Просмотр содержимого документа
«Развитие полифонического мышления в классе специального фортепиано ДМШ. Исполнительский и педагогический анализ Инвенции И.С. Баха си-минор.»
Развитие полифонического мышления в классе специального фортепиано ДМШ.
Исполнительский и педагогический анализ
двухголосной инвенции №15 си-минор И. С. Баха.
Кунева Карлыгаш Ахановна
преподаватель ДМШ им. Н. Тлендиева
В общем развитии ученика-пианиста очень важно умение исполнять многоголосные произведения. Развивать полифоническое мышление, прививать любовь к работе над полифонией необходимо с начальных классов. Когда в средних классах ученик начинает знакомиться с инвенциями И.С. Баха, двухголосными, а затем с трехголосными, он должен иметь опыт работы над старинными танцами и Маленькими прелюдиями, обладать определенными умениями и навыками.
Рассмотрим работу над инвенциями Баха на примере двухголосной инвенции №15 си-минор.
Двухголосная инвенция си-минор № 15 принадлежит к лучшим пьесам сборника И. С. Баха Инвенции и симфонии. Она ярко эмоционально окрашена. Тема жизнерадостная, полна душевного очарования, очень тонко звучит в миноре.
Можно сказать, что это полная двухголосная фуга со всеми необходимыми атрибутами. Здесь есть тема, ответ, противосложение, интермедии. Написана в излюбленной Бахом старинной двухчастной форме. 1-ая часть содержит 3-х кратное проведение темы – в основной тональности, доминантовой и еще раз в доминантовой: си минор, фа-диез минор. Затем идет интермедия, которая посредством секвенций – двух однотактных и 4-х четвертных фигур приводит к яркому кадансу в параллельном Ре –мажоре.
Вторая часть соответственно начинается проведением темы во втором голосе в ре-мажоре и ответом в доминантовом ля мажоре. Следующая за ними интермедия является модулирующей и приводит к репризе в основной тональности. Интермедия состоит из трех звеньев секвенций – двухчетвертных фигур, которые являются свободной имитацией тематического элемента.
В репризе тема в обоих голосах проводится в основной тональности и завершается энергичным ярким кадансом.
В гармоническом плане характерна противоположность частей по направлению гармонического развития: в 1-ой части движение направлено от основной тональности к параллельному мажору с завершающим кадансом в этой тональности, вторая часть приходит от параллельного мажора к тонике.
Тема занимает полных два такта. Она состоит из трех похожих упорно повторяющихся мотивов, что сообщает теме черты настойчивости и как бы очаровательного упрямства. Это так называемая однородная тема, в которой все мотивы сходны ритмически и интонационно. Кульминацию темы, как это часто бывает, композитор помещает в конце – это самый высокий звук, скачок на сексту.
Начинаем работу над инвенцией с проработки темы, выясняем ее характер, способ артикуляции, ищем звуковую окраску.
Артикулируется тема приемом восьмушки : 16-тые исполняются легато, восьмые – стаккато. Важно, как бы не менялись штрихи в теме, все сыграть одним тоном, чтобы не нарушить цельность и строгость баховской темы внесением в нее динамической пестроты. Надо добиваться идеально ровного звучания 8-х и 16-х с движением к кульминации. Важнейшая задача найти определенную звуковую окраску темы, соответствующую ее характеру. Здесь пиано нельзя играть вялым звуком , даже пиано у Баха всегда носит мужественный волевой оттенок .Важно найти правильную интонацию - в меру игриво , ритмически четко, заряжено. Далее переходим к ответу, т.е. первой имитации. Ответ не просто повторяет тему – меняется тональность, регистр и, наконец-то - противосложение, которое ее сопровождает. Ответ, благодаря низкому регистру, звучит как бы с шутливой грубоватостью. Учим ответ в диалогической связи с темой за двумя инструментами – учитель и ученик.
Всегда возникает вопрос надо ли маркировать имитацию. Это зависит от характера композиции. Здесь это необходимо. Пьеса носит отчетливо клавесинный характер, основана на частом повторении темы в разных голосах , противосложение имеет контрастный характер. Соответственная артикуляция: звонкие восьмые темы стаккатируются, а ровные текучие спокойные 16-тые противосложения исполняются легато.
Вслед за освоением темы начинается работа над противосложением. О характере его говорилось выше. Бузони рекомендует egualmente. Надо идеально выровнять звук. Далее основная работа определить его звучание в сочетании с ответом, поэтому играть в ансамбле с педагогом. Главная трудность: сыграть ярко и артикуляционно подчеркнуто тему и гладко ровно противосложение, над этим приходится тщательно работать.
Затем разбираем интермедии. В 1-ой находим скрытое 2-хголосие. Эти звуки необходимо деликатно подчеркнуть в совместном движении со вторым голосом. Вторая интермедия более драматичная ,содержит множество альтерированных звуков и требует тщательного вслушивания и отработки .Следующий этап - работа над непрерывностью развития каждого ,голоса, отрабатываются переходы тема- противосложение. Сочетание голосов учится в ансамбле с педагогом.
Грамотное стилистически выверенное исполнение этой полифонической пьесы И. С. Баха возможно после тщательной работы над всеми элементами и будет значительным шагом в развитии полифонического мышления ученика ДМШ.