2. Изучение нового учебного материала. Постановка цели, мотивация Планирование предстоящей работы Совместное открытие новых знаний Осмысление и закрепление учебного материала | Задача: формирование рефлексивных умений определять границу между знанием и незнанием. Методы: коллективное целеполагание (учебно-познавательная компетенция). Задача: определять содержание и последовательность действий для решения поставленной задачи. Методы: моделирование деятельности (учебно-познавательная компетенция). Задачи: формирование основ теоретического мышления; развитие умений находить общее, отличное, закономерности; воспитание особенности высказывать свою точку зрения; формирование способности каждого ученика к участию в работе в парах, малых группах. Методы: поиск информации в справочной литературе (информационная компетенция); учебный диалог (коммуникативная компетенция); самостоятельная работа в парах и группах (социально-трудовая, коммуникативная, учебно-познавательная компетенции) обсуждение (коммуникативная компетенция); коллективное подведение итогов (учебно-познавательная компетенция). Физминутка. Задача: формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока. Методы: коллективное подведение итогов, оценивание работы (учебно-познавательная, ценностно-смысловая компетенции); задание группам для самостоятельной работы (социально-трудовая, коммуникативная компетенции) | Побуждает детей к постановке цели и задач урока. Сообщает цели и задачи урока - Сегодня, ребята мы с вами отправимся музыкальное историческое путешествие средних веков. Среди множества русских легенд яркой поэтичностью отличается легенда о граде Китеже. Побуждает к поиску информации Ребята, давайте попробуем с помощью карточек-подсказек сопоставить сюжет легенды о граде Китеже?
Ребята, оказывается, согласно истории, этот таинственный город часто упоминался в русской культуре. Посмотрите на экран и попробуйте назвать известных вам прозаиков и композиторов? Действительно, ребята о Китеже писали прозаики В.Г. Короленко, М.М. Пришвин, поэты С.М. Городецкий, А.А. Ахматова, М.А. Волошин, о нём сочинялась музыка Н.А. Римским-Корсаковым и С.Н. Василенко, а также писались картины А.М. Васнецовым и Н.К. Рерихом. Легенда так поразила Н.А.Римского-Корсакова, что он написал оперу «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». Ярким эпизодом оперы является симфоническая картина «Сеча при Керженце» (битва на реке Керженец)
В картине два враждебных образа: 1) татары; 2) русские. Композитор создал образы добра и зла. Симфоническая картина начинается темой набега, которая в своем развитии чередуется и сплетается с мотивом конницы. На этом фоне звучат основные темы: тема русской дружины; тема татар. Вопрос: Чем заканчивается симфоническая картина? Какой образ побеждает?
Ребята, давайте с вами в преддверии Дня Защитника Отечества исполним песню «Воздушный десант» В России войска такие есть Каких не найти нигде поверьте Для них не пустое слово честь А трусость она страшнее смерти Воздушно-десантные войска В строю сомневаться нет причины Пусть служба в десанте не легка Но здесь настоящие мужчины Припев: ВДВ - Воздушный десант Синей птицей парит под облаками Генерал, рядовой, лейтенант Пусть победы будут за вами Когда стынет кровь от детских слёз Десант поднимают по тревоге На запад, на север вновь заброс Летят наши соколы и боги Воздушно-десантные войска Покой, охраняя, в небе кружат Пусть служба в десанте не легка Но верно они отчизне служат Припев: ВДВ - Воздушный десант Синей птицей парит под облаками Генерал, рядовой, лейтенант Пусть победы будут за вами -- Драматургия заключена в борьбе противоположных тем на протяжении всего произведения. Симфоническая картина «Сеча при Керженце» является примером сочинений русской школы XIX века, созданных композиторами «Могучей кучки» Большая часть их связана с событиями истории, народными сказками, эпосом. | Ставят цель и задачи урока. Ищут информацию в карточках-подсказках. - Этот невидимый сказочный город якобы существует на дне озера Светлояр, находящегося в Семёновском районе Нижегородской области. Глубина озера - до 30 метров, форма его идеально круглая. Вода в озере, уровень которого неизменен в любое время года, на удивление чистая и прозрачная. Сведущие люди рассказывают, что под землёй оно связано с Волгой, откуда в него попадают невиданные чудовища. А ещё говорят, что в тихую погоду из-под воды доносится колокольный звон. Люди считают воду озера целебной. По местным поверьям, чтобы вода оставалась чистой, в Светлояре нельзя купаться, а плавать по озеру разрешается только в деревянных лодках местного изготовления. В легенде не указано точное расположение града Китежа, его представляют то на дне Светлояра, то под береговыми холмами, то на берегах. А ещё добавляют, что Китеж силой древнего волшебства остаётся невидимым. Легенда о граде Китеже была записана в конце XVIII века в книге "Китежский летописец". В ней рассказывалось о последнем владимирском князе домонгольского периода Георгие Всеволодовиче, который однажды сел в струг и поплыл из Ярославля вниз по Волге. Во время путешествия на месте древнего города Радилова им был заложен город Городец и основан мужской монастырь. Этот Городец со временем назвали Малым Китежем. В ста верстах от него в лесах за рекой Керженец Георгий остановился на берегу озера Светлояр. Полюбовавшись красотами края и оценив местность, он велел построить на берегах озера город-крепость Большой Китеж, а сам уехал в Псков. Во время нападения орд хана Батыя на Русь Георгий выступил против татар, но, потерпев поражение, бежал сначала в Городец, а потом - в Большой Китеж. Ордынцы взяли Городец и стали требовать у его жителей указать им путь к Светлояру. Горожанин Гришка Кутерьма, не выдержав пыток, привёл войска Батыя на берега Светлояра, Татары захватили град Китеж и убили князя Георгия Всеволодовича. Дальше они пошли гулять по всей русской земле, а град Китеж в один прекрасный миг стал невидимым и останется таким до второго пришествия Христа. Легенда утверждает, что невидимый град Китеж может увидеть только праведник, человек чистого сердца. Работают в группах. - Называют известных им прозаиков и композиторов, проецированных на мультимедийной презентации. Слушание: Симфоническая картина «Сеча при Керженце». Отвечают на вопросы учителя Ответ: Битва заканчивается поражением русской дружины. Тема русской дружины как бы постепенно «уходит», вытесняется темой татар. Тема татар – грозная, жесткие черты. ( в конце звучит печально, страдальчески надломлено, через нее выражается народное горе, скорбь о погибших войнах) Тема русской дружины – мужественная, волевые интонации, героическая решимость княжеских воинов в борьбе с врагом, не щадя жизни. Разучивание песни «Воздушный десант» |
3.Итоги урока | Задача: формирование способности объективно оценивать соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания. Методы: составление когнитивной карты (учебно-познавательная, ценностно-смысловая компетенции). | Подводит итоги, оценивает работу Побуждает к самооценке Давайте послушаем и постараемся угадать на слух темы татар и русских из симфонической картины «Сеча при Керженце»? (кто смог на слух охарактеризовать черты татар и русских, кто не услышал разницы между двумя образами и почему? Как различить эти две темы?) - Выполнили мы задачи нашего урока? - Я научился определять разные образы… - Мне удалось познакомиться с интереснейшим произведением истории нашей страны… | Игра «Угадай, мелодию!» (звучат отрывки из симфонической картины «Сеча при Керженце», дети отгадывают) Выставляют себе оценки, выявляют проблемы. -Я научился определять разные образы: добра и зла. -Мне удалось познакомиться с интереснейшим произведением истории нашей страны Н.А.Римского-Корсакова «Сеча при Керженце» |