kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Ритмическая группа четыре шестнадцатых

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по предмету сольфеджио для учащихся 2 класса ДМШ

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Ритмическая группа четыре шестнадцатых»


КГКП «Школа искусств акимата Шемонаихинского района»











Ритмическая группа





Разработка открытого урока

по сольфеджио для 2 класса







Гиль Екатерина Сергеевна

Преподаватель музыкально-теоретических

дисциплин



г. Шемонаиха

2015-2016 учебный год


Ритмическая группа четыре шестнадцатых

Разработка открытого урока

15.02.2016г.

Гиль Екатерина Сергеевна

преподаватель музыкально-теоретических дисциплин


Предмет: сольфеджио

Уровень обучения учащихся: 2 класс


Методическое обоснование темы: Музыка – вид искусства не только звукового, но и временного. Организация музыки во времени обязана одной из важнейших ее сторон – ритму. При слушании музыки у человека возникает интуитивная потребность двигаться и даже дышать в ощущаемом ритме. Воздействие ритма на слушателя очень сильно, и эмоциональный отклик на ритм является как бы простейшим, первичным проявлением музыкальности.

Научить умению чувствовать соотношение длительностей, пульсацию долей – одно из главных направлений работы на уроках сольфеджио с самого начального этапа обучения. Поэтому, развитие чувства метра и ритма должно идти неотрывно от работы над интонацией и слухом.

Сольфеджио – комплексная дисциплина. При правильном и систематическом подходе в обучении формируются навыки, позволяющие будущему музыканту свободно ориентироваться в сфере музыкально-выразительных средств. Ритм здесь играет одну из главных ролей – развитое чувство ритма существенно помогает учащимся в исполнительской практике.

Тема для открытого урока в рамках районного конкурса «Педагогический дебют» - «Ритмическая группа » выбрана мной не случайно. Это один из ключевых этапов освоения учащимися ритмической организации музыки. Во втором классе дети уже обладают навыками соотношения простейших длительностей. Знакомство с шестнадцатыми завершает этот этап. Кроме того, тема соответствует календарно-тематическим планам, составленным согласно государственной программе Республики Казахстан курса сольфеджио для ДМШ и ДШИ.

Так как на уроке происходит знакомство с новой темой и первичное закрепление полученных знаний, возможны некоторые ошибки со стороны учащихся в выполнении предусмотренных заданий. Это объясняется естественным рабочим процессом. Но еще раз нужно подчеркнуть, что только комплексное развитие знаний, умений и навыков способствует формированию целостной музыкальной личности.


Цель урока:

  1. Знакомство учащихся с ритмической группой и ее закрепление на практике.


Задачи:

  1. Объяснить новую тему путем обращения к ЗУН учащихся и сравнением с жизненными персонажами.

  2. Выработать навыки воспроизведения нового ритма через двигательные, вокально-интонационные и слуховые упражнения.

  3. Осуществить коммуникативную связь учащихся посредством работы в паре, в группе.

  4. Закрепить теоретические знания учащихся.

  5. Развитие образного и творческого мышления.


Вид урока: комбинированный, изучение и первичное закрепление новых знаний.

Форма урока: коллективная.

Дидактические материалы: Слайд-презентация, А. Варламова, Л. Семченко Учебник сольфеджио 1 класс; Ж. Металлиди, А. Перцовская «Мы играем, сочиняем и поем» Учебник сольфеджио 2 класс; Л. Жуманова «Ритмические упражнения» Учебное пособие по сольфеджио; Е. Королева «Музыка в сказках, стихах и картинках», аудиозапись, карточки с ритмослогами, карточки с ритмическими группами.

Оборудование: парты, доска, шумовые инструменты, ноутбук, проектор, фортепиано.

Технологии: Личностно-ориентированная, технология коллективной творческой деятельности, здоровьесберегающие технологии.

Методы обучения: Познавательный, практический, аудиовизуальный, словесный, наглядный, метапредметный.

Компетенции: учебно-познавательные, коммуникативные, интеллектуально-познавательные.

Принципы обучения:

  • связи теории с практикой;

  • последовательности, систематичности;

  • доступности при необходимой степени трудности;

  • наглядности, разнообразия методов;

  • активности обучаемых;

  • прочного усвоения ЗУН в сочетании с опытом творческой деятельности.

Ожидаемые результаты:

  • высокий уровень усвоения нового материала;

  • воспроизведение ритмав разных ритмических упражнениях: хлопки на ритмослоги, исполнение ритма мелодии на шумовых инствументах, проговаривание ритма с тактированием доли.

  • умение правильно исполнить ритм при чтении с листа мелодии.

  • умение услышать ритмв музыкальных произведениях.



План-конспект урока


План урока:


  1. Организационный момент.

  2. Вступительное слово учителя. Постановка цели урока.

  3. Распевание, вокально-интонационные упражнения.

  4. Объяснение новой темы.

  5. Физическая минутка.

  6. Ритмические упражнения. Ритмослоги.

  7. Ритмические упражнения, шумовой ансамбль.

  8. Чтение с листа.

  9. Ритмический диктант.

  10. Домашнее задание.

  11. Подведение итогов урока, выставление оценок, рефлексия.


Ход урока:



  1. Организационный момент. Проверка уч-ся по журналу, подготовка принадлежностей.


  1. Вступительное слово учителя.

Преподаватель: Здравствуйте дорогие девочки, сегодня наш урок будет несколько необычным. К нам пришли гости, и я думаю, мы с удовольствием покажем, как занимаемся на уроках сольфеджио, чему учимся и что уже знаем и умеем. Вы согласны?

Дети: отвечают.

Преподаватель: Замечательно! Сегодня точно не придется скучать, потому что нас с вами уже ждут новые знания и самые разные задания. А покажет результат нашей работы на уроке вот это замечательное солнышко. Но, только посмотрите, оно совсем невеселое и на солнце не похоже. Зимой оно растеряло все свои лучи. А скоро весна и ему без лучей никак нельзя! А что мы можем сделать, чтобы помочь солнцу? А вот что! Если вы все вместе, дружно будете справляться с заданиями, то солнышко за каждое из них будет получать сразу по четыре луча, ведь вас четверо. И, если в конце урока у солнца появится много новых, ярких лучей, то оно засияет и станет веселым. А мы сможем уверенно гордиться своей работой. Ну что, поможем солнцу?

Дети: отвечают.

Но нужно сначала как следует подготовиться к выполнению заданий и, конечно, первым делом, распеться. Распевка нам уже знакома. Это наши любимые упражнения.




  1. Распевка.

  • Попевка «Вот иду я вверх, вот иду я вниз» отрабатывает интонацию в направлении движения мелодии с использованием динамических оттенков крещендо и диминуэндо. Учитель исполняет упражнение на фортепиано, поднимая каждую следующую тональность на полтона. Дети поют сначала все вместе, затем по одному.

  • Попевка «Я стою на месте, я шагаю вниз; я стою на месте, я шагаю вверх» исполняется с постепенным убыстрением темпа и активной артикуляцией слов, способствует разогреву певческого аппарата.


  1. Объяснение новой темы.

Преподаватель:А вот появились и первые улыбки. Наше солнце, кажется, тоже хочет улыбнуться, поэтому мы приклеим к нему первые лучи.

Я вижу, настроение у всех хорошее, а, значит, самое время узнать что-то новое и прибавить к тому, что вы уже знаете. Сегодня, девочки, я хочу познакомить вас с новым ритмом. Он записан на доске и называется «Ритмическая группа четыре шестнадцатых». Что это за ноты и почему именно четыре, давайте попробуем выяснить.

Чтобы исполнить любую мелодию, нужно не только знать, как звучит нота, но и как долго она длится. Если все ноты будут звучать одинаково, музыка станет скучной. Поэтому очень важен ритм. Ритм – это когда короткие и длинные звуки чередуются друг с другом. Сначала одни, затем другие. Записывается ритм длительностями, их вы уже знаете. Кто мне назовет, какие бывают длительности?

Дети: целая, половинная, четвертная, восьмая, шестнадцатая.

Преподаватель: Правильно. У нас в классе на этот случай всегда висит подсказка, на которой они нарисованы.

Чтобы показать, что они отличаются друг от друга, музыканты придумали по-разному их записывать. Давайте вспомним как. Самая долгая нота какая?

Дети: целая.

Преподаватель: Действительно. Целая нота живет дольше всех. Представьте, что это прабабушка в семье длительностей. (Схема на экране) Она самая большая и совсем седая, поэтому мы ее не закрашиваем. Как мы считаем целую ноту?

Дети: Раз и, два и, три и, четыре и.

Преподаватель: Ей тяжело ходить, шаги медленные, поэтому и звучит она редко. Дочки прабабушки – бабушки, это ее половинки. Они так и называются половинные. Эти ноты похожи на целую, они тоже белые, но ходят быстрее. Считаются на раз и, два и. Или привычным нам ритмослогом Та-а. У бабушек есть свои дети – мамы и папы. Это четвертные ноты, потому что их четыре. Им нужно работать, поэтому звучат они часто и ходят быстрее: раз и, два и (с хлопками) или Та-та. Их маленькие детки восьмые – девочки с хвостиками. Они веселые, бегают туда-обратно. Их мы считаем на каждый слог: раз-и-два-и или Ти-ти-ти-ти.

Со всеми этими длительностями мы уже подружились. А сегодня попробуем поймать самых быстрых и шустрых деток, которые называются шестнадцатыми. Потому что у целой ноты их шестнадцать правнучек. Они очень смешные, с двумя хвостиками и любят баловаться и быстро бегать. Для удобства будем называть их на слоги: Ти-ли-ти-ли. Попробуем прохлопать шестнадцатые с проговариванием слогов?

Упражнение.

Эти ноты любят танцевать и петь веселые песни, поэтому и музыка с ними становится быстрой и интересной. Давайте послушаем пьесы с этими длительностями.

Исполнение учителем на фортепиано:

1. Латышский танец.

2. Песня «Жучка и кот» (из учебника Сольфеджио 1 класс А.А. Варламовой и Л.В. Семченко, с. 87).

Преподаватель: Веселая музыка?

Дети: да.

Преподаватель: Теперь вы знаете, что шестнадцатые ноты нужно исполнять быстро. А почему, все же, на доске написаны вместе четыре шестнадцатых, а не две, не три, не пять? Потому что ритм зависит не только от длительностей, но и от размера, который ставится в начале мелодии. Какие вы уже знаете размеры?

Дети: 2/4, 3/4, 4/4.

Преподаватель: Хорошо. Размеры говорят нам, из скольких частей состоят такты. Например: (схема на экране) в размере 2/4 две четвертные ноты, две части или доли, как разрезать на части или доли яблоко. А вы уже знаете, что четвертную ноту можно поделить на две восьмые или четыре шестнадцатые, но частей должно быть две. Поэтому мы соединяем хвостики у восьмых и шестнадцатых. Вот почему четыре шестнадцатых ноты мы пишем вместе, потому, что это одна доля такта. Не запутались?

Дети: отвечают.

Преподаватель: Все это время вы очень внимательно слушали и отвечали на вопросы. А солнце немного заскучало. Давайте добавим ему еще четыре луча и отправимся дальше.

А, пока вы внимательно слушали – немного устали, поэтому сейчас проведем небольшую разминку. Так как мы сегодня изучаем быстрые ноты, то и разминку мы будем делать с ускорением.


  1. Физическая минутка

А на улице мороз, ну-ка, все взялись за нос.

По коленкам постучали, головою покачали.

По плечам похлопали и чуть-чуть потопали.

Пополам скорей согнулись, и напоследок потянулись.




  1. Ритмические упражнения, ритмослоги.

Преподаватель: Что-то долго мы говорили про ноты. А ноты не любят, когда про них говорят. Ноты должны звучать. Мы ведь с вами настоящие музыканты, поэтому сейчас мы будем исполнять музыку. И для начала, закрепим ритм, с которым только что познакомились. Перед вами, девочки, карточки с разными ритмическими рисунками. Какие ритмы вы здесь уже успели увидеть?

Дети: восьмые, четвертные, шестнадцатые, четверть с точкой и восьмая.

Преподаватель: Сначала хлопаем первую строчку, все вместе, затем по очереди (вторую строчку аналогично).

Выполнение упражнения.


  1. Ритмические упражнения, шумовой ансамбль.

Преподаватель: Прекрасно. Вот, что я думаю: с ритмом вы справились отлично и теперь даже можете организовать свой ритмический квартет. Знакомо вам это слово – квартет?

Дети: кварта обозначает цифру четыре.

Преподаватель: И вас в группе тоже четверо. В учебнике как раз есть пьеса, где нужен ритмический ансамбль.

Раздать шумовые инструменты и исполнить Эстонский танец (учебник «Мы играем, сочиняем и поем» Сольфеджио 2 класс, А. Перцовская, Ж. Металлиди, с.50).


  1. Чтение с листа.

Преподаватель: Молодцы. Лучи так и тянутся к солнцу. Ритм успешно освоили, самое время научиться петь шестнадцатые ноты. В самом начале урока мы пели распевку, а знаете ли вы, что в этой распевке используются шестнадцатые ноты. Вот послушайте: исполнить, проанализировать на ритмослоги.

А теперь, давайте послушаем, как в пении легко и подвижно звучат эти длительности.

Прослушивание музыкального фрагмента. П.И. Чайковский. Хор крестьян из оперы «Евгений Онегин». Слова на экране.

Преподаватель: понравилось? Какой характер был у этой песни?

Дети: веселый, задорный и т.д.

Преподаватель: Инструментальным ансамблем вы уже были, а теперь превратимся в хор и попробуем спеть небольшой фрагмент этой песни. Давайте посмотрим на мелодию и проанализируем ее.

Анализ мелодии: тональность, размер, длительности.

Проговорить хором ноты, отметить повторы. Исполнить сначала нотами, а затем со словами под аккомпанемент преподавателя.

Преподаватель: Какой хороший получился хор, за него к солнцу можно еще четыре луча добавить.


  1. Ритмический диктант.

Преподаватель: И у нас осталось последнее и самое любимое задание – это ритмический диктант. Если мы с ним справимся, наше солнце, наконец, засияет.

Каждому ученику раздается набор карточек с длительностями нот, включая ритмическую группу . Задача за 8 проигрываний (возможно меньше) выложить карточки согласно их порядку.


  1. Домашнее задание.

Преподаватель: Сейчас вы сложили ритм, который я вам играла, а домашним заданием вам будет придумать свой ритм с использованием шестнадцатых нот. Нужно будет его записать в тетрадь и на следующем уроке прохлопать.

А пока вы записываете домашнее задание в дневник, я наклею лучи, которые вы заработали, пока писали диктант.


  1. Подведение итогов урока, выставление оценок, рефлексия.

Преподаватель: Ну, вот и подошел к концу наш такой насыщенный и сложный урок, где мы не только узнали о новом ритме, но и научились его исполнять и слышать. А что вам понравилось на уроке или может быть не понравилось? Что запомнилось?

Дети: отвечают.

Преподаватель: Посмотрите сколько лучей у нашего солнца. Вы сегодня очень хорошо поработали, и оно теперь не имеет права грустить. А с приходом весны станет только ярче.

Ну, а я хочу сказать, что у вас сегодня многое получилось потому, что вы работали не только каждая отдельно, но и все вместе, дружно, командой. Как ансамбль, как хор, как объединенный ритм . Спасибо за работу.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Ритмическая группа четыре шестнадцатых

Автор: Гиль Екатерина Сергеевна

Дата: 26.05.2016

Номер свидетельства: 330497

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "Ритмическая группа "Четыре шестнадцатых""
    ["seo_title"] => string(49) "ritmichieskaia-ghruppa-chietyrie-shiestnadtsatykh"
    ["file_id"] => string(6) "330493"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1464274790"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства