Просмотр содержимого документа
«Роберт Шуман.Жизнь и творчество»
Методическая разработка
учебного занятия творческого объединения
«История музыки»:
«Роберт Шуман-
жизнь и творчество»
Цель урока: изучение жизни и творчества Р. Шумана.
Вид урока:урок- введение ( изучение новой темы).
Тип урока: комбинированный.
Место проведения: музыкально- хоровой кабинет №104 МБОУ «Школа №63 с углубленным изучением отдельных предметов» (Автозаводский район г. Нижнего Новгорода).
План-схема урока:
Романтизм в музыке (повторение пройденной темы)
Роберт Шуман- яркий и самобытный представитель немецкого романтизма (1810 - 1856 ),
Биография на сайте: http://stuki-druki.com/authors/Schumann.php
Особенности творчества Роберта Шумана.
Объяснительная записка
Цели урока:
- образовательные:
познакомить с жизньюР. Шумана- яркого представителя романтизма, представить разные грани творчества композитора и публициста;
- развивающие:
активизировать образную сферу мышления учащихся;
формировать навыки адекватного восприятия учащихся во время слушания музыки; формировать информационно-коммуникативные и социокультурные компетенции;
-воспитательные:
воспитывать художественно-эстетический вкус;
воспитывать толерантность и духовно- нравственные чувства.
Урок «Роберт Шуман- жизнь и творчество» проводится в III четверти с учащимися 8 класса ( 4-й год обучения предмету) 5-летнего срока обучения и является 21 уроком по календарно-тематическому плану образовательной дисциплины «История музыки» Цель и задачи урока соответствуют цели и задачам образовательной рабочей программы, которая оформлена в соответствии с письмом Министерства образования и науки Российской федерации от 11.12.2006 года № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» и реализуется в МБУ ДО «ЦДТ Автозаводского района г. Нижнего Новгорода»,- на базе МБОУ «Школа №63 с углубленным изучением отдельных предметов».
Урок проектировался с учетом знаний, умений и навыков, которыми обладают учащиеся четвертого года обучения по данному предмету: восприятие музыкального произведения, умение анализировать его, выразить свое отношение к музыке, уметь четко определить особенности музыкального направления по характерным признакам. Учитывается и то, что учащиеся уже познакомились с творчеством первого композитора- романтика: Франца Шуберта, и тема для изучения является углублением данной темы.
ТСО:
ноутбук;
фортепиано;
TV;
музыкальный центр.
Наглядные пособия:
портрет Р.Шумана, Клары Вик,
нотные пособия: Р.Шуман «Карнавал», Р.Шуман «Альбом для юношества»…
видеозапись концерта Дениса Мацуева с исполнением цикла для фортепиано Роберта Шумана – «Карнавал».
Раздаточный материал:
рабочая тетрадь;
таблица восприятия музыкального произведения;
проверочные тесты.
Музыкальный материал:
Р. Шуман «Альбом для юношества» (СD)
Р.Шуман «Карнавал» (СD, видео)
СТРОЕНИЕ УРОКА
Этапы заня-тия
Раздел урока и количество времени
Дидактичес-кие задачи
Методы, приемы
Деятель-ность учителя
Деятель-ность учащихся
Результат
Организация начала урока
Вводный-
2,5 минуты
Организация учебного процесса;
создание благоприятной
психологичес-кой атмосферы
Словесный
(беседа);
Практичес-кий
Подготовка учащихся к включению в учебную деятельность;
организация внимания учащихся
Приветству-ют педагога, садятся за парты
Готовность
коллектива и оборудова-ния,
включение учащихся в работу
Беседа с учащимися по пройденной теме,
Подго-товка к
Основ-ному этапу заня-тия
Подгото-витель-ный-
7,5 минут
Активация развития музыкально- слухового опыта;
организация и направлен-ность к процессу познавательной деятельности
Словесный
Создание проблемной ситуации;
практичес-кий: анализ и обобщение
Организация деятельности учащихся;
объяснение;
наблюдение;
осуществление наглядного показа
Слушают;
Отвечают напоставлен-ные учителем вопросы;
Работают с диагности-ческим материалом
Готовность учащихся к активной познаватель-ной деятельнос-ти;
выявление уровня имеющихся знаний, музыкально- слухового опыта
Усвое-ние новых знаний, умений и
первичная провер-ка полученных знаний.
Основной-
20
минут
обеспечение эмоционально-го восприятия ключевых знаний о композиторе, его музыке и направлении в искусстве;
формирование навыков активного слушания, анализа и обобщения музыкального материала;
воспитание художественно-го вкуса и духовно-нравственных качеств
Словесный,
наглядно- зрительный,
практичес-кий
стимулиро-ватьпознава-тельную и творческую деятельность
Беседа и объяснение;
обеспечение усвоения новых знаний;
активизацияэмоционального,образного и ассоциативного мышления;
организация творческой деятельности учащихся
Слушают, смотрят дидактичес-кие материалы;
наблюдают за ходом объяснения материала;
анализируют и высказывают свои мнения;
работают с таблицами, а также с рабочей тетрадью.
Проявление интереса к новым знаниям;
включение в познаватель-ную деятель-ность;
создание положительной эмоциональ-но- психологи-ческой атмосферы
Закрепление новой темы
Заключительный-
10 минут
Обеспечениеусвоения новых знаний через практические виды деятельности;
обогащение музыкально- слухового опыта;
развитие эмоционально- образного и ассоциативного мышления
Словесный, наглядно- зрительный,
практический: анализ и обобщение,
живое исполнение музыки
Организация мыслительной деятельности учащихся
Слушают, работают индивидуально и классом,
работают с таблицами,
исполняют произведе-ния на фортепиано по желанию
Ответы на вопросы, с применением новых знаний;
Выполнение провероч-ного теста
Рефлексия.
Подведение итогов урока.
Объяснение домашнего задания.
5 минут
Организация учащихся на анализ своих действий и достигнутого результата;
проверка усвоения цели и содержания урока;
подведение итогов
Словесный,
практический: анализ и обобщение,
наглядно- зрительный,
создание ситуации успеха
Обсуждение,
обобщение итогов урока;
контроль выполнения творческих заданий,
поощрение учащихся, рекомендации, выводы
Высказыва-ют мнения;
слушают педагога;
делают записи в рабочую тетрадь
Осмысленность учащимися своих действий;
Получение информации о результатах усвоения нового материала
Сценарий учебного занятия
Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами познакомимся с жизнью и творчеством одного очень известного композитора, ярчайшего представителя немецкого романтизма первой половины 19 века- Роберта Шумана. Мы с вами уже познакомились с новым направлением в искусстве. Кто назовет главные темы романтизма? Что отличает музыку романтизма? Кого считают первым представителем романтизма в музыке?
Ответы учащихся: перечисляют темы романтизма: тема любви, природы, искусства (герой- художник, поэт, музыкант), одиночества, непонятности художника (часто автобиографичность), желания уйти от действительности в сказку, прошлое (средневековье), экзотические страны. Дают определение направлению «Романтизм». Называют имя Шуберта и новые музыкальные жанры, которые создал этот композитор.
Учитель: Сегодня мы продолжим разговор о жанрах романтизма и характерных особенностях романтических произведений на примере сочинений Роберта Шумана. Скажите, кому известна музыка, которую я вам сейчас исполню.
Слушание пьесы «Смелый наездник»
из «Альбома для юношества» Р.Шумана.
(CD)
Ответы учащихся: ...
Учитель: Какие пьесы этого композитора вы могли бы назвать еще?
Учитель:На прошлом уроке я просила вас повторить пьесы этого композитора. Кто готов исполнить одну из них?
Исполняется пьеса «Веселый крестьянин, возвращающийся с работы» в исполнении одного из учащихся.
Учитель: Ребята, обе услышанные вами пьесы сочинены для цикла фортепианных пьес (с этим жанром мы встретились опять, но только теперь уже в инструментальной музыке) под названием «Альбом для юношества». Его Роберт Шуман написал для своих детей, которых у него было восемь, и которых он очень любил.
Он и сам был пятым, последним ребенком в семье, «он был последней радостью и самой большой надеждой родителей» и «покорял всех душевной обаятельностью и все более расцветавшей талантливостью»
(Житомирский). Это был человек необычной судьбы.
Портрет композитора
Роберт Александр Шуман родился в небольшом немецком городе Цвиккау. Отец будущего композитора Август Шуман (1773-1826) был человеком энергичным, деятельным, обладал критическим складом ума и тонким чувством юмора. Мать- Иоанна Шуман была впечатлительной, мечтательной и несколько сентиментальной женщиной. Родители Шумана явились как бы воплощением важнейших сторон немецкого характера, перешедших по наследству к их великому сыну: рационализм, стремление к активной общественной деятельности, а также чувствительность и любовь к тихому уюту семейной жизни.
Ранние годы (до смерти отца) прошли в спокойной и благополучной обстановке. С 7 лет Роберт посещал частную школу, изучал греческий, латинский и французский языки, занимался игрой на фортепиано у И.Г.Кнушта, сочинял танцевальные пьесы; в 9 лет поступил в гимназию, в 10 лет впервые проявил себя на литературном поприще (придумывал и разыгрывал с товарищами «разбойничьи комедии»); в 12 лет написал свое первое крупное произведение- «150-й псалом для хора и оркестра», и с этого же времени начал интенсивно заниматься литературой.
Именно эти два увлечения- МУЗЫКА И ЛИТЕРАТУРА- стали главными в его жизни!
В мае 1828 года начались занятия у знаменитого фортепианного педагога Фридриха Вика продолжались около четырех лет, однако великим пианистом Шуберту было не суждено стать: он так стремился стать виртуозом, что придумывал для себя новые упражнения и механические приспособления для совершенствования кисти, в результате чего повредил сухожилья и вынужден был навсегда распрощаться с карьерой пианиста.
Однако с музыкой он и не думал прощаться. Шуман брал уроки композиции у теоретика, композитора и дирижера Г.Дориа.
В начале 80-х годов, когда еще молодой Шуман жил в доме Вика, то, обожающий детей, Роберт часто играл с детьми учителя: сыновьями и дочкой Кларой, ставшей впоследствии величайшей пианисткой мира! Ей рукоплескали Гете, Мейербер, Лист!...О том, насколько ценили ее в своем отечестве, говорит тот факт, что ее портрет напечатан на денежных немецких купюрах весьма крупного достоинства! Но «уже тогда их все более сближала музыка» (Житомирский). Детская дружба незаметно переросла в любовь и осенью 1838 года «в один из вечеров, когда Клара, как обычно, со свечой провожала Роберта на лестницу, между ними впервые прозвучали слова сердечного признания» (Житомирский).
Генрих Вик долго не давал согласия на брак: ведь Клара уже европейская знаменитость, а Шуман- начинающий музыкальный критик и почти никому неизвестный композитор- да и едва ли он станет когда-либо знаменит!
Сейчас мы понимаем, что эта оценка была чудовищно несправедливой!
Шуман открыл миру молодого польского композитора Шопена, посвятив его «Сочинению №2» критическую статью; немецкого молодого и никому тогда неизвестного И.Брамса, восторженно писал о музыке Глинки, Вагнера, Мендельсона… Он создал свой собственный журнал-«Новый музыкальный журнал», который взбудоражил передовую часть интеллигенции. Будучи истинным романтиком, то повышенно- эмоциональным, остро впечатлительным, то мечтательным, задумчивым и нежным, Шуман выбрал себе двойной псевдоним: Флорестан и Эвсебий. От имени Флорестана и Эвсебия пишет он критические статьи, в которых обсуждается вся музыкальная жизнь Вены, с ее прогрессивными новыми, и наоборот, схоластическими течениями. Имена Флорестана и Эвсебия мы встречаем в его фортепианном цикле «Карнавал»(с которым более подробно познакомимся на следующем уроке).
Сейчас вы услышите два отрывка из цикла «Карнавал». Ваша задача: 1).определить, в какой пьесе изображен Флорестан, а в какой Эвсебий;
2).дать свою характеристику обоим героям.
Слушание фрагментов пьес «Флорестан» и «Эвсебий» из фортепианного цикла «Карнавал».
(СD)
Работа с раздаточным материалом (Приложение 1)
Будучи романтической личностью, Шуман восторженно относился к искусству, природе, дружбе, любви, обожал путешествия и мистификации.Обладая необыкновенно богатой фантазией, создал «Давидово братство»- «союз более чем тайный» (Шуман), где по его словам, «причудливо сочетаются правда и вымысел». Правда, это он сам и его единомышленники; вымысел- это «участники» «Братства» из прошлого (например, Моцарт). «Давидово братство»- союз духовный, он объединяет всех, кто предан высоким идеалам, всех, кому ненавистны косность, отсталость (филистерство) в искусстве, всех истинных художников. Название союзудано в честь библейского царя песнопевца Давида, победившего филистимлянина великана Голиафа.
«Годы борьбы за Клару» явились для Шумана не только временем напряжения всех душевных сил, но и периодом величайшего творческого подъема: в короткий период им были созданы «Танцы Давидсбюндлеров», «Фантастические пьесы», «Симфонические этюды», «Детские сцены», «Крейслериана», фантазия До мажор, «Арабески», «Юмореска», «Новеллетты», «Ночные пьесы», «Венский карнавал», завершены все три сонаты для фортепиано. Это кульминация его творчества, которая распространилась также и на столь же важный в жизни Шумана 1840 год- год счастья (соединение с Кларой), успеха (присуждение докторской степени философским факультетом Венского университета) и «год песен»- более 100 вокальных произведений (в том числе вокальные циклы «Любовь поэта» на стихи Гейне …
Семейная жизнь Шуманов протекала счачтливо, в «атмосфере любви, душевного и творческого содружества» (Житомирский).Роберт и Клара вели семейный дневник. Записи его разнообразны: здесь и ценнейшие сведения о творческих замыслах Шумана, о его работе над произведениями, и путевые заметки, и характеристики великих композиторов, с которыми встречались Шуманы, и рассказы о детях, о повседневных радостях и бедах. В дневнике ярко отразился не только характер Роберта.ю но и характер Клары. На ее плечи легли все заботы о семье, но, несмотря на это, она продолжала интенсивную концертную деятельность, хотя условия у нее были не всегда: «Меня часто озабочивает, что Клара затруднена в своих упражнениях, так как не хочет мешать мне, когда я сочиняю». Однако эти затруднения не были неприодолимыми и не нарушали семейного согласия. Понимая, сколь великим художником был Шуман, Клара всегда старалась поддержать его. Она всю жизнь пропагандировала произведения своего талантливого мужа и была поистине добрым ангелом для Роберта Шумана.
Портрет Клары Вик
50-ые годы стали для Шумана трагическими, он тяжко страдал от головных болей, слуховых галлюцинаций, болезненных приступов страха- все это проявления неизлечимой наследственной болезни- маниакально-депрессивного психоза, которая вынудила Шумана уехать из шумного Лейпцига. При этой болезни сохраняется творческая активность и все индивидуальные качества личности, подтверждение тому- созданные в последние годы произведения.
В 1859 году состояние здоровья Шумана резко ухудшилось, он был помещен в лечебницу, где и умер в возрасте 46 лет.
Учитель: Ребята, пьеса, которую вы сейчас услышали, называется «Благородный вальс» из цикла Роберта Шумана «Карнавал». Какие впечатления вызвала у вас эта музыка?
Ответы детей: Эта пьеса романтического характера. Она нежная, восторженная, полетная, мечтательная…, ка и сам Р.Шуман.
Учитель: Знакомству с фортепианным циклом «Карнавал» мы посвятим следующее занятие.
Итоги урока:
Сделать запись в тетради:
Р.Шуман, годы жизни- 1810-1856;
Великий немецкий композитор и музыкальный критик;
Романтик во всем:
- в жизни (противоречивый характер- 2 псевдонима: Флорестан и Эвсебий, восторженное отношение к искусству, история любви к пианистке Кларе Вик), - в деятельности (просветитель, издавал журнал),
- в творчестве (темы- любовь, фантастика, природа;
программность, жанры- фортепианные и вокальные циклы).
Перечислите направления творческой деятельности Р.Шумана.
Какие произведения написал Р.Шуман?
Имена каких композиторов открыл Шуман в своем журнале?
Кто был самым близким другом и творческим союзником композитора?
С каким новым романтическим жанром вы познакомились?
По какой причине композитор так рано ушел из жизни?
Работа с диагностическим материалом (Приложение 2)
Учитель: А теперь откройте тетради и запишите в музыкальный словарь новое понятие.
Музыкальный словарь:
Фортепианный цикл – это сборник пьес для фортепиано, объединенных одной темой.
Флорестан и Эвсебий – идея двойников взята изромана Жана Поля «Озорные годы», герои которого- близнецы Вальт и Вульт абсолютно схожи внешне и противоположны по характеру.
«Давидово братство» - союз художников, преданных высоким идеалам в искусстве, борющихся с косностью и отсталостью (филистерством). Название союзу дано в честь библейского царя песнопевца Давида, победившего филистимлянина Голиафа.
Домашнее задание
Самостоятельно проработать материал о жизни и творчестве Р.Шумана (Учебник: Фоменкова Е.П. Программа и пособие по музыкальной литературе для V-VII классов ДМШ для педагогов и учащихся. Вып.I, Vкласс.Н.Новгород, 2012г, стр.72-77.).
Ответить на вопросы теста по творчеству Р.Шумана в рабочей тетради по истории музыки.
Выполнить презентацию о жизни и творчестве Р.Шумана.
Методические рекомендации
Содержание: факты из биографии композитора, компьютерная презентация, фрагменты музыкальных произведений. Применение компьютерных
технологий активизирует не только мышление учащихся, но и урок в целом.
Особое внимание следует обратить на активные формы работы учащихся: слушание и анализ музыки, проверочный тест по пройденному материалу. Активная практическая деятельность учащихся осуществляется также в работе с дидактическим материалом: «Таблица восприятия музыкального произведения», все новые понятия записываются в «Музыкальный словарь».
Методы работы на уроке: погружение, активизация музыкального мышления,создание проблемной ситуации. На заключительном этапе урока необходимо применять такие методы, как создание ситуации успеха, «живое» исполнение музыки по желанию учащихся. Урок может быть построен в форме диалога учителя и учеников на позитивном эмоциональном уровне в атмосфере доброжелательности. Для оценивания деятельности учащихся можно применять не только оценочные баллы, но и словесные поощрения.
Библиографический список
О музыке и музыкантах. Собрание статей в 2 томах.
Издательство: «Музыка» 1975 г.
Если бы Шуман вел дневник…
Издательство: «Corvina» 1966 г
Шуман. Карнавал. Соч. 9
Издательство: «Композитор - Санкт-Петербург» 2014 г.
Фоменкова Е.П. Программа и пособие по музыкальной литературе для V-VII классов ДМШ для педагогов и учащихся. Вып.I, Vкласс.Н.Новгород, 2012г, стр.72-77.
Великие музыкальные имена: Биографии. материалы и документы. Рассказы о композиторах
Издательство: «Композитор» 1997 г.
Р. Шуман. Альбом для юношества. 43 пьесы для фортепиано. Тетрадь 1
Издательство: «Композитор - Санкт-Петербург» 1998 г.
Работу выполнила Майорова Елена Борисовна- педагог дополнительного образования МБУ ДО «Центр детского творчества Автозаводского района г. Нижнего Новгорода».
Стаж педагога дополнительного образования- 26 лет.
Стаж педагога музыкально- теоретических дисциплин- 27 лет.