kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Ритм:четверть восьмая с точкой"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок дан с учеником 1 класса и демострирует методику усвоения ритма

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Ритм:четверть восьмая с точкой"»









МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

открытого урока по теме

«Ритм: четверть с точкой и восьмая»

(Усваивание и исполнение)







Разработал

Виктор Генрихович

Эшенбренер

преподаватель

отделения народных инструментов

Чердаклинской ДШИ












2016 г.




СОДЕРЖАНИЕ


  1. Паспорт открытого урока ……………………………………………. 3

  2. Технологическая карта урока………………………………………. 4

  3. Конспект урока……………………………………………………………… 5

  4. Дидактический материал к уроку………………………………... 7

  5. Список использованных источников……………………………. 8


































ПАСПОРТ ОТКРЫТОГО УРОКА


  • Тема урока «Ритм четверть с точкой и восьмая. Усваивание и исполнение».

  • Учебная дисциплина: Предмет по выбору (музыкальный инструмент – аккордеон).

  • Класс: Первый.

  • Специальность: Хоровое отделение.

  • Тип урока: изучение нового материала, обобщение, систематизация и совершенствование материала.

  • Вид урока: беседа и практическая работа.

  • Форма организации урока: индивидуальная.

  • Методическая цель урока: модификация своего прежнего опыта работы.

  • Цели образования: познакомить обучающегося с новой ритмической фигурой, совершенствуя исполнительское мастерство.

  • Материально-техническое обеспечение урока: музыкальные инструменты для преподавателя и учащегося, нотная тетрадь, учебное пособие, пюпитр, мебель (два стула), подставка под ноги.

  • Методы обучения: беседа, исполнение-показ преподавателем.

  • Межпредметные связи: музыкальная грамота и сольфеджио, живопись.

  • Стандарт образования: к концу урока обучающийся должен уметь уверенно исполнить несколько тактов (не менее четырёх) нового произведения.

  • Ход урока: вступительная часть, беседа-объяснение-показ нового материала, разучивание нового произведения. Домашнее задание.





  • Подпись преподавателя:_______________ /В.Г.Эшенбренер/





Технологическая карта урока


Этапы урока

Дидактическая цель

Метод обучения

Методическое обеспечение

Деятельность

преподавателя

Деятельность

обучающегося

Хронометраж

1.

Вводная часть

Повторение выученных пьесок, накопление репертуара

Чистовое (концертное) исполнение

Музыкальные инструменты для обучающегося и преподавателя, ноты, пюпитр, стулья, подставка под ноги.

Слушание

Исполнение

4-5 минут

2.

Основная теоретическая часть

Знакомство с темой

Беседа

Диалог, показ и проигрывание

Участие в диалоге

10-12 минут

3.

Основная практическая часть

Осваивание исполнения

Разбор, разучивание и исполнение

текста

Контроль разбора, подсказки.

Практическая работа

19-20 минут

4.

Заключительная часть

Подведение итога урока

Беседа

Диалог по ключевым вопросам новой темы. Домашнее задание.

3-5 минут

КОНСПЕКТ УРОКА


Преподаватель: Саша! Для разминки давай поиграй те песенки-пьески, которые ты уже можешь играть.

Саша: (Исполняет)

Преп.: Саша! У нас сегодня новая тема – будем учиться исполнять пьески с другими длительностями. Мы знаем о том, что есть целые, половинные, четвертные, восьмые длительности… Целая длительность делится на две половинки, половинка - на две четверти, четверть – на две восьмые. А теперь послушай одну знакомую тебе мелодию. (Исполняется мелодия «Катюши» композитора Матвея Блантера). А теперь послушай и постарайся уловить разницу: я то же самое сыграю два раза по-разному. (Исполняется первая фраза сначала как написано композитором, затем - первые два такта мелодии исполняются четвертями). В чём разница?

Саша: Второй раз в начале все длительности одинаковые, а первый раз – разные.

Преп.: Правильно! А теперь ровно постучи и попробуй сосчитать: сколько ударов будет в первой и в третьей длительности. (Саша отстукивает метр, а преподаватель исполняет первую фразу). Так на сколько ударов тянется первая и третья длительности?

Саша: На три.

Преп.: Правильно! А обычная длительность на сколько ударов тянется?

Саша: На два удара.

Преп.: Правильно! Значит длительность, которая тянется на три удара, не совсем обычная и записывается она несколько иначе. Как? Просто справа от ноты ставится точка. Это значит, что к этой длительности прибавляется её половина. То есть, если у целой длительности справа стоит точка, то к целой добавляется какая длительность?

Саша: Половинная.

Преп.: Правильно! А если у половинной?

Саша: Добавляется четвертная.

Преп.: Правильно! А у четвертной?

Саша: Добавляется восьмая.

Преп.: Молодец! Такие длительности так и называются: ноты с точкой: половинная с точкой, четверть с точкой и т.д. А теперь сосчитай: сколько четвертей в половинной с точкой?

Саша: Три.

Преп.: А сколько восьмых в четверти с точкой?

Саша: Тоже три.

Преп.: Правильно! А сколько восьмых в половинной с точкой?

Саша: Шесть.

Преп.: Молодец! Теперь будем учиться исполнять четверть с точкой и восьмую. Такой ритм музыканты называют пунктирным. Так и говорят: пунктирный ритм. Для того, чтобы юные баянисты и аккордеонисты научились играть пунктирный ритм (в данном случае четверть с точкой и восьмую) композитор М.Рожков сочинил для этого специальную пьесу, которая называется «Этюд». Этюд – это такая пьеса, на которой музыканты учатся что-либо усваивать: например уметь исполнять ровным звуком протяжную мелодию, или как в данном случае четверть с точкой и восьмую. Композиторы сочиняют и большие концертные этюды, которые являются украшением репертуара исполнителей.

Этюды есть и у художников: учатся писать определённый сюжет или тему.

А сейчас, пожалуйста, посмотри внимательно в ноты на первые два такта. Что ты видишь?

Саша: Правая рука играет четверть с точкой и восьмую в обоих тактах, в аккомпанементе - одни восьмые.

Преп.: Наверное, сможешь сыграть сразу обеими руками. На первую длительность, четверть с точкой, играешь три восьмые в аккомпанементе и т.д.


Совместно разучиваем таким образом половину этюда если настолько позволит время.


Преп.: Саша, тебе всё понятно из того, что ты сегодня услышал? Какую роль играет точка после ноты? Что такое этюд?

Саша отвечает.

Преп.: Дома ещё раз вспомни, о чём ты сегодня узнал и расскажи родителям. А на инструменте разучи весь этюд до конца.

До свидания!



________________ В.Г.Эшенбренер










ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ



  1. Музыкальные инструменты для обучающегося и преподавателя.

  2. Ноты.

  3. Пюпитр.

  4. Стулья.

  5. Подставка под ноги (в случае необходимости)



































СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


  1. Бажилин Р.Н. Самоучитель игры на баяне (аккордеоне). Подбор по слуху. Импровизация. Аккомпанемент песен. Учебное пособие – М.; Изд. В.Катанского, 2004. 112 стр.; илл.

  2. Книга о музыке. Ред.-сост. Г. Головинский, М. Ройтерштейн, М., «Советский композитор», 1975. 333 стр. с нот., илл.

  3. Аз. Иванов. Начальный курс игры на баяне. Издание 13-е. Под редакцией П.Говорушко. Издательство «Музыка», Ленинградское отделение; 1976 г.; 152 стр.; илл.

  4. А.Артоболевская. Первая встреча с музыкой. Учебное пособие. Издание пятое. Москва «Советский композитор», 1990.; 102 стр.; илл.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
"Ритм:четверть восьмая с точкой"

Автор: Эшенбренер Виктор Генрихович

Дата: 03.08.2016

Номер свидетельства: 338530


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства