kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Работа над выразительностью музыкального образа на примере пьесы Э.Грига «Утро» из сюиты «Пер Гюнт»

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Данный проэкт реализуется в детской школе искусств на фортепианном отделении по  классу фортепианного ансамбля с учащимися пятого класса.

Цель: сделать процесс работы над произведением более ярким и творческим.

Задачи: закрепить пройденный теоретический материал, добиться лучшего понимания художественного замысла произведения.

Данный проэкт включает в себя описание хода урока и мультимедийную презентацию. Презентация используется в ходе уорка.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Работа над выразительностью музыкального образа на примере пьесы Э.Грига «Утро» из сюиты «Пер Гюнт» »

Муниципальное образовательное учреждение

Дополнительного образования детей

«Унечская детская школа искусств»











ОТКРЫТЫЙ УРОК

в классе фортепианного ансамбля

с учащимися 5-го класса



Тема:

«Работа над выразительностью музыкального образа

на примере пьесы Э.Грига «Утро»

из сюиты «Пер Гюнт»






Провела: преподаватель

первой квалификационной категории

Щипко Е. В.










Брянская обл., г.Унеча, 2015г.


Место проведения:

концерный зал ДШИ


Оборудование урока:

наличие двух фортепиано, компьютер, мультимедийный проэктор, необходимая учебно-методическая документация, ноты (Э.Григ сюита №1 «Пер Гюнт» ч. 1 «Утро», фортепианный ансамбль), мультимедийная презентация


Тема: «Работа над выразительностью музыкального образа на примере пьесы Э.Грига «Утро» из сюиты «Пер Гюнт»


Тип урока:

комбинированный урок


Цель:

Добиться качества и разнообразия тембрового звучания инструмента, ясности формы и динамики, систематизировав  и  обобщив ранее полученные знания  о данном произведении.


Задачи урока:

Образовательные: 
обобщить теоретические, биографические сведения;
выявить стилевые, жанровые особенности и характер исполняемого произведения;

Развивающие: 

Развивать навыки культуры сценического поведения;

развивать навыки ансамблевой игры (умение слушать партнёра; ритмическая согласованность; динамическое равновесие; единство штрихов и фразировки);

коррекционно-развивающие задачи (работа над техническими трудностями, звукоизвлечением).

Воспитательные:

воспитывать художественный вкус; чувство коллективной ответственности и товарищества, включения в музицирующий коллектив;

пробуждать творческую инициативу учащихся, интерес и желание совершенствовать своё музыкальное исполнительское мастерство;

развивать коммуникативную культуру поведения и общения;

прививать любовь к классической музыке.


Методы обучения:

• Словесные: рассказ, объяснение.

• Наглядные: метод показа.

• Практические методы: репродуктивный метод, метод творческой работы.

• Ожидаемые результаты:

более осознанное отношение к тексту и исполнению произведения, приемам работы над звуком, благодаря анализу собственного исполнения


План урока:

1. Приветствие

2. Обобщение теоретических знаний:

а) история создания,

б) сюжет,

в) краткие сведения о сюитах,

г) краткие биографические сведения о композиторе,

д) краткая характеристика стиля, жанра и формы произведения

3. Раскрытие образа и характера произведения

4. Исполнение произведения, анализ услышанного педагогом

5. Исполнение с учётом замечаний, работа над качеством исполнения p

6. Прослушивание отрывка в оркестровом исполнении, анализ инструментовки

7. Исполнение с учётом тембральной окраски, анализ услышанного педагогом

8. Прослушивание в фортепианном переложении, акцентирование внимания на агогике

9. Исполнение с учётом агогических отклонений, самоанализ учащихся

10. Подведение итога урока

11. Домашнее задание, оценка.

12. Рефлексия


Ход урока:


1. Здравствуйте, девочки. Сегодня такой солнечный замечательный день, за окном весна, настроение у всех приподнятое! Готовы ли вы показать свои умения, знания, полученные на протяжении этого учебного года? Необходимо сосредоточиться, т. к. на сегодняшнем занятии придётся вспомнить много теоретического материала и, конечно же, постараться максимально качественно показать ваше исполнительское мастерство.

СЛ. 1 Тема нашего урока «Работа над выразительностью музыкального образа на примере пьесы Э.Грига «Утро» из сюиты «Пер Гюнт».

СЛ.2 Работу над этим произведением мы начали с начала учебного года СЛ.3 и за этот промежуток времени на всех уроках помимо выполнения каких-то практических задач, СЛ.4 давались отдельные теоретические сведения. Сегодня мне бы хотелось объединить всю информацию, сл.5 создав таким образом единую картину восприятия этого произведения и с точки зрения исторической эпохи, и особенностей стиля, и, конечно, внутреннего содержания.

2. СЛ.6 а) В 1875 году крупнейший норвежский драматург Генрик Ибсен предложил Григу написать музыку к театральной постановке пьесы «Пер Гюнт».

Есть такой жанр — прикладная музыка. Вы слышали прикладную музыку в любом фильме или театральном спектакле (не музыкальном). Она лишь аккомпанирует действию и часто не имеет самостоятельного значения. Вот такого типа музыку и заказал Григу Ибсен.

Когда великий музыкант берётся за сочинение прикладной, «второстепенной» музыки, она нередко выходит за рамки простого аккомпанемента и становится самостоятельным художественным произведением. Так случилось с музыкой Прокофьева к фильму «Александр Невский», Шостаковича к фильму «Гамлет», Свиридова к фильму «Метель». Это же произошло и с музыкой Грига.


б) В общем-то, если бы не музыка Грига, вряд ли вы сейчас знали о поэме «Пер Гюнт». СЛ.7

Кто мне сможет рассказать краткое содержание поэмы?


Ответ учащегося: * (см. сноску)


в) После премьеры спектакля в 1876 году музыка Грига так полюбилась публике, что он составил из неё две сюиты для концертного исполнения. Из 23 номеров музыки к спектаклю в сюиты вошло 8 пьес.

Назовите, пожалуйста, какие вы знаете и любите пьесы из сюиты?


Ответ учащегося: **


Хорошо!

г) СЛ.8 Давайте немного вспомним, что же мы знаем о композиторе Эдварде Григе. Кто мне сможет сообщит краткие биографические сведения и расскажет об особенностях стиля?


Ответ учащегося: ***



д) СЛ.9 СЛ.10 (во время ответа уч-ся);


Итак, давайте уточним стиль, жанр и форму нашей пьесы:

произведение относится к романтической музыке; это пастораль(картина природы); форма свободного развёртывания


3. В спектакле это вступление к IV действию, которое происходит в Африке. Но нам представляется северное, норвежское утро. В пьесе эта музыка звучит как воспоминание Пера о своей далёкой родине.

«Утро» - один из наиболее поэтичных музыкальных пейзажей. Ее музыка передает не только краски рассвета, но и то душевное настроение, которое возникает при виде восходящего солнца. В ней ощущается состояние покоя и безмятежности. В основе пьесы лежит небольшой мотив. Он напоминает пастушеский наигрыш. Музыка рисует картину постепенного пробуждения природы - солнце, прорывающееся сквозь облака, нежное щебетание птиц, шелест ветра в листве, журчание прозрачного родника.

Очень любил это произведение великий русский писатель Алексей

Максимович Горький. СЛ.11 "Слушая Грига, - говорил он, - видишь чудесные картины северной природы: туманное утро, солнечные лужайки, фьорды и скалы, мирное пастбище, тихий ручеек...".


СЛ.12 Знаете, что такое фьёрды?


Ответ учащегося: ****


Стихотворение И.Бунина «Утро», показ слайдов


Утро

И. Бунин


Сл.13 Светит в горы небо голубое,

14 Молодое утро сходит с гор.

15 Далеко внизу — кайма прибоя,

А за ней — сияющий простор.


16 С высоты к востоку смотрят горы,

Где за нежно-млечной синевой

17 Тают в море белые узоры

Отдалённой цепи снеговой.


18 И в дали, таинственной и зыбкой,

19 Из-за гор восходит солнца свет —

20 Точно горы светлою улыбкой

Отвечают братьям на привет.


4. Исполнение произведения, замечания.

5. Работа над качеством звукоизвлечения при различной динамике, особенно на p. (способ «глухой игры» на крышке ф-но, при котором необходимо добиваться прикосновения без стука)

6. Прослушайте, пожалуйста, отрывок этого произведения в оркестровом исполнении. Как развивается мелодия? За счёт чего? (СЛ.21, перейти к сл. 22)

Прослушивание отрывка.

Анализ инструментовки.

В начале произведения одна и та же фраза чередуется у флейты и гобоя в разных октавах, как будто перекликаются на большом расстоянии два пастушеских рожка. Посмотрите как это выглядит в партитуре (СЛ.22 ) В пьесе нет границ между разделами, есть только постепенное нарастание. Музыка звучит всё громче, прибавляются всё новые и новые инструменты, появляются новые тональные краски, мелодия «растворяется» в звучных, радостных арпеджио всей струнной группы. И вот уже звучит весь оркестр. В солнечных пассажах скрипок и альтов опять появляется тема — сначала у валторны, а затем у гобоя, фагота и виолончелей, удвоенная в октаву. Это уже не раннее утро, а яркий полдень.

В конце снова появляется прозрачная фактура, близкая к начальной. Проведения темы не заканчиваются, а как бы «исчезают» в трелях кларнета и флейты.

В этой пьесе использован почти весь оркестр. Нет только низких медных инструментов — тромбонов и тубы.

7. Исполнение с учётом оркестровки, акцентирование внимания на динамике, работа над исполнением f в кульминации (здоровье сберегающие технологии: прямая посадка, игра «от плеча» свободной рукой f (упр-е: сначала рука свободно висит вдоль туловища, пока ученик не ощутит её тяжесть; затем её следует медленно отвести и опустить на клавиатуру, сохраняя ощущение веса в кончиках пальцев))

8. Прослушайте, пожалуйста, отрывок в фортепианном переложении и подумайте, в чём заметно отличается это исполнение от оркестрового? (агогика) (СЛ.23, перейти к сл.24)

9. Исполнение с учётом предыдущих заданий и агогических отклонений. Акцент на агогику.

А теперь скажите мне, всё ли вышло достаточно близко к задуманному нами образу в звуковом отношении, динамике и исполнению rubato? (самоанализ учащихся)


10. СЛ.24 Итог урока: итак, мы с вами постарались соединить воедино все наши знания об этом произведении, для того чтобы как можно ближе приблизиться в исполнении к задуманному Э. Григом образу. Недаром Г.Г. Нейгауз - выдающийся советский пианист и педагог писал, - что зрительный образ нужно не столько “увидеть” сколько музыкально почувствовать, так как суть музыки – искусство образных обобщений”.И пусть у нас не всё получилось, как хотелось бы в плане мастерства, замысел и какими способами можно добиваться поставленных задач, ясен.



11. Домашнее задание:

1) проработать все фрагменты на p способом «глухой игры»;

2) проработать все f с контролем веса от плеча;

3) первой партии – все шестнадцатые проучить методом контрастов (штрихов и динамики);

4) исполнять свои партии с учётом агогических отклонений


Оценка: пять каждой ученице


Рефлексия: какое впечатление от урока? Было ли интересно? Помогло ли это занятие лучше представить музыкальный образ?


Отзыв учащихся: урок был ярким, запоминающимся и творческим.



Сноски

* Ибсен использовал в пьесе целый ряд старинных норвежских легенд и сказок. Её герой, деревенский парень Пер Гюнт, озорной и легкомысленный мечтатель и фантазёр, сначала попадает к злым троллям, затем за дурные поступки односельчане прогоняют Пера из деревни, и он отправляется путешествовать. Перед отъездом он прощается с матерью, старой Озе, которая умирает у него на руках. В деревне остаётся девушка Сольвейг, которая любит Пера и будет ждать его всю жизнь.

Сорок лет странствует Пер по разным странам. Несколько раз наживал он нечестным путём огромное богатство, но к концу жизни всё растерял. Бедным, несчастным стариком возвращается он на родину. Приготовившись бесславно умереть, он встречает Сольвейг, которая всё ему прощает. Всё лучшее, что когда-то было в душе Пера, Сольвейг сохранила в своём сердце.


** Сюита № 1

1. Утреннее настроение

2. Смерть Озе

3. Танец Анитры

4. В пещере горного короля

Сюита № 2

1. Плач Ингрид

2. Арабский танец

3. Возвращение Пер Гюнта

4. Песня Сольвейг


*** Эдвард Григ - норвежский композитор периода романтизма, музыкальный деятель, пианист, дирижёр, основоположник норвежской музыкальной классики.

Творчество Эдварда Грига впитало в себя типические черты норвежского музыкального фольклора. В инструментальной музыке мелодические линии часто развиваются сложным орнаментом в наслоении форшлагов, мордентов, трелей, мелодических задержаний. Григ часто использовал свежо звучавшие в его время ладовые обороты — дорийский, фригийский. Они способствовали обогащению его гармонических приемов, среди которых альтерации, необычное сочетание тональностей, хроматическое нисхождение баса, частое применение органного пункта. Характерными чертами его стиля также являются ладовая и ритмическая переменность, использование лидийского лада, обилие хроматизмов, септаккордов и нонаккордов.


**** Фьорд — узкий, извилистый и глубоко врезавшийся в сушу морской залив со скалистыми берегами.








Урок проведён с учащимися Корнюш Анной и Романенко Анастасией



10




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Автор: Щипко Елена Викторовна

Дата: 10.10.2015

Номер свидетельства: 238251


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства