kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока в 5 классе по теме: "Импрессионизм в музыке и живописи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: раскрыть особенности импрессионизма как стиля искусства. 

Задачи урока:

Метапредметные:

- создать условия для развития умений анализировать, сравнивать, делать вывод;

- развивать способность к интерпретации;

- развитие воображения, художественной интуиции.

Предметные:

- раскрыть взаимодействие и взаимообусловленность импрессионизма в музыке и живописи.

Личностные:

- формирование художественного вкуса

- формирование эмоционально – целостного отношения к искусству и к жизни.

Тип урока: усвоение новых знаний.

На уроке использовался метод проектной деятельности (выполнение домашней работы)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока в 5 классе по теме: "Импрессионизм в музыке и живописи"»

Разработка урока музыки в 5 классе

по теме: «Импрессионизм в музыке и живописи»

Цель урока: раскрыть особенности импрессионизма как стиля искусства.

Задачи урока:

Метапредметные:

- создать условия для развития умений анализировать, сравнивать, делать вывод;

- развивать способность к интерпретации;

- развитие воображения, художественной интуиции.

Предметные:

- раскрыть взаимодействие и взаимообусловленность импрессионизма в музыке и живописи.

Личностные:

- формирование художественного вкуса

- формирование эмоционально – целостного отношения к искусству и к жизни.

Тип урока: усвоение новых знаний.

На уроке использовался метод проектной деятельности (выполнение домашней работы)

Оборудование: компьютер, проектор.

Музыкальный материал: Клод Дебюсси прелюдия «Лунный свет», Г. Гладков «Песня о картинах»

Ход урока.

Слайд 1.(К. Моне «Впечатление. Восход солнца»)

Чарующий рассвет, неясные тона...
Вот облака раскрасило огнём!
И, робкая, как птица, тишина
Вдруг упорхнула...Где ей место днём?
Струится кверху золото огня,
Прорвался луч! И, между туч, в оконце,
Торжественно открыв начало дня,
Из океана величаво всходит солнце!

Учитель: Восход солнца ознаменовал начало нового дня. И это здорово! Ведь сегодня мы с вами встретились здесь. Давайте улыбнёмся новому дню, друг - другу.

Ребята, какие виды искусства помогли нам сегодня воссоздать прекрасную картину утра?

Ученики: Музыка, литература, живопись

Учитель: Эта репродукция картины выдающегося французского живописца Клода Моне, которая называется «Впечатление. Восход солнца»

Что является центром композиции картины? (Оранжевый круг солнца)

В какие тона окрашивает солнце небо и воду? (В теплый розовато-желтоватый цвет; на поверхности воды мерцает его отблеск – оранжево-красная дорожка.)

Как художник изображает лодки, портовые краны, морские суда? (Лодки – темные силуэты на воде; линия берега, суда – все словно в призрачной дымке; все окутано туманом.)

Учитель: Художники, писавшие такие картины стали называть себя импрессионистами, а стиль в котором они работали, появился в конце 19 века и получил название импрессионизм от французского impression - впечатление

Как бы вы сформулировали тему урока?

Ученики: Импрессионизм в музыке и живописи.

Слайд 2. (Тема урока: «Импрессионизм в музыке и живописи»).

Учитель: Итак, тема нашего урока «Импрессионизм в музыке и живописи».

Слайд 3. (Импрессионизм).

Импрессионизм (фр. impressionnisme, от impression — впечатление) — направление в искусстве последней трети XIX — начала XX веков, зародившееся во Франции и затем распространившееся по всему миру, представители которого стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления. Обычно под термином «импрессионизм» подразумевается направление в живописи, хотя его идеи также нашли своё воплощение в литературе и музыке.

Итак, ребята, сегодня мы познакомились с вами с новым направлением в живописи. Кто запомнил, как оно называется?

Ученики: Импрессионизм

Использование метода проектной деятельности (Выступление ученицы 5 класса)

Учитель: Импрессионизм возник как направление в живописи, но его стали применять и по отношению к другим видам искусства. Идеи импрессионизма нашли своё воплощение также в литературе и музыке. И говоря об импрессионизме в музыке, имеют ввиду «живописные» моменты - красочность тембров и гармонии, сочетание регистров, особое внимание в музыке уделяется динамическим оттенкам. В произведениях этого стиля авторы стремились передать жизнь в непосредственной форме, как отражение своих впечатлений.

Слайд 4. (Импрессионизм в музыке. К. Дебюсси, годы жизи).

Учитель: Зарождение импрессионизма в музыке, родоначальником которого и ярчайшим представителем был Клод Дебюсси (1862 г. - 1918 г.), относится к середине 90-х годов XIX века.

Именно новаторскому гению Дебюсси Франция обязана тем, что в XX веке французская музыка заняла одно из важнейших мест в мировой музыкальной культуре. Музыкальные произведения К. Дебюсси сравнивали с полотнами художников импрессионистов: Моне, Писсарро и Сислея, отсюда этот термин перешел и в музыку.

Музыка – это краски в биении ритмов”*, – так говорил Клод Дебюсси.

Дебюсси называют художником, который рисует звуками. Он, так же как и художники - импрессионисты, стремился передавать свои впечатления от окружающего его мира. Созданная им музыка невесома, прозрачна и легка. Даже названия произведений («Эстампы», «Эскизы») говорят о тесной связи с живописью. Важнейшее место в творчестве Дебюсси занимает фортепианная музыка. Будучи первоклассным пианистом, Дебюсси обращается к фортепианным сочинениям на протяжении всей жизни. Образный ряд его фортепианных произведений связан с картинами природы, названия его произведений созвучны поэтическим строчкам, вслушайтесь в них: “Туманы”, “Вереск”, “Ветер на равнине”, “Сады под дождем”, «Феи – восхитительные танцовщицы», «Девушка с волосами цвета льна», «Снег танцует». Если воссоздавать музыку Дебюсси средствами живописи, то это наверняка были бы акварельные краски и пастельные тона.

Его музыка наполнена игрой светотени, прозрачными, как бы невесомыми красками, которые создают ощущение звуковых пятен. И сейчас мы с вами в этом убедимся, мы прослушаем произведение Клода Дебюсси «Лунный свет»

Слайд 5. («Лунный свет»).

Учитель: по окончании слушания ответим на вопросы:

  • Какое настроение создает эта музыка? (картина волшебной ночи и лучи лунного света, которые струятся в окно, музыка таинственная, утонченная, изысканная, прозрачная)

  • Изменяется ли оно в произведении? (в средней части появляются яркие звучности, которые передают восторг и восхищение красотой ночи)

  • Охарактеризуйте палитру музыкальных красок, которые использовал композитор, создавая музыкальный пейзаж (акварельные, прозрачные, водянистые, нежные )

Учитель: "Лунный свет" Клода Дебюсси - один из тех редких случаев, когда композитору удалось не только создать прекрасную музыку, но и воплотить в звуках всю непостижимость созерцания ночного неба. Так же как мириады звезд и блеск луны заставляют человека исчезнуть, раствориться в бесконечности, так и сочинение французского композитора уносит в далекие дали и создает чувство единения с природой. Дебюсси особенно удачно удавалось передавать вечные образы природы, он словно рисовал мелодией импрессионистский пейзаж.

Учитель: а сейчас я вам предлагаю отдохнуть и выполнить несколько дыхательных упражнений (дыхательная гимнастика, распевание).

На прошлом уроке мы начали разучивать «Песню о картинах» композитора Г. Гладкова

Слайд 8 (текст песни и музыка)

Исполнение песни

Подведение итога урока: сегодня на примере произведений художников и композиторов – импрессионистов, мы с вами убедились в том, как сильно живопись оказала влияние на музыку. Благодаря такой музыке (построенной на впечатлениях) и наше восприятие окружающего мира становится богаче, полнее и эмоциональнее, мы можем лучше видеть и чувствовать детали, постигать краски и настроения.

Слайд 9. (домашнее задание)




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Разработка урока в 5 классе по теме: "Импрессионизм в музыке и живописи"

Автор: Ломакина Евгения Александровна

Дата: 28.06.2022

Номер свидетельства: 610746

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства