Просмотр содержимого документа
«Разработка открытого урока по музыке на тему "Башкирские народные инструменты"»
План-конспект урока.
Башкирские музыкальные инструменты.
Тип урока: расширение темы
Вид урока: урок-знакомство
Цель: развитие эмоционально-нравственной сферы учащихся, расширение и углубление знаний учащихся о башкирской народной музыке.
Задачи:
Обучающие: создать у учащихся эмоциональный настрой на восприятие башкирских народных инструментов; познакомить учащихся со звучанием башкирских народных инструментов, их историей возникновения.
Развивающие: формировать нравственно-эстетические и эмоциональные переживания учащихся на основе восприятия башкирских народных инструментов;
Воспитывающие: воспитывать любовь к Родине, родной земле.
Материал: Башкирская народная музыка. Курай - Баяс, мелодии Урала – Кубыз, Минлегафур Зайнетдинов Кубыз, Ногайдын-Кубыз.Домбра. Барабаны, танец «Цветущий курай», А. Зиннурова «Курай», А. Имаева «Курай», А. Кубагушев. «Веселые джигиты» - просмотр видеозаписи. Исп. Национальный оркестр народных инструментов РБ, «Башкортостан-судьба моя»
Оборудование: проектор, компьютер, иллюстрации с изображением башкирских музыкальных инструментов
слушание «Веселые джигиты» - просмотр видеозаписи. Исп. Национальный оркестр народных инструментов РБ.
вокально-хоровая работа
исполнение песни А. Зиннурова «Курай»
II Основная часть
вступительная часть;
Кубыз.Слушание и анализ звучания кубыза;
Гармонь.Слушание и анализ звучания гармони;
Кыл-кубыз. Думбыра. Ударные музыкальные инструменты. Слушание и анализ произведения;
физминутка;
Курай. Слушание и анализ звучания курая. Известные кураисты.
Исполнение песни А. Имаева «Курай»
Эмблема Республики Башкортостана. Прослушивание гимна РБ.
Просмотр видеозаписи и участие в исполнении танца «Цветущий курай»
Заключительная часть.
исполнение песни «Башкортостан-судьба моя»
подведение итогов, домашнее задание;
выход из класса.
Ход урока.
I Вводная часть.
Орг. Момент
Вход в класс под «Веселые джигиты»
Музыкальное приветствие.
1) Мы Вас приветствовать рады учитель!
2) Я вас приветствовать рада, ребята!
Повторение изученного.
С музыкой какого народа вы знакомились на уроках?
Что значит народная музыка?
Как создавалась народная песня? Как дошла до нас?
Какие жанры б.н.п. вы знаете? (Узун-кюй, кыска-кюй, такмак. халмак-кюй)
Какие древние эпические жанры б.н.п. вы знаете?( Кубаиры, баиты, мунажаты.)
К какому направлению все эти песни отнесем? (фольклору) почему? (народные песни зародились в быту, они отражают уклад жизни народа)
А что помогает нам при исполнении песен?(инструменты)
У каждого народа имеются свои народные инструменты. Какие вы знаете русские народные инструменты(гусли, рожки, балалайка)
А вы знаете какие народные инструменты у башкирского народа?
3.Слушание «Веселые джигиты» - просмотр видеозаписи. Исп. Национальный оркестр народных инструментов РБ.
Скажите когда вы входили в класс, музыка какого народа звучала?(башкирского)
Как называется это произведение?( «Веселые джигиты»)
Давайте прослушаем еще раз это произведение и после прослушивания мне скажите какие инструменты звучали в данном произведении?(курай…)
А теперь проверим правильно ли вы ответили, просмотрев видеозапись в исполнении Национального оркестра народных инструментов РБ. Посмотрите внимательно, может кто увидит еще какие-либо знакомые инструменты башкирского народа?
( «Веселые джигиты» - просмотр видеозаписи. Исп. Национальный оркестр народных инструментов РБ.)
Про какой башкирский инструмент мы учили песню?(курай)
4.Вокально-хоровая работа
Упражнение на дыхание
Упражнение закрытым ртом на двух звуках
Упражнение «на одной ноте ма,мэ,ми,мо,му»
Упражнение на слог «ми…я» на legаto staccato
Упражнение с названием и показом нот (гамма)
5. Исполнение песни А. Зиннурова «Курай»
Как мы должны исполнить?
II Основная часть.
1.Вступительная часть.
Итак, мы вспомнили какие существуют жанры в башкирской народной музыке, говорили о народных инструментах, исполнили песню о курае. Может кто-то догадался какая сегодня тема урока?
Сегодня на уроке мы будем говорить о башкирских народных инструментах. Итак, наша тема –Башкирские музыкальные инструменты.(слайд 1)
2.Кубыз.Слушание и анализ звучания кубыза.
А начнем мы с вами путешествие в мир башкирских народных инструментов с самого древнего инструмента-кубыз.
На кубызе играли плясовые мелодии во время праздников и ритуалов. О происхождении кубыза в народе сложена легенда: «Однажды бедный пастух-сирота Бикбай смастерил себе кубыз из клена и научился играть на нем плясовые мелодии. Когда молодежь выезжала в поле, то пела и плясала под его кубыз.… Как-то Бикбая пригласили на йыйын. Когда он играл на кубызе, то все девушки плясали под его музыку, а старшая дочь бая Гульсум непрерывно на него смотрела. Бикбаю тоже нравилась эта девушка. В знак своего расположения он подарил ей свой кубыз». В легенде говорится об инструменте из клена. Хотя в Башкортостане в прошлом кубызы изготавливались из гусиного пера, гусиной косточки и даже из верблюжьего копыта.
До XX века кубыз был женским и детским инструментом. Собираясь на «аулак», женщины обычно брали с собой кубыз и тайком музицировали на нем. Тихое звучание инструмента давало возможность играть, не привлекая внимания посторонних. Игра на кубызе может сочетаться с игрой на различных инструментах. Характерен ансамбль кубыза с донгором, а также с подносом, на котором выбивается определенный ритмический рисунок при помощи наперстков, надетых на пальцы. При этом дополнительный аккомпанемент издают монеты на нагруднике и на косах участниц ансамбля.(слайд 2)
Мастер, прославивший башкирский кубыз всему миру, является музыкант, кураист и кубызист-Роберт Загретдинов. (слайды 3,4,5)
Давайте послушаем звучание данного инструмента. На что похоже это звучание вы скажете мне после прослушивания.
3.Гармонь.Слушание и анализ звучания гармони
Гармонь попала в Башкирию вместе в переселенцами из центральных губерний России во второй половине XIX века.
Около 100 лет назад русский исследователь С.Г.Рыбаков впервые увидел в башкирском селе гармонь. Широко распространена гармоника в западном, северо-западном, северо-восточном регионах республики, а также у пермских и мензелинских башкир. Хорошие гармонисты, как мужчины, так и женщины, пользуются в республике большим уважением и находятся в центре праздничных событий.(слайд 6)
Сейчас прозвучит произведение, а вы ответьте на следующий вопрос после прослушивания: «Какой характер этого произведения? Какой инструмент используется еще в нем?»(танцевальный, энергичный, радостный, задорный. Вместе с гармонью звучит кубыз.)
4.Кыл-кубыз. Думбыра. Ударные музыкальные инструменты. Слушание и анализ произведения
Кыл-кубыз – является древним родственником скрипки. Только при игре он не прикладывается к плечу, а ставится на колени вертикально.
Кыл-кубыз сегодня редко встречается в музыкальном быту башкир, его заменила скрипка, которую многие пожилые исполнители держат вертикально, подобно старинному прототипу. Кыл-кубыз имел деревянный долбленый корпус, деку из кожи длиной около 600 мл, гриф и 3 струны (средняя являлась ведущей). Смычок был из конского волоса на древке. Изначально звуки кыл-кубыза сопровождали обряд изгнания духов при лечении больных. На нем исполняли также протяжные напевы и ритуальные мелодии. Рядовым людям не разрешалось дотрагиваться до инструмента. С принятием ислама кыл-кубыз вышел из обихода. Сейчас башкирскими мастерами ведется работа по восстановлению этого музыкального инструмента.(слайд 7)
На струнном щипковом инструменте – башкирской домбре – в давние времена играли сказители-сэсэны. Под аккомпанемент домбры они в кубаирах прославляли подвиги батыров, воспевали красоту родной земли, бичевали царских прислужников, призывали к борьбе против социального и колониального гнета. Видимо, поэтому они подвергались гонениям, что и явилось одной из причин исчезновения домбры на территории Башкортостана в начале XX в.(слайд 8)
Согласно многовековой традиции башкиры в качестве ударных использовали бытовые предметы: подносы, ведра, щипцы и др. для аккомпанемента к пению и танцам.
В одном из башкирских районов Челябинской области экспедицией под руководством фольклориста Ф.Камаева зафиксирована женская игра на "Донгоре" – гладкого обрезка ствола дерева, подвешенного за оба конца на веревках. На нем по старинной технологии отбеливался материал. Звук извлекался во время отбеливания двумя специальными палочками, которыми выстукивался специфический ритм. Другое региональное название "Донгора" - "Кабак".
Посмотрите на инструменты и скажите на какие ударные инструменты других народов они похожи?
А теперь мы послушаем произведение и попробуем определить какие инструменты звучат.
5.Физминутка
6.Курай. Слушание и анализ звучания курая. Известные кураисты.
Скажите о каком башкирском инструменте мы не поговорили?(курае)
Курай - традиционный духовой инструмент. Название он получил от зонтичного растения (курай, дягиль, дудник) с полым стеблем, который шел на его изготовление. Изначально курай возник как степной пастушеский музыкальный инструмент. С переходом башкир на оседлый образ жизни он не утратил былого значения. На протяжении многих веков без этого инструмента не обходился ни один праздник. Курай - не только сольный, но и аккомпанирующий и ансамблевый инструмент; игра на нем споровождается голосовым звуком. Курай используется как сольный инструмент и великолепно звучит в ансамбле. На нем исполняются плясовые наигрыши, марши. Русские писатели, историки и путешественники уже давно обратили внимание на исключительную особенность этого простого на вид, но очень мелодичного инструмента.
Русский писатель Михаил Авдеев пишет: «Чебызга (курай) род дудки с ладами, инструмент чисто башкирский, который, говорят, составляет странное явление в ряду духовых инструментов. …Башкирец, дикий питомец степей, гор и лесов, не хитер на изобретения. Там, где можно вырезать дудку, он срежет ее, и сделаем чебызгу, там, где нет дудки, он играет на горле».
«Наиболее распространенный башкирский народный музыкальный инструмент – курай, - пишет музыковед и фольклорист Лев Лебединский. – Много причин способствовало давней популярности этого инструмента среди башкир. Звучание курая – поэтичное и эпически-возвышенное. Его дальняя слышимость на открытом воздухе, чистый, «прямой» флейтовый характер звучания. …Слушая курай в поле или среди гор, нельзя не почувствовать, что этот инструмент гармонично сливается с природой, словно он ее органическая часть».(слайд 10)
Стихи учащихся.
Урок курая
Звуки гаммы раздаются,
И друг другу не мешая,
Дети в классе собрались.
Здесь идёт урок курая.
Объясняют им заданье,
Чтобы каждый сделать мог.
Ведь учитель спросит строго
Кто не выучит урок.
Научиться на курае
Песни разные играть,
Нужно очень заниматься,
Надо детям много знать.
Надо знать, как пишут ноты,
Чтобы звуки извлекать.
Как на нём расставить пальцы
И как правильно дышать.
Сказки разные, фольклор-
Это путь совсем не близкий.
Знать придания, легенды
И родной язык башкирский.
Ведь мелодия курая
Близкозвучна речи той,
Потому, что появился,
Он в Башкирии родной.
Горе, радость и печаль
Всё с народом разделил.
Доблесть воинскую, славу
Он на веки сохранил.
Звуки гаммы раздаются
И слова башкирских песен.
Этот древний инструмент
Для ребят стал интересен.
Но не все курай освоят-
Это вовсе не беда.
Ведь любовь к башкирской песне
Сохранится навсегда!
Мой курай
Башкиры подарили миру
Свирели пламенную лиру.
Природы дивный инструмент-
Души поющей комплимент.
И в целом мире не сыскать
Травою дышащую стать.
В нем волн ритмичное движенье,
Певца живое продолженье.
Струной натянутого лука
Курай наигрывает звуки.
Никто не спел живей курая
О красоте родного края.
В его дыханье гордом –
И ширь степей, и шум берез на склоне горном.
В сердцах башкир звучат набатом
Курай и песни Салавата.
Известные кураисты- Юмабай Исянбаев, Карим Дияров, Гата Сулейманов, Ишмулла Дильмухаметов ,Рустам Шарипов и др.
А теперь мы послушаем звучание этого необыкновенного инструмента. С чем вы можете сравнить это звучание?(слайд 11)
7.исполнение песни А. Имаева «Курай»
Мы с вами разучивали песню об этом прекрасном инструменте. Давайте встанем и исполним ее. Какой характер у песни?
8.Эмблема Республики Башкортостана. Прослушивание гимна РБ.
А где еще можно увидеть курай?( На флаге и гербе Республики Башкортостан)
Что означает 7 лепестков курая?( Семь лепестков курая означает содружество семи племён башкирского народа, которые обращались к Ивану Грозному о принятии башкир в состав Русского Государства.)
При исполнении гимна Башкортостана звучит тембр курая. Это, пожалуй, единственный случай в мировой практике, где музыкальный инструмент входит в государственную символику.(слайд 12)
Просмотр видеозаписи и участие в исполнении танца «Цветущий курай»
Про курай не только слагали стихи, но ставили танцы и один из них мы сейчас с вами посмотрим, а также изобразим некоторые элементы этого танца.
Башкирская инструментальная культура – наследие, уходящее своими корнями в глубокую древность. Ее изучение началось сравнительно недавно (первому подробному исследованию немногим более 100 лет, а регулярный поиск и систематизация инструментального творчества башкир начались только в 20-30 годы ХХ века). Устные предания донесли до нас около 40 инструментов. Некоторые из них сохранились до наших времен, а многие утратили свое бытование.
Давайте посмотрим какие еще существуют башкирские инструменты.(слайд 13)
III Заключительная часть.
1.Исполнение песни «Башкортостан-судьба моя»
Башкирский народ издавна живет в дружбе с представителями различных этносов. Благодаря этому он бережет и сохраняет свою музыкальную культуру, но в то же время охотно заимствует музыкальные инструменты и наигрыши у соседних народов, адаптируя их согласно своим национальным традициям. О дружбе всех национальностей в Башкортостане мы выучили песню, которая называется…(«Башкортостан-судьба моя»)
Исполнение.
2. Подведение итогов, домашнее задание.
О чем сегодня говорим на уроке. Что нового узнали?
Что вам понравилось и запомнилось больше всего?
Д/з нарисовать в тетради несколько башкирских инструментов.