kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Развитие технических навыков учащихся класса гитары в ДМШ»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Из опыта работы преподавателя детской музыкальной школы по классу гитары над техникой на современном этапе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Развитие технических навыков учащихся класса гитары в ДМШ»»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА КАЛИНИНГРАДА

«ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА ИМЕНИ Р. М. ГЛИЭРА»

236010 г. Калининград, ул. Огарева, 22 Тел/факс: 21-24-44; [email protected]




Методическая разработка

«Развитие технических навыков учащихся класса гитары в ДМШ»



Разработчик:

преподаватель по классу гитары

ДМШ им. Р. М. Глиэра

Олейник Юлия Павловна








г. Калининград,

2022 год

Введение.

Одной из центральных задач современной музыкальной педагогики является
поиск средств и приёмов интенсификации музыкально-слухового и творческого развития юных музыкантов и ее органичное проникновение в различные процессы обучения в музыкальной школе.

Само слово «техника» происходит от греческого слова techne, которое означает «искусство», «мастерство».

Всякая техническая тренировка построена на многократном повторении упражнения. Дети не всегда проявляют к ней должный интерес и нередко выполняют ее вяло, что резко снижает ее эффективность. Эту работу необходимо сделать более привлекательной для обучающегося. Необходимо, чтобы он ощущал в упражнениях определенный музыкальный смысл и стремился достигнуть нужного качества звучания, активности и определённого ритма.

Чтобы привести исполнительскую технику к высочайшим значениям мастерства нужно систематическое совершенствование её отдельных составляющих…

Главная задача при обучении игре на том или ином музыкальном инструменте -воспитание не просто хорошего исполнителя или музыканта, художника, способного своим творчеством воздействовать на слушателя, заражать его своей эмоциональной, духовной и интеллектуальной энергетикой, а «непрерывное развитие человека - не узкого специалиста, а всего человека».

Гитара считается одним из самых доступных и привлекательных инструментов. С ней легко путешествовать, она доступна в обучении и не занимает столько места, как ударная установка или фортепиано.

Но самое главное - она охватывает широчайший репертуар: гитарная классика, переложения академической музыки, рок, джаз и многое другое. Гитара способна выразить глубину чувств и мыслей любого человека, прикоснувшегося к ней, желающего изучить её особенности и научиться на ней играть - стать Мастером.



Российское гитарное исполнительство является существенной частью мирового музыкального искусства


На сегодняшний день нельзя пожаловаться на отсутствие интереса ребят к гитарной музыке - класс гитары в нашей музыкальной школе переполнен.

Но, несмотря на это, существуют и некоторые проблемы: так, в настоящее время, основным критерием отбора при поступлении в ДМШ является желание поступающего, т. е. берут практически всех.

Нередко это приводит к тому, что к нам в школу попадают дети со слабыми музыкальными данными. Такие ребята редко заканчивают обучение, хотя и бывают исключения: иногда упорный труд приводит к развитию музыкальности и техники, овладению основными приёмами игры. Нельзя не отметить, что благоприятно сказалось на процессе обучения таких учащихся появление общеразвивающих программ, позволяющих найти к каждому ученику индивидуальный подход и оптимизировать процесс обучения.

На звучание гитары и художественное исполнение влияет множество факторов. К примеру, конструкция инструмента и его акустические свойства, струны, способы звукоизвлечения, посадка гитариста и постановка рук - развитие игрового аппарата и координация движений, использование дополнительных приспособлений и т.д.

Освоение различных технических приёмов, наработка технических навыков являются не самоцелью, но важной составляющей развития музыкальности, чистоты и уверенности исполнения, что в свою прививает любовь к инструменту в результате полученной самоотдачи, а также обратной связи слушателей.

Неоценимую помощь в освоении обучающимися различных двигательных навыков могут оказать разнообразные упражнения.

Многие известные гитаристы и педагоги по классу гитары (напр.: Н.А. Комолятов Э. Пухоль, А. Сеговия, и др.) разработали свои системы упражнений для развития безукоризненной техники игры.

Работе над исполнительской техникой стоит уделять не более 25% общего времени занятий инструментом, поскольку техника не может превалировать над художественным содержанием музыкального произведения, но должна способствовать раскрытию его образа.

Техническое совершенствование гитаристов должно включать в себя работу над исполнением: 1) арпеджио; 2) интервалов и аккордов; 3) гаммообразных пассажей; 4) тремоло; 5) технического легато и мелизматики.

Для приобретения устойчивого навыка целесообразно сначала сконцентрироваться над усвоением какого-либо одного технического приёма на уроке, а также вести контроль за выполнением учащимися домашнего задания по его закреплению. При исполнении упражнений важно добиваться целесообразности и ловкости движений, координации всех частей руки и естественной смены моментов напряжения и освобождения мышц. Упражнения выполняются в различных темпах, громко и чётко.

В процессе звукоизвлечения внимание и сила направляется в последнюю фалангу (самый кончик) пальца (особенно это касается правой руки, в случае с левой рукой исключение составляет приём баррэ) при обязательном условии расслабленного состояния всех мышц тела. Если в процессе занятий в какой-либо части тела происходит зажим, то дальнейший технический рост будет замедлен или вообще остановлен.

Чтобы сохранить игровую форму и избежать механистичности и «рутинизации» занятий, следует подключать как можно более художественный контекст, в котором применяется тот или иной технический приём, а также больше совместного музицирования, в свою очередь развивая навык ансамблевого исполнительства.


Основные технические приёмы, необходимые для усвоения учащимся класса гитары:

1Арпеджио - поочерёдное извлечение звуков.

Вся работа над развитием техники начинающих учащихся-гитаристов должна быть направлена на формирование основ исполнительской «школы».

Этому способствует изучение и исполнение всевозможных арпеджио. На начальном этапе лучше использовать арпеджио на открытых струнах из сборника А.Гитмана «Начальное обучение на шестиструнной гитаре».

В «Школе игры на шестиструнной гитаре» Маттео Каркасси предложены 22 упражнения на различные виды арпеджио. Ряд упражнений на восходящие и нисходящие арпеджио предлагает в своей «Школе игры на шестиструнной гитаре» Эмилио Пухоль.

2. Интервалы и Аккорды

Изучение техники игры интервалами и аккордами, рекомендуется вводить на начальном этапе обучения. Ряд упражнений А. Гитмана, М. Каркасси,  П. Агафошина предложен в сборнике «Начальное обучение на шестиструнной гитаре» А.Гитмана. В «Школе игры на шестиструнной гитаре» Эмилио Пухоля – это упражнения с №19 – 28.

Этот вид техники широко используется в Андантино, Аллегретто, Прелюдах и Вальсах Ф. Карулли, М. Каркасси.

3. Гаммы

Далее по мере стабилизации постановки рук и музыкально-технического развития учащихся-гитаристов младших классов можно приступать к работе над гаммами, начинать удобно с хроматических последовательностей на разных струнах. Гаммы лучше всего играть приемом «апояндо» и использовать типовую аппликатуру А. Сеговии, но в аппликатуре стараться не допускать «перекрещивания».

Гаммы следует играть в различном ритмическом оформлении (дуолями, триолями, квартолями, пунктирным ритмом).

Цель гамм – выравнивание пальцев, а для этого требуется постоянный слуховой контроль. Играя гаммы нужно научиться извлекать звуки ровной силы. Работа над гаммами играет важное значение в воспитании координации рук, которая является залогом двигательно-технической свободы. Упражнения № 33-36 по подготовке пальцев к исполнению гамм, предложены в «Школе игры на шестиструнной гитаре» Эмилио Пухоля. Гаммообразные пассажи широко используются в произведениях как у гитаристов-классиков, так и у современных авторов.

4. Тремоло

Самый яркий приём игры на классической гитаре. Он звучит очень эффектно, потому что кроме основной мелодии на первых струнах одновременно звучит и аккомпанемент на басах - это и главная трудность при работе над ним. Не многие могут сыграть тремоло так, чтобы ясно звучало двухголосие - два инструмента (дуэт).

Технику тремоло лучше всего отрабатывать на коротких упражнениях, чтобы пальцы приобрели начальные навыки. Во 2 части сборника «Художественная техника гитариста» Е.Шилина предлагается двенадцать специальных упражнений. Работать над ними нужно не менее 15 минут ежедневно. Упражнения расположены в порядке возрастания, от простого к сложному, и поэтому тремоло, если работать над ним ежедневно, постепенно будет улучшаться. Брать каждое последующее упражнение нужно только тогда, когда хорошо отработанно предыдущее.

Пальцы правой руки должны научиться извлекать звуки очень экономными, короткими движениями. Очень важная и тонкая роль у большого пальца правой руки. С одной стороны он является участником мелодической линии тремоло и извлекает первый звук в группировке из 4-х нот, а с другой стороны, он - главный и единственный исполнитель аккомпанемента. Поэтому, он должен очень гармонично приспосабливаться и к мелодии и к аккомпанементу.

Когда играешь тремоло, нужно уделять внимание и солисту, который «поёт» красивую мелодию (это пальцы p-a-m-i), и аккомпаниатору - палец (p), который не только помогает звуками аккордов, но и держит ритм пьесы.

Список пьес с приёмом тремоло:

М. Каркасси - Этюд (Am)

М. Высотский - Русская мелодия (Am или Gm)

Х. Виньяс - Фантазия (E)

Фр. Таррега - Воспоминание об Альгамбре (Am)

Фр. Таррега - Грёзы (E)

А. Иванов-Крамской - Грёзы (D).

5. Техническое легато и мелизматика

Упражнения на легато развивают силу пальцев левой руки, но следует помнить, что легато всё же специфический приём. Пальцевые движения при легато более резкие, чем при обычной игре. Легато может иногда применяться для облегчения действий правой руки в гаммообразных пассажах, в некоторых арпеджио, но основное его назначение- колористическое. Игра легато придаёт исполнению неповторимую звуковую окраску.

В отношении изучения в младших классах технического легато и мелизматики педагогу следует особенно внимательно контролировать выполнение восходящего легато, а в работе над мелизмами следует ограничиться исполнением различных форшлагов и коротких трелей на одной струне в стандартной позиции.

Очень подробно разработаны упражнения на разные виды легато в «Школе» Э.Пухоля, №93-98. Этот вид техники встречается в Андантино, Аллегретто, М. Каркасси, Этюде №13 соч.100 М. Джулиани, Этюд (упр. №99) Э. Пухоля.

6. Барре как особый вид гитарного приёма.

Освоение приёма «барре» стоит вводить во 2 - 3 классах в зависимости от того, насколько разработана левая рука, окрепли пальцы, налажена координация движений. На начальном этапе используются упражнения без участия правой руки. Следует начать с прижатия двух струн одним пальцем, затем на трёх и постепенно доводится до шести. На каждом этапе выбирается пьеса либо этюд, содержащие соответствующие каждому из этапов элементы. Положение кисти естественно меняется, и ладонь уже занимает положение не параллельно грифу, а под определенным углом. Палец располагается на ладу полусогнутым, ощущение струн пальцем должно быть не мякотью пальца, а ближе к внешней стороне, где косточки пальца более ощутимы.

Заключение.

Фундамент техники закладывается в школе. Этюды для развития техники  активизируют пальцы, воспитывают их легкость, четкость, подвижность. Однако, не только этюды содержат в себе те или иные технические приёмы, но и любое художественное произведение, подобранное к месту и ко времени может содержать в себе множество «упражнений», и благодаря проявленному интересу учащегося наработка нужного навыка осуществляется быстрее, с большим вниманием и энтузиазмом.

Основная цель формирования технических навыков - обеспечить условия для лучшего воплощения музыкальных задач. Работа гитариста требует и физического и умственного труда. Удобство движений, их точность, свободная посадка, овладение хорошим звуком, музыкальное исполнение, как правило, прививает обучающемуся любовь к занятиям на гитаре, что уже само по себе является очень важным условием его дальнейших успехов.

Урок специальности - это урок искусства, обращённый к внутреннему миру ребёнка, это совместное творчество педагога и учащегося, которое в свою очередь способствует развитию музыкального и воображения в целом.



Список  литературы:

1. Агафошин П. Школа игры на шестиструнной гитаре. – М.: Музыка, 1983 (1990, 2001).

2. Агуадо Д. Школа игры на шестиструнной гитаре. – М.: Музыка, 1956.

3. К.п.н. Борисевич В.Г. «Оптимизация музыкально-технического развития учащихся - гитаристов на начальном этапе музыкального образования // Модернизация содержания, методов и форм музыкального образования в современных условиях / Ред.-сост. Е.А. Бодина; ред. колл.: Г.С. Алфеевская, Н.Н. Телышева. – М.: МГПУ, 2009.

4. Вещицкий П., Ларичев Е., Ларичева Г. Классическая шестиструнная гитара.- М.: Владос, 2000.

5. Вещицкий П. Самоучитель игры на шестиструнной гитаре. Аккорды. 1978.

6. Гитман А. Начальное обучение на шестиструнной гитаре. М., 1997;

7. Иванов-Крамской А. М. Школа игры на шестиструнной гитаре. – М.: Музыка, 1990.

8. Каркасси М. Школа игры на шестиструнной гитаре / Под ред. А. ИвановаКрамского. - М., 1990, 2001; М.: ЭКСМО-Пресс, 2000, 2002.

9. Пухоль Э. Школа игры на гитаре. М., 1977;

10. Шилин Е. Школа игры на гитаре. Ч.2 «Художественная техника гитариста»,  - М., 2001.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Развитие технических навыков учащихся класса гитары в ДМШ»

Автор: Олейник Юлия Павловна

Дата: 07.10.2022

Номер свидетельства: 614531

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Образовательная (рабочая) программа по предмету "Гитарный ансамбль" "
    ["seo_title"] => string(69) "obrazovatiel-naia-rabochaia-proghramma-po-priedmietu-gitarnyi-ansambl"
    ["file_id"] => string(6) "235777"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1443818286"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства