Просмотр содержимого документа
«"Ритм:четверть восьмая с точкой"»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
открытого урока по теме
«Ритм: четверть с точкой и восьмая»
(Усваивание и исполнение)
Разработал
Виктор Генрихович
Эшенбренер
преподаватель
отделения народных инструментов
Чердаклинской ДШИ
2016 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Паспорт открытого урока ……………………………………………. 3
Технологическая карта урока………………………………………. 4
Конспект урока……………………………………………………………… 5
Дидактический материал к уроку………………………………... 7
Список использованных источников……………………………. 8
ПАСПОРТ ОТКРЫТОГО УРОКА
Тема урока «Ритм четверть с точкой и восьмая. Усваивание и исполнение».
Учебная дисциплина: Предмет по выбору (музыкальный инструмент – аккордеон).
Класс: Первый.
Специальность: Хоровое отделение.
Тип урока: изучение нового материала, обобщение, систематизация и совершенствование материала.
Вид урока: беседа и практическая работа.
Форма организации урока: индивидуальная.
Методическая цель урока: модификация своего прежнего опыта работы.
Цели образования: познакомить обучающегося с новой ритмической фигурой, совершенствуя исполнительское мастерство.
Материально-техническое обеспечение урока: музыкальные инструменты для преподавателя и учащегося, нотная тетрадь, учебное пособие, пюпитр, мебель (два стула), подставка под ноги.
Методы обучения: беседа, исполнение-показ преподавателем.
Межпредметные связи: музыкальная грамота и сольфеджио, живопись.
Стандарт образования: к концу урока обучающийся должен уметь уверенно исполнить несколько тактов (не менее четырёх) нового произведения.
Ход урока: вступительная часть, беседа-объяснение-показ нового материала, разучивание нового произведения. Домашнее задание.
Музыкальные инструменты для обучающегося и преподавателя, ноты, пюпитр, стулья, подставка под ноги.
Слушание
Исполнение
4-5 минут
2.
Основная теоретическая часть
Знакомство с темой
Беседа
Диалог, показ и проигрывание
Участие в диалоге
10-12 минут
3.
Основная практическая часть
Осваивание исполнения
Разбор, разучивание и исполнение
текста
Контроль разбора, подсказки.
Практическая работа
19-20 минут
4.
Заключительная часть
Подведение итога урока
Беседа
Диалог по ключевым вопросам новой темы. Домашнее задание.
3-5 минут
КОНСПЕКТ УРОКА
Преподаватель: Саша! Для разминки давай поиграй те песенки-пьески, которые ты уже можешь играть.
Саша: (Исполняет)
Преп.: Саша! У нас сегодня новая тема – будем учиться исполнять пьески с другими длительностями. Мы знаем о том, что есть целые, половинные, четвертные, восьмые длительности… Целая длительность делится на две половинки, половинка - на две четверти, четверть – на две восьмые. А теперь послушай одну знакомую тебе мелодию. (Исполняется мелодия «Катюши» композитора Матвея Блантера). А теперь послушай и постарайся уловить разницу: я то же самое сыграю два раза по-разному. (Исполняется первая фраза сначала как написано композитором, затем - первые два такта мелодии исполняются четвертями). В чём разница?
Саша: Второй раз в начале все длительности одинаковые, а первый раз – разные.
Преп.: Правильно! А теперь ровно постучи и попробуй сосчитать: сколько ударов будет в первой и в третьей длительности. (Саша отстукивает метр, а преподаватель исполняет первую фразу). Так на сколько ударов тянется первая и третья длительности?
Саша: На три.
Преп.: Правильно! А обычная длительность на сколько ударов тянется?
Саша: На два удара.
Преп.: Правильно! Значит длительность, которая тянется на три удара, не совсем обычная и записывается она несколько иначе. Как? Просто справа от ноты ставится точка. Это значит, что к этой длительности прибавляется её половина. То есть, если у целой длительности справа стоит точка, то к целой добавляется какая длительность?
Саша: Половинная.
Преп.: Правильно! А если у половинной?
Саша: Добавляется четвертная.
Преп.: Правильно! А у четвертной?
Саша: Добавляется восьмая.
Преп.: Молодец! Такие длительности так и называются: ноты с точкой: половинная с точкой, четверть с точкой и т.д. А теперь сосчитай: сколько четвертей в половинной с точкой?
Саша: Три.
Преп.: А сколько восьмых в четверти с точкой?
Саша: Тоже три.
Преп.: Правильно! А сколько восьмых в половинной с точкой?
Саша: Шесть.
Преп.: Молодец! Теперь будем учиться исполнять четверть с точкой и восьмую. Такой ритм музыканты называют пунктирным. Так и говорят: пунктирный ритм. Для того, чтобы юные баянисты и аккордеонисты научились играть пунктирный ритм (в данном случае четверть с точкой и восьмую) композитор М.Рожков сочинил для этого специальную пьесу, которая называется «Этюд». Этюд – это такая пьеса, на которой музыканты учатся что-либо усваивать: например уметь исполнять ровным звуком протяжную мелодию, или как в данном случае четверть с точкой и восьмую. Композиторы сочиняют и большие концертные этюды, которые являются украшением репертуара исполнителей.
Этюды есть и у художников: учатся писать определённый сюжет или тему.
А сейчас, пожалуйста, посмотри внимательно в ноты на первые два такта. Что ты видишь?
Саша: Правая рука играет четверть с точкой и восьмую в обоих тактах, в аккомпанементе - одни восьмые.
Преп.: Наверное, сможешь сыграть сразу обеими руками. На первую длительность, четверть с точкой, играешь три восьмые в аккомпанементе и т.д.
Совместно разучиваем таким образом половину этюда если настолько позволит время.
Преп.: Саша, тебе всё понятно из того, что ты сегодня услышал? Какую роль играет точка после ноты? Что такое этюд?
Саша отвечает.
Преп.: Дома ещё раз вспомни, о чём ты сегодня узнал и расскажи родителям. А на инструменте разучи весь этюд до конца.
До свидания!
________________ В.Г.Эшенбренер
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ
Музыкальные инструменты для обучающегося и преподавателя.
Ноты.
Пюпитр.
Стулья.
Подставка под ноги (в случае необходимости)
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Бажилин Р.Н. Самоучитель игры на баяне (аккордеоне). Подбор по слуху. Импровизация. Аккомпанемент песен. Учебное пособие – М.; Изд. В.Катанского, 2004. 112 стр.; илл.
Книга о музыке. Ред.-сост. Г. Головинский, М. Ройтерштейн, М., «Советский композитор», 1975. 333 стр. с нот., илл.
Аз. Иванов. Начальный курс игры на баяне. Издание 13-е. Под редакцией П.Говорушко. Издательство «Музыка», Ленинградское отделение; 1976 г.; 152 стр.; илл.
А.Артоболевская. Первая встреча с музыкой. Учебное пособие. Издание пятое. Москва «Советский композитор», 1990.; 102 стр.; илл.