kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока "РОК-МУЗЫКА". 8 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить учащихся с различными направлениями рок-музыки.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока "РОК-МУЗЫКА". 8 класс»

Тема урока: Рок - музыка

8 класс

Тема урока: «Рок - музыка» (форма урока - дискуссия)
Цель урока: Формирование представлений об основах рок-музыки как об остросовременном явлении, отражающем окружающий мир с позицией общечеловеческих ценностей.
Задачи:
Обучающая - познакомить учащихся с различными направлениями рок-музыки. Учить детей рассуждать, логически мыслить. Сформировать позитивное отношение к рок-музыке.
Развивающая - развивать познавательный интерес к рок-музыке, через творческое самовыражение, проявляющиеся в размышлениях о музыке. Учить детей сопоставлять, анализировать, обобщать произведения различных направлений рок-музыки. Развивать свои музыкально-творческие способности. Развивать навыки исследовательской деятельности.
Воспитывающая - воспитывать чувства эмоционального удовлетворения, воспитывать музыкальную культуру, музыкальный вкус к разным направлениям рок-музыки.
Тип урока: урок закрепления знаний, умений и навыков.

Методы: объяснительно-иллюстративный, проблемного обучения, исследовательский, метод самостоятельной познавательной деятельности, частично-поисковый, репродуктивный.

Приемы: беседа, наглядно-практический, научного обучения, личностно-ориентировочного подхода.
Методическое обеспечение: ИКТ, презентация.



Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация знаний.

  3. Формирование новых знаний и умений.

Тема урока: Рок-музыка вчера и сегодня.
Цель нашего урока: Формирование представлений об основах рок-музыки как об остросовременном явлении, отражающем окружающий мир с позицией общечеловеческих ценностей.
Сегодня мы собрались для того, чтобы поразмышлять о таком явлении, как рок-музыка.

Слайд №3. Что мы знаем о рок-музыке? Только что прозвучала песня в исполнении Бориса Гребенщикова «Город золотой».
Вы можете спросить: рок ли это вообще? Группе свыше тридцати лет. Были триумфы и были провалы. Была хула и хвала. Полные запреты сменялись всеобщим признанием. Время все внешнее и лишнее отметает.
Остается дух, мелодия, слово и их воплощение. Песни и альбомы. О них сегодня наш разговор.

  1. Открытие нового знания

Как узнается рок?

Чем рок-музыка отличается от других разновидностей музыки (поп музыки).

Главный признак поп-музыки - танцевальность.

Главный признак джаза - импровизация.


Рок узнается по характерной ритмике.

В рок-музыке есть свои принципы и развития.

Как вы думайте, откуда такое грозное название «рок»? (судьба, фатум)

Есть ли взаимосвязь между рок-музыкой и судьбой? (нет)

Мы часто встречаем слова, которые имеют несколько значений.
Например, какой смысл мы вкладываем в слово мир? (отсутствие войны, наша планета).
Глубокой взаимосвязи между роком и рок-музыкой нет.

Но беспорен тот факт, что рок- музыка популярна, и это явление музыкального искусства требует особого осмысления.
Начнем с небольшой исторической справки.

Историческая справка о появлении рок- музыки.
В 50-е годы появляется новый и необычный стиль музыки рок-н-ролл.

Самая яркая фигура и проповедник этого стиля Элвис Пресли. Слайд №4.

Он стал «королем рок-н-ролла».
Историческая справка.

Звучит песня «Рок-н-ролл» в исполнении Элвиса Пресли.

Слайда№5
Рок-н-ролл исполняется в быстром темпе, как бы отражает быстроту нашего времени, современные ритмы.
Слайда №6 группа «The Beatles».

Вы узнали эту супер группу?
Историческая справка. ( Готовит учитель или ученики)
«The Beatles» обладали даром чувствовать настроение молодежи, их заслуга состоит в том, что они сделали рок более осмысленным. «The Beatles» создали специфический циклический жанр, который называется «Альбом».
Звучит песня «Вчера». Слайд №7

Рок- музыка, сложное явление и нельзя его сводить к творчеству нескольких выдающихся музыкантов или групп. Сегодня мы начали с группы «The Beatles» так как эта музыка нам знакома. Но мы не можем сегодня не вспомнить о таком стиле рок-музыки, как хард-рок
«классический рок» так как с него начинается эволюция, и развитие рока.

Историческая справка.
В песнях хард-рока основная форма куплетная. Но в отличие от поп-музыки во втором куплете песен хард-рока существует джазовая импровизация. Это кульминация песни.
Слушатели всегда ждут эту живую импровизацию. Если же в песне она отсутствует, значит музыканты не умеют играть или же они играют не рок-музыку.
Звучит песня в исполнении группы «Дип Перпл».

(Показ слайдов № 8,9,10).
Иногда бывает сложно воспринимать рок-музыку, так как тексты песен на английском языке. Можно конечно слушать музыку поверхностно, не понимая, о чем она.

Но текст, содержание песен является важной стороной рок-музыки. Особую роль на текст песен обращала группа «Наутилус Помпилиус».

Сейчас это группа называется «Ю – Питер» с новым составом музыкантов.
Слайд №11. Лидер группы В. Бутусов по-новому, в современной трактовке напоминает нам о вечных истинах. Певец во время своих песен практически неподвижен. У каждого рок-певца индивидуальная манера держаться на сцене, определенная сценическая или культурная речь.

Роль В. Бутусова — это «трагический герой»
Исполнение песни «Я хочу быть с тобой». Слайд №12.
Давайте и мы поговорим не только о популярности рок-музыки, но и постараемся выявить негативные стороны этого музыкального направления.

Дискуссия. Класс делится на две группы: защитники (З) и критики (К). Учитель ведет дискуссию.
Почему появилась рок-музыка?
З. Было много причин, одна из них социальная. Музыка отражает отношение к происходящему, она меняется вместе с самой жизнью. Это относиться и к рок-музыке. Рок музыка сыграла большую роль в сближении молодежи. Она могла осознать себя значительной силой общества.
К. Что же в этом хорошего? Объединились и пошли ларьки бомбить. Часто концерты заканчивались драками, дикой истерией, появилась «рокомания».
З. Молодежь высказывала свое мнение по серьезным проблемам. Это мнение не совпадало с мнением политиков.
К. Это мнение о свободной любви, о свободе распространении наркотиков?
З. Это мнение о мире, о войне, о расизме.
Послушаем группу «Кино». Песня «Война». Звучит песня.
Историческая справка. Слайд №13.
Как можно определить сценический образ Виктора Цоя. Слайд №14. С одной стороны маршевая основа музыки создает образ «полководца». А с другой стороны многие его песни воспринимаются как проповедь. Он любил одеваться в черное. Группа «Кино» была очень популярна в свое время, фанаты буквально обожествляли Виктора Цоя.


Слайд №15. Группа «QUEEN», Англия. Лидер – вокалист и композитор Фредди Меркьюри. Группа, которая работала преимущественно в арт-.роке (симфо-рок) — стиль, основанный на творческом преломлении стилей и жанров классической музыки различных эпох, но базировалась на стереотипах хард-рока. Группа прославилась ансамблевым вокалом, равного которому в рок музыке не было.

Показ слайдов №16,17. Исполнение песни группы «QUEEN».
Часто приходится видеть по телевидению, как толпы поклонников собираются на концертах. Обожествление лидера группы, так ли это нужно? Мы видим проявление фанатизма.
К. В этом кроется опасность, так можно дойти и до фашизма.
З. В 60-е годы появляются Хиппи, они больше наивны, чем агрессивны. Историческая справка. Слайд№18.
Хиппи вместе с их музыкой стало молодежным движение против войны во Вьетнаме. Против насилия, против беззакония и коррупции, нежелание убивать.

Сейчас, оглядываясь назад, видишь, что движение Хиппи с его миролюбивыми идеалами было изначально обречено, так как власть держится на силе и жестокости.
К. Хиппи, не решая проблем, ищут способы уйти от действительности. Каким образом? Наркотики?!

Почему многие рок-музыканты употребляли наркотики?
К. Популярность, финансовый успех, не выдерживают испытание славы, искренность и независимость в творчестве уходит без труда, чаще всего «звезда» делает не то, что хочет, а то, что от нее требует законы рынка. А рок-музыканты в первую очередь требуют свободы.
З. Жизнь полна противоречий. Все они находят свое отражение в музыке и песнях. Рок-музыку можно назвать зеркалом молодежного бунта. Молодежь нашла в роке свой собственный язык, возможность самовыражения.
К. В рок-музыке есть агрессивность, насилие. Насилие над музыкой, над гармонией, мелодией, над музыкальными инструментами. Исполнители в конце выступления поджигают, разламывают гитары, вспарывают барабаны. Жизнь «на всю катушку», вот к чему призывает рок. Разве это правильно? В рок- музыке большую роль играет громкость. Электроника дала возможность оглушать слушателя. Это вредит здоровью. 90 д6 вредная для здоровья граница громкости; 180 д6 смертельная для здоровья. 127дб - концерт рок группы. Рок ритмы являются своего рода Наркотиками, подхлёстывающими нервную систему. Слайд №19
Группы, играющие в стиле хэви-металл, сформировались в 80 - е годы. Что характерно для этого стиля? Монотонный механический ритм, жесткий металлический звук. В вокале преобладают интонации крика в высоком регистре.
Песня в исполнении группы «Металлика» (хэви—металл) Слайд №20,21.
В настоящее время рок-музыка имеет большое количество направлений: от лёгких жанров, таких как танцевальный рок-н-ролл, поп-рок, бритпоп до брутальных и агрессивных жанров — дэт-метала и грайндкора. Содержание песен варьируется от лёгкого и непринуждённого до мрачного, глубокого и философского. Для многих рок музыкантов рок это не только музыка, но и стиль жизни. Рок проникает во многие сферы нашей жизни, он завоевал и театр. Появились рок-оперы: Иисус Христос - супер звезда», «Орфей и Эвридика», «Юнона и Авось».

«Где музыка - плохого быть не может», писал Сервантес.

В наше время трудно полностью согласиться с этими словами. Рок-музыка может не только зарождать благородные мысли, но и способствовать одичанию и озверению слушателей. Рок имеет свои спады и подъемы, определяемые внутренним социальным напряжением в стране. Каким будет рок через десятилетия предсказать невозможно.

Рок-музыка будет меняться, развиваться и удивлять как слушателей, так и самих музыкантов.

Звучит песня «Музыкант» в исполнении К. Никольского. (гг. Воскресенье)

Слайд №23

Подведение итогов.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Разработка урока "РОК-МУЗЫКА". 8 класс

Автор: Полищук Ольга Ивановна

Дата: 27.03.2019

Номер свидетельства: 504982

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства