Просмотр содержимого документа
«Ритмическая группа четыре шестнадцатых»
КГКП «Школа искусств акимата Шемонаихинского района»
Ритмическая группа
Разработка открытого урока
по сольфеджио для 2 класса
Гиль Екатерина Сергеевна
Преподаватель музыкально-теоретических
дисциплин
г. Шемонаиха
2015-2016 учебный год
Ритмическая группа четыре шестнадцатых
Разработка открытого урока
15.02.2016г.
Гиль Екатерина Сергеевна
преподаватель музыкально-теоретических дисциплин
Предмет: сольфеджио
Уровень обучения учащихся: 2 класс
Методическое обоснование темы: Музыка – вид искусства не только звукового, но и временного. Организация музыки во времени обязана одной из важнейших ее сторон – ритму. При слушании музыки у человека возникает интуитивная потребность двигаться и даже дышать в ощущаемом ритме. Воздействие ритма на слушателя очень сильно, и эмоциональный отклик на ритм является как бы простейшим, первичным проявлением музыкальности.
Научить умению чувствовать соотношение длительностей, пульсацию долей – одно из главных направлений работы на уроках сольфеджио с самого начального этапа обучения. Поэтому, развитие чувства метра и ритма должно идти неотрывно от работы над интонацией и слухом.
Сольфеджио – комплексная дисциплина. При правильном и систематическом подходе в обучении формируются навыки, позволяющие будущему музыканту свободно ориентироваться в сфере музыкально-выразительных средств. Ритм здесь играет одну из главных ролей – развитое чувство ритма существенно помогает учащимся в исполнительской практике.
Тема для открытого урока в рамках районного конкурса «Педагогический дебют» - «Ритмическая группа » выбрана мной не случайно. Это один из ключевых этапов освоения учащимися ритмической организации музыки. Во втором классе дети уже обладают навыками соотношения простейших длительностей. Знакомство с шестнадцатыми завершает этот этап. Кроме того, тема соответствует календарно-тематическим планам, составленным согласно государственной программе Республики Казахстан курса сольфеджио для ДМШ и ДШИ.
Так как на уроке происходит знакомство с новой темой и первичное закрепление полученных знаний, возможны некоторые ошибки со стороны учащихся в выполнении предусмотренных заданий. Это объясняется естественным рабочим процессом. Но еще раз нужно подчеркнуть, что только комплексное развитие знаний, умений и навыков способствует формированию целостной музыкальной личности.
Цель урока:
Знакомство учащихся с ритмической группой и ее закрепление на практике.
Задачи:
Объяснить новую тему путем обращения к ЗУН учащихся и сравнением с жизненными персонажами.
Выработать навыки воспроизведения нового ритма через двигательные, вокально-интонационные и слуховые упражнения.
Осуществить коммуникативную связь учащихся посредством работы в паре, в группе.
Закрепить теоретические знания учащихся.
Развитие образного и творческого мышления.
Вид урока: комбинированный, изучение и первичное закрепление новых знаний.
Форма урока: коллективная.
Дидактические материалы: Слайд-презентация, А. Варламова, Л. Семченко Учебник сольфеджио 1 класс; Ж. Металлиди, А. Перцовская «Мы играем, сочиняем и поем» Учебник сольфеджио 2 класс; Л. Жуманова «Ритмические упражнения» Учебное пособие по сольфеджио; Е. Королева «Музыка в сказках, стихах и картинках», аудиозапись, карточки с ритмослогами, карточки с ритмическими группами.
прочного усвоения ЗУН в сочетании с опытом творческой деятельности.
Ожидаемые результаты:
высокий уровень усвоения нового материала;
воспроизведение ритмав разных ритмических упражнениях: хлопки на ритмослоги, исполнение ритма мелодии на шумовых инствументах, проговаривание ритма с тактированием доли.
умение правильно исполнить ритм при чтении с листа мелодии.
умение услышать ритмв музыкальных произведениях.
План-конспект урока
План урока:
Организационный момент.
Вступительное слово учителя. Постановка цели урока.
Организационный момент. Проверка уч-ся по журналу, подготовка принадлежностей.
Вступительное слово учителя.
Преподаватель: Здравствуйте дорогие девочки, сегодня наш урок будет несколько необычным. К нам пришли гости, и я думаю, мы с удовольствием покажем, как занимаемся на уроках сольфеджио, чему учимся и что уже знаем и умеем. Вы согласны?
Дети: отвечают.
Преподаватель: Замечательно! Сегодня точно не придется скучать, потому что нас с вами уже ждут новые знания и самые разные задания. А покажет результат нашей работы на уроке вот это замечательное солнышко. Но, только посмотрите, оно совсем невеселое и на солнце не похоже. Зимой оно растеряло все свои лучи. А скоро весна и ему без лучей никак нельзя! А что мы можем сделать, чтобы помочь солнцу? А вот что! Если вы все вместе, дружно будете справляться с заданиями, то солнышко за каждое из них будет получать сразу по четыре луча, ведь вас четверо. И, если в конце урока у солнца появится много новых, ярких лучей, то оно засияет и станет веселым. А мы сможем уверенно гордиться своей работой. Ну что, поможем солнцу?
Дети: отвечают.
Но нужно сначала как следует подготовиться к выполнению заданий и, конечно, первым делом, распеться. Распевка нам уже знакома. Это наши любимые упражнения.
Распевка.
Попевка «Вот иду я вверх, вот иду я вниз» отрабатывает интонацию в направлении движения мелодии с использованием динамических оттенков крещендо и диминуэндо. Учитель исполняет упражнение на фортепиано, поднимая каждую следующую тональность на полтона. Дети поют сначала все вместе, затем по одному.
Попевка «Я стою на месте, я шагаю вниз; я стою на месте, я шагаю вверх» исполняется с постепенным убыстрением темпа и активной артикуляцией слов, способствует разогреву певческого аппарата.
Объяснение новой темы.
Преподаватель:А вот появились и первые улыбки. Наше солнце, кажется, тоже хочет улыбнуться, поэтому мы приклеим к нему первые лучи.
Я вижу, настроение у всех хорошее, а, значит, самое время узнать что-то новое и прибавить к тому, что вы уже знаете. Сегодня, девочки, я хочу познакомить вас с новым ритмом. Он записан на доске и называется «Ритмическая группа четыре шестнадцатых». Что это за ноты и почему именно четыре, давайте попробуем выяснить.
Чтобы исполнить любую мелодию, нужно не только знать, как звучит нота, но и как долго она длится. Если все ноты будут звучать одинаково, музыка станет скучной. Поэтому очень важен ритм. Ритм – это когда короткие и длинные звуки чередуются друг с другом. Сначала одни, затем другие. Записывается ритм длительностями, их вы уже знаете. Кто мне назовет, какие бывают длительности?
Преподаватель: Правильно. У нас в классе на этот случай всегда висит подсказка, на которой они нарисованы.
Чтобы показать, что они отличаются друг от друга, музыканты придумали по-разному их записывать. Давайте вспомним как. Самая долгая нота какая?
Дети: целая.
Преподаватель: Действительно. Целая нота живет дольше всех. Представьте, что это прабабушка в семье длительностей. (Схема на экране) Она самая большая и совсем седая, поэтому мы ее не закрашиваем. Как мы считаем целую ноту?
Дети: Раз и, два и, три и, четыре и.
Преподаватель: Ей тяжело ходить, шаги медленные, поэтому и звучит она редко. Дочки прабабушки – бабушки, это ее половинки. Они так и называются половинные. Эти ноты похожи на целую, они тоже белые, но ходят быстрее. Считаются на раз и, два и. Или привычным нам ритмослогом Та-а. У бабушек есть свои дети – мамы и папы. Это четвертные ноты, потому что их четыре. Им нужно работать, поэтому звучат они часто и ходят быстрее: раз и, два и (с хлопками) или Та-та. Их маленькие детки восьмые – девочки с хвостиками. Они веселые, бегают туда-обратно. Их мы считаем на каждый слог: раз-и-два-и или Ти-ти-ти-ти.
Со всеми этими длительностями мы уже подружились. А сегодня попробуем поймать самых быстрых и шустрых деток, которые называются шестнадцатыми. Потому что у целой ноты их шестнадцать правнучек. Они очень смешные, с двумя хвостиками и любят баловаться и быстро бегать. Для удобства будем называть их на слоги: Ти-ли-ти-ли. Попробуем прохлопать шестнадцатые с проговариванием слогов?
Упражнение.
Эти ноты любят танцевать и петь веселые песни, поэтому и музыка с ними становится быстрой и интересной. Давайте послушаем пьесы с этими длительностями.
Исполнение учителем на фортепиано:
1. Латышский танец.
2. Песня «Жучка и кот» (из учебника Сольфеджио 1 класс А.А. Варламовой и Л.В. Семченко, с. 87).
Преподаватель: Веселая музыка?
Дети: да.
Преподаватель: Теперь вы знаете, что шестнадцатые ноты нужно исполнять быстро. А почему, все же, на доске написаны вместе четыре шестнадцатых, а не две, не три, не пять? Потому что ритм зависит не только от длительностей, но и от размера, который ставится в начале мелодии. Какие вы уже знаете размеры?
Дети: 2/4, 3/4, 4/4.
Преподаватель: Хорошо. Размеры говорят нам, из скольких частей состоят такты. Например: (схема на экране) в размере 2/4 две четвертные ноты, две части или доли, как разрезать на части или доли яблоко. А вы уже знаете, что четвертную ноту можно поделить на две восьмые или четыре шестнадцатые, но частей должно быть две. Поэтому мы соединяем хвостики у восьмых и шестнадцатых. Вот почему четыре шестнадцатых ноты мы пишем вместе, потому, что это одна доля такта. Не запутались?
Дети: отвечают.
Преподаватель: Все это время вы очень внимательно слушали и отвечали на вопросы. А солнце немного заскучало. Давайте добавим ему еще четыре луча и отправимся дальше.
А, пока вы внимательно слушали – немного устали, поэтому сейчас проведем небольшую разминку. Так как мы сегодня изучаем быстрые ноты, то и разминку мы будем делать с ускорением.
Физическая минутка
А на улице мороз, ну-ка, все взялись за нос.
По коленкам постучали, головою покачали.
По плечам похлопали и чуть-чуть потопали.
Пополам скорей согнулись, и напоследок потянулись.
Ритмические упражнения, ритмослоги.
Преподаватель: Что-то долго мы говорили про ноты. А ноты не любят, когда про них говорят. Ноты должны звучать. Мы ведь с вами настоящие музыканты, поэтому сейчас мы будем исполнять музыку. И для начала, закрепим ритм, с которым только что познакомились. Перед вами, девочки, карточки с разными ритмическими рисунками. Какие ритмы вы здесь уже успели увидеть?
Дети: восьмые, четвертные, шестнадцатые, четверть с точкой и восьмая.
Преподаватель: Сначала хлопаем первую строчку, все вместе, затем по очереди (вторую строчку аналогично).
Выполнение упражнения.
Ритмические упражнения, шумовой ансамбль.
Преподаватель: Прекрасно. Вот, что я думаю: с ритмом вы справились отлично и теперь даже можете организовать свой ритмический квартет. Знакомо вам это слово – квартет?
Дети: кварта обозначает цифру четыре.
Преподаватель: И вас в группе тоже четверо. В учебнике как раз есть пьеса, где нужен ритмический ансамбль.
Раздать шумовые инструменты и исполнить Эстонский танец (учебник «Мы играем, сочиняем и поем» Сольфеджио 2 класс, А. Перцовская, Ж. Металлиди, с.50).
Чтение с листа.
Преподаватель: Молодцы. Лучи так и тянутся к солнцу. Ритм успешно освоили, самое время научиться петь шестнадцатые ноты. В самом начале урока мы пели распевку, а знаете ли вы, что в этой распевке используются шестнадцатые ноты. Вот послушайте: исполнить, проанализировать на ритмослоги.
А теперь, давайте послушаем, как в пении легко и подвижно звучат эти длительности.
Прослушивание музыкального фрагмента. П.И. Чайковский. Хор крестьян из оперы «Евгений Онегин». Слова на экране.
Преподаватель: понравилось? Какой характер был у этой песни?
Дети: веселый, задорный и т.д.
Преподаватель: Инструментальным ансамблем вы уже были, а теперь превратимся в хор и попробуем спеть небольшой фрагмент этой песни. Давайте посмотрим на мелодию и проанализируем ее.
Анализ мелодии: тональность, размер, длительности.
Проговорить хором ноты, отметить повторы. Исполнить сначала нотами, а затем со словами под аккомпанемент преподавателя.
Преподаватель: Какой хороший получился хор, за него к солнцу можно еще четыре луча добавить.
Ритмический диктант.
Преподаватель: И у нас осталось последнее и самое любимое задание – это ритмический диктант. Если мы с ним справимся, наше солнце, наконец, засияет.
Каждому ученику раздается набор карточек с длительностями нот, включая ритмическую группу . Задача за 8 проигрываний (возможно меньше) выложить карточки согласно их порядку.
Домашнее задание.
Преподаватель: Сейчас вы сложили ритм, который я вам играла, а домашним заданием вам будет придумать свой ритм с использованием шестнадцатых нот. Нужно будет его записать в тетрадь и на следующем уроке прохлопать.
А пока вы записываете домашнее задание в дневник, я наклею лучи, которые вы заработали, пока писали диктант.
Преподаватель: Ну, вот и подошел к концу наш такой насыщенный и сложный урок, где мы не только узнали о новом ритме, но и научились его исполнять и слышать. А что вам понравилось на уроке или может быть не понравилось? Что запомнилось?
Дети: отвечают.
Преподаватель: Посмотрите сколько лучей у нашего солнца. Вы сегодня очень хорошо поработали, и оно теперь не имеет права грустить. А с приходом весны станет только ярче.
Ну, а я хочу сказать, что у вас сегодня многое получилось потому, что вы работали не только каждая отдельно, но и все вместе, дружно, командой. Как ансамбль, как хор, как объединенный ритм . Спасибо за работу.