Просмотр содержимого документа
««Развитие технических навыков в младшем классе фортепиано. Гаммы на начальном этапе обучения»»
Школа искусств имени Мукана Толебаева
Методическая разработка открытого урока на тему:
«Развитие технических навыков в младшем классе фортепиано. Гаммы на начальном этапе обучения»
Педагог: Муратбекова К.М.
Предмет : фортепиано
Класс: 2
Кордай – 2023-24 у.г.
Тема: Развитие технических навыков в младшем классе фортепиано.
Цели урока:
– Активизирование творческого отношения учащегося к работе над освоением технических навыков.
– Сочетание задач постановки игрового аппарата и развития техники учащегося в младшем классе фортепиано.
Задачи урока:
Образовательная:
– Освоение игровых навыков на фортепиано (приемы технического развития) через ассоциативное мышление;
– Применение технических формул в работе над произведениями.
Воспитательная:
– Воспитывать творческое отношение к работе над техническим развитием.
– Повышать интерес к игре гаммам.
– Воспитывать умение работать над гаммами осмысленно, целенаправленно.
Развивающая:
– Развитие образного мышления.
– Снятие мышечных зажимов;
– Правильная организация пианистического аппарата
Форма учебного занятия– урок.
Тип урока –урок закрепления полученных навыков.
Форма организации работы –индивидуальная
Методы урока:
· Словесный;
· Практический
Ожидаемый результат: правильное и свободное исполнение гамм До-мажор, ля-минор, Соль-мажор. Выработка верного исполнения элементов этюда.
Оборудование: фортепиано, стул с подставкой, ноты, ноутбук для показа слайдов, дневник.
Этапы урока:
1. Организационный момент
2. Вступительное слово преподавателя
3. Основная часть
4. Заключение
Ход урока:
Организационный момент:
Сообщение темы, целей урока, представление обучающегося.
Муратханова Амина поступила в музыкальную школу, обладая хорошим слухом, музыкальной памятью, хорошим чувством ритма. Во время занятий, в процессе работы над музыкальными произведениями, восприимчива к указаниям преподавателя, активна в стремлении овладеть пианистическими навыками, обладает хорошей фантазией.
– Беседа с ученицей, для чего нужно играть гаммы.
– Мелодическая задача в работе над гаммами До-мажор,ля-минор,Соль-мажор.
– Оценка исполнения гаммы ученицей.
– Динамическая задача и характер пианистических движений в гаммах.
– Оценка исполнения гамм ученицей.
– Ритмические варианты исполнения гамм.
– Рекомендации для домашней работы.
– Подведение итога урока.
Гаммы являются необходимой составной частью воспитания пианиста. Общеизвестно, что гаммы играть полезно. «Музыкальной таблицей умножения» назвал гаммы Иосиф Гофман. Играющему на фортепиано надо знать гаммы и другие компоненты гаммового комплекса (аккорды, арпеджио) так же хорошо, как любому человеку таблицу умножения, и так же свободно эти знания применять.
Гаммы – это основа инструктивных этюдов. Игра гамм развивает такие технические качества, как беглость, ловкость, чёткость и точность звукоизвлечения. Но в работе над гаммами мало развивать скорость и точность. Необходимо ставить конкретные художественные задачи, подчинить этим задачам и качество звука. Различные методы и способы работы над гаммами повышают у учащихся интерес к ним и желание ими заниматься.
Преподаватель:Здравствуй,Амина. Сегодня урок мы посвятим гаммам. Но перед тем как начать урок, я хочу проверить домашнее задание. Нужно было разобрать «Этюд» Черни-Гермер. Сыграй нам пожалуйста.
Исполнение «Этюда» Черни-Гермер.
Преподаватель: И в этом «Этюде» мы видим спрятаны разные гаммы.
Преподаватель: Какие гаммы, которые ты знала тебе встретились?
(гаммы С, G-dur, а-moll) А эти гаммы нам знакомы?
Преподаватель: Гамма и гаммовый комплекс (аккорды и арпеджио) содержит в достаточно чистом виде тот материал, из которого состоят все шедевры. Это те кирпичики, которые подойдут для строительства любой пьесы, любого произведения. Кто имеет заранее сделанные заготовки - хорошо выученные гаммы, - тот сыграет без особого труда любое произведение. В нашем случаи так и получилась, у нас были выученные гаммы, которые встречаются в этом «Этюде», и поэтому нам легко было разобрать ее.
Преподаватель: Что же такое гамма?
Амина: Гамма-это звукоряд от тоники до тоники.
Преподаватель:Правильно. Гамма-это восходящий и нисходящий звукоряд от тоники до тоники. И каждое занятие здесь и дома мы начинаем с проигрываний гамм. Зачем же они нужны?
Амина:Ответы Амины
Преподаватель:Гаммы – важный момент в обучении учащихся игре на фортепиано.
Во первых, играть гаммы на фортепиано это хороший способ разыграться, отличный способ разогреть руки, точно так же бегун будет растягивать свое тело перед отправлением на трассу.
Во вторых, гаммы – нужны для знакомства с ладо-тональной системой, освоить кварто-квинтовый круг всех диезных и бемольных тональностей.
В третих, гаммы – способствуют развитию двигательного аппарата (развивается беглость пальцев, совершенствуется техника).
В четвертых, гаммы – необходимы для ознакомления с клавиатурой и хорошей ориентации в ней.
Для этого мы каждый день должны играть гаммы. И с каждым последующим проигрыванием должно происходить улучшение качества исполнения гамм. Поэтому нужно научиться слушать себя, свое исполнение, уметь сравнивать игру.
А ты любишь каждый день играть гаммы? Всегда ли ты с удовольствием играешь их?
Ответ Амины.
Преподаватель: Что бы играть гаммы не было скучно,сегодня на уроке я попробую показать различные методы и способы работы над гаммами, с помощью которых играть гаммы будет занимательно и весело.
Сейчас сыграй нам пожалуйста гамму До-мажор.
Преподаватель: Молодец! Для того что бы нам было интересно играть гаммы, мы должны все время ставить какие-то задачи. Например: Звуковые (артикуляционные) способы работы над гаммой.
Амина, давай сыграем гамму наверх на forte, в умеренном темпе, приемом portamento. Задача - добиться глубокого, сочного, мягкого, благородного звука. А вниз сыграем гамму piano. Играя гамму piano, важно не «шептать», не «прятаться».
Проигрывание гаммы
Преподаватель: Показ слайда. Амина, посмотри, что изображено на картинке?
Ответы Амины: на картине изображено озеро, лодка с девочкой и дождик.
Преподаватель:
Небо хмурится, хандрит.
С неба дождик моросит.
Падает морошка
В лодку как лукошко.
Попробуем «изобразить» этот образ на фортепиано. Сыграть гамму пальцевым staccato, представляя, что по ровной поверхности воды плывёт лодка, под мелким, частым, моросящим дождиком». Для этого необходимо применить следующее движение: цепким кончиком пальца мы как бы «стираем пятнышко с клавиши», делая активное, резвое движение пальца под ладонь. Запястье свободное, оно «дышит», чуть вибрируя, как «моросящий дождик». А рука при этом выполняет большое объединяющее движение, как на legato. Она равномерно движется вдоль клавиатуры, как «плывущая лодка», а хватательные движения пальцев, не нарушают этого движения.
Проигрывание гаммы пальцевым staccato.
Преподаватель: Следующие -динамические способы работы над гаммой. Посмотрим следующее изображение, что ты видишь. Показ слайда.
Преподаватель: Да, мы видим туриста поднимающийся на гору, у него большой рюкзак. Давай сыграем нашу гамму «звуковысотной динамикой»: вверх crescendo. Настраиваемся на образ: мы забираемся на гору. При подходе к вершине идти становится труднее, мы затрачиваем больше силы и энергии, что ведёт к большему напряжению и нажиму руки на клавиатуру, к более глубокому погружению пальцев в клавиши.
Играем гамму с подтекстовкой:
Мы – туристы, лихие альпинисты.
Смело в гору мы идём.
Высота нам нипочём.
Преподаватель: Амина, посмотри на следующее изображение и скажи как мы будем играть вниз гамму?
Преподаватель: При движении гаммы вниз глубокое погружение пальцев в клавиши постепенно сменяется на более лёгкое прикосновение, при этом пальцы остаются активными (diminuendo). Образ: лыжник катится с горы.
Кто по снегу быстро мчится
Вниз с горы и не боится?
Проигрывание гаммы вниз diminuendo
Преподаватель: Очень часто приходиться играть пассажи и музыкальные фразы, где характер требует нарастания звучания не традиционно вверх, а при игре вниз. Подъёмы и спады звучности с движением звуковысотной линии будут не совпадать. Это придаёт и мелодическим пассажам и коротким мотивам особый выразительный смысл. Вслушиваясь в такой характер динамики, представим воздушный шар, поднимающийся в небо (diminuendo):
Вот летят комарики
На воздушном шарике.
В небо мчатся в вышину
В безоблачную тишину.
Звуки из громких, насыщенных, густых становятся всё тише и тоньше, как «лучики солнечного света». Соответствует этому и характер пианистических движений: погружение рук на дно клавиатуры и постепенное расслабление, облегчение их на вершине, но с остающимися активными и упругими кончиками пальцев.
Играем гамму вверх на diminuendo
Преподаватель: От вершины спускаемся вниз – опять «в темноту, туннель», в глубокое и насыщенное звучание (crescendo).
Это что тут за дыра?
С виду – чёрная нора.
В ней и страшно и темно.
Смело едем всё равно.
Играем гамму вниз на crescendo.
Преподаватель: Очень хорошо поиграли, руки устали, давай немного отдохнем
Выполнение физ. Минутки.
Преподаватель:Следующий способ игры гамм-метроритмские способы работы над гаммой. Амина, посмотри следующий слайд. Здесь мы видим черепаху которая с зонтиком гуляет под дождем. Черепаха у нас как ходит? Медленно. Левая рука у нас будет изображать черепаху, играть legato, а правая рука будет изображать дождик, играть staccato.
Преподаватель: Обращая внимание на следующий слайд:
На спине ежа иголки Длинные и колкие. Он в клубочек спрятал ножки,
Покатился по дорожке.
Правая рука играет legato, в ритме (ёжик катится). Левая рука играет staccato, в ритме (торчащие иголки).
Преподаватель: Амина, перед тобой небольшая таблица обозначений характера исполнения произведений. Выбери какой-нибудь характер и сыграй.
Преподаватель:Играть гаммы можно и в ансамбле с педагогом или с другим учеником, тем самым развивать ансамблевый слух. Задача ученика состоит в том, чтобы услышать динамику звучания свою и партнера.
Очень увлекательно упражнение «Поймай меня». Я начинаю играть гамму, а ты вслушиваешься и вступаешь со второй октавы («ловит» педагога), 2-я октава играется в ансамбле, 3-ю я играю одна. Ты вступаешь на 4 и т.д. Последнюю октаву заканчивают вместе.
Преподаватель:Амина, наш урок подходит к концу. Давай обобщим наш урок. Что мы сегодня делали на уроке? Какой приём тебе больше всего понравилось?
Преподаватель:На этом наш урок закончен.
Рефлексия «Острова».
Оценивание.
Домашнее задание: выучить «Этюд» и продолжать учить гаммы, но не просто механически повторять его каждый день, а каждый раз ставить разные задачи, слушать себя, свое исполнение, уметь сравнивать игру. В помощь тебе я дарю таблицу разных характеров, положи его в свою папку для нот и я предлагаю тебе поиграть гаммы в разных характерах. Для этого тебе самой надо будет выбирать штрихи, темп, динамику.