Разработка урока музыки в 6 классе с учётом ФГОС "Образы скорби и печали. Фортуна правит миром" (II четверть, урок 15)
Разработка урока музыки в 6 классе с учётом ФГОС "Образы скорби и печали. Фортуна правит миром" (II четверть, урок 15)
Конспект урока музыки в 6 классе общеобразовательной школы "Образы скорби и печали. Фортуна правит миром" (II четверть, урок 15). Урок выполнен с учётом ФГОС.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Разработка урока музыки в 6 классе с учётом ФГОС "Образы скорби и печали. Фортуна правит миром" (II четверть, урок 15)»
Тема урока: «Образы скорби и печали». «Фортуна правит миром»
I. Организационно-мотивационный этап
Начало урока
«Музыкальная загадка» Дж. Перголези «StabatMater» («Стояла Мать Скорбящая») – I часть
***Джованни Перголези (1710-1736гг.) – итальянский композитор.
- О каких образах будем говорить сегодня на уроке? (образы скорби и печали)
Актуализация знаний
- Духовная или светская музыка прозвучала? (Духовная музыка - музыкальные произведения, связанные с текстами религиозного характера, предназначенные для исполнения во время церковной службы или в быту).
- О чём скорбит Дева Мария – Мать Иисуса Христа? (о смерти своего сына)
Целеполагание
Тема урока: «Образы скорби и печали».
- Сегодня на уроке мы будем работать в группах (по 7-10 человек). Какие задачи ставит перед вами работа в группе?
Задачи урока:
1) Научиться излагать своё мнение.
2) Научиться понимать позицию другого.
3) Научиться сотрудничать с людьми.
4) Научиться преодолевать конфликты (договариваться с людьми).
II. Организация деятельности учащихся
Изучение нового материала. Обсуждение и решение проблем
«Мозаика» (деловая игра)
Правила игры. Формирование творческих групп по 7-10 человек (3 группы). Участники двух групп выбирают карточки с информацией по теме урока. Занимают места за соответствующими столами и приступают к изучению материала. Задача данных групп донести новый материал до всего класса любыми доступными способами (в виде рассказа, беседы, театрализации, …). Третья группа в этот момент разрабатывает критерии оценивания выступлений.
I группа
Карточка1.
Знаменитый австрийский композитор Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791гг.) умер молодым. Безвременная кончина не позволила композитору завершить работу над его последним произведением. Ученик композитора Зюсмайер дописал заключительные части «Реквиема» и сделал намеченную В.-А. Моцартом оркестровку произведения, благодаря чему это сочинение стало известно всему миру.
Реквием (лат., «покой») – многочастное сочинение траурно-возвышенного характера для солистов, хора и оркестра.
«Покой вечный дай им» - этими словами начинается древняя молитва. Первое её слово – «покой» - и есть перевод с латыни слова «Реквием».
II группа
Карточка2.
В письме другу В.-А. Моцарт писал:
«В моей голове хаос, лишь с трудом собираюсь с мыслями. Образ незнакомца не хочет исчезнуть с глаз моих. Я беспрерывно вижу его. Он просит, он настаивает, он требует работы. Я продолжаю, ибо сочинение музыки утомляет меньше, чем бездействие. Чувствую - моё состояние подсказывает это – мой час пробил. Конец придёт прежде, чем я смогу полностью проявить свой талант. А как прекрасна была жизнь! Но никому не дано изменить предначертанного судьбой, измерить дни своей жизни… Итак, я заканчиваю свою погребальную песнь. Я не вправе оставить её незавершённой».
III группа
Карточка3.
Критерии оценивания выступлений:
1)
2)
3)
4)
5)
I группа II группа
Задание №1 (отметка):
Задание №2 (отметка):
«Точка зрения» (деловая игра)
Правила игры.
Участники: оппоненты – I и II группы учеников, отстаивающих ту или иную точку зрения; наблюдатели – III группа.
Содержание игры: две группы учеников доказывают правильность противоположных точек зрения.
До игры: учитель заранее объявляет тему спора, снабжает учащихся необходимыми знаниями, фактами.
Во время игры:
1. Группы обсуждают свои аргументы и возможные контраргументы противников.
2. Группы вступают в диспут.
3. Группа наблюдателей оценивает: кто был логичнее? кто более убедителен эмоционально?
кто допустил ошибки в споре (некорректное отношение к другому, «переход на личности»…)?
I группа отстаивает точку зрения: «В.-А. Моцарт воплотил в своём произведении образы тоски, горести, скорби, печали, смирения».
II группа отстаивает точку зрения: «В.-А. Моцарт воплотил в своём произведении нечто большее, чем просто чувства и переживания».
III группа оценивает.
«Мозаика» (деловая игра)
I группа
Карточка1.
В монастыре в предгорьях Баварских Альп (в Германии) хранился рукописный сборник стихов и песен XII-XIII веков. Авторы песен – странствующие поэты и музыканты – ваганты, что в переводе с латинского языка означает «бродячие».
В середине XIX века рукописный сборник был издан под названием «Carmina Burana» («Баварские* песни»).
Спустя почти столетие «Кармина Бурана» попала в руки немецкого композитора и педагога Карла Орфа (1895-1982гг.). Всё, что привиделось композитору за чтением драгоценного сборника, он пересказал языком музыки.
*Бавария – земля на юге, юго-востоке Германии.
II группа
Карточка2.
«Кармина Бурана» (кантата для солистов, хора, оркестра и представления на сцене) – новый музыкально-театральный жанр, где равноправно сочетаются музыка, танец и сценическое действие. Состоит из «Пролога» и трёх частей, каждая из которых содержит несколько отдельных музыкальных действий.
Композиционная структура во многом основана на идее вращения «Колеса Фортуны*». Рисунок Колеса был обнаружен на первой странице рукописного сборника «Кармина Бурана».
«Колесо Фортуны то возносит, то безжалостно низвергает человека, совершая полный оборот. Колесо Фортуны, которое с одной стороны приводит в движение ангел, а с другой – дьявол», - главный сценический образ кантаты. Во время каждой сцены, а иногда и во время одного действия, «Колесо Фортуны» поворачивается, счастье оборачивается печалью, а надежда сменяется горем.
*Фортуна – богиня счастья и судьбы.
III группа
Карточка3.
Критерии оценивания выступлений:
1)
2)
3)
4)
5)
I группа II группа
Задание №1 (отметка):
Задание №2 (отметка):
«Точка зрения» (деловая игра)
К. Орф «Carmina Burana» («О, Фортуна!», «Пролог», №1) – слушание музыки
Тема спора: идея произведения.
I группа отстаивает точку зрения: «Фортуна правит миром».
II группа отстаивает точку зрения: «Человек решает свою судьбу сам».
III группа оценивает.
«Разучивание песни». Муз. И Шварца, сл. Б. Окуджавы «Ваше благородие»
- Из каких «составляющих» складывается судьба человека, по мнению авторов песни?
III. Контрольно-рефлексивный этап
Рефлексия
«Мишень»
Задание. Учащиеся выбирают, какая деятельность доминировала на уроке и была более значимой. Моя деятельность. Деятельность группы. Деятельность класса. Деятельность учителя.
«Поставь баллы от 1 до 5»
Работу I и II групп оценивает III группа (по разработанным критериям). Работу III группы оценивает учитель.