kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка открытого урока в классе фортепиано "Развитие эмоционального отношения к исполнению изучаемых произведений с тщательным слуховым контролем.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачей урока является выработка торнокого ощущения разных способов прикосновения к клавиатуре для решения художественно-звуковых задач

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка открытого урока в классе фортепиано "Развитие эмоционального отношения к исполнению изучаемых произведений с тщательным слуховым контролем.»

Тема: Развитие эмоционального отношения к исполнению изучаемых произведений с тщательным слуховым контролем.



Цель: « Музыкально – исполнительское развитие ученика в процессе работы над музыкальным произведением»



Задачи:

- выработка тонкого ощущения разных способов прикосновения к клавиатуре для решения художественно-звуковой задачи;


- систематизация и обобщение знаний полифонии на примере методико-исполнительского анализа двухголосной- фуги Н.Мясковского;


Методы: словесный, наглядно – слуховой, практический, поисковый, эмоциональной отзывчивости.


Этапы урока:

  1. Организационный момент

  2. Вступительное слово педагога

  3. Практическая часть (показ учащегося заданий и выполнение их)

  4. Заключение



Добрый день уважаемые коллеги! Хочу представить Вашему вниманию урок с ученицей 4-го класса Буринскайте Ольгой .Программа урока такова:

  1. Гаммы диезные до 4-х знаков

  2. Н.Мясковский «Двухголосная фуга»

  3. Ю.Щуровский «Танец»


Общеизвестно что обязательным условием развития технической базы юного музыканта являются работа над гаммами и упражнениями. К.Черни назвал гаммы «фундаментом фортепианного обучения» Это и понятно, т.к. весь гаммовый комплекс это фактура периода классицизма в сонатах Моцарта, Гайдна, Бетховена, Клементи. Также гаммы являются основой этюдной литературы. В работе над гаммами развиваются ловкость, координация движений, четкость, активность и самостоятельность пальцев. Также они развивают определенные аппликатурные привычки. При работе над гаммами надо ставить не только задачу техническую, но и художественную. Гаммы являются маленькими заготовками при работе над пьесами. Для того чтобы гаммы не были такими сухими и скучными, мы немного пофантазируем.


Сегодня мы будем работать над гаммами Ми мажор.


- Сколько знаков в этой гамме

- Почему она самая любимая?


- Ну во-первых потому, что позиционно эта гамма самая удобная.

- Сейчас я попрошу сыграть эту гамму на 4 октавы в прямом движении на легато.

Какие задачи ставятся перед учащимся?

Для достижения большей напевности, мы должны аккуратно подкладывать 1 палец.

Как мы должны его подкладывать?

- незаметно, тихо.

- чтобы не нарушить плавную мелодическую линию.

- Еще у нас задача динамическая. Когда мы идем наверх, какая динамика должна быть?

- крещендо.

- Как будто мы взбираемся на гору все выше и выше, и чтобы подняться так высоко нам нужно все больше и больше силы, поэтому удар пальца должен быть все сильнее. На самую верхушку поднялись, потом стали спускаться, и звук становиться все легче и легче. На диминуэндо. Играем…

Следующая задача у нас будет артикуляционная, а именно, разными штрихами. Прав. р.поиграем пальцевое стаккато.

- С чем по твоему ассоциируется остренький кончик пальца?

- моросящий дождик. Вдоль клавиатуры плывет лодочка, а сверху моросит дождик, колючий , но приятный. Играем лев.р.- легато, прав.р. – пальцевое стаккато.

 Для выработки беглости пальцев ученик играет гамму приёмом «стаккато». Этот приём обостряет ощущение кончиков пальцев, приучает слух к отчётливому исполнению каждого звука, вырабатывает независимость работы пальцев. Направляю слух ученика на ровность звучания.

Помимо динамических, артикуляционных задач , мы можем ставить и ритмические задачи.

Играем дуолями

- с акцентом на 1-ю долю под слово мама. Причем следим чтобы акцент выполнялся только пальчиком. И все на легато.

- Акцент на 2-ю долю (Весна красна)

- триолями (раз два три)

- квартолями (раз и два и )

Новая форма работы – как будто обе руки – два совершенно разных голоса

Лев.р.- низкий голос на форте

Прав. Р.- высокий голос на пиано

 

Следующий этап нашего урока работа над «Двухголосной фугой» Н.Мясковского.

Н.Я.Мясковский – Русский композитор, педагог, музыкальный критик, доктор искусствоведения, лауреат 5 сталинских премий. Помимо множества симфонической музыки в его наследии более 100 фортепианных произведений, романсы, кантаты.

Наша фуга принадлежит к кантиленой полифонии. Такая полифония способствует более лучшему вслушиванию ученика в голосоведение, вызывают яркую эмоциональную реакцию на музыку. Ты помнишь, как она сразу тебе понравилась? И ты захотела ее сыграть...

- Скажи пожалуйста, в каком стиле написано наше произведение?

- полифоническом

- А что такое полифония?

- многоголосие

- А ты знаешь что такое фуга?

- Фуга – в переводе с латинского (бег, бегство, побег). В основе лежит, как правило, одна запоминающаяся тема. Она звучит последовательно в разных голосах.

- На сколько частей можно разделить нашу фугу?

- На три части (Экспозицию, развитие, заключение).


Протяженным первым двум частям противопоставляется коротенькая третья часть, которая как бы суммирует все предыдущее полифоническое развитие., и несет в себе значительную эмоциональную нагрузку.

Уже в первом проведении темы (3 такта) несмотря на то, что она поделена на короткие лиги, должно быть передано целостное мелодическое движение с небольшой но яркой кульминацией на уменьшенной септиме. Мы попытаемся выразительно интонировать отдельные «мотивные» слоги. Поэтому мягкой, но не расслабленной рукой, после «взятия дыхания» погрузится в клавиши, хорошо ощущая дно, но не давить. Держать пальцы как можно ближе к клавишам, стараться играть подушечкой, мясистой частью пальца, т.е. к полному контакту, слиянию с клавиатурой. Звуки между собой связываются без толчка, как бы переступая с пальца на палец, наподобие смычка, который двигается по струне. Вступительные проведения темы звучат как вопрос-ответ. Ответ идет в Д-вой тон-ти в верхнем голосе и звучит более просветленно. Вся интермедия строится на потактно выступающих имитациях, между верхним и нижним голосами, в которых слышаться родственные интонации. А вот и новое слово «интермедия» Что это такое?

- интермедия – это часть полифонической пьесы – фуги-между двумя соседними проведениями темы. От латинского слова (находящаяся посередине) т.е. вставная пьеса, исполняемая во время перерыва в основном спектакле.

- Играем интермедию

Наша задача услышать единую линию развития полифонической ткани, связанную с нарастанием динамики к 10 такту, за которым следует длинный спад мелодии. В начале ср. части фуги (такт 14) тема проходит в доминантовой тон-ти в нижнем голосе. Следом наступает интермедия 17 – 21 такты слышатся знакомые короткие построения, напоминающие мелодический материал первой интермедии.

- Ученица проигрывает данную интермедию.


Вслед за интерм. Вступает в верхнем голосе тема, которая обогащается в последнем такте новой фигурой противосложения. При работе над текстом желательно выучить это место отдельно лев.рукой. Ее секвенционное развитие приводит к внезапному появлению измененной темы в нижнем голосе…

Дальше идет спад мелодии на диминуэндо.

И в заключении фуги тема показана в основной тональности в стреттном двухголосии. После небольшого всплеска эмоций начинается ослабление динамики и все приходит к просветленному трезвучию в одноименном мажоре.

На примере нашей фуги мы учились лучше вслушиваться в двухголосную ткань. Обращали внимание на прием противоположного движения голосов. Изучение полифонических произведений является отличной школой слуховой и звуковой подготовки ученика к исполнению фортепианных произведений любых жанров.


Следующий этап нашего урока пьеса малой формы танцевального характера

- Ю.Щуровский «Танец»

Ю.Щуровский – укр.композитор, педагог, автор множества симфонических произведений, музыки для кинофильмов, а также много произведений сочинявший для детей.

Первая часть построена на контрастных сменах эмоциональных настроений. В начале слышится спокойное «кружение» мелодии в соль миноре. Ему противопоставляется скрытый, хроматически ниспадающий голос в верхних звуках аккордового сопровождения.

Далее следует короткий связующий эпизод аллегретто. Движение оживляется, Появляются шуточные плясовые интонации. Благодаря чему меняется характер?

- правильно, штрихам.

И вот наконец подошли к самой стремительной части (в темпе аллегро) с сопровождением напоминающим баянные мелодические фигуры с острой пульсирующей ритмикой. Спокойной первой фразе в соль миноре противопоставляется мелодия второй фразы с ее радостным завершением в си мажоре.

В четкой игре пассажей желательно отметить пульсацию , начало каждой 16-й. острым пальцевым стаккато нужно исполнить и аккомпанемент. В опорных звуках баса как бы прослушиваются шуточно-задорные интонации самостоятельного голоса.

Средняя часть написана в духе польского танца – краковяка. Характер его быстрый, веселый. Сначала звучат очень гордо синкопированные аккорды, за которыми следуют более ласковые мелодические обороты.

Окончание репризы отличается от экспозиции завершением основной тон-ти соль минора. На ярком …

Наиболее сложной исполнительской задачей является быстрое переключение внимания на новое образное содержание.

И в заключении хочу сказать, что работа над пьесой Ю.Щуровского, над «Двухголосной фугой» Н.Мясковского обогащает слуховой опыт ученика характерными ритмо-интонационными и ладогармоническими средствами народной музыки. Слух учащегося и его сознание все больше вовлекаются в анализ художественного содержания музыки, ее формы, выразительных средств, приемов овладения фактурными трудностями.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Автор: Аверьянова Светлана Владимировна

Дата: 09.11.2017

Номер свидетельства: 437922


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства