kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока музыки в 7 классе по теме: опера А.Бородина "Князь Игорь".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаю вашему вниманию разработку урока музыки в 7 классе по теме "Опера "Князь Игорь" Сравнение двух мужских образов". На примере арий князя Игоря и хана Кончака помочь ученикам описать и сравнить образы главных героев оперы, какими представил их композитор А.Бородин,  

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока музыки в 7 классе по теме: опера А.Бородина "Князь Игорь". »

7 класс. Тема урока: Опера «Князь Игорь». Противопоставление образов главных героев.

Цель: анализ музыкальных характеристик арий князя Игоря и хана Кончака в опере А.П. Бородина «Князь Игорь», выявление сходства и различия их интонаций.

Задачи:

Учить составлять музыкальные портреты героев на основе их интонационных характеристик, выявлять драматургию их взаимоотношений; накопление музыкального опыта, словаря.

Развивать навыки анализа музыкального произведения, определяя его форму, основные средства музыкальной выразительности; развивать ассоциативное мышление, умение сравнивать с ранее изученными произведениями.

Воспитывать интерес к русской классической музыке, к истории своей страны, патриотизм.

Музыкальный материал: Ария князя Игоря II д, Ария хана Кончака II д,

Оборудование: видеозапись арий; компьютер,интерактивная доска; в ходе урока использована презентация к опере Князь Игорь.

Ход урока

Перед первым уроком по разбору оперы учащиеся получают задание:

Пользуясь учебником письменно в тетради дать общую характеристику оперы по плану:

Место оперы в творчестве. Значение.

История создания. Сценическая судьба.

Сюжет. Либретто. Идея.

Жанр.

Драматургия. Композиция.

Прочитать либретто оперы.

Начать урок с проверки письменного домашнего задания.

Учитель. Дома вы читали либретто оперы. Назовите, пожалуйста, главных героев оперы? Наша задача на сегодняшнем уроке проанализировать музыкальные образы Князя Игоря, Хана Кончака.

На доске появляется презентация к опере Князь Игорь.

Кто из героев оперы изображен на той или иной иллюстрации?

Вот видите, даже ещё не слушая оперу, в общих чертах, мы уже можем составить представление о характере героя. А какими изобразил их А.П. Бородин? Давайте послушаем.

Ария князя Игоря. II д.

Учитель. В этой арии всесторонне обрисован главный герой оперы.

Первое слушание

Учитель. Постарайтесь определить, как композитор характеризует князя? (Обратите внимание на характер вступления, лад, звучание инструментов.)

После слушания

Ученики. Вступление заставляет задуматься. Струнные звучат низко, фактура плотная, аккордовая, голоса развиваются и расходятся в движении, а бас спускается вниз. Композитор характеризует Игоря как человека вдумчивого, совестливого. Он мужественный герой и в тоже время очень любящий супруг.

Анализ арии

Учитель. Какой тембр голоса у героя? (баритон )

Какие интонации пронизывают речитатив? (героические, мужественные, лирические)

Каково настроение героя? (мрачное)

Какие средства музыкальной выразительности способствуют его выражению? (минорный лад, медленный темп)

В чем особенность интонаций в окончании фраз? ( удрученное состояние героя)

О чем размышляет герой? (Находясь в плену, Игорь не может примириться со своим поражением. Он раздумывает о битве, стремится к свободе, чтобы доказать любовь к родине, к Ярославне.)

Эта ария - музыкальный портрет главного героя оперы, выражающий его разнообразные черты.

Второе слушание.

Вопрос перед слушанием:

Учитель. Прослушайте и определите, какие же черты являются главными в характере князя Игоря?

Ученики. Эпизоды тягостных переживаний проходят через всю арию. Но ее середину составляют светлые части, в них-то и выражен характер образа князя.

Учитель. Зачем Бородин подчеркивает противоречие между героизмом Игоря и его нынешним бедственным положением?

Ученики. Чтобы слушатель верил, что Игорь спасет Русь от недруга.

Ария хана Кончака. IIд

Учитель. Давайте вспомним, каков основной сюжет данной оперы?

Ученики. Противопоставление образов русского народа и половцев.

Учитель. В какой еще опере мы встречали аналогичный конфликт? («Иван Сусанин» Глинки). Сейчас мы услышали музыкальную характеристику русского князя Игоря. Как же А.П. Бородин охарактеризует главного врага князя - хана Кончака?

Ученики. В арии ощущается воинственность, властность.

Учитель. Обратите внимание на сопровождение, какова его роль ?

Ученики. На первый план выступает изобразительные моменты в оркестровой партии, воссоздающие эпизод скачки.

В следующем разделе хан проявляет искреннее уважение к Игорю. В мелодии появляются интонации, близкие восточным лирическим напевам. Учитель. Какие качества в этом разделе мы находим у хана Кончака, какие средства музыкальной выразительности нам в этом помогают? Обратите внимание на ритм, тембр.

Ученики. Вкрадчивость, горделивость, упрямость движений Кончака, звучащей в исполнении барабанчика.

В заключительном разделе в музыкальной характеристике хана проступают воинственные черты своенравного и жестокого предводителя кочевой орды. Образ Кончака Бородин показал разносторонне: смелым, сильным, порой великодушным. В нем сочетаются различные признаки: жестокость и великодушие, хитрость и благородство

Учитель. Образ князя Игоря тоже разносторонне представлен. Как вы думаете, зачем композитор представляет этих героев такими разными?

Ученики. Кончак и Игорь представлены в опере как достойные противники.

Учитель. Кто еще из композиторов представлял в своей опере два противоборствующих лагеря с такой же многогранностью и симпатией к иноземной культуре? (Глинка «Иван Сусанин»)

Учитель. Мы слушали музыкальную характеристику князя Игоря и хана Кончака, они находятся в разных лагерях, они противники, и соответственно их характеристики контрастны

Вывод: Раскрывая тему нашего урока, мы создали два мужских музыкальных портрета и выяснили, что А.П. Бородин в опере представляет образы разнообразные и многогранные. В основе каждого музыкального образа лежит интонация или комплекс интонаций, соответствующий данному образу, и именно из них и вырастает индивидуальный музыкальный портрет героя.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Разработка урока музыки в 7 классе по теме: опера А.Бородина "Князь Игорь".

Автор: Лямова Юлия Сергеевна

Дата: 05.05.2015

Номер свидетельства: 208655


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства