Просмотр содержимого документа
«Разработка открытого урока в классе фортепиано "Развитие эмоционального отношения к исполнению изучаемых произведений с тщательным слуховым контролем.»
Тема: Развитие эмоционального отношения к исполнению изучаемых произведений с тщательным слуховым контролем.
Цель: « Музыкально – исполнительское развитие ученика в процессе работы над музыкальным произведением»
Задачи:
- выработка тонкого ощущения разных способов прикосновения к клавиатуре для решения художественно-звуковой задачи;
- систематизация и обобщение знаний полифонии на примере методико-исполнительского анализа двухголосной- фуги Н.Мясковского;
Практическая часть (показ учащегося заданий и выполнение их)
Заключение
Добрый день уважаемые коллеги! Хочу представить Вашему вниманию урок с ученицей 4-го класса Буринскайте Ольгой .Программа урока такова:
Гаммы диезные до 4-х знаков
Н.Мясковский «Двухголосная фуга»
Ю.Щуровский «Танец»
Общеизвестно что обязательным условием развития технической базы юного музыканта являются работа над гаммами и упражнениями. К.Черни назвал гаммы «фундаментом фортепианного обучения» Это и понятно, т.к. весь гаммовый комплекс это фактура периода классицизма в сонатах Моцарта, Гайдна, Бетховена, Клементи. Также гаммы являются основой этюдной литературы. В работе над гаммами развиваются ловкость, координация движений, четкость, активность и самостоятельность пальцев. Также они развивают определенные аппликатурные привычки. При работе над гаммами надо ставить не только задачу техническую, но и художественную. Гаммы являются маленькими заготовками при работе над пьесами. Для того чтобы гаммы не были такими сухими и скучными, мы немного пофантазируем.
Сегодня мы будем работать над гаммами Ми мажор.
- Сколько знаков в этой гамме
- Почему она самая любимая?
- Ну во-первых потому, что позиционно эта гамма самая удобная.
- Сейчас я попрошу сыграть эту гамму на 4 октавы в прямом движении на легато.
Какие задачи ставятся перед учащимся?
Для достижения большей напевности, мы должны аккуратно подкладывать 1 палец.
Как мы должны его подкладывать?
- незаметно, тихо.
- чтобы не нарушить плавную мелодическую линию.
- Еще у нас задача динамическая. Когда мы идем наверх, какая динамика должна быть?
- крещендо.
- Как будто мы взбираемся на гору все выше и выше, и чтобы подняться так высоко нам нужно все больше и больше силы, поэтому удар пальца должен быть все сильнее. На самую верхушку поднялись, потом стали спускаться, и звук становиться все легче и легче. На диминуэндо. Играем…
Следующая задача у нас будет артикуляционная, а именно, разными штрихами. Прав. р.поиграем пальцевое стаккато.
- С чем по твоему ассоциируется остренький кончик пальца?
- моросящий дождик. Вдоль клавиатуры плывет лодочка, а сверху моросит дождик, колючий , но приятный. Играем лев.р.- легато, прав.р. – пальцевое стаккато.
Для выработки беглости пальцев ученик играет гамму приёмом «стаккато». Этот приём обостряет ощущение кончиков пальцев, приучает слух к отчётливому исполнению каждого звука, вырабатывает независимость работы пальцев. Направляю слух ученика на ровность звучания.
Помимо динамических, артикуляционных задач , мы можем ставить и ритмические задачи.
Играем дуолями
- с акцентом на 1-ю долю под слово мама. Причем следим чтобы акцент выполнялся только пальчиком. И все на легато.
- Акцент на 2-ю долю (Весна красна)
- триолями (раз два три)
- квартолями (раз и два и )
Новая форма работы – как будто обе руки – два совершенно разных голоса
Лев.р.- низкий голос на форте
Прав. Р.- высокий голос на пиано
Следующий этап нашего урока работа над «Двухголосной фугой» Н.Мясковского.
Н.Я.Мясковский – Русский композитор, педагог, музыкальный критик, доктор искусствоведения, лауреат 5 сталинских премий. Помимо множества симфонической музыки в его наследии более 100 фортепианных произведений, романсы, кантаты.
Наша фуга принадлежит к кантиленой полифонии. Такая полифония способствует более лучшему вслушиванию ученика в голосоведение, вызывают яркую эмоциональную реакцию на музыку. Ты помнишь, как она сразу тебе понравилась? И ты захотела ее сыграть...
- Скажи пожалуйста, в каком стиле написано наше произведение?
- полифоническом
- А что такое полифония?
- многоголосие
- А ты знаешь что такое фуга?
- Фуга – в переводе с латинского (бег, бегство, побег). В основе лежит, как правило, одна запоминающаяся тема. Она звучит последовательно в разных голосах.
- На сколько частей можно разделить нашу фугу?
- На три части (Экспозицию, развитие, заключение).
Протяженным первым двум частям противопоставляется коротенькая третья часть, которая как бы суммирует все предыдущее полифоническое развитие., и несет в себе значительную эмоциональную нагрузку.
Уже в первом проведении темы (3 такта) несмотря на то, что она поделена на короткие лиги, должно быть передано целостное мелодическое движение с небольшой но яркой кульминацией на уменьшенной септиме. Мы попытаемся выразительно интонировать отдельные «мотивные» слоги. Поэтому мягкой, но не расслабленной рукой, после «взятия дыхания» погрузится в клавиши, хорошо ощущая дно, но не давить. Держать пальцы как можно ближе к клавишам, стараться играть подушечкой, мясистой частью пальца, т.е. к полному контакту, слиянию с клавиатурой. Звуки между собой связываются без толчка, как бы переступая с пальца на палец, наподобие смычка, который двигается по струне. Вступительные проведения темы звучат как вопрос-ответ. Ответ идет в Д-вой тон-ти в верхнем голосе и звучит более просветленно. Вся интермедия строится на потактно выступающих имитациях, между верхним и нижним голосами, в которых слышаться родственные интонации. А вот и новое слово «интермедия» Что это такое?
- интермедия – это часть полифонической пьесы – фуги-между двумя соседними проведениями темы. От латинского слова (находящаяся посередине) т.е. вставная пьеса, исполняемая во время перерыва в основном спектакле.
- Играем интермедию
Наша задача услышать единую линию развития полифонической ткани, связанную с нарастанием динамики к 10 такту, за которым следует длинный спад мелодии. В начале ср. части фуги (такт 14) тема проходит в доминантовой тон-ти в нижнем голосе. Следом наступает интермедия 17 – 21 такты слышатся знакомые короткие построения, напоминающие мелодический материал первой интермедии.
- Ученица проигрывает данную интермедию.
Вслед за интерм. Вступает в верхнем голосе тема, которая обогащается в последнем такте новой фигурой противосложения. При работе над текстом желательно выучить это место отдельно лев.рукой. Ее секвенционное развитие приводит к внезапному появлению измененной темы в нижнем голосе…
Дальше идет спад мелодии на диминуэндо.
И в заключении фуги тема показана в основной тональности в стреттном двухголосии. После небольшого всплеска эмоций начинается ослабление динамики и все приходит к просветленному трезвучию в одноименном мажоре.
На примере нашей фуги мы учились лучше вслушиваться в двухголосную ткань. Обращали внимание на прием противоположного движения голосов. Изучение полифонических произведений является отличной школой слуховой и звуковой подготовки ученика к исполнению фортепианных произведений любых жанров.
Следующий этап нашего урока пьеса малой формы танцевального характера
- Ю.Щуровский «Танец»
Ю.Щуровский – укр.композитор, педагог, автор множества симфонических произведений, музыки для кинофильмов, а также много произведений сочинявший для детей.
Первая часть построена на контрастных сменах эмоциональных настроений. В начале слышится спокойное «кружение» мелодии в соль миноре. Ему противопоставляется скрытый, хроматически ниспадающий голос в верхних звуках аккордового сопровождения.
Далее следует короткий связующий эпизод аллегретто. Движение оживляется, Появляются шуточные плясовые интонации. Благодаря чему меняется характер?
- правильно, штрихам.
И вот наконец подошли к самой стремительной части (в темпе аллегро) с сопровождением напоминающим баянные мелодические фигуры с острой пульсирующей ритмикой. Спокойной первой фразе в соль миноре противопоставляется мелодия второй фразы с ее радостным завершением в си мажоре.
В четкой игре пассажей желательно отметить пульсацию , начало каждой 16-й. острым пальцевым стаккато нужно исполнить и аккомпанемент. В опорных звуках баса как бы прослушиваются шуточно-задорные интонации самостоятельного голоса.
Средняя часть написана в духе польского танца – краковяка. Характер его быстрый, веселый. Сначала звучат очень гордо синкопированные аккорды, за которыми следуют более ласковые мелодические обороты.
Окончание репризы отличается от экспозиции завершением основной тон-ти соль минора. На ярком …
Наиболее сложной исполнительской задачей является быстрое переключение внимания на новое образное содержание.
И в заключении хочу сказать, что работа над пьесой Ю.Щуровского, над «Двухголосной фугой» Н.Мясковского обогащает слуховой опыт ученика характерными ритмо-интонационными и ладогармоническими средствами народной музыки. Слух учащегося и его сознание все больше вовлекаются в анализ художественного содержания музыки, ее формы, выразительных средств, приемов овладения фактурными трудностями.