Тема урока: «Счастье в сирени живет». С. Рахманинов | Тип урока: изучение нового материала |
Учитель: Дарьялова Алина Алековна | Дата: |
Цель урока | проник пр знакомство с жанром романса на примере творчества С.В. Рахманинова. |
Задачи урока | Образовательные: углубить знания учащихся о различных музыкальных жанрах; |
Развивающие: формировать эмоционально-ценностное отношение к музыке, звучащей на уроке; |
Воспитательные: продолжать эстетическое воспитание на примере жанра – мюзикл; |
Планируемые результаты | Предметные | -развивать образное и ассоциативное мышление, фантазию и творческое воображение на основе восприятия и анализа музыкального образа; -воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке; -развитие творческих способностей в процессе музыкальной деятельности; -умение пользоваться специальной терминологией и ключевыми понятиями. |
Личностные | -развитие музыкально-эстетического чувства; - сотрудничество в ходе решения музыкально-творческих задач; - формирование целостного представления о музыке. |
Мета пред метные | Коммуникативные | -высказывать суждения; - формировать умение работать в группе, в паре; -сотрудничать в группе в процессе творческой деятельности -разработка и защита исследовательских проектов. |
Регулятивные | -оценивать музыкальные произведения ; -выявлять возможности эмоционального воздействия музыки; |
Познавательные | сравнение музыкальных произведений; -анализ музыкальных произведений, исходя из их содержания; |
Межпредметные связи | История, литература, изобразительное искусство. |
Ресурсы урока | «Вокализ» С. Рахманинов, Романс «Сирень». |
Формы урока | Фронтальная, индивидуальная, парная, групповая. |
УМК | Просвещение «Музыка». 4 кл.: Г.П. Сергеева Е.Д.Критская 2016г. |
№ | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося | Планируемые результаты |
1 | Организационный этап | Музыкальное приветствие. | Проверяют готовность рабочего места к уроку. Приветствие. | Регулятивные: осуществлять самоконтроль |
2 | Мотивация учебной деятельности обучающихся | Музыкальный фрагмент – «Вокализ» С. Рахманинов. Кому-нибудь из вас знакома прослушанная мелодия? Вы ее уже слышали где-нибудь? | Предлагает учащимся определить направление музыки на слух (звучит академическая музыка, фольклор, авторская песня, рок музыка, поп музыка, джаз). Предлагает проверить тест.
| Регулятивные: осуществлять самоконтроль; овладеть умением прогнозировать. Коммуникативные: обсуждать задание ; выражать в творческой работе свое отношение; находить ответы на заданные вопросы. |
3 | Актуализация опорных знаний и умений. | Сегодня наш урок мы посвятим творчеству замечательного русского музыканта С.В. Рахманинова С.В. Рахманинов был не только композитором, но еще и дирижером и прекрасным пианистом. Открываем рабочие тетради, запишем число, и оставим строчку для темы урока, которую мы с вами выведем позже. С.В. Рахманинов родился 1 апреля в конце 18 века. Рахманинов рос в музыкальной семье. Дед его, Аркадий Александрович, был пианистом-любителем и композитором. Мать Сергея была его первым педагогом по фортепиано, хотя, по воспоминаниям самого композитора, уроки доставляли ему «большое неудовольствие». Но к четырём годам он уже мог играть в четыре руки со своим дедом. Когда будущему композитору было 8 лет, его семья переехала Петербург. К тому времени его музыкальные способности были достаточно заметны, и в 9 лет его приняли в Петербургскую консерваторию, в фортепианный класс. Здесь Сергей Рахманинов впервые встретился с П. И. Чайковским. Запись в тетрадь, краткую биографию. Обратите внимание на экран. Перед вами портрет Сергея Васильевича Рахманинова, художника Константина Сомова. Пейзаж с цветущими фруктовыми деревьями, прошедшая гроза, молодая берёза, прудик, освящённый солнцем, ярко – зелёная трава. | .Осознанное усвоение обучающимися нового учебного материала и первоначальное развитие практических умений. | Предметные; правильно овладеть терминами; сравнивать образы; находить общее и разное. Коммуникативные: слушать и понимать речь других; умение грамотно выражать свои мысли. |
4 | Постановка учебной проблемы | --Предлагаю просмотреть фрагменты из биографии композитора. «Счастье 1
| Участвуют в обсуждении проблемных вопросов. Формулируют собственное мнение и аргументируют его. Формулируют тему, ставят цель. Называют виды деятельности в решении цели.
| Регулятивные: отличать различные виды объектов выполняемого задания; осуществлять самоконтроль, определять и формировать цель деятельности на уроке. Личностное: устанавливать связь между целью и мотивом, учебной деятельности, обсуждать задание. Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении |
5 | Открытие новых знаний
| Мы с вами сегодня познакомимся с одним из самых известных романсов С. Рахманинова – «Сирень». Который был написан композитором в 29 лет, в тот период, когда он и его девушка Наталья Алекандровна Сатина решили обвенчаться. Запишите название романса и композитора. Что хотел передать композитор этой музыкой? Слушаем романс… (После прослушивания) ответьте на вопрос : Какие эмоции вызвала у вас эта музыка? Что хотел передать композитор этой музыкой? Определение романс «Камерно-вокальное произведение для голоса с инструментальным сопровождением» Ребята как можно сформулировать тему урока? «Счастье в сирени живет»…С. В. Рахманинов.. Как вы думаете целью урока что является? Знакомство с жанром романса на примере С. В. Рахманинова. | Работают с информацией представленной в учебнике. Легкое колыхание: ветерка летнего воздуха, душистых веток сирени Смотрят видеофрагмент Записывают тему урока в тетрадях.
Единение человека с природой, любование ее красотой, одухотворенное состояние души.
| Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний-незнаний.
Коммуникативные: слушать и понимать речь других, ориентироваться в учебнике, находить ответы на вопросы с помощью, уметь точно и в полном объеме воспринимать и осознавать получаемую информацию, владеть опытом обобщения.
Регулятивные: уметь планировать свою деятельность на уроке, анализировать творческую деятельность.
Предметные: уметь воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям. |
6 | Физ.минутка | Дыхательная гимнастика «Цветочек» (вдох, задержка, выдох) | Ученики проводят оздоровительную гимнастику. | Личностные: понимать важность сохранения своего здоровья. |
7 | Вокально-хоровая работа | 1.Распевка 2.Исполнение песни «Где музыка берет начало». (Оценивание) | В листах самооценки оценивают свою работу.(Вокальная работа) | Предметные: умение выражать свое отношение к музыке. |
8 | Первичная проверка знаний. | Создай паспорт. 1.Кто такой С.В. Рахманинов. 2.Где и когда родился 3. Какую музыку он писал? | Индивидуальная работа. Заполняют «паспорт» мюзикла в тетрадях. | Регулятивные: определять и формулировать деятельность на уроке, определять критерии сравнения изучаемого и усвоенного в правильном восприятии материала на уроке. |
9 | Применение новых знаний. | Работа в парах. Найдите к каждому определение правильный ответ. Выполнить задания на карточках. Взаимопроверка. (Приложение №1) | Работают в парах- задания на карточках. Оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. | Регулятивные: анализировать правильность выполнения задания, осуществлять самоконтроль. Коммуникативные: слушать и понимать речь других. |
10 | Домашнее задание. Оценка деятельности учащихся. | Д/з: Повторить песню. Самооценка за урок. (Оценивание) | В листах самооценки оценивают свою работу.(Устные ответы на урока) | Регулятивные: осуществлять самоконтроль. Личностные: дать оценку своей деятельности на уроке. |
11 | Рефлексия. | Что нового узнали на уроке. Обоснуйте ответ. | Проделать тестовую работу. | Регулятивные: анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения. |