kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проект урока музыки в 5 классе "Жанры вокальной музыки. Баркаролла"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок построен в форме виртуальной экскурсии в Италию. Ребята "прилетают" на самолете в Венецию, где их встречает гондольер (переодетый ребенок), а вдалеке слышится прекрасное пение (романс "Венецианская ночь" М.И.Глинка). Гондольер приглашает ребят совершить увлекательную экскурсию на гондоле по каналам Венеции. От гондольера ребята узнают, что баркаролы - это песни на воде и что не только М.И.Глинка сочинил романс в стиле баркаролы, но и немецкий композитор Ф. Шуберт. Ребята с выражением читают текст романса, затем слушают романс "Баркарола", высказывают свое мнение и отвечают на вопросы, выполняя самостоятельную работу. Затем, ребятам предлагается раскрасить свою гондолу (раздаются карточки с изображением гондолы). Физкультминутка составлена по сюжету урока.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проект урока музыки в 5 классе "Жанры вокальной музыки. Баркаролла" »



Проект урока музыки в 5 а классе по теме «Жанры вокальной и инструментальной музыки. Баркарола».


Тема урока: «Жанры вокальной и инструментальной музыки. Баркарола»

Тип урока: урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями.

Дидактическая задача: воспитать эмоционально – ценностное отношение к музыке.

Форма урока: виртуальная экскурсия

Форма организации познавательной деятельности: групповая

Цель: углубить представления учащихся о существовании вокальной и инструментальной музыки.

Задачи:

  1. направленные на достижения личностных результатов:

  • развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке во всем многообразии ее стилей, форм и жанров;

  • формирование целостного взгляда на мир, отношение к красоте;

  • развитие вокально-хоровых навыков;

  • наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать свое отношение к искусству, оценивая художественно-образное содержание произведения в единстве с его формой

  1. направленные на достижения метапредметных результатов:

  • освоение способов решения проблем поискового характера в процессе восприятия музыки;

  • размышление о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства;

  • проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения учебными действиями;

  • овладение логическими действиями сравнения, обобщения.

  1. направленные на достижения предметных результатов:

  • умение отличать жанры вокальной и инструментальной музыки;

  • умение эмоционально и осознанно относиться к музыке;

  • воспроизведение ритма предлагаемой музыки;

  • сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов и заданий.

Музыкальный материал: «Венецианская ночь» М. Глинки, «Баркарола» Ф. Шуберта.

Необходимое оборудование и программное обеспечение:

  • MS Windows 95;

  • Процессор Pentium;

  • Мультимедийный проектор;

  • Power Point




Планируемые результаты:

Предметные:

Ученик научится:

Отличать вокальную музыку от инструментальной.

Применять знания на практике, отличать баркаролу от любой другой песни и музыки.

Характеризовать музыку по настроению, темпу, динамике

Определять аккомпанемент, многоголосия, одноголосие, звуковысотность.

Дискутировать на заданную тему.

Обобщать информацию об услышанном и увиденном.

Сопоставлять «баркаролы» разных композиторов.

Находить сходство и различие баркаролы Глинки и Шуберта.

Описыва­ть свое впечатление от музыки.

Представлять себя в Венеции, определять детали и события.

Метапредметные:

Регулятивные УУД

Ученик научится:

Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

Составлять план урока в соответствии с ситуацией.

Выполнять задания в соответствии с требованиями учителя.

Определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, оценивать правильность выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки.

Анализировать выполнение учебной задачи урока

Использовать правила оценивания своей работы в ситуациях, спланированных учителем.

Отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения



Познавательные УУД

Ученик научится:

Воспроизводить ритм предлагаемой музыки.

Выделять аккомпанемент.

Анализировать вокальное исполнение (одноголосие, двухголосие, многоголосие)


Личностные:

Характеризовать и оценивать сложившуюся ситуацию.

Аргументировать свое мнение о необходимости поездки в Венецию.

Доказывать необходимость своими глазами увидеть гондолы, гондольера, услышать музыку на воде.

Применять способы музыкального прочтения стихотворения.

Рассказывать об увиденном и услышанном. Описывает свое отношение к такому жанру вокальной музыки, как баркарола.

Понимать истоки музыки и её взаимосвязь с жизнью.


Коммуникативные УУД

Ученик научится:

Объяснять понятие «баркарола», ритм музыки.

Формулировать цели поездки в Венецию, обосновывать свой выбор.

Рассуждать о том, какие достопримечательности можно увидеть в Венеции.

Осваивать правила выполнения работы в паре на основе образца, заданного учителем.

Выполнять правила работы в малой группе, в парах.


План изучения материала:

  1. Организационный этап.

  2. Этап подготовки учащихся к работе на основном этапе.

  3. Этап усвоения новых знаний и способов действий

  4. Этап первичной проверки понимания изученного.

  5. Этап закрепления новых знаний и способов действий

  6. Этап обобщения и систематизации знаний.

  7. Этап подведения итогов занятия.

  8. Этап рефлексии.

 

Ход урока:


Этапы урока

время

Деятельность учителя

Характеристика деятельности учащихся

1. Организационный момент

1 мин

Организация учащихся. Ребята заходят и садятся за парты.

  • эмоциональный положительный настрой на урок

2. Подготовка учащихся к работе на основном этапе

 

1мин

Ребята закрывают глаза (изменить голос)

- Наш авиалайнер Уральских авиалиний, совершил посадку в аэропорту г. Венеции, температура воздуха за бортом + 25 градусов, полночь.

- Просим оставаться на местах до полной остановки самолета.

  • мотивация познавательной деятельности


3. Этап усвоения новых знаний и способов действий











5

- Мы спускаемся по трапу, нас обдувает легкий ветерок. И вдалеке доносится чудное пение (слушание романс «Венецианская ночь»). Мы открываем глаза и обмениваемся друг с другом впечатлениями, от услышанного.

- Очень красивая мелодия, необычный ритм.

- Какое настроение передает эта музыка?

- Какой голос исполнял?

- Какой был аккомпанемент?

- Кто понял содержание романса?

- Выразительно читаем текст.

- Какой ритм этой музыки?

- Давайте прохлопаем ритм.


- Смотрите, нас встречают! Кто это?

- Гондольер! Он приглашает нас совершить увлекательнейшую экскурсию на гондоле по Венеции.

- Итак, садимся в лодку. Дело в том, что в гондоле помещаются не более 5 человек, поэтому поплывем на разных, присмотритесь как они выглядят, какие на них изображены узоры.

- Смотрите по сторонам и запоминайте достопримечательности.

  • осмысление понятий, информации;

  • участие в беседе;

  • осмысление учебного материала, выделение главного,
    анализ и синтез.






  • овладение методами наблюдения, сравнения, сопоставления, художественного анализа;


4. Этап первичной проверки понимания изученного

10

Видеоролик «Прогулка по Венеции»

- Обмениваемся с соседом об увиденном.

- Необыкновенные дома, плеск волн.

- Все спокойно.

- Люди доброжелательные, приветливые.


Презентация «Венецианская ночь»

- Ребята, уже второй раз мы слышим эту песню? – что это?

- Баркарола – песня на воде.

- Почему такой ритм.

- Что хотел передать композитор?

- Плеск волн, покачивание лодки.


с/р работа в парах

«Музыкально – выразительные средства»

  1. темп –

  2. динамика –

  3. исполнение -

  4. аккомпанемент –

  5. характеристика музыки –

  6. впечатления –


- Сочинил этот романс М.И.Глинка, на стихи И.Козлова

- Ребята, у кого-нибудь есть с собой портрет М.И.Глинки?

- Что вы можете сказать об этом композиторе?

- Какими своими произведениями он известен во всем мире?

- Опера «Руслан и Людмила», Опера «Иван Сусанин»

- Посмотрите, туристы из Германии, тоже размахивают каким-то портретом. Вы знаете кто это?

- Франц Шуберт, немецкий композитор, живший в 19 веке. Он, так же как и Глинка сочинил романс, пронизанный интонациями и ритмами баркаролы. Туристы из Германии приглашают нас вечером встретиться в Венской опере, чтобы услышать этот романс.

  • приобретение умения и навыков работы с различными источниками информации.

  • формулирование собственной точки зрения по отношению к изучаемым произведениям искусства

  • приобретение умения и навыков работы с различными источниками информации.

  • формулирование собственной точки зрения по отношению к изучаемым произведениям искусства

  • формирование умений аргументировать, высказывать свою точку зрения

  • умение передавать свое впечатление в рисунке.

5. Этап закрепления новых знаний и способов действий

7

физкультминутка


- Если вы согласны сегодня посетить Венскую оперу то:

  • выйти из гондол - ВСТАТЬ

  • поблагодарить уважаемого гондольера, - ПОКЛОНИТЬСЯ

  • попрощаться с немецкими туристами – ПОМАХАТЬ РУКОЙ

  • поехать в гостиницу – КРУТИМ РУЛЬ

  • лифт не работает – ИДЕМ ПЕШКОМ

  • ПРИНЯТЬ ДУШ, ОБТЕРЕТЬСЯ ПОЛОТЕНЦЕМ

  • СДЕЛАТЬ ПРИЧЕСКУ,

  • НАДЕТЬ САМОЕ КРАСИВОЕ ПЛАТЬЕ, ПОВЕРТЕТЬСЯ ПЕРЕД ЗЕРКАЛОМ.

  • ВЫСОКИЕ КАБЛУКИ

  • Выйти из комнаты

  • лифт не работает – СПУСКАЕМСЯ ПЕШКОМ

  • садимся в такси – СМОТРИМ ПО СТОРОНАМ

  • успели до третьего звонка – САДИМСЯ, ОБМАХИВАЕМСЯ ВЕЕРАМИ

  • ЧИТАЕМ ПРОГРАММКУ – ничего не понятно, написано на итальянском.


- Кто может перевести с итальянского (Света)

музыкальное прочтение стихотворение.

- следим по тексту

Цель:

слушание «Баркарола» Шуберт

- В антракте, обмахиваясь веером, обмениваемся впечатлениями с соседом.

- Догорая, как вам этот романс?

- О, душечка, это было прекрасно! Чудесные, звонкие и чистые детские голоса.

- Так и слышится плеск волн и покачивание лодки.


  • воплощать свое отношение к музыке в словах;

  • проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности;

  • формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.


  1. Этап обобщения и систематизации знаний.




8

повторное слушание ролик «Баркарола» Шуберт

с/р работа в парах

«Музыкально – выразительные средства»

  1. темп –

  2. динамика –

  3. исполнение -

  4. аккомпанемент –

  5. характеристика музыки –

  6. впечатления –


- Делаем последние «фотографии» (раскрашиваем)

гондолы.

- Размещаем фотографии на стенде


Ребята закрывают глаза

- Наш авиалайнер идет на снижение, под нами Уральский хребет, желаю вам счастливого полета.

  • формирование умений аргументировать, высказывать свою точку зрения

  • умение передавать свое впечатление в рисунке.


  1. Этап подведения итогов занятия.






5

- Я приветствую вас на уральской земле.

- На встречает Наталья Викторовна!

- Мы вам привезли сюрприз из Италии.

- Нет, это не магнитик, это настоящий гондольер, он будет увещевать ваш слух прекрасным пением – Эти песни называются…. Баркаролы (песня на воде)

- А сейчас представляем вам отчет о поездке.

Отчет о поездке

- Каково эмоциональное состояние этих романсов?

- Спокойствие, умиротворение, блаженство.



Вывод:

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЯЗЫК НЕ ТРЕБУЕТ ПЕРЕВОДА, ОН ПОНЯТЕН ВСЕМ!

  • формирование умений аргументировать, высказывать свою точку зрения

  • обобщить знания полученные на уроке.

8. Этап рефлексии.


3

- Поскольку мы вернулись из путешествия по Венеции домой, уместно будет закончить урок песней «Дом»


исполнение песни «Дом»

  • Выразительное исполнение песни.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Проект урока музыки в 5 классе "Жанры вокальной музыки. Баркаролла"

Автор: Игонченкова Татьяна Владиславовна

Дата: 23.01.2015

Номер свидетельства: 159988


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства