Роль фольклора в становлении профессиональной музыки
Роль фольклора в становлении профессиональной музыки
Конспект урока предназначен для урока музыки в 6классе. Знакомит с творчеством Н.Г.Жиганова и связью фольклора с профессиональной музыкой. Разработан по ФГОС.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Роль фольклора в становлении профессиональной музыки»
Тема урока: Роль фольклора в становлении профессиональной музыки
Класс: 6
Урок: 16, II четверть
Цель урока: знакомство с композитором Н.Г.Жигановым и его творчеством, найти роль становления фольклора в композиторской музыке и связь между ними.
Предметные результаты:
понимать значение слова «фольклор»;
найти связь «фольклора» и композиторской музыки;
знать творческий путь и музыкальные произведения композитора Н.Г.Жиганова;
работать над дикцией и артикуляцией в исполнении музыкального репертуара.
1.Оргмомент. Приветствие.
2.Первичное усвоение новых знаний.«Музыку создает народ. Композиторы лишь аранжируют ее». Какому композитору принадлежит это высказывание? Почему же так выразился композитор? (ответы детей). Посмотрите на слайд, что означают эти словосочетания «звучащая история», «звонкие живые летописи». Что имел ввиду писатель Н.В.Гоголь? (фольклор). Правильно, ребята, а что такое «фольклор»? (. Английское folk - народ; lore - учение. Вместе эти слова - folklore - переводятся как «народная мудрость». Именно так, уважительно и даже возвышенно, принято во всем мире называть устное народное творчество музыкальное и литературное. Как можно назвать тему нашего урока? (ответы детей). Мы сегодня с вами будем говорить о роли фольклора в становлении профессиональной музыки.
3.Знакомство с советским композитором Назипом Гаязовичем Жигановым и его творчеством.
-Посмотрите, пожалуйста, видеофрагмент? Какой мы с вами видим сюжет, знакома ли вам эта татарская народная сказка? (да). На какой сюжет сочинена опера «Алтынчэч»? (сказочный) А кто был либреттистом оперы? (Муса Джалиль). Написал оперу Назип Гаязович Жиганов. Знакомство с биографией композитора.Родился 2 января 1911 года в городе Уральске. Рано осиротел, воспитывался в детском доме. В 1928 году приехал в Казань, где жила его сестра Фаиза, с намерением поступить в музыкальный техникум. Музыке начал обучаться еще в Уральске, в детском доме. Его первой учительницей была выпускница Санкт-Петербургской консерватории Светчина (фамилия дается по его воспоминаниям). В Казани брал уроки у Н.А. Шевалиной. В 1929 году поступил в Восточный музыкальный техникум (с 1904 года – Казанское музыкальное училище). По классу фортепиано учился у М. А. Пятницкой, по классу виолончели – у Р. Л. Полякова. В 1931 году, завершив два курса обучения в техникуме, по совету композитора А. С. Ключарёва поехал в Москву, где поступил в музыкальный техникум при МГК имени П.И. Чайковского (окончил в 1935 году), затем – на третий курс консерватории, где учился в классе композиции Г.И. Литинского. В 1937 году при открытии Государственной филармонии ТАССР была исполнена его Первая симфония, первое татарское сочинение в этом жанре. Окончив консерваторию в 1938 году, Жиганов верулся в Казань. В 1943 году был назначен художественным руководителем Татарского театра оперы и балета, на открытии которого в 1939 году исполнялось дипломное сочинение композитора – опера «Качкын».
-Ребята, а что называют оперой? (ответы детей)
Знакомство с оперой. Алтынчач (в переводе - Златовласка) опера в 4 действиях, 6 картин, на либретто татарского поэта Мусы Джалиля. Премьера состоялась не за долго до войны. (1941 год).. Представление оперы удостоилось самых положительных отзывов и в 1948 году опера Жиганова «Алтынчач» получила Государственную премию СССР. Сюжет оперы создавался поэтом Мусой Джалилем на основе народного фольклора татарского народа, по сути, является произведением, объединившим в себе такие сказки и легенды, как героический эпос «Джик-Мерген», сказку «Алтынчач» и «Золотое перо». Результатом работы стало великолепное патриотическое произведение, рассказывающее о непримиримой борьбе булгар с захватчиками и поработителями их народа. Хронологически действие оперы происходит в тринадцатом веке, когда войска монгольского хана нападают на Приволжскую и Прикамскую Булгарию.
-Ребята, разогреваем наши голосовые связки. Будем разучивать новыю песню и радовать друг друга чудесным исполнением. (распеваемся). Садимся. Учим слова песни, проговариваем в ритме в месте со мной. (разучивают)
5.Рефлексия.
-Ребята, у вас на столах лежат листочки с таблицей, заполните ее пожалуйста. (таблица: «что знали узнали после урока», «что было трудным и непонятным»)
6.Подведение итогов. Домашнее задание. –Ребята с каким композитором мы сегодня познакомились? Какую же роль играет фольклор в становлении профессиональной музыки? (ответы детей). Молодцы! Вашим домашним заданием будет нарисовать рисунок по любимой сказке, в которой изображен быт обычного народа. Спасибо Вам за урок!