работа над шестнадцатыми в произведениях «Жил-был у бабушки серенький козлик» обр. Ю.Бовбель; б.н.п. «Кацiлася чорна галка» обр. А. Богатырева.
3. Заключение:
выводы;
домашнее задание.
4. Рефлексия.
ХОД УРОКА
Вступление.
Организационный момент:
Приветствие.
Краткая характеристика ученика.
Сообщение темы урока («Работа над кистевым ударом»).
2. Вступительное слово.
Ударом принято считать основной прием звукоизвлечения на цимбалах, который в основе своей имеет движение руки, снабженной специальным приспособлением для извлечения звука – молоточком.
Сейчас, Марк, мы ненадолго окунемся в историю. Раньше цимбалы лежали на коленях, и музыканту было неудобно играть и следить за тем, чтобы инструмент не сползал с колен. Затем к цимбалам сделали специальные ножки. Это изменило посадку, дало свободу корпусу и рукам цимбалиста.
Один из важнейших моментов правильной постановки рук – правильная посадка за инструментом.
Руки должны быть выше струн. Сидеть нужно на полстула, не прислоняясь к спинке. Корпус следует держать ровно, свободно. Инструмент ставится таким образом, чтобы исполнитель был точно в центре инструмента. Пусть не смущает то, что центральная подставка цимбал чуть левее корпуса играющего. При такой посадке удобно играть во всех регистрах цимбал – высоких и низких. Расстояние корпуса цимбал от туловища на ширину ладони.
Руки должны не отводиться как крылья и не прижиматься к туловищу. Как они находятся вдоль тела, в такой же позиции они остаются и за инструментом.
Звукоизвлечение ударом делится на 2 разновидности:
а) весовой удар (всей рукой);
б) кистевой удар (кистью).
В действительности, каждая из разновидностей находится в тесной взаимосвязи с другой.
Ключевым моментом звукоизвлечения ударом является правильное расположение рук и молоточков по отношению к инструменту. Для правильного исполнения ладони с молоточками располагаются ребром к струнам, свободно двигаясь во все стороны инструмента.
Важно владеть обеими руками в одинаковой степени. От природы наши руки развиты неравномерно. И необходимо систематически и целенаправленно работать над развитием рук, чтобы добиться независимого владения каждой руки в отдельности.
Во время работы над кистевым ударом большую роль играет то, как ученик будет держать молоточки. Держать их следует не напряженно, они не должны быть крепко зажаты пальцами. Молоток должен колебаться, рикошетировать (рикошетирование – т.е. многократное исполнение одной рукой любого звука). Плечи не должны быть приподняты, это приводит к зажатости всего корпуса.
Вся рука от плеча до кисти должна быть свободной.
На начальном этапе обучения для освоения кистевого удара мы будем применять упражнения профессора Гладкова Евгения Петровича.
Это элементарные упражнения – кистевые удары на месте (правая рука – «соль» 1-й октавы много раз, левая рука – «до» 2-й октавы).
Следим, чтобы рука была ровная, молоток свободный, кисть тоже свободная.
Далее – поочередно правая рука и левая рука – «фа»-«до»-«фа»-«до».
Играем «до» 2-й октавы поочередно – пр.р., л.р.
Усложняем – левая рука играет до 2-й октавы, правая рука – «фа» и «соль» 1-й октавы. Затем, правая рука «фа» («соль») 1-й октавы, а левая рука – «до» и «ре» 2-й октавы.
Возвращаемся к «до» 2-й октавы – играем снова поочередно двумя руками. Следим за тем, чтобы амплитуда (расстояние при ударе от кисти до инструмента) была одинакова в обеих руках.
Играем во 2-й октаве «до»-«ре»-«до»-«ре» с левой руки и с правой руки.
Далее – скачки во 2-й октаве левой рукой – «до»-«ми»-«до»-«ми».
Правой рукой – «ре»-«фа»-«ре»-«фа».
Затем соединить обе руки – «до»-«ре»-«до»-«ре». С левой руки.
Подходим к гаммообразным пассажам.
«До»-«ре»-«ми»-«ре»-«до»-«ре»-«ми»-«ре» с левой руки.
Затем – «до»-«ре»-«ми»-«фа»-«ми»-«ре»-«до»-«ре»-«ми»-«фа»-«ми»-«ре».
- над ритмически ровным исполнением шестнадцатых нот.
После проигрываем еще раз полностью. Затем оцениваем, удалось ли ученику исправить ошибки, и получилось ли исполнить пьесу лучше, чем в первый раз.
б) «Жил-был у бабушки серенький козлик» обр. Ю. Бовбель.
После исполнения учеником произведения проводим такой же анализ, как и с первым произведением:
- понравилось ли исполнение;
- что было не так;
- что бы хотел исправить.
Работаем над каждой вариацией. Добиваемся чистого, ритмически правильного исполнения свободными, мягкими, собранными руками. Проигрываем пьесу полностью. Оцениваем, все ли ошибки удалось исправить.
3.Заключение:
Работа над кистевым ударом – ежедневный, кропотливый труд, который требует постоянного внимания ученика и контроля и терпения учителя.
Домашнее задание: повторять упражнения на обе руки, контролировать, чтобы руки не были зажаты, а наоборот, были свободны в движении. Пьесы исполнять в умеренных темпах, правильной аппликатурой рук, со всеми динамическими оттенками.
4.Рефлексия.
Самоанализ деятельности и ее результатов.
В конце урока мы задаем ученику вопросы, которые позволяют ему дать оценку уроку.
Как ты оцениваешь свою работу на уроке:
на уроке я работал активно / пассивно;
урок показался для меня коротким / длинным;
за урок я не устал / устал;
материал урока был мне понятен / не понятен;
урок был скучным / интересным.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.Гладков, Е. Школа игры на цимбалах / Е. Гладков. – Мн. – 1983.
2.Жинович, И. Школа игры на цимбалах / И. Жинович. – Мн. – 1974.