чередование различных видов учебной деятельности (игра гаммы сменяется разбором новой пьесы и повторением уже выученных произведений)
формировать правильную посадку за инструментом
следить за физическим состоянием учащейся, предусматривать моменты отдыха при игре на инструменте.
Технические средства: два фортепиано (для ученика и преподавателя), подставка на стул, стулья по числу присутствующих в классе, дневник ученика, ноты (в двух экземплярах).
работа над произведением Ф.Э.Баха «Полонез» соль минор из нотной тетради Анны Магдалены Бах (закрепление I части, разбор одной фразы II части)
исполнение учащейся ранее изученного произведения Ю. Весняка «Полька» (формирование эмоционального отклика ученицы, развитие выразительного исполнения посредством динамических оттенков)
исполнение учащейся вариаций В.Коровицына «Мужик с гармошкой»
(развитие музыкально-исполнительских навыков и с целью сохранения репертуара ученицы).
III.Заключение. Этап обобщения, подведения итогов работы на уроке, запись домашнего задания………………………………………………..5 мин.
Ход урока:
Организационный момент: сообщение темы, цели и задач урока.
Практическая часть:
Этапы работы
Действия преподавателя
Действия ученика
1.Разминка
Прежде чем приступить к работе над произведениями мы должны подготовить игровой аппарат. Предлагаю «разыграться» на примере гаммы соль минор. Чтобы добиться звуковой и ритмической ровности преподаватель предлагает проучить гамму различными способами.
Объясняет (показ на инструменте) короткое арпеджио двумя руками, при этом находя логические подсказки в аппликатуре (4 палец: в развёрнутом тоническом трезвучии в левой руке, в развёрнутом секст аккорде в двух руках, в развёрнутом квартсекст аккорде нет).
Проигрывание аккордов крепким, собранным звуком.
Ученица играет гамму соль минор гармонический вид в прямом движении. С начала на легато, затем различными штрихами (в левой- легато, а в правой- стаккато) и пунктирным ритмом.
Звучит мелодический вид в прямом движении. При этом девочка внимательно следит за верной аппликатурой и знаками.
Ученица проигрывает несколько раз отдельными руками короткое арпеджио, следя за верной аппликатурой и знаками.
Применяя логические подсказки для аккордов, успешно исполняет аккорды двумя руками.
2.Ф.Э.Бах «Полонез» соль минор из нотной тетради Анны Магдалены Бах.
Объясняет, что полонез - это торжественный польский танец, которым очень часто открывались балы.
Проверяет домашнее задание (закрепление I части отдельными руками).
Для того чтобы проучить и проинтонировать верные штрихи, целесообразно представить исполнение данного полонеза различными инструментами симфонического оркестра-мотивы, играют струнные инструменты, а четверти (3 долю) духовые.
Вопросно-ответная взаимосвязь. Очень значима роль штрихов в старинной музыке. Важна додержанная третья доля, звук собранный, крепкий, динамика скупая.
Разбор 3 строчки отдельными руками. Провела сравнительный анализ с музыкальным материалом I части (ритмически, интонационно).
Объясняет, что такое синкопа.
Работа над ритмической точностью в левой руке (4 такт-переход после залигованной ноты на шестнадцатые). Показ со счётом.
Проигрывает I часть отдельными руками, добиваясь верных штрихов и аппликатуры.
Девочка с большим интересом разбирает новый текст. Проигрывает отдельными руками.
Тщательная работа над ритмическим рисунком (многократное проигрывание синкопированного ритма).
Проучивание ритмического рисунка.
3.Ю. Весняк «Полька»
Формирование эмоционального отклика ученицы, развитие выразительного исполнения посредством динамических оттенков.
Предложено проработать более внимательно оттенки, для яркого эмоционального исполнения.
Исполнение выученного произведения в сдержанном темпе от начала до конца.
Проучивание оттенков по тексту. Проигрывание отдельных элементов многократно.
4.В.Коровицын
Вариации «Мужичок с гармошкой»
Развитие музыкально-исполнительских навыков и с целью сохранения репертуара ученицы.
Обозначила задачи произведения:
-целостность исполнения большого объёма нотного материала
-контраст динамический
-контраст тематический
Исполнение от начала до конца изученного произведения.
Заключение. Этап обобщения, подведения итогов работы на уроке, запись домашнего задания.
Преподаватель проанализировала все этапы проделанной работы, прозвучала словесная похвала ученицы. Акцентировала внимание на домашнем задании, записала его в дневник.
Данный урок является подтверждением того, что работа над музыкальным произведением-тернистый, сложный путь, где невозможно применение штампов и клише. Ученица с большой отдачей работала на уроке. Исполнительский репертуар урока соответствовал программным требованиям и индивидуальным возможностям ученицы. На уроке присутствовало разнообразие методов обучения: беседа, объяснение, показ на инструменте, использование приёмов развивающих исполнительское мастерство.
Постановка преподавателем конкретных проблем и задач в процессе работы помогла достигнуть цели «Формирование исполнительских навыков игры на инструменте (фортепиано)».
На уроке сложились партнёрские отношения (ученик-учитель). Состоялось продуктивное сотрудничество педагога и ученика. Каждый этап сопровождался пояснением домашнего задания.