Формы и методы контроля: Индивидуальный, фронтальный
Методическое обеспечение:
Дмитриев Л.Т. «Основа вокальной методики»
Емельянов В.В. «Фонопедический метод формирования певческого голосообразования»
Исаева И.О. «Развитие вокальных способностей»
Локшин Д.А. «Работа в хоре»
Луканин А. «Начало двухголосного пения»
Попов В. «Многоголосие в хоре начальных классов»
Соколов О.П. «Двухголосное пение в младшем хоре»
Струве Г.А. «Школьный хор»
Шереметьев В.А. «Пение и воспитание детей в хоре»
Щетинин М. «Дыхательная гимнастика Стрельниковой»
Хронокарта занятия
Организационный момент. Приветствие
2 мин
Артикуляционная гимнастика
2 мин
Дыхание – основа вокально-хоровой техники
3 мин
Работа по алгоритму (использование наглядных схем)
3 мин
Скороговорки
4 мин
Развитие навыков многоголосного пения
12 мин
Работа с канонами
12 мин
Итог урока. Выставление отметок
2 мин
Ход урока
Вступительное слово преподавателя: Многоголосие является одним из эффективных средств музыкального развития детей. В многоголосном пении особенно активно развивается гармонический слух и ладовое чувство учащихся, которое эффективно способствует выработке чистого интонирования. Важным этапом подготовки к двухголосному пению является развитие внутреннего слуха у детей.
Преподаватель: Здравствуйте, ребята! (поет a capella)
Дети хором: Здравствуйте!
(затем приветствие исполняется преподавателем и детьми в разных темпах, ритмах, хором, соло).
Преподаватель: Вот на такой радостной, доброй ноте мы начнем урок. Сегодня мы продолжим работу над многоголосием. Что такое многоголосие?
Учащиеся: Это сочетание в музыке нескольких голосов. В зависимости от количества голосов, хоры называются 2-х, 3-хголосными и т.д.
Преподаватель: Верно. Многоголосное пение – это очень красивое музицирование. Но прежде мы приведем наш голосовой аппарат в рабочий режим, настроим его на пение (Артикуляционная гимнастика).
Упражнения для разогрева голосового аппарата.
В основе упражнений лежит методика работы с голосовым аппаратом В.В. Емельянова. Цель: управление лицевой мускулатурой, подъем эмоционального тонуса.
Слегка прикусить зубами кончик языка (4 раза)
Покусать язык попеременно правыми и левыми коренными зубами (пожевать).
Сделать круговые движения между губами и зубами вправо и влево (чистить зубы).
Упереться языком попеременно в верхнюю и нижнюю губу, в правую и левую щеку (проткнуть).
Пощелкать языком, изменяя форму рта всем одинаково, то есть выстроить унисон
1 группа щелкает языком в верхнем регистре, 2 – в низком.
Работа над дыханием
Цель: выработка сильного, продолжительного и эластичного дыхания.
Преподаватель: Основой вокально-хоровой техники является правильное дыхание. Вдох берем быстро, но спокойно, не суетливо, не поднимая плечи. Правильный прием дыхания нижнее - реберный. Этот прием заключается в том, что при вдохе воздух, проникая в легкие, нажимает на диафрагму и нижние ребра и раздвигает их. Певческое дыхание состоит из вдоха, мгновенной задержки дыхания и выдоха. От дыхания зависит сила, красота и продолжительность звука.
Поднимая голову вверх – вдох, возвращаясь в исходное положение – выдох (8 раз).
Поворачивая голову направо – вдох, возвращаясь в исходное положение – выдох (8 раз).
Делаем вдох – ощущаем аромат цветка, чтобы пламя свечи не погасло.
Вдох (пальчики зажать в кулачки), выдох на букву «ш» - воет ветер (плечи не поднимаются)
Вдох. Выдох на шипящем звуке «с» (шарик сдувается).
Вдох. Выдох на звук «зь» (воздух утекает).
Активный вдох. Разогреть мышцы. Чередуя быстрые вдохи-выдохи открытым ртом.
Для контроля дыхания руку держим в области живота. Следим за ровным, равномерным. Долгим выдохом.
Упражнения по алгоритму
1. «Сидит ворон на дубу
Он играет во трубу»
2. «Филин сидит в темном лесу»
Преподаватель: Использование наглядных схем – алгоритмов позволяет добиваться мышечной свободы, как в пении, так и в жестах. Воспитывает вокальные навыки в сочетании с развитием общей музыкальности. В алгоритме запрограммирована вся технология постановки голоса, связь между голосом, жестом и зрительным контролем. Упражнения нужно делать эмоционально, выразительно.
Скороговорки
Бобы у бабы как баобабы.
Мы перебегали берега, перебегали берега.
Мишка миску меда взял, меда взял.
Сушку лапой в мед макал, в мед макал.
Мишка – миску, Мишка – миску
Мишка миску меда взял
Мишка – сушку, Мишка – сушку
Мишка сушку в мед макал.
Виды работы со скороговорками
Проговорить в медленном темпе, в среднем, быстром темпе.
Педагог проговаривает строчку 1 строчку, дети – вторую и т.д.
Дети делятся на 2 группы: 1 группа – первую строчку, 2 группа – вторую строчку и т.д.
Проговорить скороговорки каноном в разных темпах, с разной динамикой.
Пропеть на одном звуке каноном.
Преподаватель: четкая дикция – непременное условие успешного выступления хора. Она влияет на силу голоса, его подачу и качество звучания.
Навыки многоголосного пения
Основой двухголосия является чистое унисонное пение. Исходным двухголосным материалом для пения являются специальные упражнения. Построенные на характерных песенных интонациях.
«Педаль» у второго голоса, затем у первого. Важно петь медленно, на цепном дыхании. Слушать вертикаль получаемых интервалов, выстраивать унисон.
И т.д.
И т.д.
«Музыкальное эхо»: преподаватель поет a capella короткие мотивы, а дети как эхо повторяют. Мотивы звучат в разной динамике: педагог – f, дети – р.
Делим детей на 2 группы.
1 задание:
1 группа
2 группа
2 задание:
1 группа
2 группа
3 задание:
1 группа
2 группа
Упражнение выполняется в медленном темпе, нужно следить за чистотой интонации.
Преподаватель играет 2 звука – ученики поют нижний звук, а затем верхний.
«Колокола». Делим учеников на 2 голоса.
2 голос поет один звук на слог «Бом». Следом 1 голос поет на б3 выше на слог «Бом». Затем ученики поют свои звуки одновременно, слушая звучание терции.
«Живая гамма».
Пение гаммы в унисон с аккомпанементом (Играть гамму и сопровождение).
Пение гаммы в унисон с аккомпанементом (Играть только сопровождение).
Пение гаммы в унисон без аккомпанемента.
Каждый ученик поет свою ноту в гамме.
Пение гаммы в унисон без аккомпанемента через ноту (одну ноту вслух, другую про себя).
Пение гаммы в унисон без аккомпанемента по таблице.
Следить за чистотой интонации, ровным движением мелодии, цепным дыханием.
Каноны
Преподаватель: Работа над каноном – важнейший этап в развитии гармонического слуха. Методика овладения каноном и в чтении и в пении основывается на принципе постепенного сужения интервального расстояния между голосами. Вначале канон проговаривается, затем пропевается. В работе используются такие каноны: «Маленькой елочке холодно зимой», «Во поле береза стояла», «По малину в сад пойдем», «Мишка с куклой бойко топают». Учащиеся должны уметь четко удерживать свой текст в чтении без особого напряжения, затем в пении продолжать такую же работу. Канон в чтении – отработка безошибочного произношения текста с соблюдением метроритма. Игровой момент: одновременное чтение совершенно разных текстов. Имеющих близкую метроритмическую основу.
Цель: вырабатывать умение говорить и петь «свое», одновременно ясно воспринимая «чужое».
Итог урока
Преподаватель: Урок подошел к концу, сегодня вы все очень хорошо поработали. До свидания.