kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока по музыке в 5 классе на тему "Я памятник воздвиг себе нерукотворный" (А. С. Пушкин и музыка)" в рамках Года русского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка интегрированного урока по музыке  доя 5 класса на тему "Я памятник воздвиг себе нерукотворный" (А. С. Пушкин и музыка)". Цель урока: дать представление об отражении стихов поэта в музыке русских композиторов; способствовать расширению кругозора учащихся в области классической музыки. Развивать навыки анализа и самостоятельного мышления, творческие способности детей, музыкальных знаний и навыков учащихся; расширять художественный и жизненный кругозора. Воспитывать чувство прекрасного,  чувство гордости за русское искусство

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по музыке в 5 классе на тему "Я памятник воздвиг себе нерукотворный" (А. С. Пушкин и музыка)" в рамках Года русского языка»


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕИЕ

«ШКОЛА № 119 ГОРОДА ДОНЕЦКА»













Урок по музыке

в 5 классе в рамках Года русского языка в ДНР

«Я памятник воздвиг себе нерукотворный»

( А. С. Пушкин и музыка)»





Подготовила

Учитель музыки

МОУ «Школа № 119 г. Донецка»

Харлановская В. Л.








Донецк- 2019

Тема: «Я памятник воздвиг себе нерукотворный» ( А. С. Пушкин и музыка)

Цели: напомнить ученикам об основных вехах биографии и чертах творчества А. С. Пушкина; дать представление об отражении стихов поэта в музыке русских композиторов, музыкальных жанрах на стихи поэта; способствовать усвоению этапов пушкинианы, расширению кругозора учащихся в области классической музыки.

Развивать навыки анализа и самостоятельного мышления, творческие способности детей, музыкальных знаний и навыков учащихся; расширять художественный и жизненный кругозора.

Воспитывать чувство прекрасного, чувство гордости за русское искусство

Тип: интегрированный урок .

Форма: урок-путешествие.

Оборудование: карта музыкальной страны А. С. Пушкина, портреты А. С. Пушкина, Н. А. Римского –Корсакова, Г. В. Свиридова, М. И. Глинки, П. И. Чайковского; столик для Пушкина, аудиозаписи, мультимедийный проектор

Музыкальные произведения:

1. Вальс Г. В. Свиридова к повести "Метель" А. С. Пушкина

2. «Полет шмеля» Н. А. Римского – Корсакова

3. «Три чуда» из оперы Н. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане»

4. Отрывок "Марш Черномора" муз. М. Глинки

5. «У камелька» из альбома «Времена года» П. И. Чайковского

6. «Песня девушек» из оперы П. И. Чайковского «Евгений Онегин» 

7. Романс «Я помню чудное мгновенье…» М.И. Глинки

8. «Пастораль» Г. В Свиридова

ХОД УРОКА

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

2. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛЕЙ УРОКА

*Видеоряд «Зима» в сопровождении музыкального произведения Г. В. Свиридова. Вальс к повести "Метель". 

* Вступительное слово учителя

Слушая этот завораживающий вальс Г. В. Свиридова, невольно представляешь прекраснейшие балы девятнадцатого века, а глядя на видеоряд, вспоминаешь бессмертные строки «Мороз и солнце – день чудесный!…» И, конечно же, нельзя не вспомнить А. С. Пушкина – великого гения, человека, вдохновляющего художника к написанию портрета, композитора – к написанию музыки.

Сила гениальности поэта настолько велика, а его личность настолько интересна, что сотни людей искусства обращались и обращаются к творчеству и образу Пушкина.

И сегодня мы с вами узнаем, какой же след оставил Александр Сергеевич в музыке. Мы отправляемся в путешествие по музыкальной стране А. С. Пушкина

*Знакомство с картой



3. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ УРОКА


* Слово учителя

Итак, мы отправляемся в музыкальную страну гениального поэта. И будем останавливаться на самых важных станциях, чтобы узнать, какие же бесценные дары оставил Александр Сергеевич в музыке.

И поможет нам в этом Шмель из «Полёта шмеля» Н. А. Римского –Корсакова.

(Звучит фрагмент пьесы «Полет шмеля» Н. А. Римского – Корсакова.)

Тот персонаж из известного произведения Пушкина привёл нас к первой остановке

  • Как вы думаете, откуда этот герой, и что мы узнаем на этой станции? («Сказка о царе Салтане», в Шмеля превратился царь Гвидон. Речь пойдёт о сказках)

Правильно, первая станция «Сказочная». Композитор Н. А. Римский – Корсаков написал оперу на сюжет «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». В опере весь сюжет сохранен точно таким, как его придумал Пушкин.

Есть в сказке Пушкина и в опере Н. Римского – Корсакова три чуда, которые удивляют самих героев сказки. Симфоническая картина «Три чуда» открывает последнее действие оперы. В опере у каждого чуда есть своя музыкальная тема – яркая картинка, только написанная не красками, а звуками.

  • Какие чудеса в этой сказке? (Белка, Черномор и 33 богатыря, царевна - Лебедь)


*Работа с отрывками «Три чуда» из оперы Н. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане»

  • Послушайте музыкальный фрагмент из оперы Н. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» и определите, какое чудо из сказки изображает композитор?

(Звучит отрывок «Белка»)

  • Как музыка нарисовала белочку?

  • Какой музыкальный инструмент исполнял главную партию? (флейта)

  • Какой голос у флейты? (очень высокий, нежный)

  • Напев какой песенки слышен в мелодии? («Во саду ли в огороде»)

  • Определите, какое еще изображается чудо из города Леденца?

(Звучит отрывок «Богатыри»)

  • Как рисует нам их облик композитор?

  • Что слышим в начале фрагмента? (призывный голос трубы, она возвещает о том, что к нам идут богатыри)

  • Что еще изображает музыка? (тяжелую богатырскую поступь, движение богатырей из моря и обратно в море, шум бурливого моря)


*Работа с оперой М. И. Глинки на сюжет поэмы Пушкина «Руслан и Людмила»

Мы с вами отправляемся дальше к станции «Замок Черномора». Мы говорили о богатырях, которые выходили из моря, и главным у них там был военачальник по имени Черномор. Но в произведениях Пушкина есть два Черномора: один - из сказки о царе Салтане, а второй – из сказки «Руслан и Людмила».

(Отрывок "Марш Черномора" муз. М. Глинки)

Автор этого музыкального произведения М. Глинка , это «Марш Черномора»

  • Как звучит музыка в начале? (громко играют трубы – это свита приветствует Черномора).

  • Какими звуками характеризуется Черномор? (резкими, угловатыми. Музыка рисует важную поступь и неуклюжие движения горбатого карлика. Но затем в музыке появляются легкие, звонкие, прозрачные звуки. Нежно и звонко играют колокольчики).

  • Что здесь изображает музыка? (роскошь, драгоценности, которые несут за Черномором рабы, чтобы прельстить Людмилу).


*Работа с фрагментом «У камелька» из альбома «Времена года» П. И. Чайковского

А мы продолжаем путешествие, на станцию «Зимний вечер», где нас ждёт сам А. С. Пушкин

Пушкин. Ну, что ж, господа, рад вас видеть у меня в гостях. Все вы знаете , что у меня была няня. Как её звали? (Арина Родионовна Яковлева). Она была рядом со мной не только, когда я рос, но и во время одного из самых трудных периодов моей жизни - когда я был сослан в ссылку, в глухое село Михайловское. Там, под завывание вьюги и вой волков, коротали мы с ней глухие зимние вечера.

(Звучит «У камелька» из альбома «Времена года» П. И. Чайковского)

  • Какие чувств и эмоции вызывала музыка П. И. Чайковского «У камелька»? Какие картины представили?

Пушкин. Ах, эти долгие зимние вечера…(Задумчиво)

И мирной неги уголок

Ночь сумраком одела,

В камине гаснет огонек,

И свечка догорела.

*Работа с «Песней девушек» из оперы П. И. Чайковского «Евгений Онегин» 

Пушкин. (оживлённо). Ну, полно, давайте веселиться. Я приглашаю вас на станцию «Ярмарочную». Вот, где, по истине, пир для души. С утра здесь поднимается ярмарочный флаг. Купцы предлагают всевозможные товары. Цыгане выводят на показ лошадей. Шарманщики. Залихватски играют звонкоголосые русские гармоники, вызывая крестьян из окрестных сел и деревень на задорные пляски и песни.

Учитель. Вот почему многие стихи самого поэта так похожи на народные песни. Одну из таких песен, которая очень напоминает народную, мы сейчас послушаем. Она написана для романа в стихах под названием «Евгений Онегин». Русский композитор П. И. Чайковский сочинил по роману поэта оперу, и стихи поэта зазвучали в прекрасной музыке. Песня, которая прозвучит сейчас, называется «Девицы – красавицы». Девушки собирают ягоды и поют о том, как весело и шумно они любят играть. П. И. Чайковский придумал для стихов Пушкина мелодию, тоже очень напоминающую народную, - бесхитростную, запоминающуюся, но мелодичную и светлую.

(Звучит «Песня девушек» из оперы П. И. Чайковского «Евгений Онегин» )


*Работа с произведением М.И. Глинки «Я помню чудное мгновенье…»

Учитель. А мы перемещаемся на уютную «Станцию романсов».

Пушкин. Ах, народные мотивы прекрасны. Но не менее удивительны и романсы, которые звучали в литературно-музыкальных салонах моей поры. Уютные, гостеприимные дома Нащокиных и Волконских в Москве, Олениных и Смирновых в Петербурге, где собирались мои близкие друзья, где мне были рады, где читали стихи, говорили о литературе и, конечно,  звучала музыка.

( Звучит романс М.И. Глинки «Я помню чудное мгновенье…»)

Пушкин. Когда- то, еще в 1819 г. в Петербурге я встретил на балу у Олениных 19-летнюю красавицу Анну Керн. Когда бал окончился и гости разъезжались, окрылённый любовью, не накинув шубы, выскочил я на мороз, чтобы проводить Керн, и стоял на крыльце, пока она не уехала. С тех пор мы не виделись.

И велика была моя радость, когда у своих друзей Осиповых, соседей по имению, я неожиданно встретил Анну Керн, такую же обаятельную и красивую. На следующий день Анна Петровна уезжала в Псков к мужу. А я передал ей недавно напечатанную главу романа «Евгений Онегин». Между страницами был вложен небольшой листок со стихами «Я помню чудное мгновенье...», посвященными этой милой даме. (задумался)

А в 1849 году композитор М. И. Глинка был представлен дочери Анны Петровны – Екатерине Ермолаевне Керн. И сия юная особа пленила нашего господина Глинку…Так на стихи, адресованные матери, появился романс, посвящённый дочери.

(Под музыку Г. Свиридова «Пастораль» А. С. Пушкин прощается)

Пушкин. Ну что ж, таково мое творчество. Вдохновляет, окрыляет, даёт почву для новых произведений искусств. И когда вы будете читать мои книги, вспомните, что у многих произведений есть еще и вторая жизнь.

Нет, весь я не умру - душа в заветной лире

Мой прах переживёт и тлeнья избежит -

И славен буду я, доколь в подлунном мире

Жив будет хоть один пиит.

(Уходит, музыка затихает)

4. ИТОГ


*Синквейн

Итак, мы с вами путешествовали по музыкальной стране А. С. Пушкина. И как и каждое путешествие, сегодняшний урок оставил в нашей памяти впечатления. Давайте узнаем, какие. И составим синквейн.

Это стихотворение из 5 строк, которое строится по правилам:

1 строка – тема или предмет (одно существительное): Пушкин в музыке

2 строка – описание предмета (два прилагательных): гениален, разнообразен

3 строка – описание действия (три глагола): вдохновляет, впечатляет, удивляет

4 строка – фраза, выражающая отношение к предмету: талантливый русский гений

5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово): опера


5. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Автор: Харлановская Вероника Леонидовна

Дата: 02.11.2019

Номер свидетельства: 525347


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства