Просмотр содержимого документа
«Разработка урока музыки на тему: «Казахский вальс»»
Урок музыки в 6 классе на тему:
«Казахский вальс»
Цель урока: познакомить учащихся с особенностями «Казахского вальса».
Задачи:
Образовательная: формировать представления о связи между музыкой и живописью в искусстве; повторить знания учащихся о вальсе (жанр, размер, где чаще всего используется, в песнях или в танцах); познакомить с песней «Казахский вальс» Л. Хамиди написанной в жанре вальса, а также с творчеством выдающейся исполнительницы, танцовщицы Ш. Жиенкуловой и художницы, изобразившей «Портрет Шары Жиенкуловой. Казахский вальс».
Развивающая: развивать творческие потребности, интерес к художественному и музыкальному искусствам.
Воспитывающая: вызвать интерес к творчеству композиторов и художников; формировать эстетический вкус.
Ход урока:
Организационно-установочный этап
Перед уроком сформировать 4 группы, выбрать ответственных за выставление баллов в лист оценивания.
Игра «Колечко, колечко, в класс зайди, свою группу найди»
Добрый день, ребята! Я рада видеть вас.
Прежде чем начать урок, мне бы хотелось узнать, какое сегодня у вас настроение. Похлопайте в ладоши если у вас хорошее настроение. Я очень рада, что мы с вами начинаем с хорошего настроения.
Опережающее задание
Стихотворение Николая Листова «Я помню вальса звук прелестный»
Я помню вальса звук прелестный Весенней ночью в поздний час, Его пел голос неизвестный, И песня чудная лилась
Да, то был вальс прелестный, томный, Да, то был дивный вальс!
Теперь зима, и те же ели Покрыты сумраком стоят, А под окном шумят метели, И звуки вальса не звучат…
Выход на тему. Целеполагание.
Ну, а у нас сегодня обязательно будет звучать вальс.
Ребята, я думаю вы догадались, как называется тема нашего сегодняшнего урока? (вальс)
А я вам предлагаю познакомиться с «Казахским вальсом».
А теперь сами определите цель урока. На столах есть опорные слова, можете ими воспользоваться.
-Ребята, что бы вы еще хотели узнать на уроке?
Мозговой штурм
-Ребята, что вы уже знаете о вальсе?
(танец, танцуют на балу, размер ¾, танцуют в парах)
-Используя свои знания дайте определение слову «вальс»
Работа со словарем
Сравните с определением, данным в словаре Ожегова.
Вальс -плавный парный бальный танец, а также музыка в ритме этого танца.
Анализ по Блуму
-Посмотрите на фотографии различных танцев и постарайтесь определить где танцуют вальс.
- Почему вы выбрали это фото? (потому что изображенные на них люди танцуют вдвоем, кружась)
Обучающий этап (формулирую открытый вопрос)
-Ребята, на каких мероприятиях можно увидеть вальсирующие пары?
(выпускники школ танцуют «Прощальный школьный вальс», молодожены на свадьбе «Вальс любви», на официальных церемониях балы начинают с Венского танца и т.д.)
В 1940 году казахстанский композитор Латыф Хамиди сочинил первый казахский вальс. И оперная певица Куляш Байсеитова стала первой исполнительницей нового вокального произведения. Яркая музыка сразу полюбилась слушателям и «Казак вальсы» стал гимном любви и счастья. Давайте прикоснемся к замечательным звукам этого вальса.
Слушание музыки: «Казахский вальс» в исполнении Куляш Байсеитовой.
-Ребята, что вы представили, когда слушали вальс?
-Какое настроение у вас создалось?
Этой красивой музыкой, была восхищена также известная казахская танцовщица Шара Жиенкулова. Она решила поставить танец. Выучила движения венского вальса. Но классический вальс, как мы знаем, танцуют парами. А у Шары не было партнера. Тогда она создала сольный «Казахский вальс». Танец был настолько красив, что казалось, что Шара не просто кружится в танце, а парит над сценой.
(видео 14 минута 09 секунда)
Физминутка по группам
-Ребята, попробуйте сами придумать движения под музыку казахского вальса.
Молодцы, ребята. Я прошу всех занять свои места, а ответственным внести баллы в оценочный лист.
Известная казахстанская художница Гульфайрус Исмаилова была восхищена искусством Шары и создала одну из лучших своих картин – «Казахский вальс». На золотистом фоне, озаренная солнечным светом, кружится в вальсе Шара. Художница остановила мгновение, но руки, платье, воздух будто продолжают двигаться.
Жители нашей области могли прикоснуться к творчеству Гульфайрус Исмаиловой, посетив выставку, на которой была представлена картина «Казахский вальс». (раздать газеты и листы с репродукцией картины)
Работа в группах «Монолог-эссе»
Ребята, представьте, что вы хотите пригласить друга в картинную галерею. Выскажите свои впечатления так, чтобы он захотел посетить выставку.
Ребята, мы увидели с вами, что вальс представлен во всех жанрах. Он вдохновляет композиторов, поэтов, танцоров и художников. И песня Латыфа Хамиди стала танцем, а танец продолжил свою жизнь в картине.
Исполнение песен
Совсем недавно наша страна праздновала День президента
Вы знаете, что любимая песня Нурсултана Абишевича «Весна на Заречной улице» написала в вальсовом ритме. Давайте вместе выучим отрывок песни.
Караоке песни «Весна на Заречной улице»
Приближается еще один Государственный праздник - День Независимости нашей страны. Мы с вами разучиваем песню «Казак елим осындай». Давайте исполним ее.
Исполнение «Казак елим осындай»
Рефлексивно-оценочный этап «Две звезды, одно пожелание»
На ваших столах лежат стикеры, запишите на них 2 звезды, одно пожелание.
Ответственные подведите итоги в Листе оценивания. Ребята, посмотрите свои баллы и переведите их в отметки.
Кто доволен своими отметками, поднимите руку.
Домашнее задание (2 пункта по выбору)
Еще раз прослушать «Казахский вальс».
Удивите своих родителей, пригласив маму или папу на танец (поделиться впечатлениями на следующем уроке)
Создать иллюстрацию еще раз прослушав «Казахский вальс».
Сочинить четверостишье или небольшое стихотворение «Казахский вальс»