«Работа над вокальным дыханием и правильным звукоизвлечением»
«Работа над вокальным дыханием и правильным звукоизвлечением»
Цель занятия- добиться осмысленного правильного дыхания, которое в последствие будет поставлено на автоматизм, а также чтобы ребёнок понял, куда направлять звук при пении, чтобы он всегда звучал звонко и без особых физических затрат.
Задачи занятия:
- работа над правильным взятием воздуха, отработка этого механизма через специальные дыхательные упражнения
- работа над звонким и чистым пением во всех регистрах,на любых скачках в вокальных распевках, маленьких вокализах и в произведениях
- правильный разбор и качественное исполнение выбранного произведения,в характере, с осмыслением художественного текста и образа
- Продолжение работы над новым произведением
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Работа над вокальным дыханием и правильным звукоизвлечением»»
Данное открытое занятиепосвящёно работе над правильным дыханием во время пения, а также тому, как правильно объяснить и показать ребёнку верный путь в пении , чтобы голос всегда звучал звонко и не натужно, независимо от регистров и нюансов в вокальном произведении.
Часто педагоги во время занятий забывают о важности правильного дыхания, а ведь оно- основа долгого и безвредного для певца использования его голосового аппарата.
Очень важно объяснить ребёнку,что «дышать полной грудью» - это миф, потому что самое правильное, полезное и естественное дыхание, которым, кстати, дышат все новорождённые и маленькие дети - не грудное ,а производится с движением живота (диафрагмой) , а также небольшое (т.е.,при нём не нужно сильно «надуваться»). Также важно объяснить ребёнку ,что дыхание- это прежде всего расслабление ,чтобы он не зажимался при взятии воздуха от старания (как часто бывает), объяснить, что при правильном дыхании возникает ощущение ,будто берёшь воздух желудком, а не лёгкими, и весь воздух идёт как будто бы сразу при вдохе в животик по ощущениям.
Очень важно объяснить ребёнку, почему такое дыхание так важно. Нужно ему сказать, конечно же,в упрощённой форме, что при неправильном, грудном дыхании ,мы берём воздух той частью лёгких(верхней частью,при котором поднимаются ещё и плечи), вокруг которой нет мышц ,и при выдохе воздух не получает нужного напора, чтобы пойти сразу в резонаторы. При этом наши голосовые связки и мышцы вокруг них выполняют двойную работу- мало того,что они создают высоту звука, они ещё и сдерживают и проталкивают воздух (из-за этого сип и частая усталость связок как у маленьких,так и у взрослых певцов) . Когда же мы берём воздух правильно,то диафрагма,которая является одной из самых сильных мышц нашего организма, даёт воздуху нужный «посыл»,и он сразу идёт в резонаторы- грудной и головной,где ими уже легче управлять, и там звучит, наполняя наше тело звуком. Связки при этом спокойно делают свою работу, создавая звуку нужную нам высоту. Бывали случаи , что во время того, как человек пел, при этом неправильно набирая воздух , резко поворачивал голову – и у него рвались связки от напряжения. Из этого примера мы видим, как важно следить за тем, чтобы ребёнок правильно дышал во время пения, ведь очень важно уберечь , сохранить и развить этот хрупкий инструмент.
Также на нашем занятии мы обсудим и покажем , как правильно направлять звук в наши резонаторы- грудные и головные, и чтобы при этом звук везде звучал ровно, звонко и красиво.
При этом очень важно, чтобы ребёнок пел «своим» голосом, никого не копируя, иначе звук у него может заглубиться и уйти назад в глотку, что часто происходит,когда дети начинают копировать оперных певцов или своих взрослых преподавателей. Копировать ему нужно будет только правильные ощущения, мышечную память учителя, который в свою очередь должен понять, как стоящим перед ним детям объяснить эти свои ощущения, правильное дыхание и звукоизвлечение так, чтобы каждый , даже самый непоседливый и невнимательный ребёнок его понял и повторил . Здесь уже вступает в действие игра, интересные образы, а также – произведения, которые учитель даст ученику ,чтобы заинтересовать и не потерять внимание ,затронуть участие чувств и сознания ребёнка ,которые так важны во время занятий. Всё это будет способствовать тому, что ученик, правильно используя свой голос, не только через музыку приобщится к художественной культуре, но и создаст сам что-то новое в музыке, внесёт свою художественную ценность.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЯ
Цель занятия- добиться осмысленного правильного дыхания, которое в последствие будет поставлено на автоматизм, а также чтобы ребёнок понял, куда направлять звук при пении, чтобы он всегда звучал звонко и без особых физических затрат.
Задачи занятия:
- работа над правильным взятием воздуха, отработка этого механизма через специальные дыхательные упражнения
- работа над звонким и чистым пением во всех регистрах,на любых скачках в вокальных распевках, маленьких вокализах и в произведениях
- правильный разбор и качественное исполнение выбранного произведения ,в характере, с осмыслением художественного текста и образа
- Продолжение работы над новым произведением
Форма занятия :
- индивидуальная работа с учеником ,распевки, упражнения
- работа с учеником над разбором и исполнением выбранного произведения
Формы и методы работы:
- показ ученику и работа вместе с ним над дыхательными упражнениями
- правильное и подходящее ученику по голосу распевание , специальные, в зависимости от проблем, имеющихся у ученика, вокальные упражнения (2-3 распевки)
-показ преподавателем и передача своих ощущений ученику
- правильный разбор произведения , точное интонирование учеником мелодии и нужных в произведении нюансов
- Работа над образом в произведении, музыкальностью в каждой фраз
Дыхательные упражнения для диафрагмы. Распевки
Ход занятия
1. Подышать вместе с учеником правильно, чтобы у него вошло в привычку дыхание «животом». Можно поделать специальные дыхательные упражнения из гимнастики Стрельниковой на накачивание диафрагмы и лучшего её ощущения в теле.
2. Пение с закрытым ртом , постепенное открытие рта сначала на слогах «ми» и «мэ» ,потом пение на одном звуке слогов «ма-мэ-ми-мо-му» .При этом следить за тем, чтобы ребёнок на всех гласных одинаково открывал рот и правильно расходовал воздух, не отдавая большую его часть на первых звуках.
3. Распевка на итальянском слове «vieni» с распевами поступенным движением вниз в пределах квинты.
Очень полезно для приближения вокальной позиции и сглаживания регистров, звонкого звучания на переходных нотах, особенно при тех случаях, когда ребёнок специально «глубит» позицию, копируя взрослых певцов и думая, что так его голос звучит красиво.
4. Распевка в пределах квинты на слогах «ми-я-ми-я-ми». При этом следить,чтобы ребёнок не «выпячивал» слог «я» и хорошо открывал рот на слоге «ми». Также полезна распевка на слогах «мэ-ма-мэ-ма-мэ» ,которая способствует хорошего открыванию рта ,освобождению нижней челюсти при пении и выглаживанию вокальной позиции, высветлению звука на всех регистрах.
На этой распевке уже нужно брать и хорошо распеть верхние ноты в диапазоне ребёнка, объясняя ему , как лучше и удобнее их взять : брать их, направляя как будто бы в голову, хорошо открыв рот и освободив нижнюю челюсть , немного «удивиться», чтобы звук пошёл в вокальную маску, при этом как бы «кусая» верхними зубами высокие нотки ( начиная примерно с фа-соль 2 октавы для высоких голосов ). Можно предложить ребёнку самому себе помочь при этом пальчиками, вставив их по бокам щёк между челюстями, чтобы ротик у ребёнка хорошо открывался.
5. Распевка на активном ,но мягком стаккато . Слоги « ми» или «лё» по дважды повторяющемуся мажорному трезвучию .
Хорошо налаживает правильную работу диафрагмы и накачивает её, как мышцу (при этом диафрагма работает в режиме, похожем на её работу во время смеха или кашля, поэтому хорошо активизируется ), а также быстрое попадание потока воздуха в головные резонаторы, что очень нужно при пении верхних нот. При этой распевке нужно следить, чтобы у ребёнка работали нужные части тела, без плечей и груди, а двигался ,выталкивая звук, только животик.
РАБОТА НАД ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ
1.Русская народная песня в обработке Н.А.Римского- Корсакова «У меня ль во садочке» .
Цель : овладение новым материалом,; добиться ровного и звонкого звучания как наверху, так и в центре голоса, благодаря тому, что мелодия подходит к средним звукам диапазона голоса как сверху, так и снизу и в целом характер песни радостный, светлый и танцевальный, что помогает звуку быть светлее и ярче в голосе ребёнка. Также важна артистичность исполнения- каждый куплет должен быть «раскрашен» по -разному, как нюансами, так и интонациями и выделениями важным слов в исполнении маленького певца. Приветствуется добавление небольших танцевальных движений во время припева (на слова «люшеньки-люли»), что будет способствовать раскрепощению ребёнка как и в физическом плане, так и в голосовом.
При этом следить, чтобы на протяжении всего произведения ребёнок брал дыхание правильно, не судорожно , а практически незаметно и без шума.
Спеть ученику произведение, чтобы он понял, как приблизительно должна звучать песня в конце работы над ней.
Сначала- разбор сольфеджио,а лучше на каком-то одном слоге (в зависимости от того, какие вокальные недочёты есть у ребёнка ) – на «ми-ми»,«ди-ли-ди-ли»,если не хватает естественной звонкости и близости, высветления вокальной позиции, или «лё-лё» , если звук слишком прижат и звучит противно и визгливо.
Следим за точным пропеванием всех шестнадцатых в припеве и началах фраз куплетов . Если ученик их «смазывает» ,то нужно будет их пропеть с ним на «та-та-та», качественнопропевая и выделяя согласной «т» начало каждой короткой длительности.
Когда музыкальный материал закреплён, подключаем слова куплетов и фонограмму. Желательно быстрое выучивание стихотворного текста. Следить за чётким пропеванием текста произведения,чтобы ученик не прожёвывал слова и правильно пел распевы слогов.
Одновременно со словами обращаем внимание ребёнка на нюансы в произведении ,акценты,штрихи и т.д.,следим за тем,чтобы ученик старался это выполнять и чтобы это было органично и в характере произведения.
Подключаем артистические моменты – жесты, минимальные танцевальные движения, которые будут не мешать при пении ученику и будут вписываться в общее настроение произведения.
В заключении- пропеть песню целиком.
2. Геннадий Гладков « Не бойся быть отважным» ,сл. Григория Остера.
Цель: артистично передать смысл произведения, чисто и ровно по позиции проинтонировать скачки на октавы, хроматизмы и модуляционные ходы мелодии в припеве, оформить хорошее легато в начале куплетов и передать нюансы в начале куплетов и при повторе мелодии припева после 2 куплета.
Спеть целиком песню ученику.
В данном произведении логичнее начать выучивание мелодии с припева, так как там встречается больше интонационных трудностей. Постараться разобрать с ребёнком и попробовать ему объяснить в лёгкой форме, в какие тональности идёт каждый раз мелодия и куда она в конце концов приходит, чтобы он почувствовал общее гармоническое заполнение, также тут можно ученику применить ручное показывание (перед собой ведущей рукой - вверх-вниз, в зависимости от того, куда идёт мелодия ) направления хода мелодии, чтобы он быстрее выучил все сложные для интонирования переходы и скачки.
Пропеть песню на удобном для него слоге(«ми», «лё» или др.) целиком ,сначала в спокойном темпе, потом постепенно увеличивая его до настоящего . Прочесть стихотворный текст и спеть с ним, при этом следить за правильностью взятия дыхания.
После выучивания первого куплета можно попробовать спеть произведение без фонограммы и следить при этом,чтобы ученик точно интонировал мелодию песни
Если всё получилось, разбираем второй куплет,делаем его немного отличным от первого, не забывая о выразительности исполнения ,с помощью применения других нюансов и полу-декламации важных по смыслу слов, вытекающего из этого лёгкого изменения основного ритма ,что допускает стилистика данного произведения.
В заключении – пропеть песню полностью, учитывая всю проделанную работу.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ
Подведение итогов. Анализ занятия, домашнее задание.