kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие полифонического мышления в классе специального фортепиано ДМШ. Исполнительский и педагогический анализ Инвенции И.С. Баха си-минор.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка содержит исполнительский и  педагогический анализ двухголосной инвенции И.С. Баха си-минор.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развитие полифонического мышления в классе специального фортепиано ДМШ. Исполнительский и педагогический анализ Инвенции И.С. Баха си-минор.»

Развитие полифонического мышления в классе специального фортепиано ДМШ.

Исполнительский и педагогический анализ

двухголосной инвенции №15 си-минор И. С. Баха.

Кунева Карлыгаш Ахановна

преподаватель ДМШ им. Н. Тлендиева



В общем развитии ученика-пианиста очень важно умение исполнять многоголосные произведения. Развивать полифоническое мышление, прививать любовь к работе над полифонией необходимо с начальных классов. Когда в средних классах ученик начинает знакомиться с инвенциями И.С. Баха, двухголосными, а затем с трехголосными, он должен иметь опыт работы над старинными танцами и Маленькими прелюдиями, обладать определенными умениями и навыками.

Рассмотрим работу над инвенциями Баха на примере двухголосной инвенции №15 си-минор.

Двухголосная инвенция си-минор № 15 принадлежит к лучшим пьесам сборника И. С. Баха Инвенции и симфонии. Она ярко эмоционально окрашена. Тема жизнерадостная, полна душевного очарования, очень тонко звучит в миноре.

Можно сказать, что это полная двухголосная фуга со всеми необходимыми атрибутами. Здесь есть тема, ответ, противосложение, интермедии. Написана в излюбленной Бахом старинной двухчастной форме. 1-ая часть содержит 3-х кратное проведение темы – в основной тональности, доминантовой и еще раз в доминантовой: си минор, фа-диез минор. Затем идет интермедия, которая посредством секвенций – двух однотактных и 4-х четвертных фигур приводит к яркому кадансу в параллельном Ре –мажоре.

Вторая часть соответственно начинается проведением темы во втором голосе в ре-мажоре и ответом в доминантовом ля мажоре. Следующая за ними интермедия является модулирующей и приводит к репризе в основной тональности. Интермедия состоит из трех звеньев секвенций – двухчетвертных фигур, которые являются свободной имитацией тематического элемента.

В репризе тема в обоих голосах проводится в основной тональности и завершается энергичным ярким кадансом.

В гармоническом плане характерна противоположность частей по направлению гармонического развития: в 1-ой части движение направлено от основной тональности к параллельному мажору с завершающим кадансом в этой тональности, вторая часть приходит от параллельного мажора к тонике.

Тема занимает полных два такта. Она состоит из трех похожих упорно повторяющихся мотивов, что сообщает теме черты настойчивости и как бы очаровательного упрямства. Это так называемая однородная тема, в которой все мотивы сходны ритмически и интонационно. Кульминацию темы, как это часто бывает, композитор помещает в конце – это самый высокий звук, скачок на сексту.

Начинаем работу над инвенцией с проработки темы, выясняем ее характер, способ артикуляции, ищем звуковую окраску.

Артикулируется тема приемом восьмушки : 16-тые исполняются легато, восьмые – стаккато. Важно, как бы не менялись штрихи в теме, все сыграть одним тоном, чтобы не нарушить цельность и строгость баховской темы внесением в нее динамической пестроты. Надо добиваться идеально ровного звучания 8-х и 16-х с движением к кульминации. Важнейшая задача найти определенную звуковую окраску темы, соответствующую ее характеру. Здесь пиано нельзя играть вялым звуком , даже пиано у Баха всегда носит мужественный волевой оттенок .Важно найти правильную интонацию - в меру игриво , ритмически четко, заряжено. Далее переходим к ответу, т.е. первой имитации. Ответ не просто повторяет тему – меняется тональность, регистр и, наконец-то - противосложение, которое ее сопровождает. Ответ, благодаря низкому регистру, звучит как бы с шутливой грубоватостью. Учим ответ в диалогической связи с темой за двумя инструментами – учитель и ученик.

Всегда возникает вопрос надо ли маркировать имитацию. Это зависит от характера композиции. Здесь это необходимо. Пьеса носит отчетливо клавесинный характер, основана на частом повторении темы в разных голосах , противосложение имеет контрастный характер. Соответственная артикуляция: звонкие восьмые темы стаккатируются, а ровные текучие спокойные 16-тые противосложения исполняются легато.

Вслед за освоением темы начинается работа над противосложением. О характере его говорилось выше. Бузони рекомендует egualmente. Надо идеально выровнять звук. Далее основная работа определить его звучание в сочетании с ответом, поэтому играть в ансамбле с педагогом. Главная трудность: сыграть ярко и артикуляционно подчеркнуто тему и гладко ровно противосложение, над этим приходится тщательно работать.

Затем разбираем интермедии. В 1-ой находим скрытое 2-хголосие. Эти звуки необходимо деликатно подчеркнуть в совместном движении со вторым голосом. Вторая интермедия более драматичная ,содержит множество альтерированных звуков и требует тщательного вслушивания и отработки .Следующий этап - работа над непрерывностью развития каждого ,голоса, отрабатываются переходы тема- противосложение. Сочетание голосов учится в ансамбле с педагогом.

Грамотное стилистически выверенное исполнение этой полифонической пьесы И. С. Баха возможно после тщательной работы над всеми элементами и будет значительным шагом в развитии полифонического мышления ученика ДМШ.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Кунева Карлыгаш Ахановна

Дата: 30.01.2017

Номер свидетельства: 385685


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства