kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока музыки в 5 классе,,Осень в искусстве:литература,живопись,музыка.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок создания единого представления об осени,погружение в мир осенних образов. Формирование умения выделять общее и особенное между прослушанным музыкальным произведением и произведениями других видов искусств: ИЗО, поэзии. Развитие творческих способностей, развитие речи учащихся.  

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока музыки в 5 классе,,Осень в искусстве:литература,живопись,музыка. »



Осень в искусстве:

Литература

Живопись

Музыка



Предмет: музыка

Класс: 5



Тема урока: осень в искусстве: литература, живопись, музыка.

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: создать единое представление об осени. Формирование умения выделять общее и особенное между прослушанным музыкальным произведением и произведениями других видов искусств: ИЗО, поэзии. Развитие творческих способностей, развитие речи учащихся.

Задачи урока: погружение в мир осенних образов.

Дидактические: дать представление о разных видах искусства: ИЗО, поэзии и музыке, и их взаимосвязи; формировать умения слушать, слышать и анализировать музыкальное произведение, сравнивать его с другими произведениями искусства.

Развивающие: развитие речи – усиление коммуникативных свойств речи, овладение художественными образами, выразительными средствами языка, развивать интерес к музыке и музыкальной деятельности, развивать образное и ассоциативное мышление, продуктивное воображение, музыкальную память и слух, певческий голос, развивать творческий потенциал учащегося.

Воспитательные: продолжить эстетическое воспитание, формирование глубокого уважения к природе, воспитывать эмоционально-ценностное отношение к искусству и к миру в целом, воспитывать художественный вкус, нравственные и эстетические чувства.

Обучающие: умение выразить впечатления о музыкальном произведении, картине в форме высказывания, закрепление представлений о мажоре и миноре.

Оборудование: музыкальный центр и аудиозаписи, оборудование для демонстрации слайдовой презентации (монитор или проектор), листы бумаги формата А-4, карандаши, краски, альбомы для рисования.















Ход урока:

Слайд № 1

Читаю:

Шуршат осенние кусты.

Шуршат на дереве листы.

И дождь шуршит,

И мышь, шурша,

В нору спешит.

- Какое слово чаще всего встречается? А звук? Что же шуршит осенью? (Осенние листья). А как называется опадание листьев осенью у деревьев и кустарников? (Листопад). Предлагаю начать наш урок с песенки «Листопад» - поём.

Вопрос: осень – это хорошо или плохо? (небольшое обсуждение).

Представим себе осень. При слове «осень» возникает у каждого свой образ: ранняя или поздняя. Ранняя осень – когда появляются первые разноцветные листья на деревьях, и поздняя, - когда завершается листопад и жизнь замирает, готовясь принять белый наряд. Но больше всего мы любим золотую осень. В это время в лесу становится веселее и наряднее. Кроны деревьев расцвечены всеми оттенками от зеленых до пурпурных. Красный, жёлтый, бурый, золотистый ложится на землю лист. По болотам краснеет клюква, кое-где мелькают гроздья брусники. Природа становится пышной, величавой и удивительно красивой.

Осень, осень: «Что в ней хорошего?» - спрашивают обычно. Она кажется многим скучной, тусклой, унылой… Прогулки наши становятся всё короче, надоедливый дождь рано загоняет домой. А если внимательно всмотреться в это время года, то можно прийти к выводу, что осень очень разнообразна.

Прочитайте эпиграф, как вы понимаете эти слова?

Природа вся полна последней теплоты…

А. Толстой.

А теперь посмотрите на тему нашего урока: (слайд № 2)

Осень в искусстве: литература, живопись, музыка.

Так о чём мы сегодня будем говорить на уроке?

(О писателях, художниках, музыкантах, которые каждый по-своему показал осень в своих произведениях. Поговорим о мастерах искусства, послушаем стихи, музыку, всмотримся в картины о природе).

(Записывают в тетрадях число и тему урока). Литература, живопись, музыка пишут на одной строке, чтобы под каждым словом было место для столбика.

В начале урока вам задание – под каждым словом будете сами записывать фамилии тех мастеров искусства, о которых шла речь на уроке.

В конце урока подведем итоги, кто больше всех выпишет фамилий, кто самый внимательный.

Как называются творческие люди, которые сочиняют музыку (композиторы), стихи (поэты), пишут картины (художники). Под какими словами в ваших тетрадях вы подпишите эти профессии? (слайд № 3)

Однажды к композитору, художнику и поэту пришла в гости Муза (в греческой мифологии – одна из девяти богинь, покровительниц различных искусств и наук, вдохновлявших поэтов и ученых в их творчестве) и спросила их: что нужно им для того, чтобы нарисовать картину природы «Осень»?

Как вы думаете, что ответил каждый из них? (слайд № 4)

И каждый ответил по-своему. Подарите поэту, художнику и композитору соответствующее слово (Выписывают под названиями профессий).

Можем ли мы сказать, что две осени – веселая, яркая и печальная, плачущая … это как два лада в музыке (вспоминают мажор и минор).

О красоте осени сложено в мире огромное количество стихотворений. Мы с вами на уроках музыки слушали и сами зачитывали стихи об осени. Давайте вспомним некоторые фрагменты, буквально по четверостишью. Сначала о начале осени – осени красивой и светлой (рассказывают фрагменты). А теперь о другой осени – грустной, холодной и серой (фрагменты).

Обратите внимание, поэты словно соревнуются: кто лучше расскажет об этом удивительном времени.

Рекреационное занятие (физкультминутка).

- Задумчив и тих осенний лес. Представьте, что вы – осенние листья (встаньте, пожалуйста). Тянетесь к солнцу, теплу (потянулись). Ветер качает вас (наклоны в стороны). Подул холодный ветер, листья плавно летят вниз (садитесь на место).

Теперь поработаем с пальчиками:

Ветер северный подул: С-с-сс, все листья сдул … (пошевелить пальцами и подуть на них).

Полетели, закружились и на землю опустились.

Дождик стал по ним стучать:

Кап-кап-кап, кап-кап-кап! (Постучать пальцами по столу).

Град по ним заколотил, листья все насквозь пробил (постучать кулаками по столу).

Снег потом припорошил (Плавные движения кистями рук вперед-назад).

Одеялом их накрыл (Ладони крепко прижать к столу).

А какой показана осень на картинках художников? Внимательно рассмотрите репродукции (слайд № 5,6 и № 7)

Беседуем о настроении и красках. Два ученика зачитывают подготовленные стихи к картинам. Можно ли сказать, что настроение этих произведений искусства похоже? Почему? (Да, потому что краски и слова вызывают похожие чувства, похожее настроение).





(слайд № 8) Сегодня мы познакомимся с произведениями знаменитого венецианского композитора Антонио Вивальди. Осень.

После слушания ответьте на вопросы, которые вы видите на слайде.

Снова дождь… Ударяет по клавишам чисто.

В эту музыку я безнадёжно влюбилась.

Несомненно, он лучший из всех пианистов,

Что когда-то нам слышать с тобой доводилось.



На карнизе, как будто на чёрном рояле,

Он играет Вивальди дождливую «Осень»,

Не сдержав своих слёз (и стыдясь их едва ли)

И роняя их нежно средь клёнов и сосен.

(Юлия Вихарева)

(Слушание музыки с видеофрагментами) – после слушания ответы детей.

Вопросы после слушания:

- Какую вы услышали осень?

- Какие картины представили?

- Какую осень нарисовал великий итальянский композитор А.Вивальди?

(Разноцветная осень, разноцветные леса. Музыка нарисовала весёлый хоровод осенних листьев. Осенние листья радуются, как будто собираются на бал. Музыка полна радости и счастья).

Ребята, какая осень приходила к нам сегодня на урок?

Итак, мы делаем вывод, что осени – две! Сначала приходит осень весёлая, яркая, красочная – с жёлтыми листьями, спелыми фруктами, а потом ей на смену приходит осень серая, пасмурная, дождливая, когда листьев на деревьях совсем не остается, в воздухе сыро, холодно.

Предлагаю сейчас закончить в ваших альбомах рисунок, начатый на прошлом уроке – как вы представляете образ осени? Подумайте, какие краски вы используете (разукрашивают свои рисунки под музыку). Ваши лучшие работы к следующему уроку будут вывешены на стенде «Музыка в рисунках».

Заключительные вопросы:

Какие произведения искусства создают поэты, художники и композиторы?

Кто был внимателен и больше всех выписал в свою тетрадь фамилии мастеров искусств?

С каким музыкальным произведением сегодня на уроке мы с вами познакомились?

А какое у вас сейчас настроение? Предлагаю закончить наш урок веселой песенкой «Осень» (слайд № 9) – поём песенку.



Создание ситуации успеха: оцените свою работу на уроке.

Вы согласны, что вы сегодня на уроке все были просто молодцы!!!?

(слайд № 10)

Рефлексия. Создание условия восприятия и запоминания при положительном энергетическом контакте:

Поздравили друг друга прикосновением с отличным уроком! (Дети погладили себя по головке. Легонько похлопали по плечу своего соседа по парте и поздравили друг друга с отличным уроком!)






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Разработка урока музыки в 5 классе,,Осень в искусстве:литература,живопись,музыка.

Автор: Германова Нелли Алексеевна

Дата: 13.02.2015

Номер свидетельства: 172605


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства