kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие двигательно-моторных (технических) умений и навыков у учащихся фортепианных классов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок с Базильбаевой Лизой VII класс.

Тема: «Развитие двигательно-моторных («технических») умений и навыков у учащихся фортепианных классов».

Цель: Показать результаты работы, достигнутые на данном этапе работы. Овладение некоторыми способами и приемами, способствующими улучшению качества исполнения.

                                                    План урока.

  1. Прослушивание программы.
  2. Работа над произведением. И.С.Бах II том ХТК Прелюдия и Фуга Соль-мажор.
  3. Работа над произведением. Л.Бетховен Соната №14 III часть.
  4. Мелкая моторная техника. Ф. Шуберт Экспромт Ми бемоль мажор.
  5. Октавная и аккордовая техника. Глиссандо. К.Черни Этюд До мажор 740ф. Л.Жуманова Восточный танец.
  6. Слушание музыки. (Исполнение произведений пианистами мирового уровня).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развитие двигательно-моторных (технических) умений и навыков у учащихся фортепианных классов»



Открытый урок с Базильбаевой Лизой VII класс.



Тема: «Развитие двигательно-моторных («технических») умений и навыков у учащихся фортепианных классов».





Цель: Показать результаты работы, достигнутые на данном этапе работы. Овладение некоторыми способами и приемами, способствующими улучшению качества исполнения.







План урока.

  1. Прослушивание программы.

  2. Работа над произведением. И.С.Бах II том ХТК Прелюдия и Фуга Соль-мажор.

  3. Работа над произведением. Л.Бетховен Соната №14 III часть.

  4. Мелкая моторная техника. Ф. Шуберт Экспромт Ми бемоль мажор.

  5. Октавная и аккордовая техника. Глиссандо. К.Черни Этюд До мажор 740ф. Л.Жуманова Восточный танец.

  6. Слушание музыки. (Исполнение произведений пианистами мирового уровня).











Цели и задачи

Ход урока

Методы

Цель: психологически настроиться на исполнение программы


Задачи:

- необходимо играть без остановок, не фиксировать внимание на недостатках, охватить каждое произведение целиком,

- концентрировать все свои силы на этой задаче, воспитывая важные исполнительские качества;




Цель: развитие полифонического слуха в процессе работы над произведением.


Задачи:

- добиваться нужной артикуляционной окраски каждого голоса;

- научиться выразительно исполнять каждый голос и правильно передавать характер их методического развития;

- одновременное ведение голосов и их сочетание в единое целое;

- уметь различать голоса в темброво-динамическом отношении.














Цель: добиваться эффективных результатов работы над различными гармоническими фигурациями.


Задачи:

- добиваться полной свободы и непринужденности при помощи определенных способов и приемов;

- мыслить не горизонтально, а вертикально;

- развитие гармонического слуха;

- анализировать и сопоставлять гармонические последовательности.





















Цель: добиваться абсолютной ровности и беглости, текучести, плавности звуковых последовательностей.


Задачи:

- овладеть некоторыми способами и приемами игры, улучшающими качество звучания;

- играть, касаясь клавиш кончиками пальцев так, чтобы пассажи «текли» легко и красиво.






















Цель: достигать совершенства в области техники октав, аккордов, глиссандо.


Задачи:

- сосредоточиться на работе кисти, плеча и предплечья;

- правильное использование предплечья и плеча;

- развитие ощущения интервалов, уверенность, силу игры;

- контролировать четкость всех пальцев;

- обеспечить свободу переносов рук;

- самоконтроль.













































































Цель: формирование музыкальной культуры; обогатить представление учащихся яркими художественными впечатлениями, что послужит стимулом для его дальнейшей самостоятельной работы.


Задачи:

- осмысленное восприятие музыки;

- накопление учащимися музыкального опыта, необходимого для формирования определенных навыков и умений;

- расширение музыкального кругозора.

1. Прослушивание программы

И.С.Бах ХТК II том Прелюдия и Фуга Соль-мажор.

Л.Бетховен Соната №14 III часть.

К.Черни Этюд До мажор.

Ф. Шуберт Экспромт Ми бемоль мажор.

Л.Жуманова Восточный танец.

Краткая оценка исполнения









2. И.С.Бах. Прелюдия и фуга Соль-мажор

1) Проверка домашнего задания:

- исполнение каждого голоса отдельно

- движение к основным, опорным звукам.

2) Способы и приемы:

- «замахи» пальцев на нижние основные звуки, добиваясь освобождения запястья от излишнего напряжения

- способ вычленения. Оставлять нужные основные звуки, вертикальное мышление

- игра пунктиром в основные звуки

- беззвучное исполнение второстепенных звуков (качание клавиш, не нажимая их)

-при взятии повторяющегося звука, не отпускать больше данную клавишу и не давать ей полностью подняться во все время исполнения фигуры, а нажимать ее с половины, из полуподнятого положения, остальными пальцами играть «зацепившись» рукой за «повторяемую» клавишу, образующую как бы точку опоры игрового рычага.



3. Работа над произведением. Л.Бетховен Соната №14 III часть. Арпеджио в правой руке.


Способы и приемы:

- собрать арпеджио в правой руке в аккорды;

- медленная работа над артикуляцией пальцев, уделяя особое внимание вертикальности удара большого пальца и точности указательного;

- чередование акцентов первого и пятого пальцев укрепляют положение руки;

- специально поработать над средними пальцами, они важны для полнозвучия аккордов.

Арпеджио следует играть, ускоряя темп, изыскивая всевозможные оттенки. Гибкая кисть способствует изменению оттенков звучания: прикасаться к клавишам слегка, извлекать звук энергично. Эти поиски развивают технику, помогают одинаково свободно и легко исполнять арпеджио самого различного характера.

Чередование двух звуков в левой руке.

- добиваться звуковой и ритмической ровности путем смещения акцентов и смены метрической пульсации;

- увеличение количества звуков на один удар.

Необходимо точно ощущать доли такта, игра должна сопровождаться счетом.



4. Ф.Шуберт. Экспромт Ми бемоль мажор I часть.

Мелкая моторная техника.


Способы и приемы:

- медленная игра, работа над звуком, над его качеством;

- фразировка, найти опорные звуки, добиваться единства движения;

- избавиться от толчков, добавочных взмахов, подбрасываний локтя и запястья, вихляния плеч, головы, туловища;

- при увеличении темпа достичь экономность движений: исключить высокий подъем пальцев, большие смещения руки при подкладывании 1-го пальца, поворотах, сменах позиции. Каждое лишнее движение – задержка. Чем быстрее темп – тем меньше, ближе должны быть движения;

- преувеличенно акцентировать те ноты, которые подлежат выделению или приходятся на слабые пальцы;

- учитывая сравнительную «грузность» 1-го пальца, его тенденцию «выскакивать» из ровной звуковой линии, играть им ближе, легче, тише, чем другими пальцами.



5. К.Черни. Этюд До мажор.

Л.Жуманова. Восточный танец.

Октавы. Аккорды. Глиссандо.


Способы и приемы работы над октавной техникой:

1. Первое требование – «крепкое» звучание обоих пальцев. Гибкое запястье.

2. Октавы брать чуть сбоку, словно арпеджируя от верхнего звука к нижнему. В быстром темпе этот прием порождает легкое колебательное движение предплечья и кисти от 5-го пальца к 1-му и обратно.

3. Ориентироваться на черные клавиши;

4. Применять в игре не только 5-ый палец, но и 4-ый (а если возможно, то и 3-ий);

5. Большую пользу приносит «техническая» фразировка.


Способы и приемы работы над аккордами:

1. Совершенное одновременное взятие всех звуков аккорда. Аккорд берется рукой, летящей сверху вниз не отвесно, а несколько сбоку, в направлении от 5-го пальца к 1-му, причем рука начинает «полет» в мягко-собранном положении, со свободно сближенными пальцами, раскрывающимися и крепко становящимися на свои места лишь в самый момент соприкосновения с клавиатурой.

2. Предохранять руки от «зажима».

3. Обратить внимание на середину аккордов. Именно на нее должна опираться рука как в «ползучих» аккордах, сцепленных общими звуками.

4. Арпеджированные аккорды брать не «кое-как», а «развертывая» звук за звуком, в очень равномерной и отчетливой последовательности.

5. Выравнивание звучности аккорда достигается путем слуховой тренировки. Внимательно вслушиваться в звучание каждого звука в отдельности.

6. Придавать аккордам различную звуковую окраску. Средство «окраски» аккорда является тонкая градуировка силы звуков, входящих в него.


Глиссандо – специфический вид фортепианной техники:

1. Не допускается тренировка в медленном темпе.

2. При игре меньше наклонять палец, держать его почти вертикально на протяжении всего пассажа, подставлять ребрам клавиш не мякоть пальца, а его ноготь, не погружать палец до дна начальной клавиши.

3. Начинать «скольжение» не снизу, со дна начальной клавиши, а сверху, с воздуха, издалека (то есть раньше, левее начальной клавиши), плавно опускаясь «планируя» на клавиатуру.

4. Употреблять различные пальцы – один третий, второй и третий, второй, третий и четвертый вместе, - держать руку в обычном игровом положении, то есть ладонью вниз, а не вверх; только кисть повернута вправо, к 5-му пальцу и сплющена так, что 1-ые фаланги пальцев оказываются в одной плоскости с пястью, а последние фаланги подогнуты под первые.



6. Слушание музыки (использование технических средств звукозаписи).

И.С.Бах. Прелюдия и фуга. Соль-мажор.

Л.Бетховен. Соната №14 III часть

К.Черни. Этюд. До мажор.


Задание: следить по нотам за движением и развитием музыки.

- репродуктивные (исполнение программы);

- закрепление знаний в разных видах учебной деятельности;

- метод поисковых ситуаций;

- знакомство с новыми навыками и умениями, использование при этом творческих приемов;

- метод вычленения наиболее сложных построений;

- метод попутных поправок;

- метод поощрения;

- метод показа;

- метод словесных пояснений и образных сравнений;

- метод утрирования недостатков ученического исполнения с тем, чтобы сделать их более рельефными;

- метод наглядности;

- метод анализа;

- метод эмоционального воздействия.





Формы урока.

  1. Прослушивание программы.

  2. Проверка домашнего задания.

  3. Работа над полифонией.

  4. Работа над крупной формой.

  5. Работа над специфическими видами техники.

  6. Слушание музыки.

  7. Домашнее задание.



Тип урока – комбинированный.



  1. Урок, направленный на приобретение новых знаний и навыков.

  2. Урок, направленный на закрепление знаний.

  3. Урок, посвященный повторению.

  4. Урок, направленный на углубление и отшлифовку исполнительских возможностей ученика.



Виды деятельности.

  1. Игра на музыкальном инструменте.

  2. Слушание музыки.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Денисова Ольга Анатольевна

Дата: 12.03.2016

Номер свидетельства: 304738


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства