|    Цель: психологически настроиться на исполнение программы      Задачи:  - необходимо играть без остановок, не фиксировать внимание на недостатках, охватить каждое произведение целиком,  - концентрировать все свои силы на этой задаче, воспитывая важные исполнительские качества;               Цель: развитие полифонического слуха в процессе работы над произведением.      Задачи:  - добиваться нужной артикуляционной окраски каждого голоса;  - научиться выразительно исполнять каждый голос и правильно передавать характер их методического развития;  - одновременное ведение голосов и их сочетание в единое целое;  - уметь различать голоса в темброво-динамическом отношении.                                                       Цель: добиваться эффективных результатов работы над различными гармоническими фигурациями.      Задачи:    - добиваться полной свободы и непринужденности при помощи определенных способов и приемов;  - мыслить не горизонтально, а вертикально;  - развитие гармонического слуха;  - анализировать и сопоставлять гармонические последовательности.                                                                                  Цель: добиваться абсолютной ровности и беглости, текучести, плавности звуковых последовательностей.      Задачи:  - овладеть некоторыми способами и приемами игры, улучшающими качество звучания;  - играть, касаясь клавиш кончиками пальцев так, чтобы пассажи «текли» легко и красиво.                                                                                      Цель: достигать совершенства в области техники октав, аккордов, глиссандо.      Задачи:    - сосредоточиться на работе кисти, плеча и предплечья;  - правильное использование предплечья и плеча;  - развитие ощущения интервалов, уверенность, силу игры;  - контролировать четкость всех пальцев;  - обеспечить свободу переносов рук;  - самоконтроль.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  Цель: формирование музыкальной культуры; обогатить представление учащихся яркими художественными впечатлениями, что послужит стимулом для его дальнейшей самостоятельной работы.      Задачи:  - осмысленное восприятие музыки;  - накопление учащимися музыкального опыта, необходимого для формирования определенных навыков и умений;  - расширение музыкального кругозора.   |    1. Прослушивание программы    И.С.Бах ХТК II том Прелюдия и Фуга Соль-мажор.  Л.Бетховен Соната №14 III часть.  К.Черни Этюд До мажор.  Ф. Шуберт Экспромт Ми бемоль мажор.  Л.Жуманова Восточный танец.  Краткая оценка исполнения                                  2. И.С.Бах. Прелюдия и фуга Соль-мажор  1) Проверка домашнего задания:  - исполнение каждого голоса отдельно  - движение к основным, опорным звукам.  2) Способы и приемы:  - «замахи» пальцев на нижние основные звуки, добиваясь освобождения запястья от излишнего напряжения  - способ вычленения. Оставлять нужные основные звуки, вертикальное мышление  - игра пунктиром в основные звуки  - беззвучное исполнение второстепенных звуков (качание клавиш, не нажимая их)  -при взятии повторяющегося звука, не отпускать больше данную клавишу и не давать ей полностью подняться во все время исполнения фигуры, а нажимать ее с половины, из полуподнятого положения, остальными пальцами играть «зацепившись» рукой за «повторяемую» клавишу, образующую как бы точку опоры игрового рычага.          3. Работа над произведением. Л.Бетховен Соната №14 III часть. Арпеджио в правой руке.      Способы и приемы:  - собрать арпеджио в правой руке в аккорды;  - медленная работа над артикуляцией пальцев, уделяя особое внимание вертикальности удара большого пальца и точности указательного;  - чередование акцентов первого и пятого пальцев укрепляют положение руки;  - специально поработать над средними пальцами, они важны для полнозвучия аккордов.  Арпеджио следует играть, ускоряя темп, изыскивая всевозможные оттенки. Гибкая кисть способствует изменению оттенков звучания: прикасаться к клавишам слегка, извлекать звук энергично. Эти поиски развивают технику, помогают одинаково свободно и легко исполнять арпеджио самого различного характера.  Чередование двух звуков в левой руке.  - добиваться звуковой и ритмической ровности путем смещения акцентов и смены метрической пульсации;  - увеличение количества звуков на один удар.  Необходимо точно ощущать доли такта, игра должна сопровождаться счетом.          4. Ф.Шуберт. Экспромт Ми бемоль мажор I часть.    Мелкая моторная техника.      Способы и приемы:  - медленная игра, работа над звуком, над его качеством;  - фразировка, найти опорные звуки, добиваться единства движения;  - избавиться от толчков, добавочных взмахов, подбрасываний локтя и запястья, вихляния плеч, головы, туловища;  - при увеличении темпа достичь экономность движений: исключить высокий подъем пальцев, большие смещения руки при подкладывании 1-го пальца, поворотах, сменах позиции. Каждое лишнее движение – задержка. Чем быстрее темп – тем меньше, ближе должны быть движения;  - преувеличенно акцентировать те ноты, которые подлежат выделению или приходятся на слабые пальцы;  - учитывая сравнительную «грузность» 1-го пальца, его тенденцию «выскакивать» из ровной звуковой линии, играть им ближе, легче, тише, чем другими пальцами.          5. К.Черни. Этюд До мажор.  Л.Жуманова. Восточный танец.  Октавы. Аккорды. Глиссандо.      Способы и приемы работы над октавной техникой:  1. Первое требование – «крепкое» звучание обоих пальцев. Гибкое запястье.  2. Октавы брать чуть сбоку, словно арпеджируя от верхнего звука к нижнему. В быстром темпе этот прием порождает легкое колебательное движение предплечья и кисти от 5-го пальца к 1-му и обратно.  3. Ориентироваться на черные клавиши;  4. Применять в игре не только 5-ый палец, но и 4-ый (а если возможно, то и 3-ий);  5. Большую пользу приносит «техническая» фразировка.      Способы и приемы работы над аккордами:  1. Совершенное одновременное взятие всех звуков аккорда. Аккорд берется рукой, летящей сверху вниз не отвесно, а несколько сбоку, в направлении от 5-го пальца к 1-му, причем рука начинает «полет» в мягко-собранном положении, со свободно сближенными пальцами, раскрывающимися и крепко становящимися на свои места лишь в самый момент соприкосновения с клавиатурой.  2. Предохранять руки от «зажима».  3. Обратить внимание на середину аккордов. Именно на нее должна опираться рука как в «ползучих» аккордах, сцепленных общими звуками.  4. Арпеджированные аккорды брать не «кое-как», а «развертывая» звук за звуком, в очень равномерной и отчетливой последовательности.  5. Выравнивание звучности аккорда достигается путем слуховой тренировки. Внимательно вслушиваться в звучание каждого звука в отдельности.  6. Придавать аккордам различную звуковую окраску. Средство «окраски» аккорда является тонкая градуировка силы звуков, входящих в него.        Глиссандо – специфический вид фортепианной техники:  1. Не допускается тренировка в медленном темпе.  2. При игре меньше наклонять палец, держать его почти вертикально на протяжении всего пассажа, подставлять ребрам клавиш не мякоть пальца, а его ноготь, не погружать палец до дна начальной клавиши.  3. Начинать «скольжение» не снизу, со дна начальной клавиши, а сверху, с воздуха, издалека (то есть раньше, левее начальной клавиши), плавно опускаясь «планируя» на клавиатуру.  4. Употреблять различные пальцы – один третий, второй и третий, второй, третий и четвертый вместе, - держать руку в обычном игровом положении, то есть ладонью вниз, а не вверх; только кисть повернута вправо, к 5-му пальцу и сплющена так, что 1-ые фаланги пальцев оказываются в одной плоскости с пястью, а последние фаланги подогнуты под первые.          6. Слушание музыки (использование технических средств звукозаписи).  И.С.Бах. Прелюдия и фуга. Соль-мажор.  Л.Бетховен. Соната №14 III часть  К.Черни. Этюд. До мажор.      Задание: следить по нотам за движением и развитием музыки.   |    - репродуктивные (исполнение программы);  - закрепление знаний в разных видах учебной деятельности;  - метод поисковых ситуаций;  - знакомство с новыми навыками и умениями, использование при этом творческих приемов;  - метод вычленения наиболее сложных построений;  - метод попутных поправок;  - метод поощрения;  - метод показа;  - метод словесных пояснений и образных сравнений;  - метод утрирования недостатков ученического исполнения с тем, чтобы сделать их более рельефными;  - метод наглядности;  - метод анализа;  - метод эмоционального воздействия.   |