Разработка урока музыки в 7 классе "Импрессионизм в музыке. Симфоническая картина "Праздненства" К. Дебюсси"
Разработка урока музыки в 7 классе "Импрессионизм в музыке. Симфоническая картина "Праздненства" К. Дебюсси"
Обогащение культурного и духовного мира обучающихся через творчество композитора-импрессиониста К. Дебюсси.Знакомство учащихся с новым направлением в искусстве – импрессионизмом, рассмотрение особенностей проявления импрессионизма в музыке и живописи.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Разработка урока музыки в 7 классе "Импрессионизм в музыке. Симфоническая картина "Праздненства" К. Дебюсси"»
Урок музыки в 7 классе
Тема урока: «Симфоническая картина «Празднества». Клод Дебюсси»
Цель: обогащение культурного и духовного мира обучающихся через творчество композитора-импрессиониста К. Дебюсси.Познакомить учащихся с новым направлением в искусстве – импрессионизмом, рассмотреть особенности проявления импрессионизма в музыке и живописи.
Задачи урока:
Воспитывать интерес и любовь к музыке, потребность общения с ней;
Развивать умения сравнивать и сопоставлять; развивать образное, логическое мышление;
Воспитывать позитивное отношение к искусству;
Во второй половине XIX века в европейском искусстве появляется направление импрессионизм. Впервые этот термин появился в 1874 году, когда состоялась первая выставка импрессионистов. Группа непризнанных художников организовала в Париже выставку своих работ, эта экспозиция была воспринята словно разорвавшаяся бомба. Молодые художники не хотели писать так, как было принято в официальном искусстве – приторно и бездушно. Пытаясь избежать монотонности в названиях своих картин, Клод Моне озаглавил одну из них необычно: «Впечатление (impression). Восходящее солнце». Критик Леруа в сатирическом отчете зло высмеял этих мазил - «впечатленщиков». Они же признали правильной уничижительную кличку и увековечили ее в истории культуры. Движение импрессионистов создавали Э. Мане, К. Моне, К. Писсарро, Э. Дега, О. Ренуар.
ИМПРЕССИОНИЗМ - (фр. impressionnisme, от impression — впечатление) — направление в искусстве последней трети XIX — начала XX веков, зародившееся во Франции и затем распространившееся по всему миру, представители которого стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления.
Художники-импрессионисты старались передать природу, как она есть, а точнее – воспроизвести на холсте свое впечатление от природы, капризной и переменчивой в каждое мгновение жизни. Живописцы применяли особую технику беглых пятен, мазков, которые в близи казались беспорядочными, а на расстоянии рождали реальное ощущение живой игры красок, причудливых переливов света.
Они вышли с мольбертами из мастерских на воздух, на пленэр. Стремительными точными ударами кисти, живописцы переносили на полотно эти мимолетные состояния природы.
Не случайно художник Клод Моне 20 раз воспроизвел свое впечатление от собора в Руане. Меньше всего его интересовали архитектурные формы здания. На полотнах, собор растворяется в переливах света и цвета. Лучи утреннего, полуденного, закатного солнца скользят по башням собора, дробясь на тысячи оттенков. Руанцы именно таким видели свой собор каждый день, но не замечали этого. К. Моне изумил их, раскрыл глаза на привычное, примелькавшееся явление.
Позднее, в 80-90-е годы, идеи импрессионизма нашли выражение и во французской музыке. Композиторы Э. Сати, К. Дебюсси и М. Равель - наиболее ярко представляют это течение в искусстве в музыке. В их фортепианных и оркестровых пьесах-эскизах с особой новизной выражены ощущения, вызванные созерцанием природы. Шум морского прибоя, плеск ручья, шелест леса, утренний щебет птиц сливаются в их произведениях с личными переживаниями музыканта-поэта, влюблённого в красоту окружающего мира.
Одним из родоначальников музыкального импрессионизма считается Ашиль-Клод Дебюсси, который обогатил все стороны композиторского мастерства - гармонию, мелодику, оркестровку, форму. В то же время он воспринял идеи новой французской живописи и поэзии.
Клод Дебюсси (1862 – 1918) – выдающийся французский композитор, ведущий представитель музыкального импрессионизма. Один из самых значительных французских композиторов, повлиявших на развитие музыки ХХ века, как классической, так и джазовой.Дебюсси вошел в историю музыки как яркий представитель импрессионизма, его основатель и идеолог. Композитор стал властителем дум не только во Франции, но и во всем мире. С его творчества началась новая эпоха в музыке. Сам Дебюсси был не согласен с применением термина «импрессионизм» по отношению к своему творчеству. Однако история распорядилась иначе.
Дебюсси жил и работал в Париже, когда этот город был Меккой интеллектуального и артистического мира. Пленительная и красочная музыка композитора в немалой степени способствовала развитию французского искусства.
Новое течение в музыке
Дебюсси был так называемым «революционером», часто шокируя учителей своими новыми идеями о гармонии и форме. По этим же причинам он был большим поклонником творчества великого русского композитора Модеста Петровича Мусоргского – ненавистника рутины, для которого в музыке не существовало авторитетов, а на правила музыкальной грамматики он обращал мало внимания и искал свой новый музыкальный стиль.
Создание многих пейзажных образцов принадлежат композиторам-импрессионистам. Живописность присутствует уже в названии произведений: «Шаги на снегу», «Лунный свет», «Вереск», «Игра воды», «Отражения», «Облака»… Музыка импрессионистов обнаружила способность передавать не только краски, но и блики, тени. Более изысканными стали ритмы, более утонченными – тембры, более терпкими – гармонии. Возможности музыки оказались созвучными живописи импрессионистов. Никогда еще эта два искусства не были так близки друг другу, поэтому, первые выставки художников- импрессионистов проводились совместно с исполнением музыки композиторов-импрессионистов.
ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ИМПРЕССИОНИЗМА:
обновление гармонических и колористических средств, призванных выражать мимолетные впечатления;
изменчивые настроения;
тончайшие оттенки человеческих эмоций и явлений природы;
созерцательные настроения;
Сегодня вы познакомитесь с симфонической картиной К. Дебюсси «Празднества». Которая является одной из частей Триптиха «Ноктюрны»
«Ноктюрны»
Дебюсси закончил три симфонических произведения, в совокупности называемые «Ноктюрны», в самом начале ХХ века. Он заимствовал название у художника Джеймса МакнейлаУистлера, чьим поклонником являлся. Некоторые гравюры и картины художника как раз и назывались «ноктюрнами».
В этой музыке композитор выступил как подлинный импрессионист, который искал особые звуковые средства, приёмы развития, оркестровку для передачи непосредственных ощущений, вызванных созерцанием природы, эмоциональных состояний людей.
Сам композитор в пояснении к сюите «Ноктюрны» писал, что это название имеет чисто «декоративный» смысл: «Речь идёт не о привычной форме ноктюрна, но обо всём том, что это слово содержит, от впечатлений до особых световых ощущений». Дебюсси однажды признал, что естественным толчком к созданию «Ноктюрнов» послужили его собственные впечатления от современного Парижа.
Сюита имеет три части - «Облака», «Празднества», «Сирены». Каждая из частей сюиты имеет свою программу, написанную композитором.
Симфоническая картина – это небольшое музыкальное произведение, без особого сюжета, которое часто описывает какой-либо пейзаж или сцену.
Он открывается оркестровой пьесой «Облака». На мысль назвать так свое сочинение навели не только реальные тучи, которые он наблюдал, стоя на одном из парижских мостов, но и альбом Тернера, состоящий из 79 этюдов облаков. Облака ожили в музыке Дебюсси. Это была картина с медленно уплывающими в даль облаками. Слушая пьесу, мы как бы видим однообразно-унылое пасмурное небо. Но в этом однообразии – масса красок, оттенков, переливов.
Облака», - пояснял композитор, - это картина неподвижного неба с медленно и меланхолически проходящими облаками, уплывающими в серой агонии, нежно оттенённой белым светом».
Вторая пьеса триптиха – «Празднества» Что такое праздненства?
Спокойные звучания первой части сменяются пиршеством красок следующей пьесы «Празднества».
Пьеса строится композитором как сцена, в которой сопоставляются два музыкальных жанра - танец и марш. В предисловии к ней композитор пишет: «Празднества» - это движение, пляшущий ритм атмосферы с взрывами внезапного света, это также эпизод шествия ... проходящего сквозь праздник и сливающегося с ним, но фон остаётся все время - это праздник ... это смешение музыки со светящейся пылью, составляющее часть общего ритма». Связь живописи и музыки была очевидной.
Яркая картинность литературной программы находит своё отражение в живописности музыки «Празднеств». Слушатели погружаются в мир, полный звуковых контрастов, затейливых гармоний, игры инструментальных тембров оркестра. Мастерство композитора проявляется в его удивительном даре симфонического развития.
Современники композитора сравнивали звуковой колорит пьесы «Празднества» с полотном Антуана Ватто «Путешествие на остров Киферу». Однако, на память, скорее приходят не образы живописи 18 века, а парижские пейзажи французских импрессионистов с их расплывчатыми бликами разноцветной толпы, мерцающими огнями, искрами фейерверков, шумными улицами Парижа.
И сейчас прозвучит одно из произведений Дебюсси – симфоническая картина «Празднества».
После прослушивания: и так о чем нам рассказывает музыка?
Какой характер у этого произведения? Как вы думаете, что хотел изобразить композитор в этом произведении? Что вы услышали? Какие образы вы представили? Позволяют ли музыкальные краски симфонической картины «Празднества» услышать, в какое время суток происходят праздничные гуляния? В какой форме написано произведение?
- Сколько частей вы услышали? (три части).
- Давайте подумаем, какие картины рождались в наше воображение при слушании крайних частей, помня, что музыка называется «Празднества»? (мерцание праздничных огней, веселая суета ночного карнавала).
- А какая картина возникла при прослушивании средней части? (праздничное шествие).
- Ребята, а шествие появляется сразу перед нами или приближается издалека? (шествие приближается к нам издалека).
- А какой инструмент солирует во второй части? (труба).
- Труба звучит здесь как, призывно, героически или мы опять слышим ее необычное звучание? (слышим необычное звучание).
- Как звучит труба? (таинственно, завораживающе).
- Кто вспомнит, как называется устройство, которое приглушает призывный звук трубы? (сурдина).
Празднества» наполнены ослепительными оркестровыми красками. Яркое ритмическое вступление струнных рисует нам оживлённую картину праздника. В средней части будто слышится приближение парада, сопровождаемое медными и деревянными духовыми, затем звучание уже всего оркестра постепенно нарастает и выливается в кульминацию. Но вот это мгновение исчезает, волнение проходит, и мы слышим только лёгкий шёпот последних звуков мелодии.
- Созвучны ли живописные картины, которые мы сейчас рассмотрели, музыке Дебюсси (созвучны).
- Так, ребята, если вы увидите живописные картины, которые изображают гулянья, праздники, то, какое произведение зазвучит в вашем воображении? («Празднества» К. Дебюссии).
Музыка К. Дебюсси красочная, нарядная, воздушная. Написана в 3-частной форме. В крайних частях – мерцание прозаических огней, веселая суета ночного карнавала. В средней – праздничное шествие, возникающее где-то вдали и постепенно приближающееся к нам. Музыка «Празднеств» очень «живописная», вызывает в нашем представлении яркие зрительные образы – картины природы, картины народного гулянья.
Симфоническая картина «Празднества» – это изображение торжественного шествия, уличного ликования веселящейся толпы. Здесь используется мощный оркестровый состав с трубами и тромбонами, тарелками, литаврами и малым барабаном.
Третья пьеса триптиха «Ноктюрны» - «Сирены», для оркестра с женским хором.
«Это море и его бесчисленные ритмы, - раскрывал программу сам композитор, - затем посреди волн, посеребрённых луной, возникает, рассыпается смехом и затихает таинственное пение Сирен».
Теперь откроем тетради и запишем название произведения и композитора, а также определение импрессионизма (работа с тетрадями).
Таким образом, художники - импрессионисты стремились выразить изменчивую игру света, тончайшие цветовые оттенки, передать свои мимолетные настроения, а композиторы – импрессионисты – К.Дебюсси и М.Равель – унаследовали от художников стремление передать тончайшие настроения, изменчивость игры света, показать различные цветовые оттенки. Их музыкальные произведения отличаются особой красочностью и колористичностью.
Музыка импрессионизма не сообщает нам никаких фактов, это не реалистическое описание, в ней только колорит, движение, внушение. Это главная идея, которую исповедуют все импрессионисты.
Домашнее задание:
Ответить на вопросы. Записать в тетрадь
С творчеством какого композитора вы познакомились на уроке?
Как называется музыкальное направление, название которого буквально переводится как «впечатление»?
Назовите музыкальное произведение, с которым вы познакомились на уроке?
В каком жанре написано произведение «Празднества»?
5.Что такое сюита?
6. Импрессионизм –
7. Симфоническая картина –
8. Празднества –
суток происходят праздничные гуляния? Опишите (мини-сочинение) или нарисуйте ваши музыкальные впечатления. Подпишите свой ответ.
Термины Ноктюрн («ночной») – небольшая пьеса лирического характера.
В XVIII в. – цикл небольших пьес (род сюиты) для ансамбля духовых инструментов или в сочетании их со струнными. Исполнялись вечером, ночью на открытом воздухе (подобно серенаде). Таковы ноктюрны у В. Моцарта, Михаэля Гайдна.
С ХIХ в. – музыкальная пьеса певучего, большей частью, лирического, мечтательного характера, как бы навеянная ночной тишиной, ночными образами. Ноктюрн пишется в медленном или умеренном темпе. Средняя часть иногда контрастирует своим более оживлённым темпом и взволнованным характером. Жанр ноктюрна как пьесы для фортепиано создан Филдом. Широкое развитие этот жанр получил у Ф. Шопена. Ноктюрн пишут и для других инструментов, а также для ансамбля, оркестра. Ноктюрн встречается и в вокальной музыке.
Программная музыка – это инструментальная музыка, в основе которой есть определенный сюжет или название.
Триптих – это серия из трех пьес, трех картин, трех новелл, объединенные одной идеей, одним характером.
Импрессионизм – направление европейской живописи конца 19 века, заключающееся в передаче общего впечатления, которое производят краски предметов и фигур при различном освещении, избегая всяких подробностей в рисунке.