Просмотр содержимого документа
«программа ускоренного курса обучения ансамблевому пению в рамках летней академии»
Пояснительная записка
Программа по предмету «Вокальный ансамбль» (академическое пение) предназначена для работы на период летней (зимней) академии искусств
Цель пения детей в вокальном ансамбле: способствовать творческой самореализации учащихся посредством ансамблевого исполнительства.
Задачи:
овладение техникой вокального исполнительства (певческое устойчивое дыхание на опоре, дикционные навыки, навыками четкой и ясной артикуляции, ровности звучания голоса на протяжении всего диапазона голоса),
обучение ансамблевому пению: умению слушать себя и партнера по ансамблю,
овладение навыками художественной выразительности исполнения, работа над словом, раскрытием художественного содержания и выявлением стилистических особенностей произведения (фразировкой, нюансировкой, агогикой, приемами вхождения в музыкальный образ, сценической, мимической выразительности),
развитие музыкальных способностей детей и потребности учащихся в вокальном пении как мотивационного компонента готовности к дальнейшему саморазвитию,
Вокальная музыка располагает достаточно большим количеством произведений, написанных для различных составов вокальных ансамблей. Большинство из них предполагает наличие ярких вокальных голосов, что создает некоторые сложности в использовании вокального репертуара, так как певческие возможности детского голоса ограничены.
Вся работа должна проводиться на доступном учащимся материале. Подбирать репертуар следует, учитывая вокальные данные учащихся, постепенно усложняя его.
Урок №1
Тема урока: Работа над дыханием. Правильное дыхание при пении.
Цель урока - научить обучающихся правильному дыханию при пении.
Задачи:
Добиться осознания значения дыхания в пении.
содействовать формированию интереса к обучению.
Спокойный, бесшумный вдох, правильное расходование дыхания на музыкальную фразу (постепенный выдох), смена дыхания между фразами, задержка дыхания, опертый звук, одновременный вдох перед началом пения, пение более длинных фраз без смены дыхания, быстрая смена дыхания между фразами в подвижном темпе.
Различный характер дыхания перед началом пения в зависимости от характера исполняемого произведения: медленное, быстрое. Смена дыхания в процессе пения (короткое и активное в быстрых произведениях, более спокойное, но также активное в медленных).
Упражнения
Сидя (стоя) 8 раз – выдох на согласных « С», «Ж», «З» короткий вдох через нос, равномерный выдох на звук «С» и «З», губы в полуулыбке, язык упирается в нижние зубы.
Медленный выдох на звуке. Спеть медленную фразу на экономном выдохе на одном звуке или вокальное упражнение.
Спеть фразу с длительным произношением слогов или слов.
Репертуар
Русская народная песня «Лен зеленой»
А. Усачев «Самовар»
Урок №2
Тема урока: работа над дикцией
Цель урока – Добиться четкой дикции в упражнениях и перенести навыки с упражнений на музыкальное произведение.
Задачи:
укрепление мышц артикуляционного аппарата (разборчивость речи, осмысленность, выравнивание гласных).
активизация мышц голосового аппарата, его подвижность.
воспитание навыков ясного, внятного, чёткого произношения слов и фраз.
Активность губ без напряжения лицевых мышц, элементарные приёмы артикуляции. Отнесение согласных к следующему слогу, короткое произношение согласных в конце слова, раздельное произношение одинаковых гласных, встречающихся в конце одного и в начале другого слова. Совершенное произношение текста, выделение логического ударения.
Дикционные упражнения.
Свободно опускать нижнюю челюсть до тех пор, пока между зубами не будет промежуток в два пальца.
Беззвучно, протяжно (на одном выдохе) произнести гласные звуки: ааааааааааааа
яяяяяяяяяяяяяя (расстояние между зубами в два пальца);
ооооооооооооо
ёёёёёёёёёёёёё (расстояние между зубами в один палец);
иииииииииииии (рот слегка открыт).
Слитно и протяжно произнести несколько гласных звуков на одном выдохе:
Аааааэээээ аааааеееее аааааиииии
Иииииааааа ооооояяяяя
аааааииииииооооо
иииииээээээаааааа аааааиииииэээээоооооо
Растянуть губы в улыбке без обнажения зубов. Растянуть губы в улыбке с обнажением зубов при закрытом рте. Плотно сомкнутые губы вытянуть вперед (как при свисте). Вытянуть губы вперед в форме трубочки. Попеременно чередовать вытягивание губ в трубочку с растягиванием их в улыбке. Поднять верхнюю губу, обнажив верхние зубы, затем опустите нижнюю губу, обнажив нижние зубы. Растянуть губы в улыбке и вытянув губы вперёд сделать «поцелуй». Протяжно произнести гласные звуки (сначала без голоса, но с подчеркнутой артикуляцией, затем с голосом):
ииииии (губы растянуты в улыбке);
оооооо (губы овалом);
уууууу (губы трубочкой).
Произнесите согласные звуки (сначала беззвучно, затем с голосом):
сссссс, зззззз (губы растянуты в улыбке);
шшшшшш, жжжжжж (губы вытянуты вперед овалом).
Репертуар
Е.Ботяров «Вернусь»,-сказал солдат»
М.Минков «Дорога добра»
Урок №3
Тема урока: Воспитание культуры звука
Цель урока- воспитание звуковой культуры.
Задачи:
Изучение различных аспектов звуковой стороны речи
формирование правильного звукопроизношения
Работа над правильным слово - произношением и словесным (фонетическим) ударением.
Репертуар
Немецкая детская песня «Музыкальная семья»
П.Чайковский «Мой Лизочек»
Урок №4
Тема урока: ансамбль и строй
Цель урока- добиться чистого и выразительного интонирования.
Задачи:
развитие музыкальных способностей детей и потребности учащихся в вокальном пении как мотивационного компонента готовности к дальнейшему саморазвитию.
обучение ансамблевому пению: умению слушать себя и партнера по ансамблю.
воспитание трудолюбия, целеустремлённости и упорства в достижении поставленных целей
Активный унисон (чистое и выразительное интонирование диатонических
ступеней лада), ритмическая устойчивость в умеренных темпах, соблюдение
динамической ровности при произнесении текста.
Репертуар
Й.Гайдн «Мы дружим с музыкой»
Б.Савельев «Неприятность эту мы переживем»(из м/ф «Прогулка кота Леопольда»)
Урок №5
Тема урока: Формирование исполнительских навыков
Цель урока- способствовать творческой самореализации учащихся посредством ансамблевого исполнительства.
Задачи:
Анализ словесного текста и его содержания, выразительное исполнение,
умение донести до слушателя характер и содержание исполняемого произведения.