kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока по музыке. С.Прокофьев. "Петя и волк".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: усвоение новых знаний

Цель урока:  создать условия для формирования у учащихся  систематизированного представления о симфоническом оркестре, как о  ярком явлении в музыкальной культуре.

Задачи урока:

- формировать знания об инструментах, входящих в состав симфонического оркестра.

- познакомить с некоторыми особенностями внешнего вида инструментов, их устройства и  звучания (тембров);

- обеспечить условия для  развития познавательного интереса, памяти, внимания школьников, умения анализировать, что имеет благотворное влияние на мыслительную деятельность в целом;

- воспитывать музыкальный вкус.

Образовательные технологии:

- технология развивающего, проблемного обучения;

- игровая технология;

- информационно-коммуникационная технология.

Методы: беседа с элементами сравнения, анализа, обобщения; демонстрационно-иллюстративный метод (звуковая и зрительная наглядности), эвристический(частично поисковый), рефлексия.

Средства обучения:  интерактивный комплекс; видео-презентация к уроку;  стенд «Инструменты симфонического оркестра»,  индивидуальные карточки с изображением музыкальных инструментов, раскраски.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по музыке. С.Прокофьев. "Петя и волк". »

Методическая разработка урока в 4 классе



Тема: «Инструменты симфонического оркестра.

Симфоническая сказка С.С. Прокофьева

«Петя и волк».


Тип урока: усвоение новых знаний

Цель урока: создать условия для формирования у учащихся систематизированного представления о симфоническом оркестре, как о ярком явлении в музыкальной культуре.

Задачи урока:

- формировать знания об инструментах, входящих в состав симфонического оркестра.

- познакомить с некоторыми особенностями внешнего вида инструментов, их устройства и звучания (тембров);

- обеспечить условия для развития познавательного интереса, памяти, внимания школьников, умения анализировать, что имеет благотворное влияние на мыслительную деятельность в целом;

- воспитывать музыкальный вкус.

Образовательные технологии:

- технология развивающего, проблемного обучения;

- игровая технология;

- информационно-коммуникационная технология.

Методы: беседа с элементами сравнения, анализа, обобщения; демонстрационно-иллюстративный метод (звуковая и зрительная наглядности), эвристический(частично поисковый), рефлексия.

Средства обучения: интерактивный комплекс; видео-презентация к уроку; стенд «Инструменты симфонического оркестра», индивидуальные карточки с изображением музыкальных инструментов, раскраски.

Структура урока

Организационный этап

Музыкальное приветствие

Просмотр видеофрагмента

Мотивация, постановка цели урока

Беседа, объявление темы урока

Актуализация знаний

Беседа по пройденному материалу с использованием слайдов

Первичное усвоение новых знаний

Беседа с учителем

Работа со слайдами презентации «Инструменты симфонического оркестра в сказке С.Прокофьева «Петя и волк»

Прослушивание аудиофрагментов симфонической сказки

Видеоролик (фрагменты из мульфильма)

Песня «Весёлые путешественники» с движениями (в качестве физминутки»

Первичная проверка понимания

Отгадывание загадок с использованием карточек

Интерактивная игра «Проверь себя»

Рефлексия. Информация о домашнем задании



Ход урока


  1. Организационный этап.

Музыкальное приветствие.

«Сейчас музыкальный начнётся урок,

Об этом сказал нам весёлый звонок,

Сказал, заливаясь, на ноте высокой,

Вас всех, поздравляю с началом урока!»

Учитель - Наш музыкальный урок с музыки и начнём. Как это уже бывало, наш класс на несколько мгновений превратится в концертный зал, с музыкантами, с дирижёром…и зазвучит чудесная музыка!

Просмотр видеофрагмента (П.И.Чайковский «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик»)………………………………………………………….

- Красивая музыка? И, наверное, знакомая? Часто звучит с экранов телевизоров, на волнах радиостанций. Может кто-нибудь знает, как называется эта музыка? Называется она «Вальс цветов». И сочинил её великий русский композитор, уже известный вам по первому классу, Пётр Ильич Чайковский (обратить внимание детей к портрету) для балета под названием «Щелкунчик». Композитор сочинил музыку, а кто исполнил её для нас? (музыканты)

- Обратили внимание, как много музыкантов играло это музыку? Целый оркестр! Оркестр симфонический.

- Ребята, а кто-нибудь из вас может нам разъяснить, что это за «штука» такая – симфонический оркестр? (слушаем объяснения детей, если они будут)

- Каждый музыкант оркестра играет на музыкальном инструменте. Инструменты разные, голоса у них разные, но под управлением опытного дирижера, звучат они слажено, и получается чудесная музыка. Во всём мире миллионы людей приходят на концерты, чтобы насладиться звучанием симфонического оркестра!

- Вы наверняка, какие-нибудь музыкальные инструменты узнали! (выясняем, есть ли такие инструменты). Фотоиллюстраци.

- Сколько неизведанного! Давайте разбираться. Задача нашей с вами сегодняшней встречи – разузнать, что же за инструменты так красиво играют в симфоническом оркестре, как они называются, какие у них голоса.

- А поможет нам в решении этой задачи …сказка. Да, да, не удивляйтесь! Сказка. Но не обычная, а сказка музыкальная, та, которую мы с вами слушали на прошлом уроке.

- Кто подскажет, как она называлась? («Петя и волк»)

-Назовите фамилию композитора, который сочинил эту сказку? ( С. Прокофьев)

- Ребята, а почему сказка называется «симфоническая»?

- В этой сказке роли исполняют инструменты симфонического оркестра: у каждого героя есть своя музыкальная тема, которую играет определённый инструмент симфонического оркестра. Это не просто сказка, а сказка–учебник. И написал её С.Прокофьев для того, чтобы познакомить вас с инструментами симфонического оркестра, научить узнавать их голоса, или как говорят музыканты, «тембры» этих инструментов.

- Давайте вспомним, какие были герои в этой сказке. Назовите их! ( ответы детей)

И у каждого из них в сказке своя музыкальная тема и свои инструменты.

Ну, вот взять хотя бы Петю, приехал к дедушке в гости, весёлый, жизнерадостный, и как выяснится, ещё и храбрый мальчишка! Какой же инструмент в оркестре исполняет роль Пети?

- Сейчас прозвучит музыкальная тема Пети, а вы попытайтесь, определить на слух какие звучат инструменты и покажите, как на них играют музыканты. ( звучит музыка, ответы детей)

- Вот вы все изобразили скрипку. А на самом деле Прокофьев поручил исполнять роль храброго Пети главным инструментам симфонического оркестра – скрипкам, альтам, виолончелям и контрабасам. Все они входят в струнную группу симфонического оркестра. Скрипки, их «братики» – альты, «мама» – виолончель и «папа» – контрабас, целая семья струнно-смычковых инструментов! ( слайд)

- А почему такое странное название «струнно-СМЫЧКОВЫЕ»? (дополнить ответы детей пояснениями про смычок)

Блиц-опрос: Как играют на…скрипке,

…виолончели

… контрабасе?


- А теперь вспомните, как в сказке звучит тема Дедушки. Какой характер передаёт музыка?

СЕРДИТЫЙ

ВЕСЁЛЫЙ

ВОРЧЛИВЫЙ

Какое слово не подходит? ( ответы детей)

- А какой инструмент симфонического оркестра может хорошо сыграть сердящегося ворчуна?

-В оркестре очень забавно может ворчать фагот. Этот инструмент похож на длинную палку, которую музыкант, чтобы сложить после концерта в футляр, разбирает на три части, три палки покороче (кстати, в переводе на русский язык слово «фагот» означает вязанка дров).

- Скажите, а как звучит голос фагота, на каких звуках: высоких или низких?

Фагот относится к группе деревянных духовых инструментов, и в этой группе он самый низкий по звучанию духовой инструмент ( слайд)

- А кого изображает эта музыка? ( звучит музыка, ответы детей)

- Действительно, трудно не услышать в этих звуках птичку. Так мастерски композитор нарисовал музыкальный портрет птички!

-Расскажите, какое настроение у этой музыки?

-Изобразите, как музыканты играют на инструменте, исполняющем тему Птички.

- Молодцы, вы все, так или иначе, показали дудочку. Главное, что вы услышали, что в этот инструмент, чтобы он зазвучал, нужно дуть. А в нашей сказке роль птички исполняет флейта.

На ней играют так. Она отлично умеет подражать птичьим трелям. И не удивительно, ведь в семействе деревянных духовых у неё самый высокий голосок. ( слайд)

-А кому из героев нашей сказки принадлежит эта музыкальная тема?

( звучит музыка) Покажите жестами, как движется это персонаж.

- Как, по-вашему, к какой группе инструментов симфонического оркестра, относится инструмент, исполнявший роль кошки? (деревянный духовой)

Да, это тоже дудочка, и тоже из семейства деревянных духовых, называется кларнет.

( слайд)

- Как звучит голос кларнета?

Мягкие, приглушённые звуки кларнета особенно на низких нотах, напоминают вкрадчивое мурлыканье кошки, осторожные шаги её мягких бархатных лапок.

- Ещё одна дудочка, из этого замечательного семейства деревянных духовых, исполняет птичью роль в этой сказке. Правда, эта птица не умела летать!

- Узнали кто это? С.Прокофьев отдал эту роль инструменту под названием гобой.

( слайд)

- Как звучит голос гобоя? ( ответы детей)

- На самом деле в этой сказке с гобоем произошла не совсем обычная история. Дело в том, что этот инструмент обычно играет музыку о любви, музыку полную нежности… Голос у него очень певучий. Но некоторые ноты звучат совсем не нежно и очень напоминают утиное кряканье. Обычно композиторы и не пользуются этими нотами, но когда композитору Прокофьеву понадобилось изобразить в оркестре самодовольное кряканье глупой утки, он вспомнил об этом свойстве гобоя и поручил ему такую, не совсем обычную для него роль.

- Нечто похожее произошло и с валторнами, которых композитор заставил изображать рычание волка.

- На самом деле у валторны звук немножко таинственный, поэтичный. Когда-то они подавали сигнал к началу рыцарских турниров! Валторна умеет исполнять необыкновенно красивые мелодии...

- Но оказалось, что если несколько валторн сразу, в один голос, очень громко «рявкнут» какой-нибудь аккорд, то такое звучание как нельзя лучше изобразит злого и страшного волка.

Сделана валторна из металлического сплава на основе меди и относится к другой группе духовых инструментов: МЕДНЫЕ ДУХОВЫЕ ( слайд)

- Своим особенным голосом валторна обязана собственной конструкции. Труба, свёрнутая в круг, со множеством завитков, такой кренделёк или улитка, очень длинная! Если эту узенькую трубку размотать, то длина валторны получится почти три с половиной метра.

- Вот такие удивительные инструменты играют роли в этой симфонической сказке. Давайте ещё раз вслушаемся, как звучат их голоса!(видеоролик)

- Ребята, а про кого из героев этой сказки, мы забыли упомянуть? (Охотники) Были ещё охотники, которые охотились по соседству в лесу и стреляли из ружей. Инструменты какой группы, могут хорошо изобразить выстрелы? (ударная группа)

- Да, это УДАРНЫЕ инструменты: большой оркестровый барабан и литавры. Ритмично бьют барабаны! Ритмично двигаются колотушки у литавр!

- Ну, а сейчас предлагаю поиграть в игру « Проверь себя». У вас на столах лежат карточки, разложите их перед собой. Итак, отгадайте, о каком инструменте идёт речь!

Инструмент я очень древний.

К деревянным отношусь.

Мой регистр самый верхний

Этим очень я горжусь!

Часто певчим подражаю, птичьи трели вывожу,
И Снегурочкой холодной в сказке встретиться могу.

(флейта)

«Я в квартете деревянных ниже всех звучу, друзья,
В симфоническом оркестре без меня никак нельзя!

Уважает меня деревянная родня,

Хоть ворчу я на народ…» - глухо вымолвил…. (фагот)

С восемнадцатого века композиторы всех стран
Отдают мне предпочтенье, это точно, не обман!
Я звучу проникновенно, удивительно светло.
И скажу, что как солисту, мне, конечно, повезло.
Лучше всех мне удается чувства нежные любви.
Грусть, мечты, переживанья – это образы мои!
И рожок пастуший точно я игрой изображу,
И гнусавой уткой в сказке громко крякнуть я могу.. (гобой)

Вышла дудочка точёная,
Вся изящная, вся чёрная.

«Я играл на поле бранном,
На гулянье массовом.
Был я прежде деревянным,
Стал теперь пластмассовым.
Я на весь известен свет,
А зовут меня…. (кларнет)


Сравнить гобой и кларнет на слайде. Найти различия.


Я похожа на улитку, крепко скручена в кольцо.
Рог охотничий, считают, мне приходится отцом.
Если б кто-нибудь меня, вдруг, сумел бы распрямить,
Я б трубой длинной в три метра всех смогла бы удивить!!!

(валторна)

Как будто девушка запела,

И в зале словно посветлело.

Скользит мелодия так гибко.

Затихло всё: играет… (скрипка)

Чуть побольше скрипочки,

А поёт пониже.

Деревянный бочок,

Четыре струнки и смычок…. (альт)

Сравнить скрипку и альт между собой и с размером смычка на слайде.

Кто это бум? Кто это Бах?
Кто это прячется в медных котлах?
Гром – отвечают подружки
Войлочные колотушки….. (литавры)

Рефлексия (анализ деятельности на уроке).

- Вы большие умницы!(после игры) ничего не перепутали, во всём разобрались. Скажите ещё разок, о чём вы узнали на сегодняшнем уроке? (об инструментах симфонического оркестра)

- А что мы о них узнали? ( как называются, как выглядят, как на них играют, как звучат их голоса)

- Кому-то было трудно или непонятно? Понравилось?

- Как вы думаете, где эти знания могут вам пригодиться в жизни?


Домашнее задание.

- Чтобы вы не забыли инструменты, для вас домашнее задание – найти картинки музыкальных инструментов, которые входят в состав симфонического оркестра. На этом наш урок закончен. До свидания, встретимся через неделю.









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Разработка урока по музыке. С.Прокофьев. "Петя и волк".

Автор: Савичева Наталья Владимировна

Дата: 09.10.2015

Номер свидетельства: 237761


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства