Навык - деятельность, сформированная путём повторения и доведения до автоматизма. Овладев необходимыми навыками для работы, человек выполняет свою работу быстрее, эффективнее, качественнее (Википедия).
Первоначальные навыки игры на инструменте закладываются в младших классах. Именно этот период является основной для дальнейшего развития музыканта-исполнителя. Задача педагога правильно организовать учебный процесс, который включает в себя: правильная посадка, постановка игрового аппарата, музыкально - слуховых и метроритмических представлений, приёмы и способы звукоизвлечения, координация рук, при этом необходим учитывать индивидуальные особенности ученика. Не следует перегружать ученика нотным и методическим материалом, лучше постепенно закреплять и развивать каждый навык в игре, таким образом, соблюдается принцип последовательности и рациональности в обучнии.
Репертуар, на основе которого решаются учебные задачи по освоению игры на гитаре также является одним из направлений для дальнейшего развития и совершенствования навыков игры на инструменте.
В ход урока могут быть внесены изменения, обусловленные, уровнем подготовки ученика, его психологическим настроем и прочими обстоятельствами. Краткая характеристика творческого и жизненного пути композиторов, исполняемых на уроке произведений, представляется преподавателем на первом уроке изучения произведений. Эти сведения используются на уроке в беседе с учеником.
II. Основная часть.
1. Проигрывание учеником гаммы До-мажор в две октавы в аппликатуре А. Сеговии, приёмом апояндо, применяя репетиции пальцев i-m.
Замечания:
- при игре гаммы ученик допускает неточности в аппликатуре правой руки в нисходящем движении;
- при смене позиции теряет непрерывность исполнения.
Работа над исправлением недостатков в исполнении гаммы.
Очень важный момент в технике гитариста смена позиций. Более подробно остановимся на организации исполнительских движений левой руки:
- большой палец левой руки при переходе в другую позицию не пережимать, переход происходит при неизменном положении кисти («кистевое движение»);
- не нужно делать сильного нажима на лады, чтобы не было мышечного утомления;
- пальцы приподнимаются над струнами на минимальное расстояние, чтобы быть подготовленными на следующую ноту (играем ноту си во ΙΙ позиции смотрим на ноту до V позиции).
- отрабатываем смену позиции в виде упражнения из «Школы игры на гитаре» Э.Пухоль, урок №65
Проигрывание гаммы.
Прошу ученика проследить за ровностью звучания, обратить внимание на точное чередование пальцев i-m в нисходящем движении, направляю слух ученика на динамическое прослушивание.
В результате проделанной работы ученик справляется с поставленными задачами. Играем гамму в медленном темпе ровно, свободно, динамично.
Когда решены проблемы с организацией исполнительских движений левой и правой руки можно приступать к разучиванию гаммы с различными ритмическими вариантами.
Проигрывание каденции.
Для удержания темпа гамма проигрывается под метроном.
2. А.Иванов-Крамской. Этюд E-dur.
Перед началом работы над этюдом проговариваем, что такое этюд. Этюд инструментальная пьеса, предназначенная для развития техники исполнителя. Каждый этюд заключает в себе определенные технические трудности и служит для их преодоления. Этюды пишутся на определенный вид техники: легато, арпеджио, тремоло, аккорды и т.д. Данный этюд основан на самый распространенный прием игры на гитаре – арпеджио.
На предыдущих уроках над этюдом была проделана определенная работа:
Определяем технические сложности, возникшие при исполнении:
- не все звуки арпеджио звучат чисто и ровно. Чтобы облегчить проработку этого недостатка, играем аккорды, которые исполняет левая рука.
Далее исполняется арпеджио правой рукой. Играем в медленном темпе, добиваясь ровного, непрерывного звучания, максимальной чистоты, музыкальной выразительности. Для удержания темпа этюд проигрывается под метроном.
3. М.Каркасси. Рондо Е - dur (4 этап)
Перед началом работы над данным рондо были обговорены: происхождение формы, его строение, характер.
Рондо относится к сочинениям крупной формы, в которой главная тема (рефрен) чередуется с эпизодами. Начинается и заканчивается рондо рефреном, образуя замкнутый круг. Происхождение рондо связано с народной песенно- танцевальной музыкой. Рондо в переводе с французского- круг, хоровод.
Формула данного рондо - АВАСАВА
А (рефрен)- Е – dur, В (1 эпизод)- Е – dur, С ( 2 эпизод)- А – dur.
Рондо выдержано в светлом, лёгком, танцевальном характере. Размер 6/8 имеет жанровые признаки Тарантеллы: покачивающие интонации, второй голос имитирует звучание тамбурина, бубна. Танцевальность подчёркивает второй голос в 1 эпизоде, 2 эпизод выдержан в характере рефрена.
Проигрывание рондо.
Определение недостатков в исполнении: нет единого темпа, лёгкости звучанияпри переходе рефрена на 2 эпизод.
Достижение единого темпа - работа с метрономом. Играем в медленном темпе, постепенно ускоряя движение. Доводим до темпа, который отражает характер рондо. Главное в исполнении- ощущение целостности развития произведения. Чтобы периодичность повторения рефрена не вызывала монотонность в исполнении обращаем внимание на более динамическое развитие.
Когда решены технические и музыкальные задачи, для воспитания сценической выдержки произведение необходимо обыграть на сцене в виде прослушивания и репетиций. Полезно записать исполнение пьесы на видео и оценить исполнение со стороны. В записи заметны все недостатки, которые при игре ученик не замечает.
Л. Хухро. На лодке.
Пьеса современного композитора написана в жанре баркаролы. В пьесе трёхчастная форма. В крайних разделах без определённой мелодии, в среднем разделе выдержано то же движение восьмыми, но первый звук акцентирован, выделяется мелодия, появляются минорные интонации. Для придания пьесе более нежного, мягкого звучания применяется игра у грифа (развитие тембрального слуха ученика). Пьеса выдержана в светлом, созерцательном характере: лёгкое покачивание на воде, движение восьмыми по аккордовым звукам.
Проигрывание пьесы.
Определение недостатков в исполнении: добиваться более плавного выразительного исполнения, которое соответствует образному содержанию пьесы.
4. Домашнее задание (5 этап)
Самостоятельно проанализировать исполнение произведений, записанных на видео.
III. Заключительная часть. Подведение итогов.
Подведем итоги нашего занятия.
Данная тема урока освещает работу над развитием и совершенствованием игры на гитаре. Нотный материал, представленный на уроке, решает определённые теоретические, технические и художественные задачи. Пьесы в репертуаре ученика знакомят его с классикой гитарной музыки и музыкой современных композиторов, развивают и совершенствуют его исполнительское мастерство, творческую индивидуальность. Публичное выступление в концертах, участие в конкурсах является большим стимулом для дальнейшего музыкального развития и совершенствования навыков и умений игры на инструменте.