kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока по музыке для учащихся 4 класса "Душой исполненный полет.Терпсихора в пуантах"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Хочу поделиться разработкой урока по музыке для учащихся 4 класса по теме "Душой исполненный полет.Терпсихора в пуантах".Урок вводит учащихся в большой мир сказочной и необычайно увлекательной страны "Балет".Урок разработан в рамках авторской программы "Музыка в семье Муз"для учащихся общеобразовательной школы.Уроки по этой программе вводят учеников в мир большого музыкального искусства. Учащиеся знакомятся с мировой музыкальной и художественной культурой.Учитель помогает учащимся проследить историю зарождения и развития балетного жанра и сформировать представление о балете,как о музыкально-хореографическом спектакле через знакомство с музами Терпсихорой,Клио.

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по музыке для учащихся 4 класса "Душой исполненный полет.Терпсихора в пуантах" »

24


Балабанова Раиса Михайловна

Учитель музыки КГУ «Школа-гимназия»№11» акимата г.Усть-Каменогорск

Высшая категория


4 класс


Тема: «Душой исполненный полет. Терпсихора в пуантах»


Этап обучения по данной теме (начальный, основной, завершающий)


Цель:

Проследить историю зарождения и развития балетного жанра и сформировать у учащихся представление о балете, как о музыкально – хореографическом спектакле через знакомство с музами Терпсихорой, Клио.


Задачи:


Воспитания

Нравственно-эстетической отзывчивости и эмоциональной культуры

Уважительного отношения к лучшим образцам мировой музыкальной культуры, к музыкальной культуре Казахстана

Обучения

Расширение кругозора учащихся

Формирование умения слушать, понимать и свободно выражать свои мысли и чувства через творческую деятельность

Навыкам самоконтроля в процессе формирования умения оценивать свою работу

Формирование умения рассуждать о музыке


Развития

Креативного, музыкально-образного мышления на основе музыкального жанра « балет»

Музыкально-эстетического вкуса и потребности в общении с музыкальными шедеврами

Умения анализировать музыкальное произведение

Исследовательских способностей, интереса к самостоятельному творчеству учащихся


Объекты интеграции - цели, содержание методы, результаты


Идея интеграции

«Интеграция-это средство, обеспечивающее целостное познание мира и способность человека системно мыслить при решении практических задач»- концепция интегрального образования Селевко В.Г


Вид интеграции - тематическая.


Уровень интеграции – меж предметная


Форма, способ интеграции - преемственные и перспективные связи, связи взаимопроникновения.


Ожидаемые результаты интеграции и их критерии

  • Углубленное изучение предмета музыки

  • Обогащение содержания урока



Новизна учебных результатов

  • Развитие креативного мышления

  • Осмысление знаний учащихся на более высоком уровне


Тип урока – комбинированный


Используемые приемы, методы, технологии обучения:

Психолого - педагогические (рефлексия), исследовательский, игровые, театрализация, гуманно-личностные (создание ситуации успеха), информационно-коммуникационные (презентация), технологии проблемного обучения (целеполагание), здоровье сберегающие (музыкальная разминка).


Данные об апробации методической разработки интегрированного урока:

(Тема, цель, и задачи урока позволяют расширить и углубить такие понятия, как «балет», «сценическая культура», познакомиться с Музами – покровительницами танца, истории), методическая разработка урока войдет в календарно-тематическое уроков музыки в 4 классе по программе «Музыка в семье Муз» и даст возможность увидеть учителю панорамность изучаемого раздела.)


Оборудование:

(демонстрационные, раздаточные), основные источники информации:

ТСО: проектор, экран, компьютер, демонстрационная презентация в программе Power Point, раздаточные, видео - фрагменты из балетов П.И.Чайковского «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Король танца» (Майкл Флэтли).

Прогнозируемый результат:

(формируемые компетенции) в сфере самостоятельной познавательной деятельности (усвоение способа приобретения знаний, умения планировать свою деятельность, оценивать свою работу), в сфере культурно-досуговой деятельности (чувство уважения к композиторской и народной музыке, приобщение учащихся к театральной культуре).



Ход урока:

1.Организационный момент

Вход в класс учащихся

(Звучит песня в исполнении А. Пугачевой «Балет»)

Учитель---

Здравствуйте, ребята! Я приветствую вас и счастлива, что сегодня мы вновь окунемся в мир прекрасного, загадочного искусства – в мир театра, музыки. У нас на уроке много гостей, давайте все вместе поприветствуем их.


(Музыкальное приветствие для гостей)

2.Рефлексия настроения и эмоционального состояния

Я думаю, никого из вас не пугает, что сегодня 13 марта, я бы хотела узнать, с каким настроением вы сегодня пришли на урок?

Человек все время находится в каком- то настроении, его можно сравнить с погодой: то солнечное, веселое, то пасмурное, грустное, хмурое.

У вас имеются рыбки трех цветов - желтая, синяя и серая. Если у вас веселое, солнечное настроение и хороший, рабочий настрой на урок - поднимите рыбку желтого цвета, если вас что- то беспокоит и вы грустны, поднимите рыбку синего цвета, а если у вас вообще нет настроя на работу - я увижу рыбку серого цвета. (Учащиеся поднимают рыбки соответственно их настроению)







Учитель:

Я увидела у всех желтые рыбки и это значит, что у всех у вас большой положительный заряд на весь день. А когда Вы подняли рыбки, мне показалось, что я очутилась в сказке, и загадала желание: чтобы у меня было столько помощников на уроке, сколько золотых рыбок я увидела.


Театрализованная сцена: (Появляются Муза танца - Терпсихора, Муза Клио, Аполлон)



Учитель: Вот музы: Клио, Терпсихора,

Их покровитель Аполлон.

Мы расколдуем их движеньем,

Узнаем сути разговор.


Аполлон: О, Клио, Муза, не одна

Смотрю, сидишь ты с Терпсихорой?

Папирус свитком у тебя

Наполнен множеством историй.

Благословляю в путь тебя, но только вместе с Терпсихорой!

Она всегда могла сказать

Тем языком, где слов не надо,

Движеньем «ПА» и рук пареньем,

Наполнить залы вдохновеньем.

Спускайтесь же скорей с небес

И детям головы вскружите

Искусством танца, что в веках

Его секреты Вы храните.


Клио: Ах, Аполлон!

Как мудр ты!

И радостно благословенье!

Папирус свитком у меня

Не исказит веков теченье!


Терпсихора: А я смогу, мой Аполлон!

Наполнить радостью движенья!

Ворвусь с букетом в каждый дом

И танец станет украшеньем!





3.Объявление темы урока:



Учитель:

Ребята, к нам в гости сейчас придут муза Терпсихора и Клио. Как вы думаете, о чем сегодня на уроке пойдет речь? (Ответы детей).

Совершенно верно, сегодня нам предстоит узнать и проследить историю возникновения и развития балета, какие происходили изменения и открытия, познакомится с лучшими представителями балетного искусства.


Слайд №1 («Душой исполненный полет. Терпсихора в пуантах»)


Темой урока стали слова, сказанные великим русским поэтом

«Узрю ли русской Терпсихоры душой исполненный полет…»

4.Повторение пройденного материала:

Немало строчек о балете в сочинениях великого поэта. Но эти полны особенно глубокого смысла. Это целая программа развития балета - на века вперед! Великий поэт мечтал о том времени, когда балет породнится с драматическим театром. И это время пришло.


Слайд №2 («Балет»)


Давайте вместе с вами вспомним


- Что такое балет? (музыкальный спектакль, в котором все артисты выражают свои мысли и чувства с помощью танца.


-Что такое либретто? (Краткое содержание балетного спектакля)


-Дайте определение симфоническому оркестру? (Большой, слаженный коллектив музыкантов-профессионалов, играющих на различных музыкальных инструментах).

Сегодня нам предстоит узнать, когда же родился балет, его историю кто влиял на его развитие?


Слово музе Клио (Слайд № 3, 4)


Муза Клио рассказывает историю балета…


Принято считать, что впервые слово «balletto» стал употреблять итальянец Доменико да Пьяченца (около 1400 – около 1470), служивший учителем танцев и хореографом при дворах влиятельных итальянских сеньоров, а впоследствии основавший первую танцевальную школу в Ломбардии.

Если первоначально балет был разновидностью придворных танцев, где каждый мог похвастаться своим умением исполнять причудливые па, то позднее он превратился в особый вид искусства, ставший прерогативой профессионалов.

Само слово «балет» (франц. ballet, итал. balletto) произошло от позднелатинского ballo – танцевать. И все же балет в том виде, в каком мы знаем его сейчас, родился не в Италии, а во Франции Танец стал превращаться в балет, когда его начали исполнять по определенным правилам.

Впервые их сформулировал балетмейстер Пьер Бошан, возглавивший в 1661 году Королевскую академию музыки и танца, а затем и Парижскую оперу в 1581 году.

Это время правления знаменитого Людовика XIV – «короля-солнце». Кстати, император получил своё «второе имя» тоже благодаря танцам и французским карнавалам-маскарадам.

В эпоху барокко карнавал — это не только возможность весело провести время, но и танцем поиграть в этакий «перевёрнутый мир». Что это значит? Это значит, что все менялись ролями. Король становился шутом, а вот настоящий фигляр превращался (конечно, только на время танца) в короля. На одном из таких маскарадов Людовик XIV предстал в образе Восходящего Солнца.

Когда король стал управлять государством самостоятельно, то распорядился, чтобы при дворе появился балет. Это служило интересам государства — через танец король мог влиять на придворное общество. При Людовике XIV балеты давались часто и обставлялись с невиданной пышностью. Примерно тогда же появилось разделение танцовщиков на любителей и профессионалов. В 1661 г. Людовик учредил Королевскую академию танца «в целях совершенствования сего искусства».

С тех пор во Франции стал развиваться жанр придворного балета (маскарады, пасторали, танцевальные дивертисменты и интермедии).

Балет XVI века представлял собой пышное зрелище с исполнением церемонных испанских танцев – паваны, сарабанды, спектакли придворного балета достигли наивысшего великолепия, включали в себя сценические эффекты, придававшие зрелищу характер феерии.

Многие сохранившиеся поныне особенности балетных танцев объясняются происхождением балета, стилем поведения первых его исполнителей - придворных, обученных благородным манерам. Все дворяне были знакомы с искусством фехтования, и многие его приемы использовались в танцах: например, «выворотность», т. е такое положение ног, при котором они от бедра до стопы повернуты наружу. Обязательные позиции ног, головы и рук в балете так же напоминают позиции фехтовальщиков

В те времена танцевальная карьера начиналась с ранних лет и завершалась гораздо позже, чем сейчас. Балет и в малой доле не требовал такой отдачи сил, как в наши дни, а чтобы скрыть от публики свои стареющие лица, танцовщики выступали в масках, закрывающих все лицо, – золотые, серебряные, иных цветов, в зависимости от характера персонажа.

Маски, тяжелые платья и туфли на высоких каблуках, и, конечно же, корсеты мешали женщинам выполнять сложные движения. Поэтому мужские танцы отличались тогда большей грациозностью и изяществом.

Соответственно и первая балетная труппа Парижской оперы состояла исключительно из мужчин, первые женщины появились там лишь в 1681 году. На заре балета отличие танцовщика от танцовщицы определялось единственным образом: были скрыты ноги под костюмом, или же нет. Ранние балеты исполнялись преимущественно мужчинами, и первые туфли были на высоких каблуках, с пряжками, в стиле знаменитого короля Франции Людовика XIV.

Однако в XVIII веке произошли радикальные перемены. Французская танцовщица Мари Камарго первой укоротила свои юбки и ликвидировала высокие каблуки, для того, чтобы лучше демонстрировать технику своих движений.

К концу XVIII в. балетный костюм становится значительно более лёгким и свободным для действия, что в немалой степени способствует бурному развитию техники танца.


Слово Музе Терпсихоре.

Слайд №5 (Естественная невесомость)


«Пуанты - символ самого воздушного и возвышенного танца».

-Что приходит в голову при слове "балет"? Красота. Загадочность. Изящество.

- Знаете ли Вы, как балеринам удаётся порхать по сцене на цыпочках?


Перед глазами сразу встают элегантные атласные туфли - мягкие невесомые тапочки и утонченные пуанты.

Однако, несмотря на то, что рассвет балета приходится на XV век, эти его неотъемлемые символы появились сравнительно недавно, в начале 19 века в Италии.

Как и в случае с одеждой для танцев, танцевальная обувь произошла от повседневной - танцоры просто носили собственную одежду и обувь. Однако с развитием и усложнением танцевальных стилей развивался и спрос на тщательно продуманную, специализированную обувь, которая позволяла танцорам достигать более отточенной техники.

Развитие обуви стало одним из главных факторов, которые позволили балету превратиться в столь сложное искусство, каким он является сегодня.


Слайд № 6

Пуант - в переводе с французского "острие", «кончик».  Пуантами называются кончики пальцев ног. Танцевать на пуантах - значит танцевать, опираясь не полностью на всю стопу, а только на пуанты.


Слайд №7

Эта система балетного танца стала использоваться в самом начале 19 века, постепенно превращаясь в обязательный элемент классического балета.

Танец на пуантах исключительно женский. 

Имя изобретателя этой замечательной обуви кануло в лету, но совершенно точно известно, что первой балериной, появившейся на сцене в пуантах была французская балерина Мария Тальони.

Именно она, под чутким руководством своего отца, известного балетмейстера, изменила историю балета.

Слад №8.

Существует легенда: когда Мария Тальони пересекала границу России, на таможне ее спросили: "Мадам, а где же ваши драгоценности?" Тальони приподняла юбки и, показав на ноги, ответила: "Вот они".

Да, ее ноги и впрямь были бриллиантовыми, а ее танец в буквальном смысле слова заставлял зрителей плакать от счастья.

Слайд №9(«Туфельки под соусом»)

Это случилось в 1832 году на премьере балета "Сильфида.. Встав на пальцы, Тальони добилась впечатления нереальности, отрешенности, иллюзии парения над землей.

Конечно, те давние балетные отличались от современных, более жестких в носке, разнообразных по цвету и фактуре, но эффект они произвели грандиозный.

В Петербурге, где к Тальони относились с особенным восторгом, после ее отъезда пара ее балетных туфель была куплена за 200 рублей, разыграна в лотерею и съедена под соусом поклонниками.

После гастролей в Петербурге поклонники купили ее обувь и... съели с соусом. "Не отсюда ли происходит выражение "говядина как подошва", которое мы столь часто слышим в ресторанах?"



Слайд № 10 «Облако из газа».

Но кроме балетных пуантов Мария Тальони преподнесла искусству и зрителям еще одну новинку, также впервые представшую в балете "Сильфида", - белоснежную пачку, ставшую вскоре символом романтического балета. Это "облако из газа" придумал художник и модельер Эжен Лами.

Слайд №11

Легкая невесомая туника, формой напоминающая полураспустившийся цветок, не только помогала танцовщице выполнять невесомые, но технически сложные прыжки, но, казалось, излучала особый, неземной свет, столь необходимый для романтического балета.



Слайд № 12 «Обувь для Терпсихоры».

Как это не странно и звучит, до сих пор нет такого специального учебного заведения, где бы учили изготавливать пуанты.

На сегодняшний день около 95% эта обувь (пуанты) выполняется вручную и всегда соответственно эксклюзива. За один рабочий день мастеру с опытом удаётся собрать не более 12 пар пуантов. Секретов здесь много, это и клей, и форма, и конечно только натуральные материалы.

Существуют особые способы сборки пуантов, с учетом разных индивидуальных особенностей стопы. Важны любые мелочи и факторы, такие как гигроскопичность или уровень стука во время танца. За спектакль балерина, как правило, может сменить до несколько пар балетных пуантов. И думаю мало, кто знает о том, что если театр начинается с вешалки, то балет для актёров начинается с удобной и практичной для танца обуви. Не даром говорят: как балерину обуешь, так она и станцует.


Изготовление пуант: (Показ видео сюжета)

Изготовление пуантов – долгий процесс.
В России делается исключительно вручную. И является самым сложным из процессов в технологии изготовления обуви.  В Европе в большей степени их делают машины.
Опытный мастер может за день собрать примерно 12 пар пуантов.
Гарантия качества – уникальные руки мастеров, ведь на фабрике 80–90% операций производится вручную. Где вы еще увидите мастера сидящим на такой же, как в Средние века, низкой деревянной «табуретке», где вместо сиденья – переплетенные кожаные полоски? И специальным молотком полирующего еще сырой носок пуанта?

Прежде чем «допустить к работе» новый молоток, главный технолог фабрики (автор единственной в мире диссертации по конструкции балетной обуви) проверяет его гладкость, водя, как электробритвой, по собственной щеке.

Носок пуант заливают гипсом, и состоит из нескольких слоев, делают из 6 слоев обычной мешковины. После проклейки все слои прошиваются. Этот процесс занимает много времени.  
Балетная туфелька от Grishko состоит из 54 деталей, которые, будучи собраны в готовый пуант, должны идеально облегать колодку. Верх пуантов выкраивается из атласа и бязи. Бязь используется как самая гигиеничная ткань.

После намотанных 11 км (примерно столько «проходит» солистка за спектакль) ноги у балерины абсолютно мокрые. Атлас на пуантах должен быть прочным, чтобы долго не протираться, и податливым, чтобы идеально облегать носок. А еще он не должен бликовать под лучами софитов и не отвлекать насыщенным цветом зрителей от собственно танца.

Поэтому после долгих исследований в НИИ шелка был выбран состав из вискозы и хлопка персикового полутона. Подошва пуанта вырубается из натуральной кожи.

Ленты балерины пришивают сами.

Учитель: ребята, давайте попросим Терпсихору станцевать на пуантах музыкальную композицию.




( Терпсихора читает стихотворение).


Мне приятно, что моя
Нравится работа!
Я танцую для того,
Чтобы люди в зале –
Все, все, все до одного.

Чуть добрее стали.
Вслед за мною унеслись
В сказочные грезы,
Чтоб из каждого рвались
Сердца счастья слезы!
Чтобы страхов хоровод,
Мыслей злых круженье.

Побеждало волшебство
Звука и движения




(Музыкальный номер Терпсихоры.)




Учитель:

А сейчас нам предстоит закончить нашу практическую работу «Сам себе режиссер».


Муза Клио и Терпсихора помогут нам. Я даю вам 2 минуты, чтобы закончить проект и приступить к его защите. ( На предыдущих уроках учащиеся вместе с учителем готовили декорации к сценам из балетов « Лебединое озеро» и « Щелкунчик», распределяли театральные профессии для защиты, выбирали музыкальный сюжет из названий музыкальных номеров из балета, предложенных учителем).

Третья группа учащихся собирает воедино по смыслу стихотворение из отдельных фраз.







Итак, всем собравшимся зрителям, я предлагаю пройти в наш театр-балет-экспромт.


3 группа учащихся зачитывает собранный стих.

Чтоб состоялась в театре премьера

Долго готовят ее костюмеры

И осветители, и декораторы,

И драматурги, и звукооператоры,

Главный художник, кассир, бутафор,

Плотник, рабочие, токарь, гример,

А отвечает за все – режиссер!


Слайд № 13(«Лебединое озеро»)


Защита проекта(1 группа)

Участники: дирижер, балетмейстер, художник-декоратор, свето-звукооператор.

Карточки с музыкальными номерами из балета:

1.Танец маленьких лебедей 2.Адажио 3.Па де де 4.Антре


Защита:

Мы считаем, что данной декорации соответствует музыкальный номер « Адажио» из балета «Лебединое озеро» П.И. Чайковского. Это медленный финальный танец принца Зигфрида и принцессы Одетты, которую злой волшебник Ротфард превратил в лебедя. Но доброта и настоящая любовь способны творить чудеса. Лебедь Одетта и ее подруги превращаются из лебедей в прекрасных девушек, сбрасывая с себя лебединые перья.



Озеро очень светлое и светлыми красками освещен дворец, в котором теперь будет только царство любви.


Для декорации мы выбрали современный подход. Мы специально удлинили сценическое пространство, создав некий подиум, чтобы зритель, который является полноправным соавтором ощутил наибольший эффект присутствия с героями во время спектакля.














Показ видео – фрагмента из балета «Лебединое озеро» (роль Одетты исполняет Майя Плисецкая).



Рассказ учителя о творчестве балерины.

Слайд №14

Плисецкую называют блистательной, легендарной, непревзойденной, Богиней.

С первых шагов на сцене проявилась ее яркая индивидуальность – необыкновенная выразительность, страстность, динамика танца. Большой победой стала партия Одетты-Одиллии: добро и зло, любовь и коварство, благородство и низменность характера представали в двух образах, созданных балериной.

Мягкие и гибкие руки Плисецкой часто называют "произведениями искусства, а их движения вместе с движениями корпуса, создавали иллюзию трепета крыльев, плывущего лебедя, превращения девушки в птицу. Ее руки в «Лебедином озере» сравнивали с зыбью воды, с переливающимися волнами, с изгибами лебединых крыльев.

Критик парижской газеты «Фигаро» уверял, что она делает это «не по-человечески» и что, «когда Плисецкая начинает волнообразные движения своих рук, уже больше не знаешь – руки это или крылья, или руки ее переходят в движения волн, по которым уплывает лебедь».



Слайд № 15

27 апреля 1947 года Плисецкая впервые станцевала партию Одетты-Одиллии в «Лебедином озере». Могла ли она предвидеть, что самый репертуарный балет Чайковского станет одним из главных в ее творческой биографии?

Одетта в исполнении Майи Плисецкой стала мировой легендой, на ее спектаклях зрителю не надо было сверяться с либретто, чтобы понять, когда Одетта сбрасывает с себя колдовские чары, а когда снова становится птицей.

  Самый юный Лебедь.

В 14 лет она впервые станцевала "Умирающего лебедя". Поставила его для нее тетка, Суламифь Мессерер, которая вспоминала: "Подвигли меня на это два соображения. Во-первых, удивительная красота Майиных рук, особая пластичность ее танцевальных данных... Во-вторых, в те годы артистке балета без портативного номера было просто не прожить. Нам приходилось выступать с концертами в сельских клубах с корявыми полами. Или в Кремле, где полы - высший сорт, но негде, да и некогда разогреться.… Несмотря на исключительно выразительное лицо Майи, я поставила ей выход спиной к публике, дабы отвлечь внимание от невыигрышных стоп и сосредоточить его на Майиных руках и шее… Номер не стал бы фирменной маркой Майи, если б не был созвучен ее таланту. Естественно, танцуя "Лебедя" в течение многих десятилетий, Майя вносила в мою постановку интереснейшие изменения". Бесчисленные варианты этой миниатюры в исполнении Плисецкой на протяжении шести (!) десятилетий видели во всех концах мира. Она танцевала ее под аккомпанемент скрипки, виолончели (всем памятно выступление с Мстиславом Ростроповичем) и даже в сопровождении голоса Монтсеррат Кабалье.

Плисецкая сама подсчитала, что "Лебединое озеро" станцевала ровно 800 раз, но вот количество исполненных "Лебедей" учету не поддалось: "Может, 50 тысяч, может, 100 тысяч раз", - гиперболизирует балерина. Эмоции, вкладываемые в этот образ, столь разнообразны, что она порой бисировала номер четырежды за один концерт - и ни разу в них не повторялась.

А что происходило с публикой, когда эта маленькая русская балерина танцевала Умирающего лебедя!

После одного из ее выступлений в Аргентине кто-то поставил на запись часовую аудиокассету – пленка закончилась до того, как стихли рукоплескания. В Токио, Нью-Йорке, Париже и Лиссабоне у нее были концерты, на которых она бисировала Лебедя четыре раза подряд.

Безжалостная к себе, Плисецкая, чтобы "не повторяться уж до смешного", выходила из разных кулис, появлялась то спиной к публике, то лицом, делала разные акценты в финальной позе. Неизменными оставались только прославившие ее на весь мир лебединые движения рук.

"Вообще-то я думаю, что надо танцевать всем телом – рассуждала она в документальном фильме "Майя Плисецкая", снятом в 1964 году. - « Все участвует в танце – ноги, корпус, голова, ну, и конечно, руки».


Слайд № 16 (Современный балет»)

" «Лебединое озеро» - самый знаменитый, самый красивый, самый романтичный и самый классический балет мира - в Израиле будет танцевать труппа Русского классического балета, которая носит имя Майи Плисецкой. И это весьма символично. Великая балерина современности, в прошлом прима Большого театра Майя Плисецкая прославила и этот театр, и этот балет.


Слайд № 17

«Я родилась, чтобы принадлежать балету. Лучшей сцены, чем Большой, на планете Земля люди не построили».

Слайд № 18.

В Казахстане, одной из самых известнейших балерин, сыгравших роль Одетты в «Лебедином озере», является Лейла Альпиева. С 2000 года – первая прима балета Государственного Академического театра оперы и балета имени Абая.

Защита проекта (2 группа)

Учащиеся 3 проектной группы зачитывают стихотворение, которое они собрали:

Вся жизнь – театр,

А люди в нем - актеры,

Сказал поэт когда-то сгоряча.

Судьбою управляют режиссеры

Над нашей жизнью сверху хохоча.

Мы роль не выбираем по желанью,

Но это не причина вешать нос.

Играй с душой,

Трудись другим на радость,

Быть человеком иль не быть, -

Вот в чем вопрос.

Слайд № 19 («Танец феи Драже»)


Участники: дирижер, балетмейстер, художник-декоратор, свето-звукооператор.

Карточки с музыкальными номерами из балета:


1.Танец феи Драже 2.Па-де-де 3.Вальс цветов 4.Испанский танец


Защита:

(Наша творческая группа представляет сцену из балета «Щелкунчик. Мы видим, что действие происходит в рождественский праздник, и центральной фигурой в оформлении сцены стала елка. Вашему вниманию представлена очень необычная работа художника декоратора: занавес оформлен с использованием конфетной темы, сцена усыпана мелкими драже.

Из представленных музыкальных номеров мы сразу выбрали «Танец феи Драже». Именно на премьеру этого балета П. И. Чайковский привез из Франции новый музыкальный инструмент челесту, звук которой рассыпался сотнями хрустальных камешков.

Торжественно посвятив Мари в Принцессы, (а Принцессой здесь может стать только очень добрая и очень храбрая девочка), они открывают бал. Придворные исполняют для Мари "вкусные" танцы. Фея танцует свой воздушный танец «Драже» и приглашает гостей в свой сказочный мир доброй и сладкой сказки.

Мы видим здесь Мари и Щелкунчика, который превратился в прекрасного юношу. Крестный Дроссель Мейер возвратит Мари из волшебного путешествия, но девочка никогда не забудет прекрасную сказку, в которой царят добро и красота.)



( Звучит фортепианная пьеса « Танец феи Драже» в исполнении ученицы.



Показ видео - сюжета из балета «Щелкунчик» -

« Танец Феи Драже»


Закрепление изученного материала. Выводы.





Учитель:


Ребята, Вы прекрасно справились с практической работой, молодцы, мне очень понравилось.

Я вновь хочу обратиться к теме нашего урока. Вы помните, что эти слова произнес великий поэт А.С. Пушкин. Давайте вместе определим, какой смысл заложен в этих словах,

«Душой исполненный полет»

(Совместные выводы учителя и учащихся).


(Пластика, грация балерин, виртуозность мастерства, достойного самой Музы Терпсихоры. Но главное не техника, а наполненность танца: полет должен быть одухотворен искренним чувством).


Ребята, а кто из людей вкладывает свои души в спектакль, чтобы он состоялся именно таким, каким его видит зритель: ярким, зрелищным, отточенным до мелочей?

(Гримеры, оформители, режиссер, бутафоры, хореограф…).






Настало время проститься с нашими гостями, Музой танца Терпсихорой, Музой истории Клио, Аполлоном.

Мы должны построить лестницу, по которой они поднимутся к себе домой.













9






С







О







Ф







И







Т




8

Г

Р

И

М

Е

Р

7

П

У

А

Н

Т

Ы

6

Л

И

Б

Р

Е

Т

Т

О

5

К

О

С

Т

Ю

М

Е

Р

4

Б

А

Л

Е

Р

И

Н

А

3

У

В

Е

Р

Т

Ю

Р

А


2

Т

Е

Р

П

С

И

Х

О

Р

А

1

Б

А

Л

Е

Т

М

Е

Й

С

Т

Е

Р



Вопросы к кроссворду:


1.Постановщик танцев в балете (Хореограф).


2. Муза танца. (Терпсихора)


3. Музыкальное вступление к балету. (Увертюра).


4. « Пачку, пуанты надела Марина

На сцену вспорхнула – она ….(Балерина).


5. « У костюмов есть размер – это знает (Костюмер).


6. Краткое текстовое содержание оперы, балета…..(Либретто).


7. « Носок деревянный и шелковый бант,

Как туфелька эта зовется – (Пуант


8. « Был человек, а стал актер

Его преобразил – (Гример)»


9. Театральный прожектор (Софит).



Заключительная часть урока.



Рефлексия содержания учебного материала:


(Этот способ позволяет учителю понять, насколько усвоен учебный материал). Учащимся предлагается продолжить следующие фразы:

  1. сегодня я узнал…

  2. было интересно…

  3. я выполнял задания…

  4. у меня получилось …

  5. мне захотелось…







Учащиеся исполняют песню – подарок Терпсихоре « Танцуют все».



До новых встреч!

И да пребудут с Вами Музы!



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Балабанова Раиса Михайловна

Дата: 12.01.2015

Номер свидетельства: 153781


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства