознакомление со страницами русской истории на примерах повествования в кантах и народных песнях о военных походах и победах Петра I в Северной войне, походах А.В.Суворова (XVIII век), героях Отечественной войны 1812 г;

показать использование музыки разных жанров.

Задачи:

Образовательная

закрепить знание о музыкальных жанрах в их сравнении.

Развивающая:

закрепить понятие трехчастной формы и навык определения ее на слух;

продолжить развитие певческих навыков (активное дыхание, четкая дикция, исполнение мелодии в характере музыки);

развивать умение определять средства музыкальной выразительности (темп, динамика, ритм, лад) в связи с характером музыки.

Воспитательная

воспитывать гражданско-патриотические чувства (любви к Отечеству, уважения к героям-защитникам Родины)

Предметные результаты:

Различать русские народные песни и канты, и современные героические песни.

Формируемые УУД:

Регулятивные: Самостоятельно определять сходство и различие между кантами и РНП. Знать песни о героических событиях истории Отечества.

Познавательные: Различать песни защитников Отечества в разных жанрах музыки. Познать выразительность музыкальной и поэтической речи.

Коммуникативные: Исполнение старинных кантов и песен. Исполнение фрагментов из оперы.

Личностные:

Интонационно осмысленно исполнять песни о героических событиях. Гордиться защитниками Отечества


КУМО: нотная запись 2 кантов и фрагменты « Радуйся, Росско земле», «Орле Российский»;фрагмент триптиха П. Корина «Александр Невский»

Музыкальный материал урока.

- Кант « Радуйся, Росско земле».

- Кант «Орле Российский».

- Русская народная песня «Вспомним, братцы, Русь и славу».

- Русская народная песня «Солдатушки, бравы ребятушки».

- Хор «Вставайте, люди русские»,

- «Песнь об Александре Невском» из кантаты «Александр Невский» С.Прокофьева.

- Ария Сусанина, Хор «Славься» из оперы «Иван Сусанин» М.Глинки

- ария Сусанина «Ты взойди, моя заря».



















Организационная структура урока

Этап урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Методы, приемы, формы обучения

Организационный момент

2 мин

Россия — великая держава.

Сегодня мы обратимся к героическим страницам русской истории. И мы увидим эту историю в музыке различных жанров.

Слушают учителя. Настрой на учебную деятельность.

Личностные – проявление эмоциональной отзывчивости. Настрой на урок

Словесный метод (настрой учащихся на урок). фронтальная форма.

Актуализация знаний

5 мин

На доске нотная запись 2-х кантов.

«Радуйся, Росско земле» и «Орле Российский» (канты неизвестных авторов XVIII в).

Учитель обращает внимание учащихся на доску (нотная запись). Включает фрагменты этих произведений.

-  Как называется эта музыка?


- Что такое кант?

 

-  Когда появились канты?




-  Канты «Радуйся, Росско земле» и «Орле Российский».

- Это многоголосная бытовая песня.

- 300 лет тому назад, в честь торжеств по случаю побед русского оружия при Петре 1.

Регулятивные: Самостоятельно определять сходство и различие между кантами


Личностные:

Гордиться защитниками Отечества



Наглядный метод (нотная запить кантов), словесный метод (беседа по теме урока). фронтальная форма.

Первичное усвоение новых знаний

10 мин

- Канты были элементом различного рода торжеств. Например, специально для праздника дня Победы в Полтавской битве (1709г.) было сооружено семь триумфальных ворот. Наверху размещались музыканты — инструменталисты и певцы, исполнявшие специально сочиненные стихи и канты.

В каком характере нужно исполнять канты?

Учитель исполняет две русские народные песни: «Вспомним, братцы, Русь и славу» и «Солдатушки, бравы ребятушки»

-  Как называется эта музыка?


- Когда родились эти песни?




-  Кто же главный герой Отечественной войны 1812года?


- У нас в книге на стр. 14 изображен медальон с изображением Кутузова у портрета Суворова. С чем это связано?



-  Молодцы, ребята.

В знаменитом Бородинском сражении участвовало около 3000 военных музыкантов. В каждом полку, батальоне, эскадроне были песенники, хранители солдатского фольклора. Репертуар отражал армейские традиции.

-  Каким настроением проникнуты эти песни?













- Торжественно, празднично. Ведь эта музыка напоминает фанфарный зов трубы.

- Русские народные песни: «Вспомним, братцы, Русь и славу» и «Солдатушки, бравы ребятушки»

- В 1812 году среди партизан, как призыв на защиту своей Родины.

- Русский народ во главе с полководцем Кутузовым.

- Они вместе участвовали в походе против турок 1790г, где был взята крепость  Измаил.

 Суворов - учитель Кутузова.









- Они проникнуты бодрым настроением, звучат в мажоре, мужественно, оптимистично.

Регулятивные: Самостоятельно определять сходство и различие между кантами и РНП. Знать песни о героических событиях истории Отечества.

Познавательные: Различать песни защитников Отечества в разных жанрах музыки. Познать выразительность музыкальной и поэтической речи.

Личностные:

Гордиться защитниками Отечества



Словесный метод (беседа), наглядно-слуховой (использование р.н.п. «Вспомним, братцы, Русь и славу», «Солдатушки, браво ребятушки»), практический метод (работа с учебником). Фронтальная форма.

Первичная проверка понимания

9 мин

- Давайте исполним эти песни бодро и четко, попытаемся передать шаг солдат. Ведь Суворов говорил: «Музыка удваивает, утраивает армию».

Звучит «Песнь об Александре Невском» из кантаты «Александр Невский»

С. Прокофьева

-  Что это за произведение?




- Что такое кантата?






-  Каким событиям посвящено это произведение?





-  Почему Александр стал Александром Невским? Показываю фрагмент триптиха П. Корина «Александр Невский»

Во всю высоту полотна стоит князь Александр, опираясь обеими руками на меч в ножнах. На этом портрете нет изображения воинского щита, сама композиция картины представляется щитом, а фигура князя — олицетворение защиты. На втором плане — очертание Софии Новгородской — главной святыни северной Руси.

- Ребята, откройте стр.16 учебника, там у Вас изображение Святого благоверного князя Александра Невского (икона). Почему он предстает на иконе?



- В кантате «Александр Невский» есть очень известный хор «Вставайте, люди русские».

С чего начинается этот хор?


- В какой форме написан этот хор?

-  I и III часть надо исполнять энергично в сочетании с напевностью, постараться передать героический характер музыки. II часть — широкая, распевная, это ее сближает с русской народной песней и придает ей эпический характер.

Исполняется хор «Вставайте, люди русские».

-  В 1941гбыл показан кинофильм «Александр Невский», и там тоже звучал хор «Вставайте, люди русские»

К этому кинофильму музыку написал С.С.Прокофьев

-  А какие ещё произведения Прокофьева вы знаете?

-  Молодцы, ребята!

Исполнение русских народных песен «Вспомним, братцы, Русь и славу» и «Солдатушки, бравы ребятушки» . Слушают «Песнь об Александре Невском».


- Кантата «Александр Невский» Сергея Сергеевича Прокофьева.

- Кантата — это крупное музыкальное произведение, состоящее из нескольких частей. Она и исполняется обычно в концертном зале хором, оркестром и певцами-солистами.

- Битве на Чудском озере в 1242г., победе князя Александра Невского над немецкими крестоносцами.















- За подвиг России, за верность православной церкви, за веру был канонизирован в 1380 году.




- Со вступления, во вступлении мы слышим набат, который призывает русских людей на бой.



-  В трехчастной.












- Мы знаем симфоническую сказку «Петя и волк»,

оперу «Война и мир»,

оперу «Повесть о настоящем Человеке»,

балет «3олушка» и т.д.

Регулятивные: Знать песни о героических событиях истории Отечества.

Познавательные: Различать песни защитников Отечества в разных жанрах музыки. Познать выразительность музыкальной и поэтической речи.

Коммуникативные: Исполнение старинных кантов и песен. Исполнение фрагментов из оперы.


Личностные:

Интонационно осмысленно исполнять песни о героических событиях. Гордиться защитниками Отечества



Словесный метод (беседа по теме урока), практический метод (исполнение русских народных песен, работа с учебником), наглядный метод (использование фрагмента триптиха П Корина «Александр Невский»). Использование песни «Вставайте, люди Русские». Фронтальная и индивидуальная форма.

Первичное закрепление.

9 мин

- Прокофьев - замечательный советский композитор.

- А кто же написал первую русскую оперу и когда она появилась?

-  О каких событиях рассказывает эта опера?








- Кто главный герой этой оперы?


-  Поляки требуют показать дорогу на Москву.

Иван Сусанин, задумав завести врага в непроходимую чащу, им гордо отвечает

- Представьте глухой заснеженный лес. Ночь. Вражеский отряд спит. Сусанин, оставшись один, погружается в скорбные размышления.

Давайте вспомним арию Сусанина из этой оперы.


- Какие черты характера, чувства Сусанина передает его ария?



- Обратимся к последнему действию оперы. Красная площадь в Москве заполнена ликующим народом, который празднует свою победу над врагом. Звучит хор «Славься».

Что же передает хор «Славься»?

- Здесь есть и тема скорби и печали — памяти о погибших.

Колокольный звон — праздничный, радостный, передает победу русского народа.

-  Памятник Минину и Пожарскому, героям 1612г., установлен в Москве на Красной площади. Именно под звуки «Славься» 24 июня 1945 года из Спасских ворот Кремля выехал на белом коне маршал Жуков, командующий Парадом Победы.


- М.И. Глинка, в 1836 году. И называлась она «Жизнь за царя» или «Иван Сусанин»

-  О событиях, которые происходили 300 лет назад, когда Минин и Пожарский встали во главе народного ополчения против завоевателей земли Русской - войска Польского.

- Герой этой оперы - костромской крестьянин Иван Сусанин, который погибает за Отечество.

Ученики читают наизусть ответ полякам из «Думы» К.Рылеева





Дети исполняют арию «Ты взойдешь, моя заря».


- Мужество, смелость, героизм Сусанина, он прощается с жизнью. Скорбно торжествует великая сила человеческого духа.





- Торжество, ликование, радость победы.


Регулятивные: Знать песни о героических событиях истории Отечества.

Познавательные: Различать песни защитников Отечества в разных жанрах музыки. Познать выразительность музыкальной и поэтической речи.


Личностные:

Гордиться защитниками Отечества


Коммуникативные: Исполнение фрагментов из арии.

Словесный метод ( беседа по теме урока). фронтальная форма.

Итог урока. Рефлексия.

5 мин

- Сегодня мы перелистнули страницы нашей истории.

- Чем рассказывает нам кантата «Александр Невский»?

- Какую атмосферу воссоздала Опера «Иван Сусанин»?



- О чем повествуют кантаты и русские народные песни?



- Чему нас учит музыка?

Домашнее задание: повторить пройденную тему в учебнике с.12-21 и в рабочей тетради выполнить упражнение на с. 12-13 по теме «Наша слава – русская держава»



- она рассказывает нам о защитниках Новгородской земли в XIII веке.

- опера воссоздала атмосферу народного подвига в Смутное время в начале XVII века.

- Канты и народные песни повествуют о военных походах и победах Петра I в Северной войне, героях Отечественной войны 1812 г.

- Музыка учит нас любить, защищать Россию и гордиться своей Родиной.


Регулятивные: Самостоятельно определять сходство и различие между кантами и РНП. Знать песни о героических событиях истории Отечества.

Познавательные: Различать песни защитников Отечества в разных жанрах музыки.


Личностные:

Гордиться защитниками Отечества



Словесный метод (совместное подведение итогов урока в устной форме). Фронтальная форма.


















Конструкт урока музыки по теме:

"Былины. Певцы русской старины. Садко. Гусли»

Образовательная программа «Музыка. Начальная школа»

авторы: Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева Т. С, Шмагина





Составитель:

студентка 41 КП группы

заочного отделения

Черемных Е.А.




Камышлов, 2016

Раздела: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло».

Предмет: музыка

Класс: 3

Тема: "Былины. Певцы русской старины. Садко. Гусли»

Тип урока:  Урок обобщения и систематизации знаний

Цель: воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыкальной культуре младшего школьника на основе русской народной песни.

Задачи:

  • Формирование эмоционально-ценностного отношения к русской народной музыке на основе ее восприятия через русскую народную песню «Заиграйте мои гусельки» из оперы «Песня Садко»;

  • Познакомить с историей гуслей; показать роль инструмента в создании народного колорита в опере Н. Римского-Корсакова «Садко».

  • Формирование деятельно-практического отношения к музыке в процессе ее исполнения и анализа.

Предметные: Интерес и любовь к музыкальному искусству, художественного вкуса, чувства музыки как основы музыкальной грамотности.

Формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры, знакомство с музыкальными произведениями.

Восприятия музыки и размышления о ней, знакомство с музыкальными произведениями.

Формируемые УУД:

Регулятивные:

-принимать и сохранять учебную, в т. ч. музыкально-исполнительскую задачу, понимать смысл инструкции учителя и вносить в нее коррективы;

-планировать свои действия в соответствии с учебными задачами, различая способ и результат собственных действий;

-выполнять действия (в устной форме) опоре на заданный учителем или сверстниками ориентир;

-эмоционально откликаться на музыкальную характеристику образов героев музыкальных произведений разных жанров;

-осуществлять контроль и самооценку своего участия в разных видах музыкальной деятельности.

Познавательные:

-осуществлять поиск нужной информации из дополнительных источников, расширять свои представления о музыке и музыкантах;

-передавать свои впечатления о воспринимаемых музыкальных произведениях;

-выбирать способы решения исполнительской задачи;

-соотносить иллюстративный материал и основное содержание музыкального сочинения;

-соотносить содержание рисунков и схематических изображений с музыкальными впечатлениями;

Коммуникативные:

-выражать свое мнение о музыке в процессе слушания и исполнения, используя разные речевые средства (монолог, диалог);

-понимать содержание вопросов и воспроизводить несложные вопросы о музыке;

-контролировать свои действия в коллективной работе и понимать важность их правильного выполнения;

-понимать необходимость координации совместных действий при выполнении учебных и творческих задач;

-понимать важность сотрудничества со сверстниками и взрослыми;

-принимать мнение, отличное от своей точки зрения;

-стремиться к пониманию позиции другого человека.

Личностные:

-воспринимать и понимать музыку разного эмоционально-образного содержания.

-различать русскую музыку и музыку других народов.

-понимать нравственный смысл сказочных образов, героических образов в русских народных песнях;

-эмоционально выражать свое отношение к музыкальным произведениям;

-ориентироваться в жанрах и основных особенностях музыкального фольклора;

-понимать возможности музыки, передавать чувства и мысли человека;

-передавать в музыкально-художестной деятельности художественно-образное содержание и основные особенности сочинений разных композиторов и народного творчества.

КУМО:

Используемые учебники и учебные пособия: 

Учебник "Музыка. 3 класс" Е. Д. Критская

Используемое оборудование: 

Компьютер, проектор, иллюстрации (Садко и гусли), проектор, наглядные пособия, портрет Н. Римского-Корсакова.

Музыкальный материал:

  • Вступление к опере «Садко» «Окиян – море синее», колыбельная Волховы

  • "русские картинки» в исполнении гуслей.

  • "Песня Садко" из оперы Римского-Корсакова "Заиграйте мои гусельки".

  • «Песнь Баяня» из оперы «Руслан и Людмила»

Литература: А.С. Пушкин. Отрывок из поэмы «Руслан и Людмила» «У лукоморья дуб зеленый…»; Энциклопедический словарь юного музыканта.

Понятия:

Былина, певец-сказитель, гусли, былинный напев, подражание гуслям.

Виды деятельности: Исполнение песни, просмотр иллюстраций; слушание музыки.

 


















Организационная структура урока

Этапы урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Методы, приемы, формы обучения

Организационный момент

2 мин

Звучит вступление к опере «Садко».

- Ребята, на прошлом уроке мы с вами говорили о  народном музыкальном инструменте? Что это за инструмент?

 - Скажите, ребята, а что может начинаться такими словами?

«У лукоморья дуб зеленый, златая цепь на дубе том…»

-А какими словами можно еще начать сказку?

-Правильно, пора и нам начинать свою сказку.

Входят в класс приветствуют учителя

- о гуслях


- сказка



- Давным-давно…  

В некотором царстве…

Жили-были…

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную задачу.


Коммуникативные:

-понимать содержание вопросов и воспроизводить несложные вопросы о музыкальных произведениях и сказках.

Словесный метод (беседа), использование музыкального произведения «Садко».

Фронтальная форма.

Постановка цели и задачи урока. Мотивация

3 мин

В давние времена жили на Руси скоморохи. А кто это? Ни одно представление не обходилось без песен и прибауток, которые исполнялись в сопровождении рожков и гудков. Но самым главным и незаменимым инструментом были….

-Конечно – гусли. Слово "гусли" происходит от древнеславянского "густы", что значит "гудеть", а так как гудела струна, то она и получила название "гусла". Значит гусли - это гудящие струны (иллюстрация гуслей).

- Ребята, а кто может сказать, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? Что будем изучать?

- Это музыканты, танцоры, которые ходили из деревни в деревню и устраивали шуточные представления.

- Гусли







Ответы учащихся

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную, задачу, понимать смысл инструкции учителя и вносить в нее коррективы.

Познавательные:

расширять свои представления о гуслях;

соотносить иллюстративный материал

Коммуникативные:

-выражать своих знаний о гуслях, используя разные речевые средства (монолог, диалог);

-понимать содержание вопросов;

стремиться к пониманию позиции другого человека.

Словесный метод (беседа), наглядный метод (использование иллюстрации). Фронтальная форма

Актуализация

3 мин

-Ребята, а какие вы знаете виды гуслей? 

- А еще бывают  разновидности звончатых гуслей –это пикколо, альт, прима.

- Кто помнит, чем они различаются?  

Действительно, слово "пикколо" произошло от слов "писк, пищать". "Прима" - в переводе "основной, первый", а альт отличается низким звучанием.

Показ гуслей на проекторе.

- звончатые, щипковые, клавишные.




- Звучанием, размером.




Познавательные:

расширять свои представления о гуслях;

соотносить иллюстративный материал

Коммуникативные:

-выражать своих знаний о гуслях, используя разные речевые средства (монолог, диалог).

Словесный метод (беседа, сведения из истории), наглядный (показ гуслей на проекторе). Фронтальная форма.

Обобщение и систематизация знаний

10 мин

- Ребята, какие перед вами гусли?  - А какая у них форма?

А в стародавние времена форма гуслей была другой - шлемовидной, крыловидной и трапециевидной.

В древности гусли изготавливали так: из дерева вырезали форму и натягивали струны. Чаще всего использовали дерево  белый клен, растущий на юге.

Давайте послушаем, как звучит этот инструмент. (Звучит русская картинка).

- Ребята, кто из вас может рассказать, как играли на гуслях в старину? 


- А как сейчас?

-Гусли сопровождали не только шутливые представления. Под перезвон струн рассказывались былины.


- Что такое – былина?


- А как называли сказителя?

В операх русских композиторов можно встретить такого персонажа. Послушайте «Песнь Баяна» из оперы М. И. Глинки «Руслан и Людмила» 

- Опишите основные черты прозвучавшей музыки.

-Одним из самых известных гусляров был новгородский купец Садко. Напомните мне, пожалуйста, содержание сказания о Садко.

- звончатые, прима 

-треугольная




- Клали на колени и проводили пальцами по струнам, извлекая звук

Держа на коленях "вертикально", защипывая струны или проводя аккорды и глуша ненужные струны.



- Народная песня-сказание, где рассказывается о богатырях – защитниках Родины.


- Баян.

Слушают «Песнь Баяна» из оперы М. И. Глинки «Руслан и Людмила» 

- Напевная, неторопливая, похожая на сказку.

Ответы учащихся (если учащиеся не смогут вкратце передать содержание, то это может сделать учитель, остановившись на наиболее ярких и красочных моментах).

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную задачу, понимать смысл инструкции учителя и вносить в нее коррективы;

планировать свои действия в соответствии с учебными задачами,

-выполнять действия (в устной форме); - эмоционально откликаться на музыкальную характеристику образов героев;

соотносить иллюстративный материал и основное содержание музыкального произведения;

соотносить содержание рисунков и схематических изображений с музыкальными впечатлениями;

Коммуникативные:

-выражать свое мнение о музыке в процессе слушания и исполнения, используя разные речевые средства (монолог, диалог);

стремиться к пониманию позиции другого человека.

Словесный метод (беседа, использование сведений о гуслях и былинах)использование «Песнь Баяна» из оперы М. И. Глинки «Руслан и Людмила» . фронтальная форма.


Применение знаний и умений

10 мин

показ иллюстрации «Садко».

– К какому фрагменту относится эта иллюстрация

-послушайте «Колыбельную»,  что пела для Садко Волхова, морская царевна. И в этой песне слышны переборы струн гуслей.

Звучит «Колыбельная Волхвов»

- Сегодня я предлагаю вам послушать, как звучат гусли в оркестре. Первое произведение, которое мы послушаем - "Песня Садко" из оперы Римского-Корсакова.   Беседа по прослушанному произведению:

- Какое настроение у вас вызывает эта музыка? Что вы чувствуете при прослушивании данного произведения?

- Какая она?

Меняется ли?

Как вы думаете, кто мог ее исполнять? 

- А как вы думаете, что чувствовал Садко, когда играл и пел?

- Какие знакомые музыкальные инструменты вы услышали?

Известного композитора Римского-Корсакова можно назвать великим сказочником. Большая часть его музыки – это оперы на сказочные сюжеты: «Снегурочка», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом петушке»…

- Ребята, подумайте, на тексты какого великого русского поэта написана половина опер Римского-Корсакова?

- Мы видим, что встретились в своем творчестве два великих «сказочника» - писатель и музыкант. А создать волшебную атмосферу в произведениях композитора помогали наши хорошие знакомые – гусли. Прошло время, но гусли не остались в прошлом. И в наше время нашлась работа для такого самобытного инструмента. Гусли входят в состав народных оркестров. Да и сольные концерты гусляров – не редкость.

А теперь мы послушаем еще одну песню Садко и сравним ее с первой.

Слушание песни "Заиграйте мои гусельки".

- древние былины не забываются, и мы имеем возможность и сейчас наслаждаться звучанием русских народных инструментов.

Просмотр иллюстрации

- Это фрагмент, когда Садко попал к морскому царю.




Слушают «Колыбельную Волхвов»






Ответы учащихся.



- нет

- сказитель.

Отвечают на вопросы учителя







- На стихи А.С. Пушкина

Слушают учителя

















Слушают песню Садко

«Заиграйте мои гусельки»

Регулятивные:

- понимать смысл инструкции учителя и вносить в нее коррективы;

планировать свои действия в соответствии с учебными задачами;

-выполнять действия (в устной форме) опоре на заданный учителем ориентир;

эмоционально откликаться на музыкальную характеристику образов героев музыкальных произведений ;

Познавательные:

-расширять свои представления о музыке и музыкантах;

передавать свои впечатления о воспринимаемых музыкальных произведениях;

Коммуникативные:

-выражать свое мнение о музыке в процессе слушания и исполнения, используя разные речевые средства (монолог, диалог);

-понимать содержание вопросов и воспроизводить несложные вопросы о музыке;

-понимать необходимость координации совместных действий при выполнении учебных задач;

-понимать важность сотрудничества со сверстниками и взрослыми; принимать мнение, отличное от своей точки зрения;

-стремиться к пониманию позиции другого человека.

Наглядный метод (использование иллюстрации «Сладко»), словесный метод (беседа по прослушанному произведению),использование музыкальных произведений «Колыбельная Волхвов», «Песня Садко», «Заиграйте мои гусельки». Фронтальная форма.

Контроль усвоения знаний

7 мин

Беседа по прослушанному произведению и сравнение:

- Какая эта музыка?

- Что под нее можно делать?

- А эту песню кто мог исполнить, если первую - сказители? 

- Услышали ли вы звучание гуслей в этом произведении?

- А теперь давайте сравним два прослушанных произведения.

- Какие чувства у вас вызвала эта музыка?

До сих пор мы с вами слушали русские народные песни и былины. Но гусли используются не только в этих жанрах. Сейчас я исполню для вас удивительно красивое произведение на стихи Пушкина - романс "Я вас любил" - исполнение.

Сравнивают прослушанные песни


Ответы учащихся

- скоморохи

- Да




Ответы учащихся






Слушают исполнение романса «Я вас любил»

Регулятивные:

- понимать смысл инструкции учителя;

эмоционально откликаться на музыкальную характеристику образов героев музыкальных произведений;

Познавательные:

-расширять свои представления о музыке и музыкантах;

передавать свои впечатления о воспринимаемых музыкальных произведениях;

Коммуникативные:

-выражать свое мнение о музыке в процессе слушания.

Словесный метод (беседа п прослушанному произведению), практический (сравнение прослушанного произведения). Фронтальная форма.

Итог урока. Рефлексия

5 мин

- Ребята, что нового вы узнали о гуслях на этом уроке?

- Какое произведение вы сегодня слушали?

- Что кому больше запомнилось из нашего урока?

- О чём бы вы хотели поговорить на следующем уроке?

- Спасибо, ребята, за то, что вы были внимательны, хорошо слушали и работали.

- Надеюсь, что наш урок не прошёл даром и что вы взяли из него много нового и интересного.

Д.З. предлагаю дома нарисовать Садко или морскую царевну из «Колыбельной Волхвов».

Учащиеся совместно с учителем подводят итог урока. Отвечают на вопросы учителя.

Регулятивные:

осуществлять контроль и самооценку своего участия на уроке

коммуникативные:

-понимать важность сотрудничества со сверстниками и взрослыми

принимать мнение, отличное от своей точки зрения;

стремиться к пониманию позиции другого человека.

Словесный метод (беседа). Фронтальная форма.











Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Черемных Екатерина Александровна

Дата: 11.05.2016

Номер свидетельства: 325552


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства