kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Работа над многоголосием в младшем хоре

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: развитие навыков двухголосного пения в младшем хоре

Задачи занятия:

Развивающие:

  • Сформировать вокально-хоровые умения и навыки;
  • Развить музыкальную восприимчивость;
  • Развить гармонический слух.

Воспитательные:

  • Воспитывать творческую активность, ответственность;
  • Воспитывать музыкально-художественный вкус, интерес к предмету хор;
  • Воспитывать любовь к музыке, эмоциональную отзывчивость.

Обучающие:

  • Сформировать навыки пения a capella;
  • Добиваться чистого унисона, как основы для развития гармонического слуха;
  • Закреплять умения и навыки по теме урока.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Работа над многоголосием в младшем хоре»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Детская школа искусств» г. Бакала















Методическая разработка открытого урока

по предмету «Хор»


Тема: «Работа над многоголосием в младшем хоре»








Преподаватель

хоровых дисциплин

Лобко Г.А.















г. Бакал

17 марта 2021 г.


Преподаватель: Лобко Галина Алексеевна

Дата проведения: 17.03.2021 г.

Учебная дисциплина: хор

Класс: 2

Тема занятия: Работа над многоголосием в младшем хоре

Вид занятия: урок

Форма проведения занятия: открытый урок

Тип урока: урок-повторение, закрепление умений и навыков

Продолжительность занятия: 40 минут

Место проведения занятия: МБОУ ДО «ДШИ» г. Бакала

Цель урока: развитие навыков двухголосного пения в младшем хоре

Задачи занятия:

Развивающие:

  • Сформировать вокально-хоровые умения и навыки;

  • Развить музыкальную восприимчивость;

  • Развить гармонический слух.

Воспитательные:

  • Воспитывать творческую активность, ответственность;

  • Воспитывать музыкально-художественный вкус, интерес к предмету хор;

  • Воспитывать любовь к музыке, эмоциональную отзывчивость.

Обучающие:

  • Сформировать навыки пения a capella;

  • Добиваться чистого унисона, как основы для развития гармонического слуха;

  • Закреплять умения и навыки по теме урока.

Учебное оборудование (оснащение) занятия: фортепиано, столбица, ноты, хоровые партии, карточки, магнитофон, наглядные пособия.

Методы обучения:

  • Наглядный (слуховой и зрительный);

  • Словесный (объяснение, обсуждение, оценка исполнения, беседа);

  • Практический (пение упражнений, попевок, канонов)

Психологические условия на занятии:

  • Психологически комфортная атмосфера;

  • Учет индивидуальных особенностей детей;

  • Дифференцированный подход;

  • Учет уровня музыкального развития.

Формы и методы контроля: Индивидуальный, фронтальный

Методическое обеспечение:

  1. Дмитриев Л.Т. «Основа вокальной методики»

  2. Емельянов В.В. «Фонопедический метод формирования певческого голосообразования»

  3. Исаева И.О. «Развитие вокальных способностей»

  4. Локшин Д.А. «Работа в хоре»

  5. Луканин А. «Начало двухголосного пения»

  6. Попов В. «Многоголосие в хоре начальных классов»

  7. Соколов О.П. «Двухголосное пение в младшем хоре»

  8. Струве Г.А. «Школьный хор»

  9. Шереметьев В.А. «Пение и воспитание детей в хоре»

  10. Щетинин М. «Дыхательная гимнастика Стрельниковой»




Хронокарта занятия


  1. Организационный момент. Приветствие

2 мин

  1. Артикуляционная гимнастика

2 мин

  1. Дыхание – основа вокально-хоровой техники

3 мин

  1. Работа по алгоритму (использование наглядных схем)

3 мин

  1. Скороговорки

4 мин

  1. Развитие навыков многоголосного пения

12 мин

  1. Работа с канонами

12 мин

  1. Итог урока. Выставление отметок

2 мин


Ход урока

Вступительное слово преподавателя: Многоголосие является одним из эффективных средств музыкального развития детей. В многоголосном пении особенно активно развивается гармонический слух и ладовое чувство учащихся, которое эффективно способствует выработке чистого интонирования. Важным этапом подготовки к двухголосному пению является развитие внутреннего слуха у детей.

Преподаватель: Здравствуйте, ребята! (поет a capella)

Дети хором: Здравствуйте!

(затем приветствие исполняется преподавателем и детьми в разных темпах, ритмах, хором, соло).

Преподаватель: Вот на такой радостной, доброй ноте мы начнем урок. Сегодня мы продолжим работу над многоголосием. Что такое многоголосие?

Учащиеся: Это сочетание в музыке нескольких голосов. В зависимости от количества голосов, хоры называются 2-х, 3-хголосными и т.д.

Преподаватель: Верно. Многоголосное пение – это очень красивое музицирование. Но прежде мы приведем наш голосовой аппарат в рабочий режим, настроим его на пение (Артикуляционная гимнастика).


Упражнения для разогрева голосового аппарата.

В основе упражнений лежит методика работы с голосовым аппаратом В.В. Емельянова. Цель: управление лицевой мускулатурой, подъем эмоционального тонуса.

  1. Слегка прикусить зубами кончик языка (4 раза)

  2. Покусать язык попеременно правыми и левыми коренными зубами (пожевать).

  3. Сделать круговые движения между губами и зубами вправо и влево (чистить зубы).

  4. Упереться языком попеременно в верхнюю и нижнюю губу, в правую и левую щеку (проткнуть).

  5. Пощелкать языком, изменяя форму рта всем одинаково, то есть выстроить унисон

  6. 1 группа щелкает языком в верхнем регистре, 2 – в низком.


Работа над дыханием

Цель: выработка сильного, продолжительного и эластичного дыхания.

Преподаватель: Основой вокально-хоровой техники является правильное дыхание. Вдох берем быстро, но спокойно, не суетливо, не поднимая плечи. Правильный прием дыхания нижнее - реберный. Этот прием заключается в том, что при вдохе воздух, проникая в легкие, нажимает на диафрагму и нижние ребра и раздвигает их. Певческое дыхание состоит из вдоха, мгновенной задержки дыхания и выдоха. От дыхания зависит сила, красота и продолжительность звука.

  1. Поднимая голову вверх – вдох, возвращаясь в исходное положение – выдох (8 раз).

  2. Поворачивая голову направо – вдох, возвращаясь в исходное положение – выдох (8 раз).

  3. Делаем вдох – ощущаем аромат цветка, чтобы пламя свечи не погасло.

  4. Вдох (пальчики зажать в кулачки), выдох на букву «ш» - воет ветер (плечи не поднимаются)

  5. Вдох. Выдох на шипящем звуке «с» (шарик сдувается).

  6. Вдох. Выдох на звук «зь» (воздух утекает).

  7. Активный вдох. Разогреть мышцы. Чередуя быстрые вдохи-выдохи открытым ртом.

  8. Предварительно выдохнуть, сделать резкий вдох носом, послать воздух сквозь сомкнутые зубы.

Для контроля дыхания руку держим в области живота. Следим за ровным, равномерным. Долгим выдохом.


Упражнения по алгоритму


1. «Сидит ворон на дубу

Он играет во трубу»

2. «Филин сидит в темном лесу»


Преподаватель: Использование наглядных схем – алгоритмов позволяет добиваться мышечной свободы, как в пении, так и в жестах. Воспитывает вокальные навыки в сочетании с развитием общей музыкальности. В алгоритме запрограммирована вся технология постановки голоса, связь между голосом, жестом и зрительным контролем. Упражнения нужно делать эмоционально, выразительно.


Скороговорки


  1. Бобы у бабы как баобабы.

  2. Мы перебегали берега, перебегали берега.

  3. Мишка миску меда взял, меда взял.

Сушку лапой в мед макал, в мед макал.

Мишка – миску, Мишка – миску

Мишка миску меда взял

Мишка – сушку, Мишка – сушку

Мишка сушку в мед макал.


Виды работы со скороговорками

  • Проговорить в медленном темпе, в среднем, быстром темпе.

  • Педагог проговаривает строчку 1 строчку, дети – вторую и т.д.

  • Дети делятся на 2 группы: 1 группа – первую строчку, 2 группа – вторую строчку и т.д.

  • Проговорить скороговорки каноном в разных темпах, с разной динамикой.

  • Пропеть на одном звуке каноном.


Преподаватель: четкая дикция – непременное условие успешного выступления хора. Она влияет на силу голоса, его подачу и качество звучания.


Навыки многоголосного пения


Основой двухголосия является чистое унисонное пение. Исходным двухголосным материалом для пения являются специальные упражнения. Построенные на характерных песенных интонациях.

  1. Петь закрытым ртом (соль-фа-ми). Добиваться ровного звучания, перетекания звуков, высокой позиции.




Варианты работы: 1 голос – милая моя

2 голос – мамочка

2 голос – милая моя

1 голос – мамочка


Хор - милая моя

Преподаватель - мамочка

Следить за чистотой интонации.


  1. «Педаль» у второго голоса, затем у первого. Важно петь медленно, на цепном дыхании. Слушать вертикаль получаемых интервалов, выстраивать унисон.


И т.д.





И т.д.




  1. «Музыкальное эхо»: преподаватель поет a capella короткие мотивы, а дети как эхо повторяют. Мотивы звучат в разной динамике: педагог – f, дети – р.

  2. Делим детей на 2 группы.

1 задание:

1 группа





2 группа




2 задание:


1 группа






2 группа




3 задание:

1 группа






2 группа




Упражнение выполняется в медленном темпе, нужно следить за чистотой интонации.


  1. Преподаватель играет 2 звука – ученики поют нижний звук, а затем верхний.

  2. «Колокола». Делим учеников на 2 голоса.

2 голос поет один звук на слог «Бом». Следом 1 голос поет на б3 выше на слог «Бом». Затем ученики поют свои звуки одновременно, слушая звучание терции.

  1. «Живая гамма».

    • Пение гаммы в унисон с аккомпанементом (Играть гамму и сопровождение).

    • Пение гаммы в унисон с аккомпанементом (Играть только сопровождение).

    • Пение гаммы в унисон без аккомпанемента.

    • Каждый ученик поет свою ноту в гамме.

    • Пение гаммы в унисон без аккомпанемента через ноту (одну ноту вслух, другую про себя).

    • Пение гаммы в унисон без аккомпанемента по таблице.

Следить за чистотой интонации, ровным движением мелодии, цепным дыханием.


Каноны

Преподаватель: Работа над каноном – важнейший этап в развитии гармонического слуха. Методика овладения каноном и в чтении и в пении основывается на принципе постепенного сужения интервального расстояния между голосами. Вначале канон проговаривается, затем пропевается. В работе используются такие каноны: «Маленькой елочке холодно зимой», «Во поле береза стояла», «По малину в сад пойдем», «Мишка с куклой бойко топают». Учащиеся должны уметь четко удерживать свой текст в чтении без особого напряжения, затем в пении продолжать такую же работу. Канон в чтении – отработка безошибочного произношения текста с соблюдением метроритма. Игровой момент: одновременное чтение совершенно разных текстов. Имеющих близкую метроритмическую основу.

Цель: вырабатывать умение говорить и петь «свое», одновременно ясно воспринимая «чужое».


Итог урока


Преподаватель: Урок подошел к концу, сегодня вы все очень хорошо поработали. До свидания.









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Работа над многоголосием в младшем хоре

Автор: Лобко Галина Алексеевна

Дата: 05.05.2022

Номер свидетельства: 606221

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Развитие навыков многоголосного пения и пения без сопровождения"
    ["seo_title"] => string(68) "razvitiienavykovmnoghogholosnoghopieniiaipieniiabiezsoprovozhdieniia"
    ["file_id"] => string(6) "311820"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459257031"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Навыки многоголосного пения и пения без сопровождения"
    ["seo_title"] => string(64) "navyki-mnoghogholosnogho-pieniia-i-pieniia-biez-soprovozhdieniia"
    ["file_id"] => string(6) "311826"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459257467"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства