Разработка урока музыки в 5 классе,,Осень в искусстве:литература,живопись,музыка.
Разработка урока музыки в 5 классе,,Осень в искусстве:литература,живопись,музыка.
Урок создания единого представления об осени,погружение в мир осенних образов. Формирование умения выделять общее и особенное между прослушанным музыкальным произведением и произведениями других видов искусств: ИЗО, поэзии. Развитие творческих способностей, развитие речи учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Разработка урока музыки в 5 классе,,Осень в искусстве:литература,живопись,музыка. »
Осень в искусстве:
Литература
Живопись
Музыка
Предмет: музыка
Класс: 5
Тема урока: осень в искусстве: литература, живопись, музыка.
Тип урока: комбинированный.
Цель урока: создать единое представление об осени. Формирование умения выделять общее и особенное между прослушанным музыкальным произведением и произведениями других видов искусств: ИЗО, поэзии. Развитие творческих способностей, развитие речи учащихся.
Задачи урока: погружение в мир осенних образов.
Дидактические: дать представление о разных видах искусства: ИЗО, поэзии и музыке, и их взаимосвязи; формировать умения слушать, слышать и анализировать музыкальное произведение, сравнивать его с другими произведениями искусства.
Развивающие: развитие речи – усиление коммуникативных свойств речи, овладение художественными образами, выразительными средствами языка, развивать интерес к музыке и музыкальной деятельности, развивать образное и ассоциативное мышление, продуктивное воображение, музыкальную память и слух, певческий голос, развивать творческий потенциал учащегося.
Воспитательные: продолжить эстетическое воспитание, формирование глубокого уважения к природе, воспитывать эмоционально-ценностное отношение к искусству и к миру в целом, воспитывать художественный вкус, нравственные и эстетические чувства.
Обучающие: умение выразить впечатления о музыкальном произведении, картине в форме высказывания, закрепление представлений о мажоре и миноре.
Оборудование: музыкальный центр и аудиозаписи, оборудование для демонстрации слайдовой презентации (монитор или проектор), листы бумаги формата А-4, карандаши, краски, альбомы для рисования.
Ход урока:
Слайд № 1
Читаю:
Шуршат осенние кусты.
Шуршат на дереве листы.
И дождь шуршит,
И мышь, шурша,
В нору спешит.
- Какое слово чаще всего встречается? А звук? Что же шуршит осенью? (Осенние листья). А как называется опадание листьев осенью у деревьев и кустарников? (Листопад). Предлагаю начать наш урок с песенки «Листопад» - поём.
Вопрос: осень – это хорошо или плохо? (небольшое обсуждение).
Представим себе осень. При слове «осень» возникает у каждого свой образ: ранняя или поздняя. Ранняя осень – когда появляются первые разноцветные листья на деревьях, и поздняя, - когда завершается листопад и жизнь замирает, готовясь принять белый наряд. Но больше всего мы любим золотую осень. В это время в лесу становится веселее и наряднее. Кроны деревьев расцвечены всеми оттенками от зеленых до пурпурных. Красный, жёлтый, бурый, золотистый ложится на землю лист. По болотам краснеет клюква, кое-где мелькают гроздья брусники. Природа становится пышной, величавой и удивительно красивой.
Осень, осень: «Что в ней хорошего?» - спрашивают обычно. Она кажется многим скучной, тусклой, унылой… Прогулки наши становятся всё короче, надоедливый дождь рано загоняет домой. А если внимательно всмотреться в это время года, то можно прийти к выводу, что осень очень разнообразна.
Прочитайте эпиграф, как вы понимаете эти слова?
Природа вся полна последней теплоты…
А. Толстой.
А теперь посмотрите на тему нашего урока: (слайд № 2)
Осень в искусстве: литература, живопись, музыка.
Так о чём мы сегодня будем говорить на уроке?
(О писателях, художниках, музыкантах, которые каждый по-своему показал осень в своих произведениях. Поговорим о мастерах искусства, послушаем стихи, музыку, всмотримся в картины о природе).
(Записывают в тетрадях число и тему урока). Литература, живопись, музыка пишут на одной строке, чтобы под каждым словом было место для столбика.
В начале урока вам задание – под каждым словом будете сами записывать фамилии тех мастеров искусства, о которых шла речь на уроке.
В конце урока подведем итоги, кто больше всех выпишет фамилий, кто самый внимательный.
Как называются творческие люди, которые сочиняют музыку (композиторы), стихи (поэты), пишут картины (художники). Под какими словами в ваших тетрадях вы подпишите эти профессии? (слайд № 3)
Однажды к композитору, художнику и поэту пришла в гости Муза (в греческой мифологии – одна из девяти богинь, покровительниц различных искусств и наук, вдохновлявших поэтов и ученых в их творчестве) и спросила их: что нужно им для того, чтобы нарисовать картину природы «Осень»?
Как вы думаете, что ответил каждый из них? (слайд № 4)
И каждый ответил по-своему. Подарите поэту, художнику и композитору соответствующее слово (Выписывают под названиями профессий).
Можем ли мы сказать, что две осени – веселая, яркая и печальная, плачущая … это как два лада в музыке (вспоминают мажор и минор).
О красоте осени сложено в мире огромное количество стихотворений. Мы с вами на уроках музыки слушали и сами зачитывали стихи об осени. Давайте вспомним некоторые фрагменты, буквально по четверостишью. Сначала о начале осени – осени красивой и светлой (рассказывают фрагменты). А теперь о другой осени – грустной, холодной и серой (фрагменты).
Обратите внимание, поэты словно соревнуются: кто лучше расскажет об этом удивительном времени.
Рекреационное занятие (физкультминутка).
- Задумчив и тих осенний лес. Представьте, что вы – осенние листья (встаньте, пожалуйста). Тянетесь к солнцу, теплу (потянулись). Ветер качает вас (наклоны в стороны). Подул холодный ветер, листья плавно летят вниз (садитесь на место).
Теперь поработаем с пальчиками:
Ветер северный подул: С-с-сс, все листья сдул … (пошевелить пальцами и подуть на них).
Полетели, закружились и на землю опустились.
Дождик стал по ним стучать:
Кап-кап-кап, кап-кап-кап! (Постучать пальцами по столу).
Град по ним заколотил, листья все насквозь пробил (постучать кулаками по столу).
Снег потом припорошил (Плавные движения кистями рук вперед-назад).
Одеялом их накрыл (Ладони крепко прижать к столу).
А какой показана осень на картинках художников? Внимательно рассмотрите репродукции (слайд № 5,6 и № 7)
Беседуем о настроении и красках. Два ученика зачитывают подготовленные стихи к картинам. Можно ли сказать, что настроение этих произведений искусства похоже? Почему? (Да, потому что краски и слова вызывают похожие чувства, похожее настроение).
(слайд № 8) Сегодня мы познакомимся с произведениями знаменитого венецианского композитора Антонио Вивальди. Осень.
После слушания ответьте на вопросы, которые вы видите на слайде.
Снова дождь… Ударяет по клавишам чисто.
В эту музыку я безнадёжно влюбилась.
Несомненно, он лучший из всех пианистов,
Что когда-то нам слышать с тобой доводилось.
На карнизе, как будто на чёрном рояле,
Он играет Вивальди дождливую «Осень»,
Не сдержав своих слёз (и стыдясь их едва ли)
И роняя их нежно средь клёнов и сосен.
(Юлия Вихарева)
(Слушание музыки с видеофрагментами) – после слушания ответы детей.
Вопросы после слушания:
- Какую вы услышали осень?
- Какие картины представили?
- Какую осень нарисовал великий итальянский композитор А.Вивальди?
(Разноцветная осень, разноцветные леса. Музыка нарисовала весёлый хоровод осенних листьев. Осенние листья радуются, как будто собираются на бал. Музыка полна радости и счастья).
Ребята, какая осень приходила к нам сегодня на урок?
Итак, мы делаем вывод, что осени – две! Сначала приходит осень весёлая, яркая, красочная – с жёлтыми листьями, спелыми фруктами, а потом ей на смену приходит осень серая, пасмурная, дождливая, когда листьев на деревьях совсем не остается, в воздухе сыро, холодно.
Предлагаю сейчас закончить в ваших альбомах рисунок, начатый на прошлом уроке – как вы представляете образ осени? Подумайте, какие краски вы используете (разукрашивают свои рисунки под музыку). Ваши лучшие работы к следующему уроку будут вывешены на стенде «Музыка в рисунках».
Заключительные вопросы:
Какие произведения искусства создают поэты, художники и композиторы?
Кто был внимателен и больше всех выписал в свою тетрадь фамилии мастеров искусств?
С каким музыкальным произведением сегодня на уроке мы с вами познакомились?
А какое у вас сейчас настроение? Предлагаю закончить наш урок веселой песенкой «Осень» (слайд № 9) – поём песенку.
Создание ситуации успеха: оцените свою работу на уроке.
Вы согласны, что вы сегодня на уроке все были просто молодцы!!!?
(слайд № 10)
Рефлексия. Создание условия восприятия и запоминания при положительном энергетическом контакте:
Поздравили друг друга прикосновением с отличным уроком! (Дети погладили себя по головке. Легонько похлопали по плечу своего соседа по парте и поздравили друг друга с отличным уроком!)